Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Форма государства: форма правления, форма государственного устройства, государственно-правовой режим




Вопросы к зачету по правоведению

1) Возникновение государства, понятие и признаки государства

2) Форма государства: форма правления, форма государственного устройства, государственно-правовой режим

3) Функции государства

4) Право в системе социальных норм, его признаки

5) Понятие и признаки норм права

6) Структура норм права, их виды и расположение в нормативно-правовых актах

7) Юридическая техника

8) Толкование норм права

9) Действие нормативно-правовых актов

10) Правовая система и правовая семья

11) Международное право как особая система права

12) Система источников права в РФ

13) Общая характеристика системы права

14) Предмет и метод правового регулирования

15) Отрасли российского права

16) Система права и система законодательства

17) Понятие и признаки правонарушения

18) Состав правонарушения

19) Юридическая ответственность

20) Виды юридической ответственности

21) Понятия и принципы законности

22) Общая характеристика Конституции РФ

23) Основы конституционного строя

24) Система органов государственной власти

25) Особенности федеративного устройства РФ

26) Федеральное Собрание Российской Федерации

27) Судебные органы

28) Исполнительные органы

29) Правительство РФ

30) Гражданские правоотношения

31) Физические лица. Правоспособность и дееспособность.

32) Эмансипация. Ограничение и лишение дееспособности

33) Понятие, признаки и виды юридических лиц. Правоспособность юридических лиц

34) Общие положения права собственности

35) Гражданско-правовой договор

36) Правовые основы наследования. Наследование по закону и завещанию

37) Понятия, признаки, категории и виды преступлений

38) Состав преступления как основание уголовной ответственности

39) Понятие, цели и виды уголовных наказаний

40) Обстоятельства, исключающие преступность деяния

41) Понятие вины и ее формы

42) Понятие, содержание и срок трудового договора

43) Заключение и изменение трудового договора

44) Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение

45) Прекращение трудового договора

46) Порядок и условия заключения и расторжения брака

47) Права и обязанности супругов

48) Права и обязанности родителей и детей

49) Алиментные обязательства

50) Административные правонарушения

51) Административная ответственность

52) Административные взыскания

 

ОТВЕТЫ К ЗАЧЕТНЫМ ВОПРОСАМ ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ.

Возникновение государства, понятие и признаки государства

Государствоявл-ся субъектом правоотношений, это власть над обществом (союзом людей). Характерныепризнаки: 1. власть ограничена определенной территорией, 2. власть гос-ва не подчиняется в порядке иерархии иным властям, т.е. она первична, исключительна и самостоятельна – суверенна, 3. гос-во немыслимо без сис-мы права (законодательства), которой устанавливаются форма гос-ва, его права и обязанности, их гарантии, также возможные действия гос-ва (издание нормативных актов и пр.) 4. общая цель, т.е. идеология, 5. признание людьми, 6. профессиональный аппарат управления, 7. сис-ма налогов, 8. валюта и мн. Др. От баланса реализованных признаков гос-ва зависит политический режим. Таким образом,гос-во– это: 1) союз людей, имеющий постоянную общую цель, действующий самостоятельно и суверенно исключительно в пределах определенной территории, 2) признанная принудительная власть над обществом в интересах самого общ-ва, 3) организация публичной политич. Власти, гл. целью к-рой явл-ся достижение компромисса между противостоящими интересами различных групп людей, достижение общего блага, 4) воля людей, возведенная в ранг закона.

Форма государства: форма правления, форма государственного устройства, государственно-правовой режим

Формы государственного устройства– это административно-территориальная организация государственной власти, характера взаимоотношений между частями государства, центральными и местными органами.

Выделяют две формы государственного правления: унитарные государства и федеративные государства.

Унитарное государство— форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования.

Федерация— форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью

Формы государственного правления:

  • Монархия— форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу
  • Абсолютная монархия— разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.
  • Конституционная монархия— монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией.
  • Дуалистическая монархия— конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия
  • Парламентарная монархия— конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально.
  • Республика— форма государственного правления, при которой верховное кикийство осуществляется выборными органами, избираемыми населением (в том числе и другими органами)
  • Президентская республикахарактеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства.
  • Парламентарная республика— разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента.
  • Смешанная республика— форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентарной республиками.
  • Советская республика — особая разновидность республиканской формы правления, основу которой составляют особые представительные органы — Советы: Советы народных депутатов, Советы депутатов трудящихся и т. д.
  • Суперпрезидентская республика— форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций.

