Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Прочитайте фрагмент рецензии. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.




ЗАДАНИЕ 24. СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

1. «Ф. Искандер приглашает нас к разговору о такой нравственной категории, как брезгливость, используя форму глагола поговорим. Нравственная брезгливость развивается в обществе, по мнению автора, вместе с религией и культурой. А для сегодняшней России проблемы культуры и псевдокультуры являются особенно актуальными. Поэтому тексту свойственны многие черты публицистического стиля, среди которых (А)… («вседозволенность», «нравственность», «псевдокультура», «средства массовой информации» и др.), соседствующая с (Б)… («пичкают»), а также обилие (В) … (например, предложения 3, 10, 12). Интересен и такой синтаксический приём, как (Г) … (предложения 22–23)».

Список терминов: 1) вопросительные предложения; 2) метафоры 3) ирония, 4) ряды однородных членов, 5) разговорная лексика, 6) публицистическая лексика, 7) антитеза, 8) парцелляция, 9) гипербола

Текст для справки: (3)Откуда она вообще взялась? (10)Не обязаны ли мы более всего Евангелию за то отвращение, которое мы испытываем к предательству? (12)И хотя поток доносов достаточно мощен до сих пор, но не был бы он ещё более мощным, если бы люди не содрогались, уподобляя себя Иуде? (22)Техническое развитие человеческого ума вырвалось вперёд, оторвалось от культуры и грозит человечеству гибелью то ли от рук террористов, то ли от рук безумного диктатора, овладевшего атомным оружием. (23)То ли просто от нового варварства вседозволенности псевдокультуры, которой народ пичкают глупые книги и средства массовой информации и которую народ активно поглощает и потому, что она примитивная, и потому, что она поощряет низменные человеческие инстинкты.

 

2. «Уже первое предложение текста заключает в себе проблему, над которой размышляет С. Львов. Проблему, которую каждый решает для себя сам. Поэтому в тексте нередки (А) … (предложения 1, 46, 47). Автор вспоминает свою молодость в предвоенное время и известных российских литераторов, с которыми он был знаком. Реалии и детали быта ушедшей эпохи представлены при помощи многочисленных (Б) … (например, в предложениях 4, 5, 19), а воспоминания окрашены в грустные лирические тона, что передаётся (В) … (предложения 19, 20, 31). Живые интонации повествования создаются также и (Г) … (предложения 5–6)».

Список терминов:1) разговорные конструкции, 2) ряды однородных членов, 3) парцелляция, 4) обособленные члены предложения, 5) восклицательные предложения, 6) антонимы, 7) олицетворение, 8) синтаксический параллелизм, 9) вопросительные предложения

Текст для справки:(1)Быть или казаться? (4)Так появились выражения: «поэтическая причёска», «актёрская физиономия», «художественный беспорядок». (5)Поэтические кудри до плеч, бархатные куртки и банты художников, шевелюры музыкантов описаны в литературе, запечатлены в живописи и на фотографиях. (6)Высмеяны в карикатурах и эпиграммах. (19)Какие скромные костюмы, пиджаки, куртки, кепки, рубашки! (20)И какие прекрасные, незаурядные лица! (31)Читали, хохотали, но продолжали носить изделия «Москвошвея»,— а куда денешься! (46)Почувствуют ли это сходство мои товарищи? (47)Примирит ли оно с моим пугающим видом любимую девушку?

 

3. «Используя жанр философской сказки, Феликс Кривин с помощью различных форм передачи чужой речи, таких как (А) … (предложения 41–52) и (Б) … (предложения 58, 62), приближает повествование к читателю. Ключевые слова, важные для понимания смысла сказки, выделены автором с помощью (В) … («не то» в предложениях 72–74). Выразительность тексту придаёт (Г) … (предложение 71)».

Список терминов: 1) метафора, 2) метонимия, 3) ирония, 4) лексический повтор, 5) диалог, 6) ряды однородных членов, 7) риторический вопрос, 8) прямая речь, 9) парцелляция

Текст для справки: (42)– Здравствуй, — сказал старик, — ты меня, кажется, звал?

(43)– Кто вы такой? — удивился Художник.

(44)– Ты, видно, меня не узнал, — огорчился старик. (45)– Вспомни портрет, который ты когда-то нарисовал.

(46)– Не говорите мне о моих работах, — попросил Художник. (47)– Ничего у меня с ними не получается, сколько ни бьюсь. (48) И почему только всем нравятся мои картины?

