Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопросы к зачету/экзамену по истории зарубежной литературы




(Преподаватель С.А. Яковлев)

Просьба к студентам обратить особое внимание на произведения, выделенные полужирным шрифтом

 

1. Мифы Древней Греции.

2. Гомер. Переводы «Илиады» и «Одиссеи» на русский язык. История «гомеровского вопроса».

3. Поэзия и лирика Греции: Гесиод («Труды и дни»), Арион (дифирамбы), Сафо (лесбосская эротика).

4. Трагедии Эсхила («Орестея», «Скованный Прометей»), Софокла («Эдип-царь»), Еврипида («Гекуба», «Троянки», «Медея», «Ифигения в Авлиде»). Зарождение и особенности древнегреческого театра.

5. Комедии Аристофана: «Облака» (против софистов), «Лисистрата» («феминистский» заговор), «Женщины в Народном собрании» и «Богатство» (проблема равенства и справедливости).

6. Проза: историческая (Геродот), философская (Платон, Аристотель).

7. Литература Древнего Рима как преемница греческих традиций. Эллинизм и его литературные проявления.

8. Цицерон. Риторика, ораторское искусство и их влияние на литературу.

9. Гай Светоний Транквилл, «Жизнь двенадцати цезарей» (о нравах императорского Рима).

10. Литература эпохи Октавиана Августа: Вергилий («Энеида», «Буколики» и пр.), Гораций («Оды», «Послания», «Об искусстве поэзии»), Публий Овидий Назон («Наука любви», «Метеморфозы» и пр.).

11. Литература эпохи Нерона: Сенека («Письма к Луцилию»), Петроний («Сатирикон»).

12. Античный роман как жанр. «Золотой осел» Апулея.

13. Марк Аврелий Антонин. «Размышления». Предмет и жанровые особенности книги.

14. Античные мотивы и образы в русской классике (у Пушкина и других писателей).

15. Обзор литературы Средних веков (от заката античности до раннего Возрождения), ее особенности и основные направления (схоластика, мистика, рыцарское служение и т.д.).

16. Аврелий Августин (Блаженный). «Исповедь»: содержание книги, особенности жанра и его развитие в новое время. Истоки и мотивы святоотеческой традиции.

  1. Пьер Абеляр. «История моих бедствий». Дальнейшая жизнь сюжета и образов «Истории…» в мировой литературе.
  2. Средневековый эпос: «Беовульф», «Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде», «Песнь о Нибелунгах», «Тристан и Изольда».
  3. «Роман о Розе», рыцарские романы (Кретьен де Труа).

20. Данте Алигьери. «Божественная комедия» как предвестие эпохи Возрождения.

21. Франческо Петрарка. Средневековые и возрожденческие компоненты в лирике поэта. Переводы Петрарки в России.

22. Джованни Боккаччо. «Декамерон»: сюжеты новелл, жанровая и стилевая особенности книги.

23. Поэзия и судьба Франсуа Вийона в свете гуманистических тенденций эпохи.

24. Эразм Роттердамский, «Похвала глупости»; Себастиан Брант, «Корабль дураков».

25. Никколо Макиавелли. «Государь»: противопоставление власти и морали.

26. Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль».

27. Челлини. «Жизнь Бенвенуто Челлини» как автобиографический роман о художнике.

28. Мишель Монтень, «Опыты». Особенности жанра эссе.

29. Шекспир. «Макбет». «Ромео и Джульетта». «Венецианский купец». «Король Лир». «Буря». «Гамлет».

30. Мигель де Сервантес Сааведра. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Биография автора, история написания романа и его мировое значение. Роль «Дон Кихота» для русской литературы (статья И.С. Тургенева «Гамлет и Дон Кихот»).

31. Лопе де Вега, «Собака на сене».

32. Кальдерон. Характерные черты барокко в драмах «Поклонение кресту», «Жизнь есть сон».

33. Французский классицизм: Буало, Корнель, Расин.

34. Мольер: комедии «Тартюф», «Мизантроп», «Мещанин во дворянстве».

35. Лафонтен и его басни.

36. Мильтон: «Потерянный рай», «Возвращенный рай».

37. Даниель Дефо. «Робинзон Крузо»: историческая, нравственно-философская, бытовая, эстетическая составляющие романа.

38. Джонатан Свифт. «Путешествия Гулливера» как злободневная политическая сатира.

39. Генри Филдинг. «История Тома Джонса, найденыша».

40. Лоренс Стерн как зачинатель нового направления: «Жизнь и мнения Тристрама Шенди», «Сентиментальное путешествие».

41. Поэзия Роберта Бернса и ее русское звучание.

42. Ален Рене Лесаж. «Похождения Жиль Бласа». Жанр плутовского романа.

43. Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ). «Кандид». Отношение к фигуре и наследию Вольтера в России.

44. Жан-Жак Руссо. «Исповедь». «Новая Элоиза». Мировоззрение автора.

45. Пьер Мариво. Комедия «Триумф любви».

46. Бомарше. «Севильский цирюльник». «Женитьба Фигаро».

47. Аббат Прево. «Приключение шевалье де Грие и Манон Леско».

48. Шиллер. «Разбойники». «Коварство и любовь».

49. Иоганн Вольфганг Гете. «Страдания юного Вертера». «Вильгельм Мейстер». «Фауст».

50. Итальянская комедия дель арте: Гольдони, Карло Гоцци. Сюжеты, персонажи-маски. Современная жизнь этого жанра в России.

51. Романтизм как литературное течение. Его истоки (английский предромантизм) и составляющие. Основные черты немецкого, французского, английского романтизма.

52. Художественные теории романтиков (Фридрих Шлегель, Новалис, В. Гюго и пр.). Принцип «романтической иронии».

