Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание 4. Пейзажная лирика Ф.Тютчева (срок – 22 февраля)




А.Вампилов «Старший сын»

Б.Екимов «Говори, мама, говори»

Г.Щербакова «Вам и не снилось»

К. Паустовский «Телеграмма»

И.С.Тургенев «Отцы и дети»

 и написать сочинение по выбранной вами теме:

1. Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса.

2. Какие семейные ценности помогут решить проблему «отцов» и «детей»?

3. Кто должен идти на компромисс: родители или дети?

4. Как «дети» должны относиться к «отцам»?

5. Что лежит в основе отношений «отцов» и «детей»: возрастные, социальные, психологические противоречия?

 

Структура сочинения:

I. Вступление – формулировка темы.

Вступление занимает первый абзац. Оно должно быть чётким и лаконичным.

II. Основная часть – раскрытие темы сочинения, аргументы, доказывающие вашу точку зрения.

Основная часть состоит и четырёх абзацев, в которых вы приводите примеры из литературных произведений, рассуждаете по теме. Основная часть строится по следующей схеме: тезис – 1 литературный аргумент, 2 литературный аргумент - мини-вывод.

III. Заключение – обобщение ваших мыслей.

Заключение – последний абзац сочинения, неразрывно связанный со вступлением.

 

Клише, которые помогут последовательно изложить мысли в сочинении.

Часть сочинения Клише
Вступление С давних времён люди задумывались над вопросом … Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о …. Как следует относиться к …? Для чего нужно…? (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль). Я считаю, что… На мой взгляд, ….
Переход от вступления к основной части Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы. Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы. В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.
Основная часть  
Тезис Многие писатели рассуждали об этих вопросах (проблемах) в своих произведениях. Например, … Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы. Не случайно многие писатели обращались к теме (проблеме взаимоотношений между друзьями и т.п.) …
Аргумент Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) … Вспомним произведение (название и ФИО автора) ... Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) … Автор повествует о … Писатель описывает… Писатель рассказывает о … В этом произведении в центре стоит… Главный герой (героиня) …
Мини-вывод Автор считает, что… Поэт думает, что… Писатель обращает внимание читателя (на что?) … Автор акцентирует внимание (на чём?), детально описывая (кого? что?) …
Переход ко второму литературному примеру Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора) Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения. Также к теме (проблеме чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).
Заключение Таким образом, можно сделать вывод: … Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать… Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что… В заключение хочется отметить… В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата). На мой взгляд, именно … Мне бы хотелось верить, что… Хотелось бы, чтобы люди задумались… Давайте будем…

 

Задание 2. Написать сочинение-анализ эпизода романа«Роль эпизода смерти Базарова в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”» (срок – 22 февраля) .

Проанализировать эпизод — значит:

• определить взаимоотношения персонажей до этого эпизода произведения (это необходимо сделать, так как действие в произведении разворачивается непрерывно, и отношения действующих лиц в каждый момент уже не таковы, какими они были до того, как этот момент наступил);

• уяснить, что даёт эта сцена для понимания характеров действующих лиц, их душевного состояния;

• показать, с помощью каких приёмов в данном эпизоде раскрываются характеры;

• сделать вывод о выявленных по ходу анализа сцены чертах характера, нравственных качествах, идеалах, жизненных целях персонажей;

• определить, какова роль данного эпизода в развитии действия или конфликта произведения в целом;

• понять значение этой сцены в раскрытии идейного содержания всего произведения.

 

Памятка «Сочинение-анализ эпизода художественного произведения»

Сочинение-анализ эпизода художественного произведения

Вы должны:

• охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия? (это — экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения?)

• охарактеризовать героев — участников эпизода; их отношение к событию; к вопросу (проблеме); друг к другу;

• кратко проанализировать речь участников диалога;

• сделать разбор авторских ремарок (пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев);

• выявить особенности поведения персонажей; проследить смену настроений, чувств героев, мотивировку их поступков;

• проследить логику развития авторской мысли;

• отметить художественные средства, создающие в этом эпизоде его эмоциональную атмосферу;

• сформулировать основную мысль (авторскую идею) эпизода;

• показать роль эпизода в произведении, то, как он связан с другими эпизодами;

• показать роль эпизода в раскрытии авторского замысла.

Не заменять анализ эпизода его пересказом!

Задание 3.

· Как вы думаете, чем можно объяснить возникновение жарких споров и противоречивых мнений о романе И. С. Тургенева?

· С кем из критиков романа «Отцы и дети» вы согласны? Чью точку зрения не разделяете? Аргументируйте свой ответ. (письменно, объем – 200-300 слов)(срок – 22 февраля)

Карточка № 1

…Всё внимание автора обращено на главного героя и других действующих лиц,— впрочем, не на их личности, не на их душевные движения, чувства и страсти, а почти исключительно на их разговоры и рассуждения…

О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. (асмодей — дух ада, дьявол)

…И от этого в целом выходит не характер, не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечной головкой и гигантским ртом, миленьким лицом и пребольшущим носом, и притом карикатура самая злостная.

…В новом произведении г. Тургенева нет даже того психологического анализа, с которым он, бывало, прежде разбирал игру чувств у своих героев и который приятно щекотал чувство читателя; нет художественных изображений картин природы, которыми действительно нельзя было не залюбоваться и которые доставляли всякому читателю несколько минут наслаждения чистого и спокойного и невольно располагали его симпатизировать автору и благодарить его.

