Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система социальных служб в Украине




Социальная служба -- структура, созданная для профессиональной помощи людям в сфере социальных отношений. Там, где есть штатная должность хотя бы одного специалиста-профессионала, может быть создана социальная служба, выполняющая вполне конкретные задачи и использующая других специалистов и волонтеров. Поэтому возможно, например, говорить о социально-педагогической службе школы, детского сада, школы-интерната, подросткового клуба по месту жительства, поликлиники и т.п., везде, где работают с людьми, оказывают им те или иные социальные услуги: в сфере охраны здоровья, получения образования, проведения досуга, трудоустройства, организации отдыха, профилактики правонарушений и т.п.

Особое значение имеет выделение оснований для типологии социальных служб. В основе классификации различных видов и форм социальной работы могут лежать различные основания, но все они, в конечном счете, сводятся к следующим: работа с проблемой клиента; работа с другими службами, учреждениями, организациями.

Внутри этих двух форм в свою очередь идет классификация различных видов социальной работы. Так, в первом случае можно говорить, с одной стороны, о характере проблемы клиента (развод, потеря работы, смерть близкого человека, инвалидность и т.п.); с другой -- об особенностях клиента, так как в виде клиента может выступать и человек, и группа, в том числе и общество как большая социальная группа. Во втором случае, с одной стороны, речь идет о сфере деятельности, в процессе которой возникают проблемы взаимодействия с другими службами, учреждениями, ассоциациями (например, сфера образования, здравоохранения, быта и т.д.); с другой -- о статусе этих организаций (государственные, частные, общественные, благотворительные и т.д.).

Если взять за основание классификаций социальных служб проблему клиента, то в этом случае можно говорить о следующих службах:

а) служба социальной помощи населению: выявление семей, групп социального риска (многодетных, неполных, студенческих, имеющих инвалида, проживающих в неблагоприятных жилищных условиях, асоциального поведения родителей и детей, одиноких, престарелых) и оказание им содействия в получении материальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально-бытовой и иной необходимой помощи, с привлечением специалистов -- юристов, психологов, педагогов и др.;

б) служба социальной реабилитации: социальная помощь лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, лечебно-воспитательных учреждений;

в) службы по оказанию различных видов помощи семье: семейные консультации; службы знакомств; различные виды семейного просвещения и самообразования; сексологические и педиатрические кабинеты; педагогические консультации и др.

Если взять за основание классификации сферу деятельности, то можно говорить о следующих службах:

а) служба социально-бытовой помощи: предоставление услуг престарелым, одиноким, инвалидам; содействие строительству для данной категории людей специальных жилых домов; развитие и совершенствование системы обеспечения инвалидов протезно-ортопедической помощью и специальными изделиями для компенсации дефекта и облегчения быта и т.д.;

б) служба семейного досуга: стимулирование семейного туризма, семейных экскурсий, организованного отдыха семей, создание центров семейного досуга, семейных клубов, клубов молодых и многодетных семей;

в) служба социальной профилактики отклоняющегося поведения: предупреждение преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних; содействие созданию и функционированию в учебных заведениях системы профилактики социальной дезадаптации несовершеннолетних.

Основой функционирования учреждений социальной службы и ее дифференциации служат правовые положения.

Основным документом, на базе которого осуществляется деятельность сотрудников социальной службы, является Положение, разработанное на основе действующего законодательства.

Основными его пунктами являются:

1) общие положения. В этом разделе определяется статус социальной службы, источники ее финансирования;

2) задачи. В этом разделе выделяются основные задачи, обусловливающие специфику деятельности службы;

3) основные направления деятельности;

4) формы работы.

Во всем многообразии социальных служб Украины особый интерес вызывают: медико-психолого-педагогическая семейная служба; служба общих социальных услуг; специальная служба социальной помощи; служба занятости, "телефон доверия", "бытовая консультация" и некоторые другие.

Медико-психолого-педагогическая семейная служба -- с множеством подструктур и подразделений разной ведомственной принадлежности, работающих по единой программе на основе кооперации средств, кадров, материальной базы, оборудования, с продуманной системой научно-методического обеспечения и повышения квалификации кадров, с обязательным нижним уровнем подготовки -- допрофессиональным и начальным профессиональным образованием детей и молодежи в области социальной педагогики и социальной работы, с сильной общественной (волонтерской) поддержкой -- ставит своей целью медико-психолого-педагогическую профилактику, укрепление нравственного и физического здоровья человека, семьи, окружающей среды, выявление проблем и конфликтов на возможно более раннем этапе.

