Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти в федеративном государстве




Федеративная форма устройства государства подразумевает не только наличие единой, конституции единой законодательной и исполнительной власти, но и такую особенность, как система власти субъектов Федерации, имеющих собственные законодательные и исполнительные органы власти. В этих условиях и возникает необходимость разграничения полномочий федеральных и региональных властей, которые, как правило, не совпадают. Однако федерация не предоставляет неограниченные полномочия федеральным органам власти по управлению страной, иначе она нарушает демократические принципы устройства. Этим и обуславливается отнесение части ее полномочий к сфере ведения органов власти субъектов Федерации. Заинтересованность субъектов Федерации в сильной федеральной власти заключается в необходимости защиты их суверенитетов, что невозможно реализовать при отсутствии у федеральных органов государственной власти постоянных полномочий по защите и обеспечению общегосударственных интересов. Вместе с тем, решение местных и региональных вопросов должно находиться в компетенции региональной власти. Баланс этих подходов, интересов региональной и местной власти в соответствии с обозначенными задачами и обуславливает осуществление правового разграничения предметов ведения и полномочий государственных органов государственной власти Федерации и субъектов Федерации. Противоречивость поставленной задачи во многом объясняет наличие разнообразных подходов к разграничению предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами в мировой практике. «В различных странах размежевание предметов ведения Федерации и ее субъектов осуществляется неодинаковым способом. Их точная классификация затруднена, поскольку имеются разные исключения и оговорки».[2] Каждая отдельная федерация обладает своими и только ей присущими особенностями. Таким образом, единого подхода в решении данного вопроса в мировой практике не существует. Вместе с тем практика выработала некий структурный подход к решению проблемы разграничения предметов ведения и полномочий, который заключается в разграничении трех основных видов полномочий, касающихся: 1) исключительной компетенции федеральных органов власти; 2) совместной компетенции органов власти Федерации и ее субъектов; 3) исключительной компетенции властных структур субъектов Федерации. Этот подход является отражением позиции законодателя, находящим отражение в конституции конкретной страны с федеративным устройством, закрепляющей разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Примерами такого решения проблемы являются, в частности, США, ФРГ, Австралия. Вопросы исключительной компетенции перечисляются в конституции и других нормативно-правовых актах, а право принятия решения по ним принадлежит исключительно Федерации либо только субъектам Федерации. Таких примеров правового закрепления и регулирования исключительной компетенции субъектов Федерации достаточно много в мировой практике. Если в законодательстве одних государств приводится исчерпывающий перечень вопросов, находящихся в компе­тенции субъектов Федерации (в частности, Перечень II Приложения 7 к Конститу­ции Индии включает 66 пунктов, среди которых «Здравоохранение и санитария») то право других стран не содержит подобного перечня (и здесь к предметам ведения субъектов Федерации относятся вопросы, не входящие ни в исключительное ведение Федерации, ни в совместное ведение Федерации и ее субъектов). Отдельным подходом является конституционная регламентация вопросов, которые не могут быть предметом ведения субъектов (пример, — Мексика). Понятие совместной компетенции подразумевает решение конкретных вопросов, как центральной властью, так и субъектами Федерации. Подразумевается самостоятельное регулирование вопросов совместной компетенции субъектом Федерации до принятия соответствующего федерального закона, разграничивающего совместную компетенцию между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, что является основой определения пределов федерального центра в вопросах совместной компетенции.

 

4. Унитарное государство - это единое централизованное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, так или иначе подчиненных центральным органам власти.

Административно-территориальные единицы унитарного государства не обладают какими-либо суверенными свойствами.

Признаки унитарного государства следующие:

Единые, общие для всей страны, высшие представительные, исполнительные и судебные органы, осуществляющие руководство местными органами. Характерна единая система законодательной, исполнительной и судебной власти, где чиновники местного уровня назначаются вышестоящими органами. Центральные органы власти могут решить по существу любой вопрос, находящийся в ведении местных органов.

