Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Список использованных источников и литературы




Источники

1. Библиотека литературы Древней Руси/ Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. СПб., 1999. Т. 6: XIV – середина XV века; СПб., 1999. Т. 7: Вторая половина XV века; СПб., 2000. Т. 9: Конец XIV – первая половина XVI века.

2. Емченко Е.Б. Стоглав: Исследование и текст. М., 2000.

3. Иосиф Волоцкий, преп. Просветитель. М., 1994.

4. Иосиф Волоцкий. Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959.

5. Памятники общественной мысли Древней Руси: В 3-х т. / [Сост., автор вступ. ст. и коммент. И.Н. Данилевский]. М., 2010. Т. 3: Московская Русь.

 

 

Литература

1. Будовниц И.У. Русская публицистика XVI века. М.; Л., 1946.

2. Гудзий Н.К. История древнерусской литературы. М., 1934.

3. Вальденберг В.Е. Древнерусские учения о пределах царской власти. Очерки русской политической литературы от Владимира Святого до конца XVII века. М., Издательский дом «Территория будущего», 2006.

4. Дьяконов М.А.Власть московских государей: Очерки из истории политических идей Древней Руси до конца XVI века. М.: Книжный дом «Либроком», 2013.

5. Зарезин М.И. Еретики и заговорщики: 1470–1505 гг. М., 2010. (Тайны русской земли)

6. Зимин А.А. Россия на рубеже XV–XVI столетий: Очерки социально-политической истории. М., 1982.

7. Зимин А.А. Русская публицистика конца XV – начала XVI веков. М., 1959.

8. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1994.

9. Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России: период феодализма. М., 1977.

10. Клибанов А.И. Реформационные движения в России в XIV – первой половине XVI в. М., 1960.

11. Лилиенфельд Ф., фон. Нил Сорский и его сочинения: Кризис традиции в России времен Ивана III // Культура и общество Древней Руси (X–XVII вв.): Зарубежная историография. М., 1988. Ч. 2.

12.      Лурье Я.С. Две истории Руси XV века: Ранние и поздние, независимые и официальные летописи об образовании Московского государства. СПб., 1994.

13.      Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI в. М.; Л., 1960.

14.      Лурье Я.С. Краткая редакция «Устава» Иосифа Волоцкого – памятник идеологии раннего иосифлянства // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1957. Т. 13.

15.      Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 4. Ч. 1: История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240–1589). Отд. 2: Состояние Русской Церкви от митрополита святого Ионы до патриарха Иова, или в период разделения ее на две митрополии (1448–1589).

16.      Плигузов А.И. Полемика в русской церкви первой трети XVI столетия. М., 2002.

17.      Романенко Е.В. Нил Сорский и традиции русского монашества. М., 2003.

18.      Русское православие: вехи истории / Науч.ред. А.И. Клибанов. М., 1989.

19.      Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. 2-е изд. Paris, 1981.

20.      Флоря Б.Н. Исследования по истории церкви. Древнерусское и славянское средневековье: Сборник. М., 2007.


[1] Иосиф Волоцкий. Послание епископу Нифонту Суздальскому // Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959. С. 162.

[2] Лилиенфельд Ф., фон. Нил Сорский и его сочинения: Кризис традиции в России времен Ивана III // Культура и общество Древней Руси (X–XVII вв.): Зарубежная историография. М., 1988. Ч. 2.

[3] Зимин А.А. Русская публицистика конца XV – начала XVI веков. М., 1959.

[4] Клибанов А.И. Реформационные движения в России в XIV – первой половине XVI в. М., 1960; его же. Народная социальная утопия в России: период феодализма. М., 1977; его же. Духовная культура средневековой Руси. М., 1994.

[5] Лурье Я.С. Две истории Руси XV века: Ранние и поздние, независимые и официальные летописи об образовании Московского государства. СПб., 1994. С. 6–7.

[6] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 4. Ч. 1: История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240–1589). Отд. 2: Состояние Русской Церкви от митрополита святого Ионы до патриарха Иова, или в период разделения ее на две митрополии (1448–1589).

[7] Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. 2-е изд. Paris, 1981.

[8] Гудзий Н.К. История древнерусской литературы. М., 1934. С. 209.

[9] Будовниц И.У. Русская публицистика XVI века. М.; Л., 1946. С. 70.

[10] Лурье Я.С. Краткая редакция «Устава» Иосифа Волоцкого – памятник идеологии раннего иосифлянства // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1957. Т. 13. С. 124–126.

[11] Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI в. М.; Л., 1960. С. 343.

[12] Мы рассматриваем только учебники, допущенные или рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации.

[13] Павленко, Н.И. История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И. Павленко, И.Л.Андреев, Л.М. Ляшенко ; под ред. А.Ф. Кисилева, Н.И. Павленко. – 5-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2012.

 

[14] История России с древнейших времен до конца XVIII века.10 кл. Профильный уровень : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев ; под ред. Н.И. Павленко. – 8-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2008.

[15] История. Россия и мир.10 кл. Базовый уровень : учеб. для общеобразоват. учреждений / О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В.Пономарев, В.А. Рогожкин. – 12-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2013.

[16] Cахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVIII века. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : профил. уровень / А.Н. Сахаров, В.И. Буганов ; под ред. А.Н. Сахарова ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 18-е изд. – М. : Просвещение, 2012.

