Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие предмет и ситема гражданского процессуального права




Общая характеристика судебной системы в РФ

Судебная система Российской Федерации — система специализированных органов власти (судов), осуществляющихправосудиенатерриторииРоссийской Федерации.

Структура судебной системы РФ:

1. Суды общей юрисдикции:

· Верховный Суд

· Верховный Судреспублики, краевой (областной)

и иные приравненные к ним суды

· Районные суды

· Мировые судьи

· Военные суды

· Федеральные арбитражные суды:

· Арбитражные суды

· Высший Арбитражный Суд

· Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)

· Арбитражные апелляционные суды

· Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

3. Конституционный Суд

4. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ

. Под судебной системой понимается установленная Конституцией и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.

Все суды подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации – с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ.

1. Федеральные суды разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства. Конституционный Суд выполняет судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти.

Суды общей юрисдикции Российской Федерации, возглавляемые Верховным Судом РФ, включают федеральные суды в субъектах рФ и военные суды.

К федеральным судам в субъектах РФ относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.

Систему военных судов составляют окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Их состав, компетенция, порядок образования, полномочия должностных лиц определяются Законом о военных судах. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает создание специализированных федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских и административных дел.

2. Суды субъектов Российской Федерации включают: конституционные (уставные) суды и мировых судей. Последние относятся к судам общей юрисдикции.

Конституционные (уставные) суды субъектов рФ могут создаваться самими субъектами Федерации для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления конституциями (уставами) субъектов Федерации, а также для толкования соответствующих региональных конституционно-правовых норм.

Мировые судьи входят в общую систему судов РФ. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». Порядок избрания и некоторые вопросы обеспечения их деятельности устанавливаются законами субъектов рФ. В компетенцию дел мировых судей включается рассмотрение дел о менее опасных уголовных преступлениях, некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях

Формы защиты прав и законных интересов граждан и организаций

Под формой защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций принято понимать определенный порядок защиты права тем или иным юрисдикционным органом (органом рассмотрения и разрешения гражданских дел).

Не лишним будет напомнить, что традиционно выделяется три формы защиты субъективных прав: 1) административная, 2) судебная и 3) общественная.

Под административной формой понимается защита субъективных правуполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным и муниципальным служащим. Административная форма защиты применяется только в случаях прямо предусмотренных законом и не препятствует последующему обращению в суд. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (ст. 11 ГК РФ).

К общественной форме относятся случаи защиты субъективных прав различными общественными образованиями: примирительными комиссиями, комиссиями по разрешению трудовых споров (КТС), трудовыми арбитражами, третейскими судами.

Судебная форма защиты – это установленный законом порядок защиты субъективных прав и законных интересов граждан и организаций судами судебной системы РФ.

Следует сразу оговориться, что к судам судебной системы РФ, несмотря на эквивалентность наименования юрисдикционного органа («суд»), не относятся третейские суды.

Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов, несомненно, входят в систему судов РФ, однако, непосредственно защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов не осуществляют. Так, согласно ст.ст. 1, 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Таким образом, защита нарушенных субъективных прав и охраняемых законом интересов в рамках судебной формы защиты осуществляется судами общей юрисдикции (Верховным Судом РФ - верховными судами республик, краевыми и областными судами, судами городов федерального значения, автономной области и автономных округов - районными судами - мировыми судьями, а также военными судами - окружными (флотскими) и гарнизонными) и арбитражными судами (Высшим Арбитражным Судом РФ - федеральными арбитражными судами округов - арбитражными апелляционными судами - арбитражными судами субъектов РФ).

Судебная форма защиты субъективных прав является основной, исторически сложившейся и наиболее предпочтительной формой защиты субъективных гражданских прав.

понятие предмет и ситема гражданского процессуального права

Гражданское процессуальное право (ГПП) -совокупность правовых норм, регулирующих порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения судом гражданских дел, пересмотра судебных решений, а также порядок принудительного исполнения судебных постановлений (решений, определений).

Традиционно разграничение отраслей права происходит по предмету и методу правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимается круг общественных отношений, регулируемых отраслью права. Под методом – совокупность приемов и способов, используемых для правового регулирования общественных отношений, составляющих предмет отрасли.

Предметом ГПП являются общественные отношения, возникающие в результате осуществляемой в соответствии с гражданскими процессуальными нормами деятельности суда, других участников гражданского судопроизводства и органов исполнения судебных постановлений (= гражданские процессуальные правоотношения).

Метод ГПП определяется в теории как императивно-диспозитивный.

Двойственная природа метода правового регулирования определяется следующими обстоятельствами:

1. обязательным участием в гражданских процессуальных отношениях властного и решающего субъекта – суда, что делает их отношениями власти и подчинения; без участия суда нет и не может быть гражданских процессуальных правоотношений (императивность метода);

2. зависимостью возникновения, изменения и прекращения процесса, движения его от стадии к стадии от воли заинтересованных лиц - участников процесса (диспозитивность метода).

Другими словами, в методе ГПП властеотношения сочетаются со свободой и равноправием заинтересованных лиц в распоряжении судьбой процесса. Однако, несмотря на двойственную правовую природу метода правового регулирования, наличие властного и решающего субъекта – суда – обуславливает публичную природу отрасли права в целом. Таким образом, ГПП является публичной отраслью права, регулирующей общественные отношения, возникающие в связи с государственно-судебной защитой преимущественно частных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций.

Следует обратить внимание на единство метода правового регулирования отрасли ГПП: несмотря на свою двойственность, метод ГПП является единым – императивно-диспозитивным, в отличие, например, от отрасли трудового права, где в качестве самостоятельных применяются два метода – императивный (например, при регулировании отношений в области охраны труда), и диспозитивный (в части урегулирования сторонами содержания трудового договора). Дело в том, что в отрасли ГПП невозможно выделить общественные отношения, регулируемые, например, только императивным или только диспозитивным методом - обе составляющие в ходе правового регулирования существуют в неразрывной связи на протяжении всего процесса, тогда как в отрасли трудового права такое возможно.Система отрасли ГПП- определяется совокупностью гражданско-процессуальных норм, регулирующих отправление правосудия по гражданским делам. Исходя из структуры ГПК РФ, в системе ГПП выделяются две составные части: общая и особенная.

Общая часть включает в себя институты, которые являются общими и применяются ко всем институтам особенной части ГПП:

- общие положения (источники, задачи, принципы ГПП и пр.);

- состав суда, отводы;

- подведомственность и подсудность;

- лица, участвующие в деле;

- судебное представительство;

- доказывание и доказательства;

- судебные расходы, штрафы, сроки;

- судебные извещения и вызовы.

Без знания норм общей части ГПП невозможно правильно толковать и применять нормы особенной части.

Особенная часть отрасли ГПП представляет собой совокупность норм права, регламентирующих различные стадии гражданского процесса, отдельные виды производств, а также вопросы гражданского процесса с участием иностранного элемента:

- производство в суде первой инстанции (приказное, исковое, особое производство и производство по делам, возникающим из публичных правоотношений);

- производство в суде второй инстанции (апелляционное и кассационное производство);

- пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений (производство в суде надзорной инстанции и пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам);

- производство по делам с участием иностранных лиц;

- производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

- производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов.

Значение ГПП состоит в его направленности на реализацию права на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ). Точное и неуклонное следование нормам ГПП обеспечивает соблюдение законности как в деятельности суда, так и в сфере материальных правоотношений: дело рассматривается в строгом соответствии с нормами процессуального права и разрешается на основе материально-правовых норм.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...