Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Марксизм в России. Г.В.Плеханов, В.И.Ульянов (Ленин).Стр 1 из 4Следующая ⇒
Общественно-политичекое движение в России во второй половине 19 века. тут есть немного 35 вопроса "Марксизм в России. Г.В.Плеханов, В.И.Ульянов (Ленин)". Утвердились 3 направления: радикальное, либеральное и консервативное. Политические доктрины и революционная деятельность народнических организаций. народнические организации начинают появляться в 60 г «земля и воля»-первая орг, «научная воля, «черный передел». Основной идеологией взглядов народников стала теория общественного социализма. Народники выставили следущие задачи: отрицали возможное развитие капитализма,считали главной революц силой хрестьянство. Хождение в народ: попытка агитации за идеи социал революции. Крестьяне не понимали народников. 3 направления в революц народничестве. Каждый имел иднолога. 1)Бакунин2)лавров- считал что крестьяне не готовы к революции 3)Ткачев- считал что не готовы к революции нужно подготовить заговор и осуществить заговор «Заговорничество».
На рубеже 60-70 гг на основе идей Герцена и Чернышевского оформилась народническая идеология. Среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное. Преобразования должны осуществляться революционным методом. Программные и тактические взгляды революционных народников основывались на следующих идеях: капитализм в России не может развиваться в связи с отсутствием социальных оснований, будущее страны – в общинном социализме; крестьяне готовы к восприятию социалистических. Бакуниным, Лавровым, Ткачевым были разработаны идейно-теоретические основы трех течений революционного народничества – бунтарского, пропагандистского и заговорщического. Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Лавров утверждал, что крестьянство не готово к революции, поэтому его необходимо готовить с помощью широкой пропагандистской деятельности. Ткачев не считал крестьянство готовым к революции, но достаточно только небольшой группе заговорщиков захватить государственную власть, а затем быстро вовлечь народ в социалистическое переустройство государства. "хождение в народ", надеялись поднять крестьянство на восстание. Однако крестьяне их идей не понимали и нередко сдавали пропагандистов полиции. В 1874 Движение не увенчалось успехом, большинство агитаторов было арестовано. В 1876 г. уцелевшие участники "хождение в народ" образовали новую тайную организацию, которая с 1878 г. приняла название "Земля и воля". Ее программа выдвигала задачу осуществления социалистической революции, передачу всей земли крестьянам и введение "мирского самоуправления" в деревне и городах. Организацию возглавили Плеханов, Михайлов, Кравчинский, Морозов, Фигнер и др. В конце 70-х гг. часть народников перешла к террористической деятельности, между противниками и сторонниками которой возникли разногласия. 1879 г. "Земля и воля" распалась на две организации: "Народную волю" и "Черный передел". Программными требованиями "Народной воли" были: политический переворот и захват власти, созыв Учредительного собрания, установление демократического строя, уничтожение частной собственности, передача земли крестьянам, заводов - рабочим. Народовольцы взяли на вооружение тактику террористической борьбы. Главной своей целью они считали убийство царя, полагая, что это вызывает политический кризис в стране и всенародное восстание. 1 марта 1881 г. был убит Александру II. террористом Гриневецким. Власти жестоко расправились с участниками террористического акта. В 80-90-е годы в общественном движении возрастает влияние либерального народничества, избравшего основным направлением своей деятельности культурно-просветительную работу среди населения. Наследницей народнической идеологии стала созданная в 1901 г. нелегальная партия социалистов-революционеров. Общественно -политическое движение пореформенной России, помимо народничества было представлено либеральным и консервативно- охранительным направлениями. Либералы выступали за эволюционное, без революций продвижение России к прогрессу. Они критиковали правительство за отказ от политики реформ. Либералы-западники были сторонниками конституционной монархии. Славянофилы доказывали бесперспективность для России западного конституциализма, только в монархии видели гаранта русских национальных интересов. Они предлагали идею созыва Земского собора как законосовещательного органа власти. В конце 80-х начале 90-х гг. радикальное движение раскололось на два противоположных лагеря. Первый сохранял верность идеям крестьянского социализма, второй – увидел в пролетариате главную силу общественного прогресса. На базе второго направления в России началось распространение марксизма и возникновение социал-демократии. Марксизм в России. Г.В.Плеханов, В.И.