На территории унитарного государства действуют одна конституция, единая система законодательства. За административно-территориальными единицами не признается право на законотворчество.

Единое гражданство.

Все внешние официальные международные связи осуществляют центральные органы, официально представляющие государство на международной арене.

Административно-территориальное устройство, включая общее количество административно-территориальных единиц, их размеры, границы между ними определяются исключительно центральной властью без согласования с местными органами.

Большинство современных государств являются унитарными (Китай, Япония; Франция, Испания, Швеция и др. )

5. АВТОНО́МИЯ, Право самостоятельного осуществления государственной власти или управления, предоставленное конституцией какой-н. части государства; самоуправление. Федеративная а.

Регионализа́ция— процесс перераспределения властных компетенций, передачи функций от национального на региональный уровень, появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровнях[1]

Создание субрегиональных организаций — пример приграничного сотрудничества, которое не только приносит экономические выгоды, но и создает климат доверия, способствуя поиску конструктивных решений по преодолению кризисов, а также по реализации совместных проектов, нацеленных на достижение благосостояния вовлеченных в процесс государств и их регионов.

Кроме того, постепенно к регионам переходит роль акторов международных отношений, в частности посредством заключения рамочных международных договоров о сотрудничестве. Появляется такое понятие, как международный маркетинг региона, то есть создание имиджа региона, инвестиционно привлекательного климата, а также ориентация на потребности целевых групп покупателей услуг территории. Примером международного маркетинга региона может послужить деятельность Представительство региона Стокгольма в Санкт-Петербурге

 

6. Особенности построения международных связей субъектов федерации:

1. Регионы не имеют права: осуществлять политические связи, заключать международные договоры, выступать от лица государства на международной арене, быть субъектами международного права, открывать свои» представительства при правительствах государств.

2. Регионы имеют право: осуществлять весь спектр связей, кроме политических; заключать международные соглашения; выступать от лица региона на международной арене и представлять его интересы; открывать свои представительства в регионах зарубежных стран; осуществлять связи с зарубежными государствами, их регионами и местными властями, международными организациями, иностранными физическими и юридическими лицами, то есть спектр сотрудничества у регинов более широкий, чем у государств, но сотрудничать они могут на международной арене только с разрешения государства. Именно оно наделяет регионы полномочиями в международной сфере.

3. Регионы осуществляют приграничные и межтерриториальные сотрудничества, могут вступать в международные организации, но только с разрешения государства и только в те, которые созданы государствами для защиты интересов регионов.

Именно общие черты дают возможность считать международные региональные связи частью системы международных отношений, а особенные говорят о том, что это достаточно самостоятельная подсистема международных отношений, ее региональный уровень.

Региональный уровень в системе международных отношений мог возникнуть в результате того, что государства стали осуществлять внешнюю политику не только на межгосударственном уровне, но и на региональном. Именно государства наделяют регионы определенной компетенцией, дают им возможность общаться на международной арене. Таким образом, мы можем констатировать факт, что во внешней политике государств сегодня присутствует не только «публичный», но и региональный.

Проведенный анализ дает основание утверждать, что в основе международных региональных связей и внешней политики государств на' региональном уровне лежат такие важные факторы мирового развития, как регионализация и федерализация.

 

В унитарных государствах внешние связитрадиционно являлись исключительной прерогативой центральной власти. Однако процессы децентрализации, европейской интеграции, развития регионального и приграничного сотрудничества способствовали возрастанию роли регионов, стимулировали интерес последних к расширению внешних связей и вызвали необходимость предоставления регионам прав на осуществление внешних контактов.

 

1. Характерные черты и особенности осуществления международных связей регионов, сформировавшихся в Европе.

2. Не признание гос-ми междунар. Првосубъектности за оегионами

3. Признание за некоторыми регионами права выступать в качестве субъекта европейского права

4. Предоставление регионам права на осуществление междунар связей










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 178.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...