Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопросы к зачету по общему курсу




Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова

Кафедра методологии социологических исследований

Вопросы к зачету по общему курсу

"Методология и методика социологического исследования"

Шестой семестр в/о 2010-2011 уч. года

(доц. Масленников Е.В.)

1. Что такое эмпирическая интерпретация переменных в социологическом исследовании?

2. Почему эмпирическая интерпретация переменных предполагает разработку показателей?

3. Как происходит обоснование способов перехода от операциональной модели исследования к инструментарию исследования?

4. Что представляет собой измерение в социологическом исследовании?

5. Что такое социальный показатель и какую признаковую связь он должен иметь?

6. Что может выступать в качестве обобщенного фрагмента социальной действительности?

7. Что означает отбор показателей по признаковой связи? Покажите на конкретном примере.

8. Какую роль играет показатель в ходе разработки гипотез-следствий? Какие существуют способы конструирования пространства показателя?

9. Что такое измерительная интерпретация показателей в социологическом исследовании?

10. Что такое социальный эмпирический индикатор? Зачем он нужен?

11. Что такое обоснованность измерения? В чем состоит принцип обоснованного измерения?

12. Что такое устойчивость измерения? В чем состоит принцип устойчивого измерения?

13. Что такое правильность (точность) измерения? В чем состоит принцип правильного измерения?

14. Укажите причины того, почему требуется много эмпирических индикаторов для показателя.

15. Перечислите виды социальных индикаторов, раскрыв их основные характеристики.

16. Что такое измерительная шкала показателя?

17. Укажите критерии классификации и виды измерительных шкал показателя.

18. Какие ограничения для операций с числами имеются в каждом из видов измерительных шкал показателя?

19. Раскройте принципы построения каждого из видов измерительных шкал показателя.

20. Что такое градуирование шкал показателя и индикатора? Укажите способы градуирования шкал и дайте им краткую характеристику.

21. В чем отличие количественного и качественного способов градации шкал?

22. Укажите правила градуирования индикаторов и показателей.

23. Раскройте взаимосвязь шкалы показателя и шкалы индикатора.

24. Укажите способы проверки достоверности измерения и причины не подтверждения достоверности.

25. В чем заключается коммуникативная составляющая природы вопроса в социологическом исследовании? Каковы требования к сообщению и возможные причины семантического смещения в рамках коммуникативных отношений?

26. В чем заключается познавательная (когнитивная) составляющая природы вопроса в социологическом исследовании? С чем в этом контексте связана проблема понимания?

27. В чем заключается выразительная (экспрессивная) составляющая природы вопроса в социологическом исследовании?

28. Раскройте особенности традиционной и индикаторной концепций вопроса.

29. Укажите возможные виды затруднений в формировании и понимании вопроса в социологическом исследовании.

30. Раскройте языковые особенности социальных групп, которые необходимо учитывать в ходе разработки вопросов в социологическом исследовании.

31. Укажите затруднения, связанные со сложностью восприятия вопросов.

32. Перечислите трудности при составлении ответа на вопрос.

33. Раскройте структуру лицевого обращения в анкете и назначение его элементов.

34. На основе, каких видов логического основания возможно построение анкеты?

35. Раскройте особенности организации построения большой анкеты.

36. Классификация вопросов анкеты по содержанию и форме.

37. Что такое единицы исследования и их различные виды? Роль единиц исследования в построении теоретического и эмпирического различия между объектом исследования и генеральной совокупностью.

38. Раскройте основные характеристики сплошного и выборочного видов отбора.

39.  Дайте определения случайного и направленного отбора как видов выборочного отбора, раскройте принципы построения этих способов формирования выборочной совокупности.

40. Что такое районированный случайный отбор, его ограничения? Требования к разделению на типичные районы.

41.  Что такое гнездовой случайный отбор, его процедура, требования разделения на гнезда? Приведите пример видов гнезд.

42. Опишите, что такое систематический (псевдослучайный) отбор и его ограничения?

43. Раскройте понятие представительности выборочной совокупности при случайном отборе.

44. Опишите разновидности направленного отбора: квотный отбор, метод основного массива, стихийный отбор.

45. Критерии оценки качества выборочной совокупности. Виды ошибок выборки.

46. Методическая стратегия количественного социологического исследования.

47. Типология и области применения методов сбора данных в социологическом исследовании.

48. Типы социологического исследования, особенности разработки и реализации их программы.

49. Какие научные основания имеются у метода опроса?

50. Какие разновидности есть у метода опроса? Укажите их основные характеристики.

51. Дайте характеристики видов индивидуализированного раздаточного опроса.

52. Раскройте особенности группового раздаточного опроса и его видов.

53. Основные процедуры подготовительного, оперативного и результирующего этапа проведения опроса.

54. Анкетный опрос как метод сбора социологической информации, его достоинства и разновидности.

55. Классификация вопросов анкеты по содержанию и форме.

56. Природа вопроса в социологическом исследовании. Особенности построения вопросов.

57. Правила расположения вопросов в социологической анкете.

58. Телефонный опрос: познавательные возможности и специфика реализации.

59. Почтовый опрос: познавательные возможности и специфика реализации.

60. Прессовый опрос: познавательные возможности и специфика реализации.

61. Особенности интервью как метода сбора первичной социологической информации: познавательные возможности и ограничения. Виды интервью.

62. Сущность и структура социального эксперимента, особенности осуществления.

63. Метод наблюдения в социологическом исследовании и его разновидности. Познавательные возможности и ограничения.

64. Экспертный опрос в социологическом исследовании. Область его применения и основные разновидности. Познавательные возможности.

65. Документы как источник социологической информации. Метод анализа документов в социологическом исследовании. Традиционный анализ: способы осуществления, познавательные возможности и ограничения.

66. Контент-анализ в социологическом исследовании. Особенности осуществления. Познавательные возможности и ограничения.

67. Социометрический опрос: сущность и особенности реализации. Познавательные возможности и ограничения.

68. Метод фокус-групп и особенности его применения в социологическом исследовании. Познавательные возможности и ограничения.

69. Организация проведения социологического исследования, её основные этапы.

70. Панельное и лонгитюдное социологические исследования, особенности их осуществления.

71. Подготовка и обработка данных в социологическом исследовании: содержание и последовательность осуществления. Способы и возможности использования специализированных компьютерных технологий.

72. Способы обобщения и отображения первичных данных в социологическом исследовании.

73. Объяснение результатов социологического исследования: принципы и процедура.

74. Подготовка социологического отчета и разработка рекомендаций по результатам исследования, их публичное представление: цель, логика, структура.

 

Зав. кафедрой МСИ,

профессор                                                                                Аверин Ю.П.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 121.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...