Социальный педагог "семейного профиля" работает в социуме по месту жительства клиента, самостоятельно выходя на контакт с семьей (из расчета 1 социальный педагог на 25-30 семей), личностью, вникает во внутренний мир, отношения, условия жизни людей, в характер проблем, к решению которых затем подключаются специалисты, социальные работники. Медико-психолого-педагогическая семейная служба -- своеобразный фундамент, базовая (горизонтальная) инфраструктура в системе социальных служб, наиболее приближенная к семье, сфере взаимоотношений и общения людей разного возраста, профессий, поколений, взрослых и детей, разворачивающая к семье учреждения различных ведомств, фонды, общественность, коммерческие структуры.

Приоритетные направления социальной работы семейной службы:

-- проведение своевременной комплексной диагностики социума, факторов среды, характера интересов и потребностей семьи, ее возможностей и имеющихся трудностей, проблем;

-- анализ и дифференциация проблемы семьи как совокупного клиента социальных служб;

-- осуществление посредничества между клиентом и службами-исполнителями в оказании семье соответствующих видов услуг и социальной помощи;

-- обеспечение механизма социальной самозащиты, самообслуживания населения, развития добровольных начал в социальной работе, включение жителей в социальную помощь и заботу о наиболее незащищенных группах, детях, инвалидах и престарелых.

Имея в виду, что такая система в любом административном центре не начинается с нуля, что всегда наличествует тот или иной набор кадров, материальной базы, имеются специально выделяемые бюджетные и внебюджетные средства, можно говорить о рационализации и оптимизации локальной системы социальных служб, ее дополнении, а это уже имеет два несомненных плюса: экономия средств и возможность узкой специализации кадров, что повышает профессионализм в решении проблем семьи в целом и отдельных социальных групп. Кроме того, возможно частичное самофинансирование этих служб именно за счет оказания дефицитных социальных услуг высококвалифицированными специалистами. Однако при этом снижается возможность "дойти до каждого".

Служба общих социальных услуг в области валеологии, укрепления психического и физического здоровья, правовой и экономической защиты, досуга и социально-педагогической анимации работает со всеми категориями населения на основе дифференцированного подхода к каждой из них.

Приоритетные направления социальной работы:

-- упорядочение и систематизация диагностических данных о потребностях и возможностях населения; дифференцированный анализ по различным его группам (возрастным, разновозрастным, по интересам, состоянию здоровья и т.д.);

-- формирование перечня социальных услуг, создание условий для их реализации и стимулирование клиентов в решении собственных проблем;

-- информирование и консультирование населения;

-- организаторская работа по оказанию социальных услуг населению.

Специальная служба социальной помощи: помощь в трудоустройстве и профессиональной адаптации, развитие детских и молодежных социальных инициатив, службы реабилитации и социальной помощи инвалидам, престарелым и другим нетрудоспособным гражданам -- работает с конкретными категориями населения, опираясь на медико-психолого-педагогическую семейную службу в повседневном контакте с клиентом и его семьей.

Приоритетные направления социальной работы:

-- сбор и анализ информации о клиентах, их семьях и характере проблем;

-- разработка прогнозов и формирование банка данных о возможностях решения проблем;

-- координационная посредническая работа по оказанию социальной помощи нуждающимся;

-- организационная и финансовая поддержка, защита прав и интересов клиентов.

Роль социального работника в службах занятости сводится, во-первых, к оперативному учету предложений рабочих мест, информированию о них тех, кто не работает, будучи работоспособным, во-вторых, к содействию организации переобучения или повышения квалификации работников с целью их оптимального включения в социально полезную деятельность, наконец, в-третьих, к обеспечению социальной помощи тем, кто временно не работает, к контролю за исполнением законодательства, регулирующего помощь частично или полностью безработным. Помимо того, в обязанности социального работника служб занятости входит изучение проблем трудоустройства, их правовых, социологических, социально-психологических и этических аспектов.