…Роман есть не что иное, как беспощадная, разрушительная критика молодого поколения

…автор находит свой идеал совершенно в ином месте, именно в «отцах», в более или менее старом поколении.

(М. А. Антонович «Асмодей нашего времени»)

Карточка № 2

…Новый роман Тургенева даёт нам всё то, чем мы привыкли наслаждаться в его произведениях. Художественная отделка безукоризненно хороша. …Роман Тургенева, кроме своей художественной красоты, замечателен ещё тем, что он шевелит ум, наводит на размышления, хотя сам по себе не разрешает никакого вопроса и даже освещает ярким светом не столько выводимые явления, сколько отношения автора к этим самым явлениям.

…Базаров, человек сильный по уму и по характеру, составляет центр всего романа. Он — представитель нашего молодого поколения; в его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах; и образ этого человека ярко и отчётливо вырисовывается перед воображением читателя.

На людей, подобных Базарову, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность — решительно необходимо.

…Базаров чрезвычайно самолюбив, но самолюбие его незаметно именно вследствие своей громадности.

 …Если базаровщина — болезнь, то она болезнь нашего времени, и её приходится выстрадать, несмотря ни на какие паллиативы* (* Паллиатив — полумера, средство, не излечивающее болезнь, а лишь на время смягчающее её симптомы и ампутации.) Относитесь к базаровщине как угодно — это ваше дело; а остановить — не остановите; это та же холера.

…Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу, признал его перевес над окружающими людьми и сам принёс ему полную дань уважения. Из Базаровых, при известных обстоятельствах, вырабатываются великие исторические деятели…

…Не имея возможности показать нам, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает. Этого на первый раз довольно, чтобы составить себе понятие о силах Базарова, о тех силах, которых полное развитие могло обозначиться только жизнью, борьбою, действиями и результатами.

…Умереть так, как умер Базаров,— всё равно что сделать великий подвиг. Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева…

…Создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в прах и вместо того отдал ему полную дань справедливого уважения. Он хотел сказать: наше молодое поколение идёт по ложной дороге, и сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда.

…Базаров не оплошал, и смысл романа вышел такой: теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самых увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни».

(Д. И. Писарев «Базаров»)

Карточка № 3

…Базаров есть тип, идеал, явление, возведённое в перл создания; понятно, что он стоит выше действительных явлений базаровщины.

…Базаров прямо отрицает искусство, но отрицает его потому, что глубже понимает его. Искусство всегда носит в себе элемент примирения, тогда как Базаров вовсе не желает примиряться с жизнью. Искусство есть идеализм, созерцание, отречение от жизни и поклонение идеалам; Базаров же реалист, не созерцатель, а деятель, признающий одни действительные явления и отрицающий идеалы.

 …Базаров не охотник до споров и разглагольствий и не придаёт им большой цены. Он видит, что логикой много взять нельзя; он старается больше действовать личным примером и уверен, что Базаровы сами собою народятся в изобилии, как рождаются известные растения там, где есть их семена.

…Базаров вышел человеком простым, чуждым всякой изломанности, и вместе крепким, могучим душою и телом. Всё в нём необыкновенно идёт к его сильной натуре. Весьма замечательно, что он, так сказать, более русский, чем все остальные лица романа. Базаров есть первое сильное лицо, первый цельный характер, явившийся в русской литературе из среды так называемого образованного общества. Кто этого не ценит, кто не понимает всей важности такого явления, тот пусть лучше не судит о нашей литературе.

…Живой, цельный человек схвачен автором в каждом действии, в каждом движении Базарова. Вот великое достоинство романа, которое содержит в себе главный его смысл и которого не заметили наши поспешные нравоучители.

…Базаров есть прямой, непосредственный продолжатель Онегиных, Печориных, Рудиных, Лаврецких. Точно так, как они, он живёт пока в умственной сфере и на неё тратит душевные силы. Но в нём жажда деятельности уже дошла до последней, крайней степени; его теория вся состоит в прямом требовании дела; его настроение таково, что он неизбежно схватится за это дело при первом удобном случае.

…Тургенев же имел притязания и дерзость создать роман, имеющий всевозможные направления; поклонник вечной истины, вечной красоты, он имел гордую цель во временном указать на вечное и написал роман не прогрессивный и не ретроградный, а, так сказать, всегдашний….Смена поколений — вот наружная тема романа. Если Тургенев изобразил не всех отцов и детей или не тех отцов и детей, каких хотелось бы другим, то вообще отцов и вообще детей, и отношение между этими двумя поколениями он изобразил превосходно.

(Н. Н. Страхов «Отцы и дети»)

Задание 4. Пейзажная лирика Ф.Тютчева (срок – 22 февраля)

«О чем ты воешь, ветр ночной?..»

«Тени сизые смесились…»

«Не то, что мните вы, природа…»

«Природа – сфинкс. И тем она сильней…»

· В чем проявилось своеобразие подхода Тютчева к природе?

· Каковы ведущие мотивы, доминирующие в пейзажной лирике?

· Проанализируйте одно из пейзажных стихотворений поэта по плану:

1. Идея, эмоции, образы, мотивы

2. Лексика морфология, синтаксис (Трошева стр.102-106)

3. Стихотворный размер. Звукопись (Трошева стр.106-107)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 260.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...