Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Криминалистическая характеристика ДТП




Лекция вводная

Тема: Методика расследования ДТП

Цель лекции: Дорожно-транспортное происшествие - нарушение работы транспорта при его передвижении по дорогам, повлекшее различные вредные последствия: криминалистическая характеристика ДТП, особенности расследования: следственные действия и судебные экспертизы

План:

Введение

1. Криминалистическая характеристика ДТП

2. Особенности расследования ДТП

3. Первоначальные следственные действия

3.1 Осмотр места происшествия ДТП

3.2 Допрос потерпевших и свидетелей

4. Дальнейшие следственные действия

5. Судебные экспертизы

5.1 Автотехническая экспертиза

5.2 Транспортно-трасологическая экспертиза

5.3 Комплексная экспертиза

Заключение

Список использованных источников:

Учебники:

1. П.П. Ищенко. «Методика расследования ДТП», учебник криминалистика, т. 2, Волгоград, 2008, с. 456-466.

2. Осмотр места происшествия: Справочник следователя. - М.: Юрист, 2007.

3. Криминалистика-Учебник, под редакцией, проф. В.А. Образцова-М.,"Юрист", 2008.

 

Нормативно-правовые акты

4. Конституция Российской Федерации, (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Текст] // (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

5.  Закон «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» от 09.12.2008 № 25 [Текст] // Постановление Пленума Верховного Суда РФ.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ [Текст] // (принят ГД ФС РФ 24.05.1996), (ред. от 04.10.2010), (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.11.2010).

7.  Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ [Текст] // (принят ГД ФС РФ 22.11.2001), (ред. от 27.07.2010), (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.11.2010).

 

Научная литература

8. А.А. Топорков, Е.П. Ищенко, «Криминалистика», ИНФРА-М - 2010, 784 стр., ISBN: 978-5-16-004067-7.

9. А.И. Бастрыкин, «Криминалистика: техника, тактика и методика расследования преступлений: научно-практичекое пособие», юридический центр Пресс - 2010, 495 стр., ISBN: 978-5-9420-1555-8.

10. В.Я. Карлов, «Использование криминалистической техники в расследовании преступлений», издательство "ЭКЗАМЕН" - 2006, 192 стр., ISBN: 5-472-01127-2.

11. Д.С. Маркет, И.О. Тюнис, «Криминалистика», - 2010, 223 стр., ISBN: 978-5-94416-047-8.

12.  Е.П. Ищенко, Н.Н. Егоров, «Криминалистика для следователей и дознавателей. Научно-практическое пособие». Контракт - 2010, 683 стр., ISBN: 978-5-16-003764-6.

 

Материалы судебной практики

13. В.П. Малков, комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1996. С. 694.

14.  Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации постатейный, под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева, ИНФРА-М-НОРМА, 2000 (издание третье, измененное и дополненное).

 

 

Введение

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - это нарушение нормальной работы транспорта при его передвижении по дорогам, повлекшее различные вредные последствия. В зависимости от последствий различают преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспорта и административные правонарушения на транспорте.

Обеспечение транспортной безопасности остается для Российской Федерации весьма актуальной проблемой.

К преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта, включающего все многообразие транспортных средств (железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный, грузовой, другой механический, электротранспорт, трактора и иные самоходные машины), относятся нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ); ст. 265 УК РФ утратила силу; недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ). Эти составы объединены общими признаками тяжести преступных последствий: причинение тяжкой или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного материального ущерба; смерть человека; смерть двоих и более людей.

Значительный рост автомобильного парка, увеличение грузо - и пассажиропотоков, неудовлетворительное состояние дорог и эксплуатационных характеристик старого транспорта, низкий уровень подготовки, недисциплинированность, а нередко и пьянство водителей, беспечное поведение пешеходов и ряд других факторов приводят к возникновению аварийной обстановки на дорогах. Последние годы отмечены ростом числа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с тяжелыми последствиями. Гибнут и становятся инвалидами люди, приходят в негодность транспортные средства, что

причиняет существенный ущерб государству.

В число наиболее распространенных видов ДТП входят:

1) наезд транспортного средства на пешехода, велосипедиста, животное;

2) столкновение транспортных средств между собой;

3) опрокидывание транспортных средств;

4) наезд транспортного средства на препятствие.