(49)– Как это всем? — возразил старик. (50)– Мне, например, не особенно нравятся.

(51)– Вам не нравятся мои картины? — спросил Художник, не в силах скрыть своего удивления.

(52)– А что ж тут такого? (53)Ведь тебе они тоже не нравятся.

(58)«Если бы старик увидел эти картины, — думал он, — они бы, наверно, ему понравились».

(62)«Что это за рисунок? — подумал он. (63)— Я его совсем не помню».

(71)– Разве это мои картины? (72)Нет, это не то! (73)Не то! (74)Не то, не то, не то!..

 

4. «В нашей современной жизни достаточно часто можно встретить женщин, подобных героине из рассказа В. Суслова: лучшие чиновницы, успешные бизнесвумен – те, которые всегда и во всём должны быть первыми. Описывая рядовую житейскую ситуацию, автор использует яркие средства выразительности – как лексические, например (А)… («наверняка», «мужики», «бабы»), (Б)… («жизнь вертелась», «жизненный путь», «расчищать дорогу»), так и синтаксические: (В)… (в предложениях 2, 31, 38) и (Г)… (предложения 12, 16, 23)».

Список терминов:1) однородные члены предложения, 2) парцелляция, 3) восклицательные предложения, 4) метафора, 5) литота, 6) вводные слова, 7) анафора, 8) разговорные слова, 9)

оксюморон

Текст для справки: (2)Надеюсь, навсегда. (12)Запьёшь однозначно! (16)И это осталось с тобой навсегда: быть лучше всех! (23)На все мои советы и предложения ты реагировала одинаково: пренебрежительно кривила рот и пожимала плечами – нашёлся советчик! (31)Ты не понимаешь, как можно на кого-либо равняться, хотя бы, например, в умении одеваться или в кулинарных вопросах. (38)Плохо, конечно, что за профессиональную честность и порядочность в нашей стране платят немного.

5. «Когда ребёнок начинает думать о близких ему людях, когда он отказывается от самого заветного и желанного, тогда, очевидно, и происходит его взросление. И в годы тяжёлых военных испытаний маленький человечек рано становится взрослым. Эти мысли Юрий Яковлев выразил в простой и доступной форме, которая создаётся использованием (А) … (предложения 14–19), (Б) … («хлебушек», «целёхонький», «рожица»), В …. («гостинец», «буркнул»). Автор прибегает и к такому средству выразительности, как (В) … («солнышко» в предложении 70), и к многочисленным (Г) … (в предложениях 3, 34, 35)».

Список терминов: 1) фразеологизмы, 2) сравнение, 3) перифраз, 4) парцелляция, 5) диалог, 6) антонимы, 7) метафоры, 8) синтаксический параллелизм, 9) разговорная и просторечная лексика, 10) эмоционально-оценочные слова

Текст для справки:(3)Черноволосый, нестриженый, взъерошенный, с проступающими рёбрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка.

(14)– Эй, хозяин, пойди-ка сюда. (15)Хлебушка хочешь?

(16)Мальчику захотелось крикнуть: «Хочу! Хочу!» (17)Но к горлу подкатил ком. (18)Он не мог произнести ни слова и молча глотал слюну.

(19)– Ты, наверно, плотно поужинал?

(32)Когда собрали первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. (33)Коржи были пахучие, румяные. (34)Бабушка смазала их масляным пёрышком и посыпала солью, крупной, как толчёное стекло. (35)От коржей шёл жар, и они светились, как два маленьких посоленных солнца.

(68)Она ничего не сказала. (69)Положила нежданный гостинец перед внуком.(70)Румяное, густо посыпанное солью солнышко ослепило мальчика. (71)Он проглотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу.

 

6.«Сказка Е. Пермяка в аллегорической форме поднимает серьёзные философские проблемы. Она построена на использовании такого тропа, как (А) …  (например, предложения 2, 8 и др.). Форма устного сказа и динамика повествования создаётся не только синтаксическими средствами выразительности, среди которых многочисленные (Б) …  (предложения 22–23, 29–30), (В) … (предложения 12, 13, 15, 34 и др.), но и лексическими: (Г) … («суд да дело», «говорить нечего», «само собой»)».