Ульянов (Ленин). Первым русским марксистом был Георгий Валентинович Плеханов, один из основных деятелей народничества 70-х гг. ХIХ в. Его идейной эволюции предшествовали разочарование в террористических методах народников, знакомство с опытом рабочего движения в Европе и изучение марксизма. В 1883 г. в Женеве возникла первая марксистская организация русских революционеров – группа "Освобождение труда", в которую вошли Плеханов, Засулич, Аксельрод, Дейч, Игнатов. Задачи группы излагались в ее программном заявлении: полный разрыв с народничеством; борьба против самодержавия; пропаганда социализма; создание рабочей партии. Важным направлением деятельности группы стала критика народничества и пропаганда марксизма. В этой западноевропейской теории участников организации привлекла идея достижения социализма путем пролетарской революции. Важнейшим условием социального прогресса в России они считали буржуазно-демократическую революцию, движущей силой которой будут городская буржуазия и пролетариат. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу общества. В России в 1883-1892 гг. образовалось несколько марксистских кружков (Благаева, Федосеева, Бруснева, Точисского и др.), участниками которых изучался марксизм. Первыми рабочими организациями в России стали "Южно-российский союз рабочих" (1875) и "Северный союз русских рабочих" (1878-1880). Однако они не сумели возглавить борьбу пролетариата и придать ей политический характер. Рабочие выдвигали лишь экономические требования – повышение за- работной платы, сокращение рабочего дня, отмена штрафов. Крупным событием стала забастовка на текстильной фабрике Морозова в Орехово-Зуеве (1885). Рабочие впервые потребовали государственного вмешательства в их отношения с фабрикантами. Всего в 80-х гг. прошло около 450 забастовок и выступлений рабочих. Рост забастовочного движения заставил правительство издать серию законов, регламентирующих отношения рабочих и фабрикантов, а также законы, запрещающие ночные работы женщин и подростков, закон о штрафах, о порядке найма и увольнения рабочих (1886). В 1895 г. в Петербурге разрозненные марксистские кружки объединились в новую организацию – "Союз борьбы за освобождение рабочего класса", создателями которого были В.И.Ульянов (Ленин), Ю.Ю.Цедербаум (Л.Мартов) и др. Деятельность марксистских организаций подготовила создание Российской социал-демократической рабочей партии (1898). Следует подчеркнуть, что среди российских марксистов в конце ХIХ в. не было единства. Одни (во главе с В.И.Ульяновым-Лениным) выступали за осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата (политической власти рабочих), другие – отрицали революционный путь развития, предлагая ограничиться борьбой за улучшение условий жизни и труда трудящихся России. 36.Особенности социально-экономического и политического развития страны в конце XIX-начале XX века. 37.Распространение марксизма в России Его брат был казнен за покушение на убийство царя. Осенью 1887 г. Ульянов поступил в Казанский университет, но в декабре был исключен за участие в студенческой сходке. Многие участники сходки впоследствии восстановились в университете, однако В. И. Ульянову власти неизменно отказывали. Когда Ульянову отказали продолжить образование за границей он пришел в кружок Федосеева и увлекся марксизмом. В 1891 г. он получил разрешение сдавать экзамены экстерном на юридический факультет Петербургского университета и успешно их выдержал. Однако к этому времени его мировоззрение было сформировано; работа адвоката-законника его уже не устраивала: следуя революционной традиции, он с презрением относился к «буржуазному» праву и «буржуазной» конституции. Поработав два года в Самарском окружном суде, Ульянов перевелся в Петербург. Здесь он занимался организацией марксистского движения, вел пропаганду среди рабочих и полемику с народниками. В 1894 г. вышла его первая книга «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?». В ходе борьбы с народничеством Ульянов позаимствовал многие его черты, особенно заговорщического направления, связанного с именем П. Н. Ткачева. Его мечтой было создание организованной партии, ведущей за собой пролетариат и крестьянство. Осенью 1895 г. на собрании петербургских марксистов было принято решение об объединении в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Руководящему центру «Союза» — в руководство входили В. И. Ульянов, Г. М. Кржижановский, Н. К. Крупская, Ю. О. Мартов — были подчинены районные центры, поддерживалась связь с 70 заводами и фабриками, издавались листовки, готовился первый номер нелегальной газеты. Однако в декабре 1895 г. 57 членов «Союза» были арестованы, в 1897 г. Ульянов был сослан в село Шушенское. Петербургский «Союз борьбы» продолжал действовать; на съезде в 1898 г. в Минске было объявлено о создании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Но вскоре после съезда большинство членов избранного на нем Центрального комитета было арестовано; вследствие арестов и внутренних разногласий распался петербургский «Союз борьбы». В условиях промышленного подъема стачечное движение рабочих шло на убыль: |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 404. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |