Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Транспорт и его виды: особенности территориальной организации




Территориальная специализация и кооперирование хозяйства

Одним их первых преимущества специализации раскрыл А. Смит в монографии «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Он доказал, что богатство растет быстрее в тех странах, которые активно участвуют в международном разделении труда.

Еще В.И. Ленин подчеркивал, что для того, чтобы повысить производительность труда, направленного на изготовление какой-нибудь частички всего продукта, необходимо, чтобы производство этой частички специализировалось, стало особым производством. С другой стороны, прогресс техники ведет к обобществлению труда, а обобществление неминуемо требует специализации. Такая взаимосвязь обусловлена тем, что специализация является формой общественного разделения труда, а последнее выступает фактором развития производительных сил, так как:

1. служит исходной посылкой для укрепления производственной материально-технической базы;

2.  способствует накоплению у работников производственного опыта, навыков;

3. в условиях специализации и концентрации производства создаются наиболее благоприятные условия для комплексной механизации и автоматизации производственных процессов. Все это ведет к существенному увеличению производства продукции, снижению себестоимости, повышению рентабельности, росту доходов хозяйств, перевод их на самоокупаемость, самофинансирование, что является непременным условием пере хода на рыночные отношения, ускорит социально-экономические преобразования на селе.

Специализация, с одной стороны, выступает следствием научно - технического прогресса, а с другой - фактором его развития. Она свойственна всем странам с высоким уровнем развития производительных сил. Это общая закономерность научно - технического прогресса, элемент интенсификации производства, непременное условие развитие рынка.

Специализация оказывает существенное влияние на экономический уровень развития производства. Она может способствовать его выравниванию или дифференциации. Поэтому весьма важно выяснить пути выравнивания экономических условий производства между регионами, зонами, хозяйствами, т. к. существующие различия в уровне их развития отрицательно сказываются на возможностях перевода их на рыночные отношения, обеспечение трудовыми ресурсами, решение продовольственной проблемы страны, социально - экономических преобразований на селе

Современное развитие агропромышленного комплекса как всей России, так и отдельных ее регионов характеризуется ярко выраженной нестабильностью, нарушением научно обоснованных критериев в территориальной организации отраслей и их сочетаний, непроработанностью вопросов адаптации к складывающимся рыночным структурам. Все это требует поиска путей повышения эффективности аграрного производства, совершенствования его территориальной организации, что органически связано с необходимостью регионального подхода.

Для создания более мощного сбалансированного агропромышленного комплекса и ускорения темпов его развития необходимы перестройка производственной структуры, рационализация отраслевой специализации и размещения сельского хозяйства как основы агропромышленного комплекса. Эти радикальные структурные изменения в сочетании с использованием организационно-экономических форм производства (аренда, кооперация), техногенных факторов интенсификации производства (комплексная механизация, мелиорация, применение удобрений) обеспечат наиболее эффективное использование агро-ресурсного и трудового потенциала агропромышленного комплекса. При этом направление специализации сельского хозяйства, сочетание отраслей в нем должно соответствовать местным условиям и природно-климатическим особенностям региона.

Особенности территориальной организации отраслей промышленности

Транспорт и его виды: особенности территориальной организации

Основными видами транспорта в РФ являются железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и речной. Каждый из данных видов транспорта выполняет в рамках транспортной системы России определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, географическими и историческими особенностями развития.

В условиях России железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении.

Автомобильный транспорт не может составить конкуренции железнодорожному в массовых межрайонных грузовых перевозках прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок, большой дальности перевозок и отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня.

Сфера применения автомобильного транспорта в России — внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, в также перевозки на средние и дальние расстояния малотоннажных ценных и скоропортящихся грузов.

Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Велика его роль в каботажных (внутренних) перевозках для северных и восточных прибрежных регионов страны.

Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.

Трубопроводный транспорт, в отличие от выше описанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры.

По своим функциям воздушный транспорт также относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеют большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся их срочных грузов.

Роль отдельных видов транспорта в пассажирских перевозках выглядит иначе.

В междугородном сообщении в пассажирообороте выделяются железнодорожный, воздушный и автобусный транспорт. На них приходится свыше 99% пассажирооборота. В перевозках пассажиров безусловным лидером является автомобильный транспорт. Доля водных и воздушного транспорта крайне незначительна.

В пригородном сообщении 99% пассажирооборота и перевозок пассажиров приходится только на два вида транспорта: железнодорожный и автобусный.

Во внутригородском сообщении ведущее место и по пассажирообороту (52,2%), и по перевозкам пассажиров (48,0%) занимают автобусы. На втором месте — городской электрический транспорт (трамвай, троллейбус, метрополитен).1

 


1










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 127.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...