3) Функции государства

Ф-ции гос-ва– это основные направления его деят-ти, вытекающие из его сущности. Ф-ции гос-ва постоянны, могут бытьвнутреннимиивнешними,постояннымиивременными. Ф-ции гос-ва м.б. реализованы только при наступлении определенных юр. обстоятельств (это те жизненные обстоятельства, с к-рыми нормы права связывают возникновение, проведение или прекращение правоотношений): начало войны, стихийное бедствие, совершение преступления и пр. Публичное упорядочивание общественных отношений имеет два важных аспекта: 1. установление правил (норм), имеющих общий или индивидуальный характер, 2. охрана этих правил от нарушения кем бы то ни было => все ф-ции гос-ва можно подразделить на 1.регулятивныеи 2.охранительные, осуществляемые правовыми и неправовыми методами: 1:- политическая – обеспечение государственной и общественной безопасности как внутри, так и вовне гос-ва, - регулятивная – регуляция политических, культурных и социальных процессов, происходящих в обществе, - экономическая – обеспечение нормального развития экономики и эк. стабильности в обществе, - социальная – оказание социальных услуг членам общества, социальное обеспечение граждан и пр., - правоохранительная – обеспечение охраны правопорядка и соблюдение законности, - культурная – обеспечение развития культуры и образования в обществе, - экологическая – охрана экологии, создание благоприятной окружающей среды и пр. функции, - особенно важной ф-цией гос-ва явл-ся правотворческая ф-ция; 2:- активная – стимулирование каких-либо общественных процессов, - пассивная – непрепятствование происходящим общественным процессам, - негативная – подавление происходящих в общ-ве процессов. Гос-во может осуществлять свои ф-ции в различных формах.

4) Право в системе социальных норм, его признаки

Деятельность людей в обществе регулируется различными нормами, которые называются социальными, поскольку соблюдение их человеком имеет значение для других людей.

Выделяют нормы: социальные и технические.

Технические нормыустанавливают правила управления с машинами, их аппаратами, строениями, правила использования природы и т.д. Они регулируют отношения по типу «человек-машина».

Социальные нормырегулируют отношения между людьми по типу «человек-человек». К социальным нормам относятся: нормы морали, обычаи, религиозные нормы, корпоративные нормы.

Право как вид социальных норм имеет собственные признаки:

1) право возникает с появлением государства, выражает его нормы и развивается вместе с ним;

2) право в силу общей обязательности ограничивает деятельность органов и должностных лиц самого государства;

3) право состоит из норм права, которые связаны с другими нормами;

4) право представляет собой сложную формализованную систему, которая состоит из отраслей, институтов и норм;

5) право существует в конкретном государстве в единственном числе;

6) право может быть учреждено не только государством, но и всем обществом в результате социальной революции или референдума.

Право– это система общеобязательных формально определѐнных норм, которые выражают государственную волю общества, еѐобщечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений; являются властным официальным регулятором общественных отношений и охраняются от нарушений возможностью государственного принуждения.

5) Понятие и признаки норм права

Назначение нормы права (правовые нормы)– это установление правил поведения, устойчивых взаимосвязей между субъектами права (гражданами, юридическими лицами, государством). Соблюдение норм права является необходимым условием улучшения жизни людей.

Нормы права в РФ закрепляются в нормативно-правовых актах органов власти.

Все нормы права обладают рядом общих признаков:

1) общая обязательность. Заключается в том, что норма адресуется всем субъектам права, еѐнеисполнение влечѐт применение мер принуждения.

2) формальная определѐнность (письменная форма). Нормы права сформулированы в официальных документах чѐтко и недвусмысленно, как чѐткие предписания.

3) норма права – это двустороннее (многостороннее) правило поведения. Исполнение обязанностей одной стороной даѐт возможность использовать права в другой стране.

4) системность. Норма права регулирует общественные отношения в совокупности с другими нормами права как элемент системы.

5) властность. Нормы права устанавливаются властью государства. Их неисполнение или ненадлежащее исполнение влечѐт применение мер ответственности. Население принуждается повиноваться велениям органов государственной власти.

Норма права– это властное, письменно закреплѐнное, общеобязательное, представительно обязывающее правило поведение людей в обществе, установленное государством и охраняемое им от нарушений.

6) Структура норм права, их виды и расположение в нормативно-правовых актах

Структура нормы права– это еѐвнутреннее строение.

Норма права состоит из элементов:

1) из гипотезы;

2) диспозиции;

3) из санкции.

Гипотеза– это часть нормы права, которая устанавливает условия еѐреализации (если).

Диспозиция– это часть нормы права, которая устанавливает правила (признаки) правомерного поведения или признаки противоправного поведения (то).

Санкции– это часть нормы права, которая устанавливает вид и размер наказания или меры поощрения (иначе).

В нормативно-правовых актах возможно наличие только гипотезы и диспозиции нормы права либо диспозиции и санкции.

