Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предпосылки и структура языкового анализа и синтеза




Особенности формирования умений анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы

                                                Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические аспекты формирования умений анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы……………………...5

1.1. Предпосылки и структура языкового анализа и синтеза…………5

1.2. Приемы формированиянавыков анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы……………………………………………..10

Глава 2. Описание опыта работы по формированию умений анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы в условиях ДОУ…..

2.1. Диагностика уровня формирования умений анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы……………………………………..

2.2. Методические рекомендации по формированию умений анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы в условиях ДОУ…..

Заключение……………………………………………………………….

Библиографический список литературы…………………………………

 

Введение

Актуальность проблемы формирования умений звукового анализа и синтеза речи у дошкольников обусловлена тем, что данное умение является базовым при обучении детей в начальной школе и в дальнейшем служит залогом успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение. Проблема нарушений языкового анализа и синтеза речи у детей дошкольного возраста – одна из самых актуальных для дошкольного, а в дальнейшем и школьного обучения, поскольку степень сохранности различных форм языкового анализа и синтеза влияет на формирование устной и письменной речи ребенкаи определяет успешность овладения грамотой. Различают три формы языкового анализа и синтеза: фонематический (звуковой) анализ и синтез; слоговой анализ и синтез; деление предложений на слова и текста на предложения[28, с. 7].

За период дошкольного обучения дети с нормальным речевым развитием овладевают рядом новых знаний и умений. Они осознают, что речь состоит из слов, слова - из слогов, слоги - из звуков речи; обучаются выделению звуков речи из состава слова; понимают, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности, овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов - в слова, слов - в предложения, а также рядом понятий: «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква».Но в  силу ряда  причин к 6-7 годам у детей не всегда оказывается сформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка.

На этапе подготовки к школьному обучению необходима целенаправленная работа по формированию умений анализа и синтеза речи у детей дошкольного возраста.

Проблема формирования навыков звукового анализа у детей рассматривается в трудах известных педагогов и психологов: Н.Х. Швачкиной, Р.Е. Левиной, А.Н. Гвоздева, Д.Б. Эльконина, В.И. Бельтюкова.

 

Методологической основой исследования  является звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным[29] и доработанный Л.Е. Журовой применительно к обучению детей дошкольного возраста; работы, посвященные формированию фонематических процессов Г.А. Каше[11], Т.Б. Филичевой[21], Г.В. Чиркиной[26], Н.А. Чевелевой.

Важным методологическим положением, определяющим процесс формирования умений анализа и синтеза речи у детей дошкольного возраста, является понятие «зона ближайшего развития» (Л.С. Выготский), которое должно определять задачи для построения работы с детьми, имеющими разный уровень речевого развития.

Цель исследования: определить  особенности формирования умений анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы в условиях ДОУ.

Задачи исследования:

1.Сделать анализ теоретической и методической литературы по теме исследования.

2. Определить приемы работы по формированию умений анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы.

3. Провести диагностику умений анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы.

4.Разработать методические рекомендации по формированию умений анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы в условиях ДОУ.

Объект исследования: процесс развития речи детей дошкольного возраста

Предмет исследования: процесс формирования умений анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы.

Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации теоретического материала по проблеме формирования умений анализа и синтеза речи у дошкольников.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов в практике работы ДОУ.

Глава I. Теоретические аспекты анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы

Предпосылки и структура языкового анализа и синтеза

Одной из задач, которую ставит Федеральный Государственный Образовательный Стандарт перед педагогами дошкольного образования при реализации содержания образовательной области «Речевое развитие», является формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, так как готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребенка, т.е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала. Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания (Д.Б. Эльконин).

Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребёнок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки), а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) поэтапно. Затем происходит знакомство с обозначением звуков буквами. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Условием формирования умений анализа и синтеза речи является языковая способность. Языковая способность заключается в том, что она представляет собой особый род интеллектуальной и речевой активности, направленный на овладение языком как знаково-символической системой и проявляющийся в творческом использовании усвоенных ранее средств языка. Специфика языковой способности в том, что она формируется только в процессе общения взрослого и ребенка по поводу любой совместной деятельности, тесно связана с особенностями развития высших психических функций и в конечном счете определяет трудности в усвоении человеческой культуры [4, с. 33].