Список терминов:1) ряды однородных членов предложения, 2) разговорные конструкции, 3) оксюморон, 4) парцелляция, 5) обособленные члены предложения, 6) антонимы, 7) олицетворение, 8) синтаксический параллелизм, 9) фразеологизмы

Текст для справки:(2)Хлопотливая осень пожаловала и ну ветрами сдувать зелёное платье с берёз, семена из них вымолачивать да в сырую землю хоронить. (8)Проспали семена до тёплых весенних дней и пошли в рост. (12)Ну, а про Крапиву и говорить нечего. (13)Дай только ей, хапуге, волю, она и на крыше дома вырастет, бессовестная. (15)Хоть и не ах какую — не выше лесного ландыша,— всё же росточки о три листочка поднялись. (22)Тогда Гадюка своё ядовитое слово вставила. (23)Свою подлую змеиную мудрость стала выказывать… (29)Их устрашали, а они росли. (30)В тесноте, в темноте, в обиде. (34)Шипи не шипи, квакай не квакай, а молодой Березняк растёт себе да растёт.

7.«Основным приёмом, на котором построен текст В. Астафьева, является (А) …: описание жизнерадостной девочки, кормящей голубей, сменяется страшной картиной гибели птиц. С болью рассказывает автор о бессмысленной жестокости человека, используя такой приём, как (Б)… («“борцы” за здоровье людей» в предложении 8). Авторское отношение к изображаемому передано также с помощью (В)____ (предложение 10), а также (Г)… (предложение 15)».

Список терминов: 1) метафора, 2) эпитет, 3) ирония, 4) антитеза, 5) парцелляция, 6) ряды однородных членов, 7) риторическое восклицание, 8) цитирование, 9) анафора

Текст для справки:(1)Девочка в красном пальтишке, меховых башмаках и пуховой шапочке кормила голубей из кулька. (2)И они кружились вокруг девочки хороводом, раздув зобы, хлопаясь, долбя друг дружку, оттирая боком. (3)Девочка смеялась, сыпала крупу и всё повторяла: (4)«У, какие!..»(5)А на скамейке сидел её отец, курил, жмурился от несильного, но уже пригревающего солнца и поощрял девочку, хвалил её за усердие. (6)А ночью он сгрёб лопатою мёртвых голубей в кузов машины и, когда нагрёб их полный кузов, отвёз на свалку и сжёг там.(8)И когда я услышал от этого спокойного отца, спокойно рассказывающего о том, как «несмышлёная» девочка кормила голубей отравленной пищей, полученной им в санэпидстанции, потому что голуби стали болеть, могли заразить людей и животных, и нужно было их истребить, то я вспомнил, как в другом месте, другие «борцы» за здоровье людей обсыпали предвесенний лес дустом, чтобы убить энцефалитного клеща. (9)Но клеща в эту пору не убить: он, оцепенев, спит в гнилых пеньях, колодинах и под корой, а вот птицу в той местности истребили всю подчистую.(10)А птицы там было, птицы! (15)«Боже, милосердия ми воздаждь… и милосердия ми воздаждь… и милосердия…»

8.«Любая проблема, как правило, имеет две стороны. И проблема стариков не исключение. Леонид Жуховицкий задаёт в своём тексте вопросы о том, зачем нужны старики, и даёт на них ответы. Яркая и актуальная публицистика Жуховицкого основывается на таких лексических средствах выразительности, как (А)… («крохотные радости», «священная книга», «досадная помеха»), (Б)…(например, в предложении 33), (В)… («солнышко», «блажь», «уйма», «сказочка», «мальчишка»). Частотны в тексте и (Г)… (предложения 3, 4, 12)».

Список терминов: 1) разговорная лексика, 2) антонимы, 3) парцелляция, 4) восклицательные предложения, 5) эпитеты, 6) фразеологизмы, 7) однородные члены предложения, 8) вопросительные предложения, 9) анафора

Текст для справки: (3)Болезни, дряхлость, нищенские пенсии и никакой перспективы, кроме пристойного кладбища, и то, если есть кому позаботиться о похоронах. (4)Конечно, в любом возрасте есть свои крохотные радости: солнышко весной, зелень на деревьях, сериал по ящику, неожиданный звонок дочери, если ей вдруг придёт в голову блажь раз в месяц позвонить. (12)Библия в течение многих веков писалась людьми, людьми же дописывалась, переписывалась, редактировалась, переводилась на разные языки. (33)А те, где властвовал культ силы, где слабость отвергалась, как досадная помеха, бесследно исчезали в болоте времени.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 504.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...