Виды норм права:

1. По предмету правового регулирования различают:

1) конституционные;

2) уголовно-правовые нормы;

3) гражданско-правовые

и т.д.

2. В соответствии со спецификой правового регулирования выделяют: материальные и процессуальные нормы.

3. Также выделяют: регулятивные (правонаделительные) и правоохранительные нормы.

7) Юридическая техника

Юридическая техника– это система правил подготовки наиболее совершенных по форме и содержанию правовых актов.

Все правовые акты должны иметь форму, свидетельствующую об их официальном характере и юридической силе.

В нормативно-правовом акте обычно выделяют:

1) наименование (название);

2) содержание;

3) подпись;

4) дата принятия (издания);

5) номер.

8) Толкование норм права

Толкование норм права– это деятельность, заключающаяся в уяснении смысла нормы права для себя и разъяснения затем для других.

В зависимости от общей обязательности толкование может быть:

1) официальным. Это разъяснение содержания норм права управомоченным государственным органом или должностным лицом;

2) неофициальным. Не имеет общеобязательного значения. Оно бывает обыденным, профессиональным и доктринальным (научным).

Способы толкования:

1) грамматический;

2) логический;

3) систематический;

4) историко-политический.

Виды толкования:

1) расширительное;

2) ограничительное;

3) буквальное.

9) Действие нормативно-правовых актов

Нормативно правовые акты действуют во времени, в пространстве и по кругу лиц. Действие акта во времени продолжается с момента вступления его в силу до момента утраты силы. Поэтому выделяют время принятия нормативно-правового акта, время вступления его в силу, время прекращения его действия в связи с отменой, вступлением в силу другого нормативно-правового акта, который его заменяет, либо в связи с истечением срока его действия.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве.

Нормативно-правовой акт действует в пределах границ государства, куда включаются: воздушное пространство, водное пространство (в том числе территориальные и внутренние воды), земля и недра.

По кругу лиц действие нормативно-правовых актов распространяется на граждан, иностранных граждан (иностранных подданных) и лиц без гражданства.

Нормативно-правовые акты не распространяются на лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом.

10) Правовая система и правовая семья

В мире существует множество государств и соответственно множество правовых систем. Все они в той или иной мере оказывают влияние друг на друга и поэтому имеют общие признаки. Для обозначения отдельных групп правовых систем на основе общности их признаков используется понятие «правовая семья». Каждая правовая система и правовая семья складывались под воздействием традиций, правосознания, образа мышления людей и т.д.

Основным критерием классификации правовых семей является источник права. Можно выделить:

1) романо-германскую;

2) англо-американскую;

3) религиозно-традиционную правовую семью.

11) Международное право как особая система права

Возникновение и развитие системы международного (межгосударственного) права обусловлено объективными процессами взаимоотношений различных государств. Правовые системы отдельных государств не могут решить проблемы, стоящие перед всеми государствами или их группами (экологические проблемы, военные, космические и т.д.), так как нормы права действуют только на территории этих государств.

Международно-правовые нормы объединяются в 2 большие группы: публичного права и частного права. Нормы международного публичного права регулируют отношения межу государствами. Нормы международного частного права регулируют имущественные, семейные, трудовые и прочие отношения с участием частных лиц из различных государств.

12) Система источников права в РФ

Из всех известных в мире источников права в России самым распространѐнным является нормативно-правовой акт. Источником права (формой его выражения) является правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, правовая доктрина, религиозный текст.

Правовой обычай– это исторически сложившееся правило поведения, имеющее общественное значение, поддерживаемое государством. В России, например, гражданский кодекс РФ разрешает использование обычаев делового оборота.

Судебный прецедент– это решение судебного или административного органа, который является образцом для решений дел по аналогии. Распространѐн в англо-саксонской системе, в России он запрещѐн.

Нормативный договор– это соглашение сторон, закреплѐнное в письменной форме, Договор является распространѐнным источником в международном праве; он используется в РФ.

Правовая доктрина– это мнение компетентных учѐных по правовым вопросам. В настоящее время в РФ она не является источником права.

Религиозный текст– в котором собраны морально-этические и мистические нормы. Не являются источником права в РФ. Являются источником права в теократических государствах (Ватикан и др.).

К нормативно-правовым актам относятся предписания государства, которые устанавливают права и обязанности сторон и ответственность лиц (физических и юридических).

В РФ существует широкий спектр нормативно-правовых актов, это – конституции, законы, постановления, указы и т.д.

Нормативно-правовые акты в РФ делятся на:

1) законодательные;

2) подзаконные.

13) Общая характеристика системы права

Система права– это объективно существующая совокупность взаимосвязанных норм права, объединѐнных в институты и отрасли.

