Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 5. Взаимоотношения природы общества




Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

3. Перечень дисциплин……………………………………… .. 7

4. Содержание дисциплины……………………………………8

Часть 1………………………………………………………..... 8

Часть П…………………………………………………………12

5. Требования к экзамену и самостоятельной работе……...15

6. Темы контрольных работ…………………………………...17

Часть 1………………………………………………………….17

Часть П…………………………………………………………18

7. Список рекомендуемой литературы……………………….19

Основная литература……………………………………………..19

Дополнительная литература……………………………………..20

8. Экзаменационные вопросы…………………………............25

ВВЕДЕНИЕ

 

В течение всего срока обучения в вузе студенту предстоит изучить целый цикл гуманитарных дисциплин. Одной из наиболее интересных и важных из них является философия.

Относительно философии существует множество различных предубеждений. Одним из них является мнение о том, что философия бесполезна. Поэтому нет смысла тратить время на ее изучение. Однако с этой точкой зрения нельзя согласиться.

Философия возникла более 2500 лет тому назад. За это время с лица земли исчезли многие государства, народы, цивилизации, а философия не только сохранилась, но и получила свое дальнейшее развитие. Уже один этот факт говорит о том, что человечество испытывает глубокую потребность в философском знании. Несмотря на всю свою абстрактность, оно небесполезно. Более того, именно благодаря силе своих абстракций, философия оказалась способной раскрыть многие тайны бытия, опередив на этом пути позитивные науки. Но дело даже не в этом.

Философия не может быть сведена к решению тех задач, которые стоят перед частными науками. Их знание фрагментарно, оно об отдельном. Философия стремится к построению целостной картины мира. Ее  интересуют не все вещи, а всеобщее в вещах, предельные основания их бытия.

Поиск первоначал бытия и построение на этой основе интегральной картины мира важен и полезен для человека и общества не сам по себе. Дело в том, что,  только имея ясное представление о мире, в котором живет человек, философия получает возможность дать удовлетворительные ответы на вопросы о том, что есть человек, какое место он занимает в этом мире, в чем состоит истинный смысл человеческого существования.

Совершенно очевидно, что эти вопросы, составляющие ядро всякой философской системы, имеют глубокий мировоззренческий смысл. Поэтому философия предстает перед нами в первую очередь как своеобразная форма духовного освоения бытия, как определенный тип мировоззрения. Фундамент этого мировоззрения образуют не верования, как это имеет место в рамках мифологического и религиозного мировосприятия, а система доказательств и аргументов, выстроенных при помощи человеческого разума.

Философия как мировоззрение имеет длительную историю. По существу это история человеческого разума, история поиска и обоснования истинных целей человеческого существования. Знание этого духовного опыта не менее важно, чем знание законов физики или правил математики, потому что человек хочет знать, во имя чего стоит жить.

Курс философии, предлагаемый студентам ЗФ ТГАСУ, нацелен на осмысление этого духовного опыта человечества. По своему содержанию он довольно объемен.

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАГРУЗКИ ПО УЧЕБНОМУ

ПЛАНУ

 

Курс Семестр Кол-во недель    

Нагрузка

 в семестре

Курс. проект.

Отчет-

ность

      Лек- ции Сем. занятия Сам. раб.   Экз Зач
  2   4       12   6   72     экз.  

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

 

2.1. Учебный курс философии имеет своей целью введение студентов в мир важнейших философско-мировоззренческих мировоззренческих проблем, изучение и осмысление опыта развития европейского и русского сознания и, в конечном счете, формирование культурных основ мировоззрения современного студента. Философия как мировоззренческое знание позволяет осознать не только современную картину мира, но, прежде всего, сущностные характеристики бытия. Философское знание ориентирует на развитие способностей к рефлексии, к аналитической оценке своих ценностных ориентиров и общей жизненной стратегии современного студента.

           

2.2. Задачи изучения дисциплины.

В результате изучения курса философии выпускник должен иметь ясное представление о мировоззренческой сущности философии. Владеть понятиями «личность» и «общество», уметь разбираться во взаимоотношении личности и общества; владеть понятиями «культура» и «цивилизация», отдавать себе отчет в особенностях развития цивилизации, уметь решать теоретические и практические вопросы, связанные с проблемами личной свободы и ответственности индивида; владеть понятиями «научное знание», «научная картина мира», знать закономерности познания и использования знания в практике современного глобального развития.

ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН С УКАЗАНИЕМ РАЗДЕЛОВ

УСВОЕНИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО СТУДЕНТАМ

№ п/п Наименование дисциплины Наименование раздела (темы)
1.     2. Культурология     Отечественная история Античность как тип культуры. Христианство как фундамент западноевропейской культуры. Русская культура. Человек и культура. Общественная мысль России в Х1Х веке.  

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ЧАСТЬ 1

 

Тема 1. Мировоззрение и философия.

Особенности философского знания

 

Представление о сущности мировоззрения, его необходимости и роли в жизни общества. Мировоззрение и ценности человеческого существования. Структура мировоззрения, соотношения миропонимания и мировосприятия как переживательного отношения к действительности. Исторические формы мировоззрения (мифологическое, философское и религиозное сознание).

Причины и условия возникновения философии. Философия как миропонимание, ее роль в развитии человеческого сознания. Структура философского знания, представление о философской онтологии, гносеологии и учении о человеке. Философия и наука, философия и культура.

Тема 2. Проблема взаимоотношения мира

В человека в древней философии

Возникновение философских учений на Древнем Востоке. Особенности конфуцианства, миропонимание и этика в философии Кун-Фу-цзы. Роль философии Конфуция в культуре Древнего Китая.

Основные философские учения Древней Индии (брахманизм, кришнаизм, буддизм), характеристики учения о реальности и этика древнеиндийских философских учений. Религиозно-мифологические характеристики учений Древнего Востока.

Возникновение философии в Древней Греции. Милетская школа и пифагореизм. Рациональный характер философии Древних греков. Натурфилософская традиция в греческой философии и ее развитие Демокритом. Платон, его учение о бытии и познании. Платоновские идеи о государстве. Космоцентрический характер учений греческой античной философии. Представление о законосообразности в природе (Логос), учение о человеке и его взаимоотношениях с миром. Этическое содержание греческой философии, роль философских учений в культуре античного мира.

 

Тема 3. Бытие. Бог и человек в западно-европейской

Христианской философии

 

Условия становления христианской философии. Христианские ценности и формирование нового миропонимания. Философия и теология. Теоцентризм религиозной философии, учение о Духе и материи как ее важнейших составляющих. Природа человека в христианской философии, взаимоотношения мира и человека. Проблема предопределенности и свободы воли. Роль христианской философии в развитии человеческой культуры.

 

Тема 4. Философские учения эпохи

Возрождения

 

Тенденции общественного развития в позднее средневековье и в эпоху Возрождения. Новые ценности и движение гуманистов. Философское учение как развитие миропонимания пантеизма и антропоцентризма (Джордано Бруно и Н.Кузанский). Философия эпохи Возрождения как начало кризиса христианского миропонимания.

 

Тема 5. Взаимоотношения природы общества










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 147.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...