Финансирование социальных служб происходит за счет:

-- нормативных отчислений из бюджета соответствующего уровня в размере не менее 2% расходной части бюджета;

-- поступлений из фонда социальной поддержки населения в результате выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;

-- перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;

-- дополнительных средств из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни;

-- доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы;

-- доходов от приватизации государственной собственности, а также специсточников (доходы от видеосалонов, баров, игровых автоматов и иной досуговой индустрии), коммерческих магазинов, частной и кооперативной аренды муниципального имущества, платы за землю и другие природные ресурсы и т.п.;

-- благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных объединений и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

Несмотря на многообразие социальных служб, практический эффект от уже проведенной и продолжающейся их модернизации невелик. Значительная часть социальной работы осуществляется хотя и в новых формах, но на основе традиционных структур жизнеобеспечения населения: государственной системы социального и пенсионного обслуживания, учреждений медицины, образования, охраны правопорядка, армии. Новые структуры, учреждения социальной работы лишь развертываются, формируется механизм их взаимодействия с государством и населением.

Вместе с тем, очевидно, что система социальной работы в Украине уже приобрела новый облик. Она в значительной степени опирается на новые правовые основы, обновляющийся кадровый потенциал, новую социальную политику государства.

 

1.2 Этапы становления в  современный период

Более чем пятнадцатилетний опыт развития социальной педагогики свидетельствует о том, что она имеет все объективные основания для своего дальнейшего развития:

социально-политические основания (потребности различных групп населения и его социальный заказ);

социально-психологические основания (ожидания людей различных видов поддержки и помощи от институтов социально-педагогической деятельности);

историко-педагогические основания (знания, накопленные на предыдущих этапах развития государства и общества);

научно-теоретические основания (теоретическое знание о содержании и организации социально-педагогической деятельности, полученное в ряде научно-исследовательских работ, в т.ч. и на уровне докторских и кандидатских диссертаций);

научно-практические основания (разнообразный опыт социально-педагогической деятельности субъектов социума - людей и социальных институтов);

нормативные правовые основания (в ряде федеральных законов России содержится юридическое регулирование социально-педагогической деятельности) и т.д.[2;43]

Анализ состояния социальной педагогики позволил выделить четыре этапа её развития в современном периоде.

Временные границы первого периода - периода эмпирического развития - могут быть условно определены рубежом 80-90-х годов, то есть до появления социальной педагогики как специальности, как научной дисциплины, как вида профессиональной деятельности.

Советское общество в тот период находилось в состоянии, которое позже будет названо "периодом застоя". Это состояние заставляло исследователей и практиков искать пути решения накапливающихся проблем в направлении совершенствования социальной среды, советского макро - и микросоциума. В связи с тем, что науке такая задача не могла быть поставлена по политико-идеологическим причинам, предпринимались попытки поиска путей решения этих проблем на смежных направлениях в частности, в направлении усиления и практической реализации социальной функции педагогики. Это, в свою очередь, привело, с одной стороны, к преобладанию воспитательной проблематики в педагогической науке, а с другой - к появлению в теории воспитания социально-педагогической тематики.

Знакомство с основными выводами некоторых исследований позволило сделать вывод о том, что в них, в целом, верно были определены те теоретические положения, которые впоследствии стали играть роль методологических оснований последующих разработок на втором и третьем этапах развития научно-исследовательской и практической деятельности в социальной педагогике в новейшем периоде ее истории.[7;56]

Временные границы второго периода - периода научно-эмпирического развития социальной педагогики - ориентировочно могут быть определены как 1989 - 1992 годы. Несмотря на его краткосрочность, для этого этапа свойственны следующие характеристики.

В содержательном плане:

- осуществляется поиск наиболее общих, типичных, повторяющихся черт (фактов, условий, тенденций, закономерностей) в социально-педагогической практике с целью их осмысления и изучения, нашедших отражение в виде статей, методических пособий, монографий, диссертаций (в этот период завершается исследовательская работа и защищается первая докторская диссертация, ориентированная на осмысление и разработку социальной педагогики во всех ее качественных состояниях.