Структурными элементами системы права являются:

1) норма права;

2) правовой институт;

3) отрасль права.

Норма права– это властное, письменно закреплѐнное, общеобязательное, представительно обязывающее правило поведение людей в обществе, установленное государством и охраняемое им от нарушений.

Правовой институт– это совокупность объективно обособившихся взаимосвязанных норм, объединѐнных общностью предмета регулирования относительно самостоятельного вида общественных отношений. Например: институт купли-продажи в гражданском праве.

Отрасль права– это основное подразделение российской системы права, представляющее собой совокупность взаимосвязанных институтов, регулирующих обширную область общественных отношений. Например: гражданское право.

14) Предмет и метод правового регулирования

Решение проблемы расположения норм права по институтам и отраслям права имеет важное практическое значение.

Для правильного определения места нормы права в системе права необходимо руководствоваться двумя основными критериями: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования– это совокупность общественных отношений, которые подвергаются правовому воздействию.

Предметом правового регулирования являются общественные отношения, которые:

1) допускают возможность внешнего контроля со стороны государства;

2) имеют необходимость регулирования в интересах общества именно нормам права, а не другими социальными нормами;

3) являются устойчивыми.

Метод правового регулирования– это совокупность приѐмов и способов воздействия норм отрасли права на общественные отношения, регулируемые данной отраслью права. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос «что регулировать», то метод – на вопрос «как регулировать». 7

Например: в гражданском праве предметом правового регулирования являются личные имущественные и отдельные личные неимущественные отношения; метод правового регулирования: метод юридического равенства сторон.

15) Отрасли российского права

Система права России включает в себя ряд отраслей. Учѐные выдвигают различное количество отраслей российского права. Обычно около 12-ти:

1) Конституционное право. Регулирует наиболее значимые общественные отношения, складывающиеся во всех основных сферах жизни общества: политической, экономической, социальной и духовной.

2) Административное право. Регулирует отношения, складывающиеся в процессе государственного управления.

3) Уголовное право. Объединяет нормы, которыми определяются составы преступлений, виды наказаний лиц, подлежащих уголовной ответственности.

4) Уголовно-исполнительное право. Регулирует отношения, связанные с условиями исполнения и отбывания уголовных наказаний и исправление осуждѐнных.

5) Экологическое право. Регулирует отношения в сфере рационального использования и охраны растительного и животного мира, земли, воды, воздуха, недр.

6) Гражданское право. Регулирует лично-имущественные и лично-неимущественные отношения.

7) Семейное право. Регулирует личные имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие между супругами и в семье.

8) Трудовое право. Регулирует отношения между работником и работодателем при приѐме на работу, исполнении трудовых обязанностей, увольнении, а также связаны с охраной труда и занятостью населения.

9) Муниципальное право. Регулирует реализацию вопросов местного значения населения (строительство дорог, уборка мусора и т.д.).

10) Уголовно-процессуальное право. Объединяет нормы, регулирующие действие органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда по расследованию и судебному разбирательству уголовных дел.

11) Гражданское процессуальное право. Объединяет нормы, регулирующие деятельность судов общей юрисдикции и арбитражных судов при рассмотрении ими гражданских, трудовых, семейных и иных споров.

16) Система права и система законодательства

Система права и система законодательства не совпадают друг с другом. Система законодательства является формой выражения системы права. Система прав – содержание.

Структурными элементами системы законодательства являются:

1) пункты;

2) части;

3) статьи;

4) главы;

5) разделы;

6) части (общие, особенные);

7) нормативно-правовые акты.

Структурными элементами системы права являются:

1) нормы права;

2) правовые институты;

3) подотрасли права;

4) отрасли права.

17) Понятие и признаки правонарушения

Правонарушение– это общественно опасное (вредное) противоправное виновное наказуемое деяние.

Признаки правонарушения:

1) общественная опасность (вредность)– заключается в причинении вреда или создании угрозы причинения вреда общественным отношениям;

2) противоправность– запрещѐнность деяния законом, либо иным нормативно-правовым сектором;

3) виновность– психическое отношение лица к совершѐнному деянию и его последствия в форме умысла или неосторожности;

4) наказуемость– за совершение правонарушения предусматривается наказание, заключающееся в лишениях личного имущественного и личного неимущественного характера.

18) Состав правонарушения

Состав правонарушения– это совокупность объективных и субъективных признаков, характеризующих деяние как правонарушение.Состав правонарушенияэто совокупность его элементов.Правонарушение будет основанием юридической ответственности только при наличии всех своих элементов. Элементами состава правонарушения являются: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения.

Преступление - это правонарушение, несущее высокую социальную опасность.