Языковой анализ и синтез относится к когнитивно-речевым умениям, не формирующимся спонтанно и требующим специальной работы по их формированию и развитию. Сложность такой работы заключается в том, что предпосылкой для успешного анализа и синтеза языковых явлений требуется как достаточно развитая речь, так и сформированные мыслительные процессы.

Дети седьмого года жизни овладевают произношением всех звуков родного языка, имеют достаточно развитое фонематическое восприятие. Дети умеют выделять звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки, требующие тонкой дифференцировки (с – з , с – ц, ш – ж, ч – щ, л – р).

Могут проявляться трудности в проговаривании многосложных слов

(лаборатория, велосипедисты, милиционер). Читая стихи, пересказывая литературные произведения дети пользуются различными средствами интонационной выразительности: темпом, ритмом речи, логическим ударением (изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от ситуации высказывания).

 В этом возрасте закрепляется и совершенствуется умение делить слова на слоги и производить звукобуквенный анализ слов. Ребенок различает понятия «слог», «слово», «предложение», придумывают предложения с заданным количеством слов. Вычленяет количество и последовательность слов в предложении. Знает буквы. Дифференцирует понятия «звук» и «буква», дает характеристику звукам (гласные – согласные, звонкие – глухие, твердые – мягкие, свистящие – шипящие). Устанавливает последовательность звуков в словах, делит слова на слоги, предложения на слова и т. д.

За небольшой промежуток добукварного обучения дети осваивают целый ряд знаний и умений. Им необходимо знать, что речь состоит из слов, слова - из слогов, слоги -из звуков речи; необходимо научиться выделять звуки речи, знать, что звуки находятся в слове в конкретном порядке; детям в некоторой степени необходимо освоить процесс соединения звуков в слоги, слогов - в слова, слов - в предложения; в этот период им нужно освоить ряд новых названий: «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква».

К семи годам ребенок:

- участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает слова, может написать свое имя печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству;

- в коллективных обсуждениях выдвигает гипотезы, использует речевые формы убеждения, владеет культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника;

- речь чистая, грамматически правильная, выразительная, владеет звуковым анализом слов.

Формирование фонетико - фонематической стороны речи у детей – это сложный процесс. При несформированности навыка звукового анализа у отдельных  детей отмечаются выпадение некоторых звуков или частей слова. По большей части пропускается часть слова, находящаяся в безударном положении, или согласный звук в словах со стечением двух или более согласных. Изредка можно услышать  и лишние звуки в слове (соленце, кошыка). Несформированность слоговой структуры слова говорит о том, что у детей отсутствуют в полной мере конкретные представления о звуковом составе слова. Восприятие звуков речи и выполнимость их анализа являются у детей, имеющих несформированность звукового анализа и синтеза, не связанные с нарушениями артикуляционного аппарата, неполноценными. Их неполноценность - результат снижения дифференцировочной функции, связанной с различением сходно произносимых звуков. Простой слуховой анализ слова на составляющие его фонемы, разделение предложения на изолированные слова для данных детей невыполнимо.

Несмотря  на абсолютно развитый речевой аппарат, речь у данных детей нередко формируется с отставанием, произношение фонем длительное время сохраняется дефектным, общее звучание речи неопределенным, нечетким, неправильно ставятся ударения. Эти свойства обусловлены нарушением функции звукового анализа. Сохранность этой функции дает возможность развитию правильного произношения. Часты, тем не менее, случаи, когда проблемы в устной речи до известной степени устраняются ребенком само собой, он уже не находит явных нарушений произношения, а только общую ее смазанность и невнятность.

Рассматривая данные сведения, можно утверждать, что расстройство слухового восприятия, неполное овладение звуковым составом слова - следствие, как неразборчивого произношения звуков, так и малоудовлетворительного звукового анализа.

Вместе с тем, дети, с несформированным навыком звукового анализа и синтеза, испытывают огромные сложности в словообразовании. Среди них можно указать на погрешности при образовании уменьшительной формы имён существительных, образовании прилагательных от существительных и т.д.

Несформированность навыков звукового анализа и синтеза не только является результатом расстройства устной речи, но и понижает готовность дошкольника к усвоению чтением и письмом.