Случается и такая разновидность ДТП, как выпадение пассажиров из транспортного средства.

Криминалистическая характеристика ДТП

Основным элементом криминалистической характеристики дорожно-транспортных преступлений является обстановка на месте его совершения. Она содержит важную информацию в отношении обстоятельств происшедшего события, которые объективно отражаются в окружающей среде в виде следов преступления и преступника; дает представление о месте, времени, механизме, следах преступления; указывает на закономерную связь следов с обстановкой происшествия и возможные пути их обнаружения. Обстановка на месте ДТП состоит из трех частей. Прежде всего, это особенности участка дороги, на котором произошло данное преступление, техническое обеспечение данного участка средствами организации и регулирования движения транспорта и пешеходов, положение застроек и т. д. Другая состоит из метеоусловий (снег, дождь, ясно, пасмурно, солнечно), состояние покрытия дороги (сухое, мокрое, гололед), динамическая линейная и угловая обзорность и видимость пространства, особенности освещенности дороги и ее окрестностей. Обстановка, наблюдаемая при осмотре, чаще всего отличается от той, в которой развивалось событие. Третья выражается в виде остаточных явлений, образовавшихся в результате ДТП, сопутствующих ему или случайных, не связанных с ним процессов, событий, имевших место до, после, либо во время расследуемого события1. К ним относятся: местонахождение и положение транспортного средства, причастного к дорожному событию, в пространстве дороги и прилегающем участке местности; следы движения транспортного средства; местонахождение, поза и положение трупа на проезжей части дороги или обочине; разнообразные вещественные образования (битое стекло, отделившиеся и разрушенные детали автомобиля, пятна каких-либо жидкостей и т.д.). Только анализ всех обстоятельств обстановки на месте совершения ДТП, поможет правильно разобраться в механизме данного события.

Механизм совершения ДТП подразделяют на следующие виды:

- столкновение двух и более движущихся транспортных средств;

- наезды на пешеходов, стоящие транспортные средства, велосипедиста, т. е. на любое препятствие;

- опрокидывание транспортного средства, выпадение пассажиров и т.д.

 

Водители со стажем менее года оказываются в аварийной ситуации гораздо чаще. ДТП совершаются вследствие, как объективных, так и субъективных причин и условий, к которым относятся:

- нарушение правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами, - эксплуатация технически неисправных транспортных средств, - управление транспортным средством в состоянии опьянения, - плохие метеорологические условия,

- состояние дорог,

- ограниченная видимость и т.д.

Как правило, ДТП вызваны не одной, а несколькими причинами в сочетании с определенными условиями. Так, например, на скользкой дороге, водитель превысил установленную скорость и, неправильно выбрав дистанцию с впереди идущей машиной, совершает с ней столкновение когда, она останавливается по какой либо причине.

Чтобы признать дорожно-транспортное происшествие преступлением, прежде всего, должны быть выявлены и доказаны следующие обстоятельства:

1. Нарушение правил безопасности дорожного движения и эксплуатации механического транспортного средства водителем.

2. Наступление общественно-опасных последствий, предусмотренных уголовным законодательством.

3. Наличие причинно-следственной связи между нарушением безопасности дорожного движения и эксплуатации механического транспортного средства водителем и наступившими последствиями. В ходе расследования ДТП обстоятельства, подлежащие установлению, можно разбить на 3 группы:

1) относящиеся к дорожной обстановке места происшествия (выяснение расстояний, пройденных транспортным средством или пешеходом, их взаимного положения и точного место нахождения в определенный момент; общее состояние дороги, наличие или отсутствие дорожных знаков, их видимость и др.);

2) относящиеся к движению транспорта и действиям водителя (физическое состояние водителя, имелось ли у него время для осознания опасности и принятия решения в данной обстановке; скорость движения транспорта, его техническое состояние и т.д.);

3) характеризующие поведение потерпевшего (в каком направлении двигался пешеход по отношению к автотранспорту, которым был сбит; скорость движения пешехода, расстояние, пройденное им от края тротуара до места наезда и т.д.).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 301.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...