Преступления наносят ущерб основным правам и свободам человека, существованию общества и государственного строя. К преступлениям относятся убийство, умышленное причинение вреда здоровью, изнасилование, грабеж, вымогательство, хулиганство, терроризм и т.д., т.е. все деяния, которые запрещены уголовным законодательством и за которые следуют строгие наказания.

Проступок — правонарушение, которое характеризуется меньшей степенью социальной опасности.

За проступки полагаются наказания неуголовного характера — штрафы, предупреждения, возмещение ущерба.

Как правило, выделяют следующие основные виды проступков:

§ дисциплинарные (связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на работника трудовых обязанностей или нарушающие порядок отношений подчиненности по службе и т. д.);

§ административные (посягающие на установленный законом общественный порядок, отношения в области осуществления государственной власти и др.);

§ гражданско-правовые (связанные с имущественными и такими неимущественными отношениями, которые представляют для человека духовную ценность).

Самым опасным видом правонарушений являются преступления. Они отличаются от проступков повышенной степенью общественной опасности, поскольку причиняют более тяжкий вред личности, государству, обществу. В Особенной части УК РФ закреплен исчерпывающий перечень преступлений.

19) Юридическая ответственность

Выделяют различные виды социальной ответственности: юридическая, моральная, политическая и др.

Юридическая ответственность призвана быть формой и средством реализации социальной справедливости.

Сторонами правового отношения юридической ответственности являются:

1) государство в лице уполномоченных органов;

2) правонарушитель;

3) потерпевший.

Юридическая ответственность– разновидность социальной ответственности, являющаяся следствием правонарушения, представляющая собой трѐхстороннее правовое отношение между пострадавшим, правонарушителем и государством, имеющая целью восстановление нарушенных прав потерпевшего и компенсацию нанесѐнных убытков или кару, а также предупреждение новых правонарушений и пресечение совершаемых, реализуемое посредством государственно-властных отношений.

20) Виды юридической ответственности

Обычно юридическую ответственность подразделяют на виды (в зависимости от того, нормы какой отрасли права были нарушены):

1) конституционная юридическая ответственность;

2) уголовная юридическая ответственность;

3) административная юридическая ответственность;

4) дисциплинарная юридическая ответственность;

5) гражданско-правовая (имущественная) юридическая ответственность.

21) Понятия и принципы законности

Законность– это неуклонное соблюдение норм права всеми субъектами (участниками) общественных отношений (гражданами, юридическими лицами, государственными органами и должностными лицами).

Принципы законности:

1) верховенство закона. Закон обладает высшей юридической силой по отношению к любым другим актам;

2) всеобщность. Закон должен реализовываться единообразно на всей территории государства;

3) общественная польза;

4) недопустимость противопоставления законности и целесообразности;

5) неотвратимость ответственности за нарушение закона.

22) Общая характеристика Конституции РФ

Конституция является основным законом государства, главным источником права, в том числе конституционного.

В России конституция является единственным действующим актом, принятым посредством референдума. Она регулирует все основные сферы общественной жизни: политическую, экономическую и т.д. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие.

23) Основы конституционного строя

К основам конституционного строя РФ относится признание государства:

1) демократическим;

2) федеративным;

3) правовым;

4) социальным;

5) светским;

закреплены:

6) республиканская форма правления;

7) признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;

8) суверенитет России;

9) единое гражданство РФ;

10) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

11) единое экономическое пространство;

12) многообразие форм собственности;

13) местное самоуправление;

14) идеологическое и политическое многообразие.

24) Система органов государственной власти

Согласно статье 11 конституции РФ государственную власть в РФ осуществляют президент, федеральное собрание (совет федерации, государственная дума), правительство, суды РФ.

Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Федеральное собрание– это парламент РФ. Он является законодательным и представительным органом (статья 94 конституции).

Государственная дума состоит из депутатов, избираемых населением. Совет федерации формируется из представителей субъектов РФ.

Правительство осуществляет исполнительную власть в РФ (статья 110 конституции). Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. Правительство состоит из председателя правительства, его заместителей и федеральных министров.

Судебная власть в РФ осуществляется посредством: конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (статья 118 конституции). Высшими органами судебной власти являются – Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Арбитражный Суд РФ. Существуют и нижестоящие суды.

25) Особенности федеративного устройства РФ

К принципам федеративного устройства России можно отнести следующие:

1) государственная целостность РФ;

2) единство государственной власти;

3) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

4) равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

5) равноправие и самоопределение народов РФ;

26) Федеральное Собрание Российской Федерации

Согласно статье 11 конституции РФ государственную власть в РФ осуществляют президент, федеральное собрание (совет федерации, государственная дума), правительство, суды РФ.

Федеральное собрание— парламент Российской Федерации, высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции РФ).

Статус Федерального собрания определен в главе 5 Конституции РФ.

Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами — Государственной думой и Советом Федерации (согласно статье 95 Конституции РФ).

Федеральное собрание является постоянно действующим органом (статья 99 Конституции РФ).

Обе палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств (статья 100 Конституции РФ).

27) Судебные органы

Судебная власть в РФ осуществляется посредством: конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (статья 118 конституции). Высшими органами судебной власти являются – Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Арбитражный Суд РФ. Существуют и нижестоящие суды.

Суд— государственный орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, административных, гражданских и иных категорий дел в установленном законом конкретного государства процессуальном порядке.

28) Исполнительные органы

Исполнительная власть— один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления.

Основное назначение исполнительной власти в России— организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения.

Структура исполнительной власти:

– органы исполнительной власти;

– государственные служащие;

– юридическая (правовая) структура — система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц;

29) Правительство РФ

Правительство России— высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России.

Согласно 110-й статьеКонституции России, состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Статус Правительства и порядок его деятельности определены Главой 6-й Конституции и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года с позднейшими изменениями.

Дом Правительства Российской Федерации расположен на берегу Москвы-реки в Москве, по адресу: Краснопресненская набережная, дом 2.

Правительство РФ имеет свой интернет-сайт и принимает обращения граждан в электронном виде.

30) Гражданские правоотношения

Гражданские правоотношения– это общественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, содержанием которого являются личные имущественные и отдельные личные неимущественные права и обязанности его участников. Например, в правоотношении собственности только собственник имеет право воздействовать на вещь, все остальные субъекты обязаны воздерживаться от воздействия на данную вещь.

Субъектами гражданских правоотношений могут быть: физические и юридические лица, РФ, еѐсубъекты и муниципальные образования.

Физические лица– это люди, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Содержание правоспособности граждан раскрывается в статье 118 Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ)

Юридическим лицомпризнаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (статья 48 Гражданского Кодекса).

В РФ еѐсубъекты и муниципальные образования в соответствии со статьѐй 124 Гражданского Кодекса РФ выступают в отношения, регулируемые гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений гражданами и юридическими лицами.

Объектом гражданских правоотношений является поведение людей (монистическая теория), а также предметы материального мира, поведение людей и т.д. (фуролитическая теория).

Содержанием гражданского правоотношения являются личные имущественные и отдельные личные неимущественные права и обязанности.

31) Физические лица. Правоспособность и дееспособность.

Физические лица– это люди, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Содержание правоспособности граждан раскрывается в статье 118 Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ)

Правоспосо́бность— установленная законом способность гражданина, организации или публично-правового образования быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей.

Способность быть субъектом права как такового принято называть «общей правоспособностью», которая признается за гражданами с момента их рождения, а за юридическими лицами и публично-правовыми образованиями - с момента их создания.

Дееспособность— способность физического лица осуществлять действия в соответствии со своей правоспособностью, дающая возможность наделять его правами и возлагать на него ответственность, обязанности. Полная дееспособность приобретается после достижения лицом совершеннолетия.

Дееспособность граждан— это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, возникающая с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ГК РФ ст.21).

32) Эмансипация. Ограничение и лишение дееспособности

Эмансипация (социология)— освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах.

Эмансипация (гражданское право)— признание несовершеннолетнего полностью дееспособным. Как правило в связи с вступлением в брак или с трудоустройством.

В соответствии с ГК РФ, Статья 22. Недопустимость лишения и ограничения правоспособности и дееспособности гражданина:

1. Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом.

2. Несоблюдение установленных законом условий и порядка ограничения дееспособности граждан или их права заниматься предпринимательской либо иной деятельностью влечет недействительность акта государственного или иного органа, устанавливающего соответствующее ограничение.

3. Полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.

33) Понятие, признаки и виды юридических лиц. Правоспособность юридических лиц

Юридическим лицомпризнается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (статья 48 Гражданского Кодекса).

Признаки юридического лица:

1) Материальные:

– организационное единство

– внутренняя структура организации

– наличие органов управления

– наличие учредительных документов

– имущественная обособленность

– самостоятельная гражданско-правовая ответственность

– выступление в гражданском обороте и судебных органах от своего имени

2) Формальный: – государственная регистрация

Виды юридических лиц:

В зависимости от формы собственности:

– государственные

– частные

В данной классификации можно учесть прямую аналогию с принятым зарубежным делением:

– юридические лица публичного права

– юридические лица частного права

В зависимости от целей деятельности:

– Коммерческие

– Некоммерческие

По составу учредителей

– Юридические лица, учредителями которых являются только юридические лица

– Только государственные (унитарные предприятия)

– Любые субъекты гражданского права (все остальные юридические лица)

По характеру прав участников выделяют организации:

– на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право

– в отношении которых их участники имеют обязательственные права

– в отношении которых их участники не имеют имущественных прав

В зависимости от объема вещных прав организации выделяют юридические лица, обладающие правом:

– оперативного управления на имущество

– хозяйственного ведения

– собственности на имущество

34) Общие положения права собственности

Право собственности закреплено в статье 35 Конституции. Право собственности можно определить как отношение лица к своему имуществу. Содержание права собственности раскрывается в статье 209 Гражданского Кодекса РФ. В соответствии с ней собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Владение имуществом– это фактическое осознанное обладание им.

