Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Результаты исследования и их обсуждение.




Введение.

Я живу в городе Новая Ладога. Наш город сыграл большую роль в Великой Отечественной войне. Здесь проходила знаменитая «Дорога жизни» и размещался штаб Ладожской военной флотилии. Эта часть военной истории нашего города очень хорошо изучена. Но иногда мы встречаемся с интересными фактами, которые нам могут рассказать о малоизвестных событиях военных и предвоенных лет. Таким случаем для меня и моих одноклассников стала история, рассказанная руководителем краеведческого кружка Татьяной Станиславовной Чуровой. Дело в том, что прошлым летом она случайно разговорилась с приезжей женщиной, осматривающей городское кладбище. Выяснилось, что эта женщина приехала сюда, чтобы посмотреть на город, где она родилась в 1938 году. Её отец был военным лётчиком, и в то время служил в Новой Ладоге. А самое главное, что удивило нашего руководителя в рассказе незнакомой женщины, это её слова, что отец во время войны стал Героем Советского Союза. Татьяна Станиславовна попросила у случайной знакомой телефон и адрес. А после рассказала нам об этой встрече на занятиях.

Мы с ребятами решили написать письмо этой женщине (см. приложение 1). Вскоре я получил ответ на наше письмо (см. приложение 2). Её зовут Наталья Викторовна, в этом году ей исполнится уже 80 лет, но она ещё работает врачом – офтальмологом. Её отец, Виктор Николаевич Каштанкин, стал Героем Советского Союза в 1944 году, посмертно. Описание его подвига мы нашли в Интернете. Он совершил огненный таран над Балтикой, уничтожив немецкий сторожевой корабль. Но мы хотели узнать что-то дополнительно, потому что его судьба связна с нашим городом. Жителям Новой Ладоги это было бы очень интересно.

Цель моего исследования: найти дополнительную информацию о лётчике В.Н.Каштанкине и рассказать об этом жителям нашего города.

Задачи:

· узнать у дочери В.Н. Каштанкина подробности жизни семьи героя

· сделать копии фотографий и др. документов

· найти доказательства расположения летной военной части в нашем городе до войны и во время войны

2. Методика исследования. Сбор информации, анализ, беседа, моделирование ситуации.

Результаты исследования и их обсуждение.

В своём письме мы попросили Наталью Викторовну рассказать побольше о её отце и о его службе в Новой Ладоге, попросили скопировать для нас фотографии. Из её ответа мы узнали следующее: Виктор Николаевич Каштанкин родился в Ульяновске, в 1910 году. После революции в Повольжье был страшный голод, а в семье было трое маленьких детей, Виктор был самым старшим. И чтобы он выжил, его отдали в детский дом. Там он получил прекрасное образование – хорошо рисовал, играл на фортепиано и на аккордеоне, знал два языка – немецкий и испанский. Он закончил Высшее лётное училище им. Чкалова, воевал в Испании[1], на Финской войне, и на Великой Отечественной войне (1941-1944 гг.)

    Писатель В.Ф. Макеев посвятил Виктору Каштанкину повесть «А раньше — целая жизнь...» [1], в которой описал боевые дела лётчика на Балтике. Он работал в военном архиве и опрашивал однополчан Каштанкина. К сожалению, в этой книге ничего не сказано про новоладожский период службы Каштанкина. Есть только сведения, что в 1932 году он поступил учиться в Ейское лётное училище, которое готовило пилотов морской авиации (см. приложение 3), а в 1936 году - был направлен в авиашколу школу командиров звеньев (см. приложение 4). Далее сказано, что первый боевой вылет он совершил в 1939 году, в день начала советско-финляндского конфликта 30 ноября. В это время Каштанкин летал на самолётах МБР-2 (морской ближний разведчик или «летающая лодка») (см. приложение 5).

