Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Исследование пространственной организации движений
Приемы (по подражанию) для всех возрастных групп: • Пройти по кругу, в обратном направлении, через круг.
• Начать ходьбу от центра круга направо по кругу, пройти круг, вернуться в центр слева. • Пройти кабинет (зал) из правого угла через центр по диагонали, обойти кабинет (зал) вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла. • Повернуться на месте вокруг себя и поскоками пробежать по кабинету (залу), начиная движение справа. • То же слева. По словесной инструкции проделать эти же движения. Отметить: ошибки в пространственной организации движений незнание сторон тела; ведущей руки; неуверенность выполнения. Исследование произвольной моторики пальцев рук Приемы (по подражанию) для всех возрастных групп (выполнить под счет): • Пальцы сжать в кулак — разжать. • Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5—6 раз). • Сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь (5—6 раз). • Попеременно соединять все пальцы руки с большим, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно (для дошкольников провести в виде игрового упражнения «Здравствуй, пальчик»). • На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы (5—6 раз). • На обеих руках одновременно показать второй и пятый пальцы (5—6 раз). • На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи (5—6 раз). • На обеих руках одновременно положить третьи пальцы на вторые (5—6 раз). То же по словесной инструкции. Отметить: плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движений (не под счет логопеда); невыполнение; наличие леворукости.
Методика исследования орального праксиса
Исследование объема и качества движения губ Приемы (по словесной инструкции) для всех возрастных групп: • Вытянуть губы вперед («трубочкой»), удержать позу. • Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать 1 позу. • Поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы. • Опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы. • Одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю губу вниз. • Надуть обе щеки, затем втянуть их, губы вытягиваются вперед. Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений. Исследование объема и качества движений мышц щек Приемы (по словесной инструкции) для всех возрастных групп: • Надуть левую щеку, удержать позу в течение З секунд. • Надуть правую щеку, удержать позу в течение З секунд. • Надуть обе щеки одновременно, удержать позу в течение З секунд. Отметить: выполнение правильное; сильно напрягается противоположная выпяченная щека; изолированное надувание одной щеки не удается. Исследование объема и качества движений языка - Приемы (по подражанию) для всех возрастных групп: Показать узкий язык вперед «жалом», удержать на три счета. Показать широкий язык «лопаточкой», удержать на три счета. • Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол рта.
• Показать язык, поднять его к верхней губе («достать кончик носа»). • Показать язык, положить его на нижнюю губу и опустить вниз к подбородку. • Открыть рот, пощелкать (поцокать) языком: присосать широкий язык к твердому небу так, чтобы кончик языка был у верхних альвеол, подъязычная связка натянута, затем свободно опустить язык с характерным щелчком. Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, неточно, всей массой, медленно; движение не удается.
Методика исследования произвольной мимической моторики
Исследование объема и качества движений мышц лба
Приемы (по словесной инструкции) для всех возрастных групп: - Нахмурить брови, удержать позу. - Поднять брови вверх, удержать позу. - Наморщить лоб, удержать позу. Отметить: выполнение правильное или движение выполняется с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т. д.) или движение не удается. Исследование объема и качества движений мышц глаз Приемы (по словесной инструкции) для всех возрастных групп: - Легко сомкнуть веки, удержать позу. - Плотно сомкнуть веки, удержать позу. - Прищурить глаза, удержать позу. - Закрыть поочередно правый и левый глаз. Отметить: выполнение правильнёе или испытуемый зажмуривает глаза, или возникают содружественные движения, или движение не удается.
Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических позПриемы для всех возрастных групп: Объяснения логопеда: удивление брови подняты вверх, глаза широко открыты, рот приоткрыт, губы слегка вытянуты вперед; печаль — брови слегка сводятся к переносице, углы бровей слегка опускаются, губы сжаты; ужас — брови поднимаются вверх до предела, глаза максимально раскрываются, рот приоткрыт; радость — губы растянуты в улыбку, глаза слегка прищурены; сомнение — брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, углы рта опущены; подозрительность — губы сжаты, один или оба глаза прищурены. Отметить: указанное выше правильное выполнение мимических поз; мимическая картина нечеткая; движение не удается: Исследование продолжительности выдоха
Приемы для всех возрастных групп:
- Сыграть на любом духовом инструменте. - Поддувать пушинки, снежинки (2—З дыхательных движения). Отметить: продолжительность выдоха — соответствует возрасту; укороченный выдох. Исследование темпа движений Прием для всех возрастных групп: • В течение определенного отрезка времени удерживать заданный темп в движениях рук, показываемых педагогом. Затем по сигналу педагога предлагается выполнять движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук: вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить. Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный. Приём для взрослых, подростков, школьников: • Обследовать темп движений при помощи письменной пробы: предложить чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе. Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный. В заключение отметить нарушенные и сохранные стороны психомоторного состояния детей с расстройствами речи. После обследования необходимо вести записи психомоторного развития каждого ребенка. Можно использовать карту-таблицу, на которой по вертикали отмечается фамилия, возраст, оценка выполнения; по горизонтали — параметры выполнения движений: ритм, мышечный тонус, координация, ориентировка в пространстве и др., общий вывод. Оценка выполнения дифференцированная черный цвет — плохое выполнению, 1 балл; синий цвет — среднее выполнение, 2 балла; красный цвет — хорошее выполнение, З балла. Таким образом, наихудший показатель, например по б параметрам — б баллов, наилучший — 18 баллов. Можно составить график календарной кривой психомоторики (музыкальный руководитель) и сопоставить его с речевым графиком (логопед).
|