Пользованиеподразумевает извлечение из имущества пользы (в том числе нематериальной) без утраты права собственности.

Распоряжение– это определение юридической судьбы имущества, оно обозначает последнее извлечение собственником из имущества пользы и одновременно утраты на него права собственности.

35) Гражданско-правовой договор

Гражданско-правовой договор– это соглашение двух или более лиц, направленное на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

По содержанию гражданско-правовые договоры делятся на:

1. Имущественные:

– договоры, направленные на передачу имущества (купле/продажа, дарение, мена, поставка);

– договоры о выполнении работ (строительный подряд);

– договоры об оказании услуг (страхование, перевозка, хранение).

2. Организационные:

– учредительные договоры об образовании юридических лиц;

– соглашение между коммерческими организациями и органами местного самоуправления;

– генеральные договоры.

Гражданско-правовым договором может считаться любой договор, заключенный в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Частью 2 ГК РФ предусмотрены отдельные виды гражданско-правовых договоров. Вместе с тем, стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законодательством. Основное правило при заключении договора состоит в том, чтобы его условия не противоречили закону.

36) Правовые основы наследования. Наследование по закону и завещанию

Наследственное право является подотраслью гражданского права. Норма наследственного права содержится в основном в части 3 ГК РФ. В соответствии со статьѐй 1111 наследование может осуществляться по закону и по завещанию. По общему правилу наследование по закону имеет место тогда и постольку, когда и поскольку оно не изменено завещанием. В соответствии со статьѐй 116 ГК РФ к наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства.

Гражданин в праве распорядится своим имуществом в случае смерти только путѐм совершения завещания (статья 1118 ГК РФ).

37) Понятия, признаки, категории и виды преступлений

Преступление— правонарушение, совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности. Преступления могут выделяться из общей массы правонарушений по формальному признаку, а также по материальному признаку.

Признаки преступления:

Преступное деяние- в уголовном праве понимается как акт поведения человека, который может быть выражен в активной и в пассивной форме, способный причинить различного рода вредные, опасные для общества последствия.

Общественная опасность- есть объективное свойство деяния, присущее ему независимо от законодательной оценки, которое служит основанием его криминализации.

Виновность- преступным признаётся деяние, совершённое умышленно, либо вследствие преступной неосторожности, то есть виновно.

Уголовная противоправность- производна от общественной опасности: не являющееся общественно опасным деяние не может признаваться противоправным

Категории преступлений:

В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные Кодексом, подразделяются на преступления небольшой тяжести,средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие.

Преступлениями небольшой тяжестипризнаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Кодексом, не превышает двух лет лишения свободы.

Преступлениями средней тяжестипризнаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, превышает два года лишения свободы.

Тяжкими преступлениямипризнаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы.

Особо тяжкими преступлениямипризнаются умышленные деяния, за совершение которых Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

38) Состав преступления как основание уголовной ответственности

Состав преступления представляет собойсовокупность объективных и субъективных признаков, закреплённых в уголовном законе, которые в сумме определяют общественно опасное деяние, преступление.Признаки состава преступлениязакрепляются в нормах общей и особенной части уголовного права.Их можно условно разделить на четыре подсистемы: признаки объекта, субъекта, объективной и субъективной стороны преступления.

Наличие в деянии всех признаков некоего состава преступления является основанием для признания его преступными привлечения совершившего его лица к уголовной ответственности; отсутствие хотя бы одного из них означает, что отсутствует и состав преступления в целом, а деяние при этом признаётся непреступным.

39) Понятие, цели и виды уголовных наказаний

Наказание в уголовном праве— это меры государственного воздействия, применяемые к лицу, совершившему преступление. Наказание, таким образом, является своего рода социальным последствием преступления.

Цели наказаний:

– Возмездие

– Восстановление нарушенных прав

– Исправление осуждённого

– Специальная превенция

– Общая превенция

Виды наказаний:

– Штраф

– Поражение в правах

– Принудительный труд

– Лишение свободы

– Телесные наказания

– Принудительное перемещение

– Смертная казнь

40) Обстоятельства, исключающие преступность деяния

Обстоятельства, исключающие преступность деяния— это признаваемые уголовным правом условия, при которых деяния, формально содержащие в себе признаки объективной стороны предусмотренного уголовным законом преступления, не влекут за собой уголовной ответственности.

