Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу




1. Понятие об исторических формах философии. «Ум» как само-собой-разумеющееся (среда понимания). Образы ума. Energeia - actualitas - действительность.

2. Идея «среднего возраста» и отношение к средневековью в европейской традиции. Исторические обстоятельства и формы существования средневековой философии. Проблемы периодизации. Источники по средневековой философии. Обзор литературы.

3. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность». Смысл ритуала. Ритуальное священнодействие и древнегреческая трагедия. Религия, богословие, философия.

4. Ветхозаветная традиция. Дохристианский синтез «Афин» и «Иерусалима». Септуагинта. Филон Еврей. Принципы экзегетики.

5. Новый Завет и радикальная «неразумность» христианства . Ветхий Завет в свете Нового. Иудеохристианство и павлинистская экклесиология. Универсализм св. Павла.

6. Понятие о патристике. Грекоязычная и латиноязычная апологетика. Темы и задачи. Основные представители. Два отношения к языческой мудрости. Риторический принцип и роль риторики в переходный период. Тертуллиан: ученый спор с философией.

7. Размежевание христианства и «лжеименного знания» (гносис). Основные представители гностицизма. Гностицизм ученый и «массовый». Ириней Лионский.

8. Античные критики христианства. Кельс, Порфирий, Юлиан Отступник.

9. Традиции александрийской экзегетики. Александрия и Антиохия как «мировые города». Христианский гносис Климента Александрийского. Ориген. Жизнь и труды. «О началах»: история книги, задачи, композиция. Оригенизм. Ориген и каппадокийцы.

10. Восточная патристика IV - V вв. Смысловые сдвиги философских понятий: сущность, ипостась и др.) в контексте тринитарных и христологических споров. Никейский собор и арианство. Афанасий Великий Новоникейцы: неоплатонизм и христианство. «Шестоднев» Василия Великого и аристотелевская классификация наук. Григорий Богослов и Григорий Нисский.

11. Феномен монашества. Антоний Великий. Роль каппадокийцев в оцерковлении монашества. Киновитское монашество. Пахомий Великий.

12. Тринитарные и христологические споры. Основные ереси (арианство, несторианство, монофизитство). Принцип отторжения ересей. Халкидонское вероопределение (451 г.).

13. Латинская патристика IV - V вв. Иларий Пиктавийский: перевод греческой тринитарной терминологии. Деятельность Мария Викторина Африканского. Иероним Стридонский. Жизнь и труды. Вульгата. Амвросий Медиоланский. Личность и учение Аврелия Августина. Августин и западное христианство.

14. Поздняя патристика. Особенности восточного и западного монашества. Бенедикт Нурсийский. Боэций и Кассиодор – «трансляторы ученой традиции». Боэций. Комментарий к Порфирию. Богословские трактаты Боэция и их влияние на схоластику. "Утешение философией". Компилятивный характер позднеантичной учености. Марциан Капелла. Деятельность Григория I Великого. Принцип servus servorum dei. Исидор Севильский и его «Этимологии». Беда Достопочтенный.

15. Клерикализация церкви. Порядок «держателей авторитета» (С.С.Аверинцев) - иерархическое устройство сущего. Псевдо-Дионисий Ареопагит о церковной и небесной иерархии. Corpus areopagiticum. История, состав. Апофатическое богословие в традиции ученого незнания.

16. Продолжение христологических споров. «Моноэнергизм» патриарха Сергия, монофелитство. Максим Исповедник. Жизнь и труды. Смысл учения о двух волях. Мистагогия.

17. Иконоборческая смута. Иоанн Дамаскин, защита иконопочитания. История спора об иконах. Феодор Студит и патриарх Никифор. Богословие иконы. Смысл обратной перспективы. Иоанн Дамаскин как учитель («первый схоластик»). «Источник знания».

18. Начало схоластики на Западе. Понятие схоластики. Образ и образование. Роль ирландского монашества. Каролингское Возрождение. Деятельность Алкуина. Тривий и квадривий. Иоанн Скот Эриугена и его трактат "О разделении природы".

19. Арабская и еврейская схоластика (общий обзор). Особенности формирования арабской культуры. Священный текст и алгоритм. Начало философии. Влияние христиан-монофизитов. Аль-Кинди, аль Фараби. Суфизм. Метафизика Авиценны. Аверроэс. Авицеброн (Ибн Гебироль) и его "Источник жизни". Рамбам (Маймонид). "Книга о причинах". Влияние еврейской и арабской схоластики на схоластику европейскую. Пути контакта. Толедская "школа" переводов.

20. Византийские авторы IX - XII вв. Эпоха Фотия. «Библиотека». Начало догматического спора о Filioque. Деятельность Кирилла-Константина и Мефодия. Оживление мистических настроений в конце X -  начале XI вв. Симеон Благоговейный и Симеон Новый Богослов. Восточное учительство и схоластика. Секулярные тенденции середины XI века. Иоанн Мавропод. Михаил Пселл. «Многоразличная наука». Иоанн Итал и его конфликт с ортодоксией. Николай Мефонский и Сотирих Пантевген.