- происходит определение теоретических и концептуальных оснований для развития практики социально-педагогической деятельности, обеспечивающих в ней единство педагогического и социального компонентов с учетом внимания и к самому человеку, и к окружающему его социуму;

- начинается поиск взаимосвязей социальной педагогики с другими науками и научными дисциплинами, относящимися к социальной сфере (социальной философии, социальному праву, социальной психологии, социологии, социальной информатики и др.), выявление ее методологических и теоретико-методологических;

- проводятся исследования соотношения между социальной педагогикой и общей педагогикой; а также между социальной работой и социальной педагогикой. Разворачиваются дискуссии о том, что шире – социальная педагогика или социальная работа (в зависимости от ответов на эти вопросы начинается формирования различных научных школ);

- обосновываются функциональные обязанности социальных педагогов в различных институтах социума; развертывается практическая социально-педагогическая деятельность в различных социумах страны (О практике социально-педагогической работы в России и перспективах ее развития: Решение Коллегии Министерства образования Российской Федерации. - М., 1993).

Третий период - период научно-теоретического обоснования социальной педагогики - 1994-2002 гг. - характеризовался экстенсивным развитием социально-педагогической науки и практики.

Такой характер их развития отразился в проведении большого числа научных исследований, которые в основном обозначали проблемное поле социально-педагогической практики.

В настоящее время (по нашему мнению, с 2003 года) социальная педагогика вступила в четвертый период развития социальной педагогики - период ее профессионализации. Несмотря на то, что вопросам профессионализации социально-педагогической деятельности, подготовки кадров социальной сферы уделялось внимание и на предыдущих этапах, в то время социально-педагогические кадры еще не располагали достаточным количеством учебно-методического, опытно-экспериментального материала. Такой результат был получен, в основном, в третьем периоде развития социальной педагогики.

 

Выделяют следующие этапы становления:

I этап – IX – XVI вв. В этот период благотворительность начиналась с деятельности отдельных лиц и церкви и не включалась в обязанности государства;

II этап — с начала XVII в, до реформы 1861 г, В этот период происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю призрения детства на Руси связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее — с его указом (1682 г.), в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам;

III этап - с 60-х гг. XIX в. до начала XX в. В этот период времени наблюдается переход от государственной благотворительной деятельности к частной благотворительности. Зарождаются общественные филантропические организации. Одна из них — "Императорское человеколюбивое общество", в котором были сосредоточены денежные благотворительные пожертвования частных лиц, включая и особ императорской фамилии;

IV этап — с 1917 г. до середины 80-х гг. XX в. Переломным моментом в развитии благотворительности в России стала Октябрьская революция 1917 г. Большевики осудили благотворительность как буржуазный пережиток, а поэтому любая благотворительная деятельность была запрещена. Ликвидация частной собственности закрыла возможные источники частной благотворительности. Отделение церкви от государства и фактически ее репрессирование закрыло путь церковной благотворительности;

На предыдущих этапах социально – педагогическая деятельность была синонимом благотворительности. И происходило формирование практического опыта (деятельность церкви, государства и отдельных лиц по отношению к сиротам, убогим и немощным), а так же становление научных знаний о работе педагогов с трудновоспитуемыми детьми (деятельность К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского и др.)

V этап. Временные границы первого периода - периода эмпирического развития - могут быть условно определены рубежом 80-90-х годов, то есть до появления социальной педагогики как специальности, как научной дисциплины, как вида профессиональной деятельности;

VI этап. Временные границы - периода научно-эмпирического развития социальной педагогики - ориентировочно могут быть определены как 1989 - 1992 годы.

VII этап. период научно-теоретического обоснования социальной педагогики - 1994-2002 гг. - характеризовался экстенсивным развитием социально-педагогической науки и практики. Такой характер их развития отразился в проведении большого числа научных исследований, которые в основном обозначали проблемное поле социально-педагогической практики;

В настоящее время (по нашему мнению, с 2003 года) социальная педагогика вступила в VIII этап развития социальной педагогики - период ее профессионализации.

Но несмотря на множество этапов, развитие социальной педагогики продолжается, появляются всё новые научные работы, готовятся специалисты. Следовательно, можно предположить, что у социальной педагогики есть будущие.

 

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

Социальные работники в сельских местностях работают с различными группами детей, семей, старыми людьми, инвалидами и так далее. Они работают в относительно изолированных, небольших местных и окружных учреждениях и сталкиваются с множеством сложных проблем. Специализированные службы, общераспространенные в городских районах, как правило, обычно отсутствуют. Работник должен быть опытен в оценке проблем и опытный при оказании услуг, строго ориентироваться на социальные технологии, такие как индивидуальная и групповая психотерапия или организация общины, на практические области, общественная благотворительность и так далее.