Самолёты МБР-2[2] - ОКБ Бериева - состояли на вооружении нашей армии с 1936 года. Корпус состоял из дерева и фанеры, они были, лёгкие, тихие, поэтому они могли подлетать незаметно близко к цели[3].

К 1937-1938 гг. летающие лодки Бериева стали основными гидросамолетами советской морской авиации. За свои угловатые формы этот самолёт получил ласковое прозвище «амбарчик», а за серебристую окраску его иногда называли «морская чайка». Летающие лодки были прочны и надежны, просты в пилотировании, обладали хорошей мореходностью. Были и некоторые недостатки у МБР-2. Сложность была в том, что дерево требовало специального ухода. После выкатки МБР-2 на берег, лодку следовало тщательно просушить. Для этого использовали разные способы: насыпанный в мешки горячий песок, который прикладывался к отсыревшим частям самолета, электролампы, горячий сжатый воздух или бидоны с горячей водой. Также минусом этих самолётов была невысокая скорость, и поэтому их часто сбивали[3]. (Для того, чтобы лучше представить себе МБР-2, я сделал макет этого самолёта под руководством И.С. Денисова, руководителя объединения «Весёлое конструирование» (см. приложении 6)).

Во время советско-финской войны на Ладоге действовала 41-я ОМБРАЭ, имеющая восемь самолётов МБР-2 (позже их число увеличилось до 13).Подчинялась Ладожской военной флотилии. Эскадрилья следила за перемещениями финских кораблей на озере (до параллели острова Валаам), привлекалась для подавления батарей противника на острове Коневец, а когда части 8-й армии пошли в наступление, наносила бомбовые удары по объектам неприятеля на островах в Ладожском озере.

Период службы Виктора Каштанкина с 1937 по 1940 год – в литературе не описан. Но мы знаем, что в 1938 году семья Каштанкинажила в Новой Ладоге. В это время в окрестностях нашего города уже размещалась летная часть. По воспоминаниям местных жителей, она состояла из самолётов МБР – 2. Подтверждением этому служит известный в нашем городе факт, что в 1938 году в результате технической аварии здесь разбился самолёт МБР-2. Погибли три члена экипажа [2]. Они похоронены за Суворовской церковью (см. приложение 7). Возможно, именно В.Н. Каштанкин был командиром летного звена, базировавшегося в Новой Ладоге.

По воспоминаниям местных жителей, летчики базировались напротив Новой Ладоги, за рекой Волхов. Ориентиром может служить остров Ленина, именно напротив этого острова, как утверждают старожилы, и размещался аэродром. Самолёты стояли в ангарах и от них спускались к воде по широкому настилу, который был виден из Новой Ладоги. Новоладожский краевед Галина Петровна Цветкова, утверждает, что точно такой же спуск к воде был напротив лётной части, на этом берегу, в черте города Новая Ладога. Сейчас эта береговая территория закрыта для доступа, потому что загорожена забором бывшей организации СМУ.

Мы с ребятами смогли туда попасть, благодаря повалившемуся забору за Суворовской церковью. Обнаружили, что за забором большой пустырь, его длина и ширина около 100 метров. При исследовании территории мы обнаружили остатки железобетонных плит, деревянный настил из очень толстых брёвен, гранитные блоки, сваленные в кучу. На берегу реки нет никаких построек. Скорее всего, эта территория и использовалась как вторая площадка для взлёта и посадки МБР-2. А главный аэродром, где стояли самолёты, мы попытались найти на военной карте 1941 года (см. приложение 8) и, предположительно, рассчитали его расположение: напротив острова Ленина есть единственное место, где можно осуществить спуск к реке – там нет обрыва. И рядом нанесены какие-то строения, но населённых пунктов там нет. Возможно, это и есть ангары с гидросамолётами.