21. Западно-европейская схоластика XI - XII  вв. «Ручной» характер средневековой культуры и перемены в системе ценностных ориентаций на христианском Западе в XII веке. Подъем X - XIII вв., секуляризация. Крестовые походы и образование духовно-рыцарских орденов. Монах-воин. Средневековый антисемитизм. Диалектики и антидиалектики. Ланфранк. Петр Дамиани. Ансельм Кентерберийский - монах, политик, богослов. Rerum locutio. Онтологический аргумент и его судьба в истории философии. Клюнийское движение и церковная реформа XI века. Папа Гильдебранд (Григорий VII).

22. Начало спора об универсалиях, его истоки. Реализм Шартрской школы (Бернард Шартский и Гильберт Порретанский). Петр Абеляр и его учителя (Гильом из Шампо и Росцелин). Концептуализм Абеляра. Метод quaestio.

23. Этика Абеляра. Школы и университеты. Аббат Сюжер и начало Готики. Мистика Бернарда Клервоского. Иоанн Солсберийский. Сен-Викторские мистики. Иоахим Флорский: содержание и судьба учения.

24. Высокая схоластика. Могущество папства при Иннокентии III, Фридрих II и его соперничество с папами. Альбигойская ересь. Нищенствующие ордена. Реформы Людовика IX Святого: "парламенты". Куртуазная культура. Усвоение аристотелизма схоластикой. Мыслители Оксфордской школы (Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон). Средневековый эмпиризм и натурализм и их принципиальное отличие от новоевропейской науки.

25. Перипатетизм Альберта Великого. Схоластическое учение и трояком существовании универсалий. Три рода реальности.

26. Францисканцы и августинизм в схоластике. Дж. Ф. Бонавентура: illuminatio и традиционная метафизика света. «Путеводитель души к Богу», содержание трактата.

27. Фома Аквинский. Фома о сущем и сущности. Принцип аналогии сущего. Пять путей доказательства существования Бога. Этика Аквината. Томизм в истории и в современном мире. Латинские аверроисты. Сигер Брабантский. История аверроизма.

28. Логика в XIII веке. Петр Испанец. Жизнь и творчество Раймунда Луллия (Рамон Льюль).

29. Поздняя схоластика. Филипп IV Красивый и Бонифаций VIII. «Авиньонское пленение». Полемика с томизмом (Матвей Акваспарта). Метафизика Генриха Гентского. Дунс Скот и постепенный самороспуск схоластики. «Практический» характер теологии и принцип «однозначности бытия». Трансценденталии. Quidditas и haecceitas.

30. Номинализм У.Оккама, его «бритва». Оккам и Марсилий Падуанский. Политическая философия Оккама.

31. Мейстер Экхарт: ничто и рождение Слова в душе человека. Иоганн Таулер, Генрих Сузо, Иоганн Рейнсбрук. Экхарт и devotio moderna. Экхарт и европейский нигилизм. Данте "Божественная комедия": от "иконы" к "картине". Чимабуэ, Джотто. Завершение средневековья.

32. Византийская мысль в XIV - первой половине XV вв. Исихазм. Варлаам Калабрийский и его спор с константинопольскими учеными (Никифор Григора и др.), переговоры с легатами. Триады св. Григория Паламы в защиту священнобезмолствующих. Паламистское богословие. Спор с Григорием Акиндином. Энергии и сущность. Догматическая реформа Паламы. Критика паламизма Прохором Кидонисом. Исихазм и гуманизм. Эмиграция византийских ученых в Италию. Георг Гемист Плифон и его поклонники на Западе.

33. Данте и 1300 год как «осевое время». Структура «Божественной комедии».Понятие хронотопа. «Итинерарий» Данте в «Божественной комедии». Данте и схоластика.

34. Петрарка – «отец гуманизма». Оправдание поэзии у Боккаччо («Генеалогия языческих богов»). Итальянские гуманисты XIV-XV вв. (К.Салютати, Л.Бруни, Л.Валла, Пико дела Мирандола). Флорентийская академия. М.Фичино.

Трактат Валлы «Об истинном и ложном благе». Ars vitae и regula vitae. Гуманисты и схоластика. Возрожденческая идея «разнообразия», смысл «секуляризации» и рождение Искусства. Возрождение и политика. Макиавелли.

35. Н.Кузанский, жизнь и труды. Бесконечное как мера. Н.Кузанский и Псевдо-Дионисий Ареопагит. Учёное незнание Н.Кузанского как метафизическая основа механики Галилея.

36. XVI в. Гуманисты и скептики. Мишель Монтень. «Открытие» и «удвоение» мира в эпоху Возрождения. Круг и прямая. Маятник. Новая наука и утопия. Коперниканский переворот.

37. Традиция немецкой мистики (от Майстера Экхарта) и реформа Лютера. Лютер и Эразм.

38. Натурфилософия Возрождения XV-XVI вв. (понятие sympathia universalis. Герметическая традиция и каббала. Фичино, Мирандола, И.Рейхлин, К.Агриппа Неттесгеймский, А.Т.Парацельс, Д.Фракасторо, Д.Кардано).

39. Критика аристотелевой логики. П.Рамус. Натурфилософия Возрождения XVI-XVII вв. (Д-Б де ла Порта, Б.Телезио). Философия Дж.Бруно. Философия Т.Кампанеллы. Философский смысл механики Галилея.

40. Контрреформация, иезуиты и вторая схоластика. 1600. Шекспир, Сервантес, Веласкес. Мир-картина и удостоверение личности. Б. Грасиан: наука благоразумия. Завершение схоластики у Ф.Суареса.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 146.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...