УК РФ предусматривает шесть таких обстоятельств:необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайняя необходимость, физическое или психическое принуждение, обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжения

Если в ходе расследования инцидента, связанного с причинением вреда, будет выявлено, что имели место обстоятельства, исключающие преступность деяния, и соблюдены условия правомерности причинения вреда, уголовное дело и уголовное преследование в отношении данного лица подлежат прекращению.

Если вред причинён при превышении пределов допустимости причинения вреда, предусмотренных уголовно-правовыми нормами для такого рода обстоятельств, факт такого превышения должен получить самостоятельную уголовно-правовую оценку и может повлечь уголовную ответственность.

41) Понятие вины и ее формы

Вина— в уголовном праве это психическое отношение лица к совершаемому общественно опасному действию или бездействию и его последствиям, выражающееся в форме умысла или неосторожности.

Форма вины— это определяемое законом сочетание интеллектуальных и волевых признаков, свидетельствующих об отношении виновного к совершаемому им деянию и его последствиям.

Форма вины имеет большое значение в уголовном праве:

– Она позволяет отграничить преступное деяние от непреступного в тех случаях, когда закон устанавливает преступность лишь деяния, совершённого с определённой формой вины.

– От формы вины зависит квалификация преступления в случаях, когда в уголовном законе предусматривается ответственность за схожие деяния, совершённые умышленно и неосторожно (например, убийство и причинение смерти по неосторожности).

– В зависимости от формы вины может дифференцироваться уголовная ответственность: умышленные деяния, как правило, расцениваются как более опасные, влекущие более строгое наказание, чем неосторожные, от формы вины может зависеть вид и размер наказания, которые будут применены к лицу, форма вины может быть условием применения иных мер уголовно-правового характера.

– Форма вины является критерием классификации преступлений

42) Понятие, содержание и срок трудового договора

В соответствии со статьѐй 56 трудового кодекса РФ (ТК РФ) трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работу по условленной трудовой функции, обеспечить надлежащие условия труда и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, работник обязуется лично выполнять определѐнную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

В соответствии со статьѐй 57 ТК РФ в трудовом договоре указываются:

1) фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя;

2) место работы (с указанием структурного подразделения);

3) дата начала работы;

4) наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации, или конкретная трудовая функция;

5) права и обязанности работника;

6) права и обязанности работодателя;

7) характеристики условий труда;

8) режим труда;

9) условия оплаты труда;

10) виды и условия социального страхования.

Трудовые договоры заключаются, как правило, на неопределѐнный срок.

43) Заключение и изменение трудового договора

В соответствии со статьѐй 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, он составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр передаѐтся работнику, другой экземпляр хранится у работодателя.

Условия договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

Заключение трудового договора допускается, как правило, с лицами, достигшими 16 лет (статья 63 ТК РФ).

В соответствии со статьёй 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

2) трудовую книжку;

3) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

4) документы воинского учѐта;

5) документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. 16

С учётом специфики работы может предусматриваться необходимость предъявления других документов при заключении трудового договора (например, медицинская справка).

44) Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение

Трудовая дисциплина (дисциплина труда) – это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определѐнным в соответствии с законами, трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка и другими актами организации.

За нарушение трудовой дисциплины, выражающейся в совершении дисциплинарного проступка, т.е. не исполнении или ненадлежащем исполнении работником по его вине возложенных на него обязанностей работодатель в зависимости от проступка имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Это статья 192 ТК РФ.

В соответствии со статьѐй 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснения в письменной форме. В случае отказа работника дать объяснение составляется акт.

45) Прекращение трудового договора

Трудовой договор прекращается по следующим основаниям:

1) соглашение сторон (работника и работодателя);

2) истечение срока трудового договора;

3) по инициативе работника (по собственному желанию);

4) по инициативе работодателя;

5) перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю, или переход на выбранную работу (должность);

6) отказ работника от предложения работы в связи со сменой собственника имущества организации, изменением подведомственности (подчинѐнности организации), либо еѐреорганизацией;

7) отказ работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора;

8) отказ работника от перевода на другую работу вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением;

9) отказ работника от перевода в связи с переездом работодателя в другую местность;

10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон (например, призыв работника на военную службу);

11) нарушение правил заключения трудового договора.

46) Порядок и условия заключения и расторжения брака

Порядок заключения брака:

Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).

Условия заключения брака:

Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса.

Расторжение брака производитсяв органах записи актов гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных статьями 21 - 23 настоящего Кодекса, в судебном порядке.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 141.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...