До какого времени Виктор Каштанкин служил в Новой Ладоге, пока неизвестно. В 1940 году в семье Каштанкиных родился сын Владимир, это было уже не в Новой Ладоге. В феврале 1941 года капитан Каштанкин был назначен командиром авиаэскадрильи морских ближних разведчиков, базировавшихся на полуострове Ханко[3]. В ноябре 1941 года авиаэскадрилья МБР-2 под командованием В. Каштанкина была расформирована, многие лётчики отправлены в запасные полки для освоения новых боевых машин – ИЛ-2, штурмовиков. Этот самолёт был самым массовым в боевой истории – всего их было выпущено 36 тысяч. Создан в ОКБ-240 под руководством авиаконструктора С.В.Ильюшина. Именно на этом самолёте Виктор Николаевич Каштанкин и совершил свой подвиг. (Модель этого самолёта я также сделал).

Мы просмотрели документы в базе данных «Подвиг народа» (см. приложение 9), где представлен наградной лист и описан подвиг, за который В. Каштанкин был награждён званием Героя Советского Союза (посмертно). Вот текст из наградного листа: «23.03.1944 г. В группе 7 самолётов ИЛ-2 произвёл боевой вылет на штурмовку кораблей противника в 15-20 км севернее губы Кунда. Во время атаки его самолёт был подбит зенитным огнём противника. Пренебрегая жизнью, на подбитом самолёте таранил СКР [4] противника, который взорвался и потонул. Геройски погиб и сам». Виктор Каштанкин в самолёте был не один, с ним вместе погиб его воздушный стрелок, двадцатилетний Василий Кузнецов. Вот как описано это в книге Макеева: «Боевые друзья Каштанкина видели, как его горящая машина развернулась и рванулась прямо на корабль противника. Удар всем самолетом пришелся в центр вражеского корабля. Отвалившиеся при таране крылья, скользнув по палубе, подняли фонтаны воды у борта. Моторная часть самолета и кабина, пробив надстройки, взорвались вместе с котлами. Грозным эхом прокатился взрыв над заливом. Взвилось вверх и погасло пламя. Фашистский сторожевик со всем экипажем пошел ко дну.

«Нас не забудет Родина! « - были последние слова Каштанкина.

Экипаж мог покинуть горящий самолет, но выбрал последнее — таран. Гвардии майор Каштанкин и воздушный стрелок гвардии младший сержант Кузнецов разделили судьбу и победу».

Дочь героя Наталья Викторовна, скопировала для нас фотографии, письма и документы отца. Но самый удивительный снимок, которого нет нигде в Интернете, это фотография, сделанная спустя несколько секунд после огненного тарана. Дело в том, что для разведывательных целей летчики снабжались фотоаппаратами. Кто-то из товарищей Каштанкина, летевших в составе этой группы, сфотографировал ситуацию.  Этот снимок позже прислали жене Виктора Николаевича (см. приложение 10). На нем хорошо видны части сторожевого корабля, разломавшегося пополам и  идущего ко дну. Карандашные пометки на снимке сделаны после боя кем-то из товарищей. Мы пытались их расшифровать, но пока полностью не смоги. Скорее всего, эти буквы – сокращённые названия частей корабля.

Я сделал макет немецкого сторожевого корабля, который мог бы быть целью Виктора Каштанкина. И теперь, когда мне понадобится рассказать в школе про подвиг гвардии майора Каштанкина, я могу показать ребятам всё подробно - на каких боевых машинах служил лётчик, и какую боевую технику противника он уничтожил ценой своей жизни.

Наталья Викторовна разрешила нам снять копии с писем отца. В последнем письме к жене, Вере Афанасьевне, которое Виктор Николаевич написал 5 марта 1944 года – за три недели до смерти, есть такие слова: «Береги, моя славная, наших ребят. Их теперь особенно надо беречь, помня, что за их будущую спокойную жизнь, за их счастье в борьбе со смертельным врагом, мы потеряли миллионы лучших жизней» (см. приложение 11).