Как утверждается в ряде определенных исследований (Т.Г. Егоров, Л.Ф. Спирова и др.), дети, поступающие в школу с хорошо формированной речью, владеют некоторой готовностью к анализу и синтезу звукового состава речи. К примеру, когда ребёнку дается какое-нибудь задание по речезвуковому анализу, он с ним справляется без особых проблем. Готовность ребёнка к звуковому анализу и синтезу речи постигается в процессе развития устной речи. Осмысленное же освоение этого процесса осуществляется в школе.

Упражнение на выделение фонемы из состава слова и определение положения звука в слове впервые дается ребёнку в начале обучения грамоте; до этого момента звуковой состав слова, так же как и процесс произношения, ребёнком не осмысливается.

Наиболее частой и типичной ошибкой для детей с несформированным звуковым анализом и синтезом, является замена одних букв другими, следующим видом ошибок является пропуск букв. Как правило, дети с нарушением звуковой стороны речи совсем не слышат гласного в позиции после согласного. Данные сложности отражаются в письме.

Помимо названных видов ошибок, в письме детей с нарушенным произношением часто отмечаются смешение букв, пропуск слогов, вставки дополнительных букв, целое искажение слов. Следствием данных ошибок равным образом является проблемы в анализе звукового состава речи.

Дисграфия, обусловленная нарушениями звукового анализа и синтеза, является наиболее распространённой среди специфических нарушений письма.

У детей с подобными расстройствами в письме появляются многочисленные пропуски букв (чаще гласных и реже – согласных) и перестановки букв и слогов, нарушается деление текста на предложения (отсутствуют точки и заглавные буквы) и предложения на слова. В этом случае часть слова пишется отдельно или два и более слов пишутся слитно.

В основе таких нарушений лежит целый ряд причин. Одна из них – несформированность навыка анализа и синтеза слов и предложений.

Н.Х. Швачкин процесс восприятия речи делит на 2 стадии[27, с. 211]:

- дофонемная (от рождения до 1 года);

- фонемная (соответственно после года).

Фонемная стадия. «Фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения». До этого момента ребёнок узнавал слова по звуковому рисунку, а с этого момента начал различать фонемы. Сначала контрастные, затем сложные и последними различает акустически близкие.

С 4-х лет ребёнок способен выделить звук на фоне слова.

С 5-ти лет - выделить ударный гласный в начале слова.

С 6-ти лет:

- определить первый согласный звук в слове (дом, булка и др.);

- определить последний звук в слове (сыр);

- определить согласный в середине;

- определить последовательность звуков в слове (мак);

- определить количество звуков в слове;

Полным фонематическим анализом ребёнок овладевает в процессе обучения грамоте [7, с. 49].

Навык языкового анализа и синтеза является одной из форм интеллектуальной деятельности. Освоение его зависит как от уровня языковой зрелости, так и от состояния интеллектуальных способностей и предпосылок интеллекта.

В возрасте 3 - 7 лет развивается навык слухового контроля над своим произношением [10, с. 134].

А.Н. Гвоздев рассматривает усвоение слогового состава слова и останавливается на особенностях слоговой структуры русских слов, заключающейся в том, что сила безударных слогов в ней неодинакова. При овладении слоговой структурой ребенок учится воспроизводить слоги слова в порядке их сравнительной силы; сначала из всего слова передается только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги. Опускание слабых безударных слогов препятствует усвоению входящих в них звуков, и поэтому судьба разных звуков и звукосочетаний связана с усвоением слоговой структуры. Сравнительную силу слогов Гвоздев называет «главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других». Как известно, слова состоят из нескольких слогов, имея своим центром ударный слог, характеризуемый наибольшей силой и четкостью произношения, к нему примыкают безударные слоги, обладающие меньшей силой. Для слоговой структуры русских слов характерно, что сила безударных слогов неодинакова: среди них наиболее сильным является первый предударный слог. Эти особенности слоговой структуры слова очень отчетливо сказываются на воспроизведении слов ребенком. Ребенок не сразу овладевает умением воспроизводить все слоги слова: в течение определенного периода наблюдается пропуск (элизия) слогов [7, с. 35].

Подготовительная группа (6 - 7лет)

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха:

- автоматизация и дифференциация сложных для произношения звуков в речи;

- коррекция имеющихся нарушений в звукопроизношении.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте:

- освоение звукового анализа четырехзвуковых и пятизвуковых слов (лиса, слон, аист, школа): интонационное выделение звуков в слове, определение их последовательности, характеристика звуков (гласный -согласный, согласный твердый - согласный мягкий), составление схемы слова, выделение ударного гласного звука в слове;

- освоение умений: определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов;

- ориентация на листе, выполнения графических диктантов;

- выполнения штриховки в разных направлениях, обводки; чтения простых слов и фраз;

- разгадывания детских кроссвордов и решения ребусов;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой.