53. Эрнст Теодор Амадей Гофман. Жизнь и творчество. Новеллы: «Золотой горшок», «Щелкунчик и мышиный король», «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», «Повелитель блох». Влияние Гофмана на русских писателей.

54. Генрих Гейне. «Книга песен». «Путешествие по Гарцу».

55. Джордж Ноэл Гордон Байрон. «Паломничество Чайльд Гарольда». «Шильонский узник». «Дон-Жуан». Байронические мотивы в поэзии Жуковского, Пушкина, Лермонтова.

56. Вальтер Скотт: биография и характеристика творчества (на примерах романов «Айвенго», «Роб Рой», «Эдинбургская темница»).

57. Виктор Гюго. «Собор Парижской богоматери». «Девяносто третий год». «Отверженные». Романтическая эстетика В. Гюго.

58. Фенимор Купер. «Зверобой». «Последний из могикан». Специфика американского романтизма.

59. Эдгар По. Рассказы «Падение дома Ашеров», «Убийство на улице Морг», «Маска Красной Смерти», «Черный кот», «Колодец и маятник». Стихотворение «Ворон».

60. Герман Мелвилл. «Моби Дик, или Белый Кит». «Билли Бадд».

61. Стендаль (Анри Бейль). «Красное и черное».

62. Астольф де Кюстин. «Россия в 1839 году».

63. Проспер Мериме. «Этрусская ваза». «Кармен».

64. Оноре де Бальзак. «Гобсек». «Отец Горио». «Евгения Гранде». «Шагреневая кожа».

65. Гюстав Флобер. «Воспитание чувств». «Мадам Бовари». Образ «башни из слоновой кости» в эстетике Флобера.

66. Чарльз Диккенс. «Посмертные записки Пиквикского клуба». «Оливер Твист». «Холодный дом». Социальные мотивы творчества Диккенса.

67. Уильям Мейкпис Теккерей. «Ярмарка тщеславия».

68. Ги де Мопассан. «Жизнь». «Милый друг». Новеллы «Пышка», «Опыт любви», «Признание» и др.

69. Шарль Бодлер. «Цветы зла».

70. Роберт Луис Стивенсон. «Остров сокровищ». «Странный случай с доктором Джекилем и мистером Хайдом». «Владетель Баллантрэ».

71. Джером Клапка Джером. «Трое в лодке»как «городской» роман. Особенности английского юмора.

72. Джозеф Конрад (Теодор Юзеф Конрад Коженевский). «Лорд Джим». «Теневая черта».

73. Уилки Коллинз. «Лунный камень».

74. Морис Метерлинк. «Слепые». «Синяя птица». Поэтика символизма и ее корни.

75. Август Стринберг. «Игра снов».

76. Марсель Пруст. «В поисках утраченного времени».

77. Джеймс Джойс. «Улисс».

78. Томас Манн. «Будденброки». «Фьоренца». «Смерть в Венеции». «Волшебная гора». «Доктор Фаустус».

79. Стефан Цвейг. «Мария-Антуанетта». «Бальзак».

80. Франц Кафка. «Процесс». «Замок». «Превращение».Особенности художественного мира Кафки.

81. Винсент Ван Гог. «Письма к брату» как исповедь художника. Традиции и истоки жанра.

82. Оскар Уайлд. «Портрет Дориана Грея». «De Profundis».

83. Редьярд Киплинг. «Баллада о Востоке и Западе». «Книга джунглей».

84. Джон Голсуорси. «Сага о Форсайтах».

85. Льюис Кэрролл. «Приключения Алисы в стране чудес». «Зазеркалье».

86. Сомерсет Моэм. «Луна и грош».

87. Рюноскэ Акутагава. «Ворота Расёмон», «Жизнь идиота» и др. новеллы.

88. Джек Лондон. «Мартин Иден». «Белый клык». «Тысяча дюжин».

89. О. Генри. «Короли и капуста». «Вождь краснокожих», «Последний лист» и др. рассказы.

90. Уильям Фолкнер. «Авессалом, авессалом!» «Осквернитель праха».

91. Эрнест Хемингуэй. «Прощай, оружие!» «По ком звонит колокол». «Старик и море».

92. Генри Миллер. «Тропик рака».

93. Эрих Мария Ремарк. «На западном фронте без перемен». «Три товарища».

94. Лион Фейхтвангер. «Испанская баллада».

95. Генрих Бёлль. «Глазами клоуна».

96. Альбер Камю. «Чума». «Падение».

97. Эжен Ионеско. «Стулья». «Носороги».

98. Сэмюэль Беккет. «В ожидании Годо».

99. Развитие детективного жанра: Артур Конан Дойл, Агата Кристи, Жорж Сименон.

100. Джордж Оруэлл. «Скотный двор». «1984». Особенности антиутопии.

101. Джон Фаулз. «Коллекционер».

102. Габриэль Гарсиа Маркес. «Сто лет одиночества».

103. Хорхе Луис Борхес. Новеллы.

104. Ингмар Бергман. Кинопроза: «Фанни и Александр»; «Змеиное яйцо»; «Сцены из семейной жизни».

 

 

Рекомендуемые учебные пособия:

 

Н.А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции. (Любое издание.)

Античная литература. Под ред. Проф. А.А. Тахо-Годи. (Любое издание.)

Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: рассказы о древнегреческой культуре. – М., 1996.

Алексеев М.П., Жирмунский В.М. и др. История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения. (Любое издание.)

Артамонов С.Д. История зарубежной литературы XVII – XVIII вв. (Любое издание.)

История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А.Соловьевой. (Любое издание.)

История зарубежной литературы конца ХIХ – начала ХХ века. / Под ред. проф. Л.Г. Андреева. (Любое издание.)

История зарубежной литературы ХХ века. М.: Просвещение, 1984.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 160.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...