Помимо навыков и умений, связанных с людьми, социальный работник общего профиля должен знать, как планировать, реализовывать и оценивать программы, как защищать необходимые социально-политические реформы в политической системе, как эффективно работать с органами государственного управления разных уровней, а также с официальными и неофициальными структурами сельской общины. Это во-первых.

Кроме того, сельские социальные работники должны быть хорошо знакомы с культурными характеристиками разных этнических и расовых групп, которые они будут обслуживать. Сельские общины далеко не однородны.

Также необходимы новаторские подходы к непрерывному образованию и подготовке социальных работников. По возможности приоритет должен отдаваться вопросам инновационным навыкам самопомощи и взаимопомощи, технологии.

Кроме того, сельские социальные работники должны иметь специальную подготовку по использованию систем неформальной поддержки при решении проблем своих клиентов. Как упоминалось выше, сельские жители придают большое значение личным связям и связям со своей местной общиной и менее склонны искать помощи на стороне, чем городские жители. Сельский социальный работник должен уметь оценить и задействовать систему неформальной поддержки - семью, церковь, соседей, друзей, чтобы выяснить потребности нуждающихся и удовлетворить их.

Ключевой проблемой сельского социального развития остается создание социальной инфраструктуры, которая обеспечит доступ сельских жителей к современным и эффективным услугам: образованию, здравоохранению, культуре, телекоммуникации, водоснабжению, электроснабжению, транспорту, работе, профессиональному обучению для всего сельского населения. Решение этих задач в немалой степени зависит от социальных служб.

Необходима новая парадигма развития социальной работы, нацеленная на повышение человеческого достоинства и осознание ценности человеческой личности как субъекта преобразований своей жизни. Суть новой парадигмы, опираясь на опыт России, последователь М. Гурьянова характеризует следующим образом:

- создание социальных служб непосредственно в общинах;

- развитие оптимальной модели социальной работы в каждой общине, отвечающей нуждам, потребностям, традициям жителей данной местности;

- целостный межведомственный подход к структурированию социальной работы в каждой общине, позволяющей вести комплексное обслуживание всех жителей общины: и детей, и взрослых;

- развитие и подготовка квалифицированного персонала - общинных социальных педагогов, осуществляющих социальный патронаж семей, и социальных работников, специализирующихся на поддержке проблемных групп клиентов;

- приоритет превентивных и развивающихся форм социальной работы;

- вовлечение населения в работу по оказанию помощи нуждающимся, в работу по принятию решений и социальной политике муниципалитета;

- признание роли добровольных, благотворительных, религиозных организаций и включение в официальную систему социального обеспечения.[11 Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. М., 1999. С.89-93.

]

Социальные службы в общине можно развивать на базе местной школы как наиболее устойчивом звене социальной сферы, превратив ее в общинный центр социальной работы с детьми и взрослыми, семьями, пожилыми и инвалидами. В центре могут работать социальные педагоги и социальные работники, культорганизаторы, медицинские социальные работники, психологи. В качестве консультантов можно привлекать юристов, экономистов, других специалистов из города. Как комплексная социальная служба, центр становится организатором культурного досуга, социальной помощи, образовательной деятельности, физкультуры и спорта, благотворительной работы, общественного и производительного труда, добровольческой работы волонтеров. В социальной работе на селе учитываются специфика образа жизни крестьян, народные обычаи и традиции, роль семьи и церкви, природы и быта, а также широкая сеть социальных «приспособительных приемов»: образцы взаимопомощи, вынужденная щедрость, общинная земля и разделение труда, которые помогают крестьянам выравнивать неизбежные провалы в семейных ресурсах.

Опыт социальной работы многих стран мира позволяет и в сельском социуме отстаивать следующий тезис: побуждение людей к работе и улучшение условий их труда имеют приоритет иждивенчества ведет к снижению уровня жизни бедных слоев. Акцент на «трудообеспечение», а не на «благообеспечение» является более милосердным актом государства по отношению к малоимущим.

В проблеме обеспечения минимального дохода крестьян кроме четких физиологических параметров нужно рассматривать его социальные и культурные аспекты. Сегодня социальные работники становятся поборниками мира на всей планете в целом. Поэтому социальная работа должна рассматриваться не только как форма и принцип профессионального действия по отношению к отдельному человеку, группам людей, но и как элемент конструктивных социальных изменений в общечеловеческом контексте.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...