Работа в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на определенные тактильные и слуховые чувства, также помогает осмысленному освоению звуками речи, что играет огромную роль для подготовки к обучению грамоте. Внедрение в созданную Г. А. Каше комплекс упражнений, подразумевающих анализ и синтез звукового состава слова, предусматривало решение сразу двух задач - ускорить процесс звукообразования и подготовить детей к овладению грамотой. Вслед за постановкой звуков одновременно с тренировочными заданиями, нацеленными на закрепление произношения, необходимо обучать детей дифференцировать звуки и выделять их в составе слова. Наряду с этим необходимо  отрабатывать лишь те звуки, которые неверно произносятся или неверно используется в речи [12, с. 29].

Необходимо также вести целенаправленную работу по формированию умений дифференцировать между собой звуки речи, как гласные, так и согласные; находить тот или иной звук из структуры слова; делить слова на слоги, а слоги на звуки; связывать звуки в слоги и слова; определять  порядок звуков в слове; делить предложения на слова.

Таким образом, одной из ведущих задач речевого развития дошкольников в подготовительной к школе группе является формирование умений анализа и синтеза речи.

 

1.2.Приемы формированиянавыков анализа и синтеза речи у детей подготовительной к школе группы

Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. С другой стороны, навыки звукобуквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу способствуют закреплению навыков произношения и усвоению сознательного чтения и письма. Специальные исследования Р. Е. Левиной (1968 г.), Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелёвой, Г. Н. Чиркиной (1989 г.) показали, что существует связь между различием звуков и запоминанием их графического обозначения. А это обозначает, что анализ звучащей и произносимой речи является исходным моментом в обучении детей чтению и письму [2, с. 3]. Поэтому с первого и до последнего занятия по развитию речи и обучению грамоте в детском саду, а затем и на начальном этапе обучения в школе дети вычленяют из речи звуки, слоги, предложения, делят их на слова, в словах определяют количество слогов, особо выделяя ударный, устанавливают количество, последовательность звуков и характер их связи в слогах и слове в целом [1, с. 286].

Многие авторы (И.Н. Садовникова, Л,В. Ястребова, Л.Г. Парамонова и др.) описывают многочисленные игры и упражнения на развитие речевых навыков и функций(Приложение 1). Но следует отметить, что акцент необходимо делать на операциях со слогами. Могут быть использованы следующие упражнения: отхлопывание слоговой структуры слова; игра «Зашифрованное слово»; игра «Телеграф» (логопед отстукивает слоговую структуру слова, ученик должен догадаться по слоговому рисунку, что загадал логопед); игра «Магнитофон» (педагог поочерёдно называет слоги, паузы, между которыми заполняет слуховой информацией); игра «Собери слово в корзинку» (педагог называет слоги в разбивку, ученик должен назвать слово).

Данные занятия можно выполнять с помощью мяча: услышав звук А,

стукни мячом об пол; услышав гласный звук из ряда звуков – подбрось мяч вверх; придумай слово на звук и брось мяч педагогу; придумай предложение из 2-х, 3-х слов, отбивая каждое слово мячом и т.п.

При этом достигается несколько целей: во-первых, игры с мячом побуждают ребёнка к ответному действию, во-вторых, развивают быстроту реакций; в-третьих, вызывают интерес.

 

Заключение

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования), ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, творческие рассказы; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа слов, анализа предложений, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности; у него сформирован грамматический строй речи, он владеет разными способами словообразования.

Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза.

1. Закрепление знания признаков гласных и согласных звуков, умения различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданный звук.

2. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных и умения дифференцировать согласные звуки по этим признакам, а так же по акустическим признакам и месту образования.

3. Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, совершать звуковой анализ и синтез слов типа мак, осы, лис.

4. Формирование умения производить звуковой анализ и синтез слов типа лужа, клык, бобр, липа, лист, клин.

 

 

Список литературы

1.   Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольни- ков: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издатель-ский центр «Академия», 2000. – 400 с.

2. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий как основа использования нейропсихологических методов коле // I-я Международная конференция памяти А.Р. Лурия. М., 1998.

3. Багрова НД. Фактор времени в восприятии человеком. Л, 1980.

4. Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы / Е. Д. Божович // Вопросы психологии. – 1997. – № 1. – С. 33–44.

5. Быкова, И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие / И.А. Быкова – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 112 с.

6. Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика: учебное пособие для студентов. М. АСТ: Астрель, 2005.

7.   Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - СПб.: Изд. РГПУ, 2008. – 250 с.

8.   Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. - В кн.: «Вопросы изучения детской речи». М., 1961, 49-148 с.

9.   Дошкольная логопедическая служба / Под ред. О.А. Степановой. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.

10. Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л.Е Журова, Д.Б. Эльконин// Сенсорное воспитание дошкольников. - 1963.- № 2.- С. 134-138

11.   Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985, - 207 с.

12.  Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985, - 207 с.

13. Колесникова, Е.В. Программа: От звука к букве (из опыта работы). Обучение грамоте детей дошкольного возраста / Е.В. Колесникова - М.: Издательство «Ювента», 2003.- 48 с. 

14. Лурия А.Р. Психологическое содержание процесса письма / А.Р. Лурия.-М.: Учпедгиз, 1956. - С. 625.

15. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М., 1993.

16. Мамаева, В.В. Чтение. Азбука-классика/ В.В. Мамаева.- СПб, 2010. – 54 с.

17. Нарцева, Т.С. Авторская педагогическая разработка «Звукарёнок» / Т.С. Нарцева. - утверждена и рекомендована к использованию в дошкольных учреждениях Шелеховского района районным экспертным советом по инновационной деятельности - протокол № 51 от 19.09.2012 г.

18. Сомкова, О.Н. Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство»/ О.Н. Сомкова. - СПб, «Детство-пресс», 2013. – 97 с.

19. Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л. Б. Халиловой. – М.: Экономика, 1997. – 304 с.

20.   Филатова И.А. Диагностика и формирование зрительного и оптико-пространственного гнозиса. – Екатеринбург, 2000.

21.   Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, 2008. – 60 с.

22. Цуканова, С.П. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, 1 период обучения/ С.П. Цуканова. - ГНОМ и Д, М., 2007. – 64 с.

23. Цуканова, С.П. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраст, 2 период обучения/ С.П. Цуканова. - ГНОМ и Д, М., 2007. – 62 с.

24. Цуканова, С.П. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. 3 период обучения/ С.П. Цуканова. - ГНОМ и Д, М., 2007. – 64 с.

25.   Чернова Н. В. Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей логопедической группы // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. - №3. - С. 90-92. - URL https://moluch.ru/th/1/archive/12/349/ (дата обращения: 16.12.2017).

26.   Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. 3-е изд., доп. М. АРКТИ, 2003. 240 с.

27. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие. Составление К.Ф. Седова. М. Лабиринт, 2004. – 330 с.

28. Щемерова Н.Н. Дерова С.А. Особенности обучения старших дошкольников анализу и синтезу предложений Проблемы развития современной науки 15 апреля 2016.

29. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М.: 2000. С.57.

 

 

Приложение 1

Упражнения на развитие последовательных действий (используются 3-5 шаговые инструкции – нужно запомнить и повторить).

1. Задания из 4-х шагов: возьми ручку, встань, подойди к доске, положи ручку на пол.

2. Задание 3-х шаговое: от данной точки нарисуй 3 клетки вправо, 3клетки вниз, 3 клетки влево. Что получилось?

3. Задание 4-х шаговое (письменное): нарисовать точку в центре круга, 3 клетки влево, 2 вверх, 3 вправо. Дорисовать рисунок.

Упражнения на развитие навыков пространственных последовательностей (запоминание или сравнение рядов изображений фигур, которые отличаются формой, цветом и т.д.)

1. Собери бусы по памяти (5-6 элементов);

2. «Живые цепочки». Логопед строит детей по командам, у каждого спрятана буква. Звучит музыка – дети разбегаются, по сигналу ведущие собирают цепочки (слова); если правильно – появляются слова «хорошо», «молодец», «браво» и т.п.

3. Запомни карточку из 4-7 фигур и найди такую же.

4. Запомни расположение 2-4 фигурок и нарисуй их (за 30 секунд).

Упражнения на развитие навыков анализа и воспроизведение временных последовательностей

1. Отстукивание ритмов.

2. На рифленой бумаге повторить ритм рисунок (на ударение).

3. Зарядка (последовательность движений от 3 до 6).

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 347.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...