Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исследование пространственной организации движений




Приемы (по подражанию) для всех возрастных групп:
• Пройти по кругу, в обратном направлении, через круг.

• Начать ходьбу от центра круга направо по кругу, пройти круг, вернуться в центр слева.
• Пройти кабинет (зал) из правого угла через центр по диагонали, обойти кабинет (зал) вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла.
• Повернуться на месте вокруг себя и поскоками пробежать по кабинету (залу), начиная движение справа.
• То же слева.
По словесной инструкции проделать эти же движения.
Отметить: ошибки в пространственной организации движений незнание сторон тела; ведущей руки; неуверенность выполнения.
Исследование произвольной моторики пальцев рук
Приемы (по подражанию) для всех возрастных групп (выполнить под счет):
• Пальцы сжать в кулак — разжать.
• Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5—6 раз).
• Сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь (5—6 раз).
• Попеременно соединять все пальцы руки с большим, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно (для дошкольников провести в виде игрового упражнения «Здравствуй, пальчик»).
• На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы (5—6 раз).
• На обеих руках одновременно показать второй и пятый пальцы (5—6 раз).
• На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи (5—6 раз).
• На обеих руках одновременно положить третьи пальцы на вторые (5—6 раз).
То же по словесной инструкции.
Отметить: плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движений (не под счет логопеда); невыполнение; наличие леворукости.



















Методика исследования орального праксиса

Исследование объема и качества движения губ
Приемы (по словесной инструкции) для всех возрастных групп:
• Вытянуть губы вперед («трубочкой»), удержать позу.
• Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать 1 позу.
• Поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы.
• Опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы.
• Одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю губу вниз.
• Надуть обе щеки, затем втянуть их, губы вытягиваются вперед.
Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений.
Исследование объема и качества движений мышц щек
Приемы (по словесной инструкции) для всех возрастных групп:
• Надуть левую щеку, удержать позу в течение З секунд.  
• Надуть правую щеку, удержать позу в течение З секунд.
• Надуть обе щеки одновременно, удержать позу в течение З секунд.
Отметить: выполнение правильное; сильно напрягается противоположная выпяченная щека; изолированное надувание одной щеки не удается.
Исследование объема и качества движений языка -
Приемы (по подражанию) для всех возрастных групп:
Показать узкий язык вперед «жалом», удержать на три счета.
Показать широкий язык «лопаточкой», удержать на три счета.
• Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол рта.

• Показать язык, поднять его к верхней губе («достать кончик носа»).
• Показать язык, положить его на нижнюю губу и опустить вниз к подбородку.
• Открыть рот, пощелкать (поцокать) языком: присосать широкий язык к твердому небу так, чтобы кончик языка был у верхних альвеол, подъязычная связка натянута, затем свободно опустить язык с характерным щелчком. Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, неточно, всей массой, медленно; движение не удается.






















Методика исследования произвольной мимической моторики

Исследование объема и качества движений мышц лба

Приемы (по словесной инструкции) для всех возрастных
групп:
- Нахмурить брови, удержать позу.
- Поднять брови вверх, удержать позу.
- Наморщить лоб, удержать позу.
Отметить: выполнение правильное или движение выполняется с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т. д.) или движение не удается.
Исследование объема и качества движений мышц глаз
Приемы (по словесной инструкции) для всех возрастных групп:
- Легко сомкнуть веки, удержать позу.
- Плотно сомкнуть веки, удержать позу.
- Прищурить глаза, удержать позу.
- Закрыть поочередно правый и левый глаз.
Отметить: выполнение правильнёе или испытуемый зажмуривает глаза, или возникают содружественные движения, или движение не удается.

Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических позПриемы для всех возрастных групп:
Объяснения логопеда: удивление брови подняты вверх, глаза широко открыты, рот приоткрыт, губы слегка вытянуты вперед; печаль — брови слегка сводятся к переносице, углы бровей слегка опускаются, губы сжаты; ужас — брови поднимаются вверх до предела, глаза максимально раскрываются, рот приоткрыт; радость — губы растянуты в улыбку, глаза слегка прищурены; сомнение — брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, углы рта опущены; подозрительность — губы сжаты, один или оба глаза прищурены.
Отметить: указанное выше правильное выполнение мимических поз; мимическая картина нечеткая; движение не удается:
Исследование продолжительности выдоха

Приемы для всех возрастных групп:

- Сыграть на любом духовом инструменте.
- Поддувать пушинки, снежинки (2—З дыхательных движения).
Отметить: продолжительность выдоха — соответствует возрасту; укороченный выдох.
Исследование темпа движений
Прием для всех возрастных групп:
• В течение определенного отрезка времени удерживать заданный темп в движениях рук, показываемых педагогом. Затем по сигналу педагога предлагается выполнять движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук: вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить.
Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный. Приём для взрослых, подростков, школьников:
• Обследовать темп движений при помощи письменной пробы: предложить чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе. Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный. В заключение отметить нарушенные и сохранные стороны психомоторного состояния детей с расстройствами речи. После обследования необходимо вести записи психомоторного развития каждого ребенка. Можно использовать карту-таблицу, на которой по вертикали отмечается фамилия, возраст, оценка выполнения; по горизонтали — параметры выполнения движений: ритм, мышечный тонус, координация, ориентировка в пространстве и др., общий вывод. Оценка выполнения дифференцированная черный цвет — плохое выполнению, 1 балл; синий цвет — среднее выполнение, 2 балла; красный цвет — хорошее выполнение, З балла. Таким образом, наихудший показатель, например по б параметрам — б баллов, наилучший — 18 баллов. Можно составить график календарной кривой психомоторики (музыкальный руководитель) и сопоставить его с речевым графиком (логопед).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 413.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...