Дети Виктора Николаевича Каштанкина выросли замечательными людьми. Наталья Викторовна – опытный врач, много лет работала и оперировала в военно-медицинской академии. Несмотря на пенсионный возраст, она и сегодня работает врачом (см. приложение 12). Сын Виктора Каштанкина – Владимир, стал военным учёным. Доктор наук, капитан первого ранга. Он первый в мире делал вычислительную технику для атомных подводных лодок.

4. Выводы:

· Я подробно узнал о Герое Советского Союза Викторе Николаевиче Каштанкине;

· Имя В.Н. Каштанкина связано с историей нашего города, и его можно и нужно внести в список Героев Советского Союза, которыми гордятся ладожане;

· Военная история нашего города хорошо изучена, но есть ещё много неизвестных страниц, которые ждут своих исследователей.

Заключение

Одной из моих задач было – донести всю информацию о герое Каштанкине до жителей города. Я уже дважды был в музее, рассказал его сотрудникам, всё, что узнал и передал копии документов и фотографий. Мне хочется продолжить работу над этой темой, чтобы побольше узнать о малоизвестной военной эскадрильи гидросамолётов, которая размещалась в Новой Ладоге перед Великой Отечественной войной.

 

 

           

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Макеев В. Ф. А раньше - целая жизнь.../Макеев В.Ф. Море в огне./ - М.: ДОСААФ, 1980.

2. Удалов М.Ю. Чтобы помнили…//Провинция. Северо-запад./ №76. 11 октября 2013 г.

3. http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatsiya/sssr/morskaya-aviatsiya-2/morskaya-aviatsiya-1920-e-1940-e-gody/morskoj-blizhnij-razvedchik-mbr-2/

 

 

Приложение 1

Приложение 2

 

 

 

Приложение 3

В.Н. Каштанкин

5 февраля 1932 г.

 

Приложение 4

В.Н. Каштанкин

21 октября 1935 г.

 

 

Приложение 5

 

 

Приложение 6

 

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

 

Приложение 11 (1)

(Удалено)

 

Приложение 11 (2)

(Удалено)

 

Приложение 12

 (Удалено)

Наталья Викторовна Капицина (Каштанкина) принимает пациентов в клинике «Новомед», декабрь 2017 г.


[1] Гражданская война в Испании - июль 1936 — апрель 1939

[2]Гидросамолет МБР-2 предназначается для использования в качестве ближнего морского базового разведчика и легкого бомбардировщика. Представляет собой летающую лодку смешанной конструкции со свободнонесущим крылом.

Экипаж состоит из трех человек летчик, штурман-летнаб и воздушный стрелок-радист.

Фюзеляж представляет собой двухреданную лодку с килеватым днищем. Лодка разделена четырьмя водонепроницаемыми переборками на пять отсеков. В первом отсеке находится кабина штурмана со стрелковой установкой, люком для бомбового прицела и приспособлением для крепления якоря. Кабина имеет два иллюминатора. Во втором отсеке расположена кабина пилота, закрытая сверху фонарем. Рядом с пилотом имеется запасное откидное сиденье. В третьем отсеке установлены дополнительные бензиновые баки и дополнительный бак для масла. В конце отсека расположена радиостанция РРК со столиком и сиденьем радиста. В четвертом отсеке находится стрелковая установка и мотокомпрессор для запуска двигателя. Пятый - хвостовой отсек пуст. Для прохода экипажа внутри лодки служат водонепроницаемые двери в каждой переборке. Конструкция лодки цельнодеревянная. Основные детали каркаса выполнены из ясеня и сосны, второстепенные элементы - из липы. Лодка обшита березовой фанерой, поверх которой наложено полотно.

 

[3]Полуостров Ханко –(устаревшее название Гангут) — полуостров на северном берегу Финского залива Балтийского моря на юго-западе Финляндии.В марте 1940 года, после Зимней войны, СССР получил от Финляндии в аренду на 30 лет южную часть полуострова с городом Ханко для создания военно-морской базы. Однако советская база просуществовала до декабря 1941 г.

[4]СКР – сторожевой корабль










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 210.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...