[17]Журавлева О.Н. История России : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / О.Н. Журавлева, Т.И. Пашкова, Д.В.Кузин ; под общ. ред. чл.- корр. РАН Р.Ш.Ганелина.- М. : Вентана-Граф, 2013.

[18]История России.10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч. 1. /[А.А. Данилов, М.Ю. Брандт, М.М. Горинов и др.] ; под ред. А.А. Данилова. – 3-е изд.-М. : Просвещение, 2013.

[19] История России с древнейших времен до наших дней: Учебник /А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – Москва : Проспект, 2012.

[20] Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI века: Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. — М.: «ТИД «Русское слово—РС», 2003.

[21] Данилов Д.Д. История России и мира (От родовых общин до национальных государств. С древнейших времен до начала XVI века).10 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый и профильный уровни) : в 2 кн. Кн. 1 /Д.Д. Данилов, А.В. Кузнецов, Д.В. Лисейцев, В.Г. Петрович, Д.Ю. Беличенко. – М. : Баласс. 2013. (Образовательная система «Школа 2100»).

 

[22] Вассиан – архиепископ Ростовский, который крестил детей великого князя московского и исповедовал самого Ивана III. Послание было написано осенью 1480 года в период «стояния» на реке Угре. Тогда ближайшие советники Ивана III сомневались в правомерности противостояния московского правителя ордынскому царю «от Бога», о его здравии молились во всех русских церквах после нашествия Батыя. Текст послания сохранился в составе Софийской второй летописи.

[23] Имеется в виду ордынский хан Ахмат (Ахмед)[, хан Большой Орды Саид Ахмат (1447–1480). — И.Д.].

[24] Переговоры с Ахматом происходили, очевидно, во время стояния на Угре во второй половине октября 1480 г., чем и определяется время написания «Послания...».

[25] Ср.: Пс 54 22 [«уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи» — ? Ср.: «Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою. Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе. Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, [когда] воззову [к Тебе], скоро услышь меня…» (Пс 101 1–3) и далее. — И.Д.].

[26] Притч 3 34 [«Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать»; ср.: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак 4 6); «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Петр 5 5). — И.Д.].

[27] О «духах лстивых», шепчуших «во ухо твоей державѣ, еже предати христьянство», Вассиан говорил и в начале послания. Имена этих «развратников» и «духов лстивых» могут быть раскрыты благодаря летописным рассказам (Независимый свод 80-х гг. и Московский свод), где упоминаются противники войны среди советников Ивана III — боярин Иван Васильевич Ощера, представитель рода Сорокоумовых-Глебовых, служивших московским князьям еще с XIV в., и Григорий Андреевич Мамон из рода Нетши, находившегося до Ивана III на службе у удельных князей.

[28] Мк 9 43 и 47 [«И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый… И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную»]; Мф 18 8–9 [«Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную»].

[29] Втор 32 30 [«Как бы мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму, если бы Заступник их не предал их, и Господь не отдал их!»].

[30] Втор 32 31 [«Ибо заступник их не таков, как наш Заступник; сами враги наши судьи в том»].

[31] Слова античного философа Демокрита (V в. до н. э.) заимствованы Вассианом из «Пчелы», греческого сборника изречений XI в., переведенного уже в XII–XIII вв. Характеристика Демокрита, как первого (возможно, в смысле — наиболее древнего) из философов, в «Пчеле» отсутствует — она принадлежит Вассиану.

[32] Мф 16 26 [«какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?»].

[33] Ин 15 13 [«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»].

[34] Речь идет о киевских князьях X в. Игоре, его сыне Святославе и о Владимире Святославиче Святом.

[35] Ссылка Вассиана на Дмитрия Донского (к этому же примеру он обращается и далее), очевидно, имела особое значение; его оппоненты, «лстивые духи» и «развратники», отговаривавшие Ивана III от сражения с ханом (Ощера и Мамон), ссылались, судя по рассказу Независимого свода 80-х гг., в поддержку своей позиции на пример Дмитрия Донского, не оказавшего сопротивления Тохтамышу. Β противовес этому сторонники решительной борьбы с ханом вспоминали о роли Дмитрия Ивановича в Куликовской битве. Характерно, что и известный нам текст «Задонщины» (краткий вариант) был переписан кирилло-белозерским писцом Ефросином в 1479–80 гг. к столетию Куликовской битвы; к близкому времени некоторые исследователи (Β. Α. Кучкин, А. И. Плигузов и др.) относят и создание «Сказания о Мамаевом побоище».

[36] 1 Кор 2 9 [«Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его»; ср.: «Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него» (Ис 64 4). — И.Д.].

[37] Мф 20 16 [«Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных»; ср.: «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф 19 30); «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мк 10 31). — И.Д.].

[38] Ис 45 1–2 [«Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись; Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю»].

[39] Притч 9 9–11 [«дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание. Начало мудрости — страх Господень, и познание Святаго — разум; потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни»].

[40] Главный труд Иосифа Волоцкого, направленный против ереси; создавался с 1493 по 1515 гг., вероятно, в его составлении Иосифу помогал другой известный богослов Нил Сорский.

[41] Послание было написано Иосифом Волоцким в 1510-1511 гг. после окончательного разгрома новгородско-московских еретиков. Это послание приобрело большую популярность в публицистике XVI века, его неоднократно цитировал митрополит Макарий.

[42] Лурье Яков Соломонович – известный российский историк и литературовед, автор ряда монографий по изучению русского летописания в XIV- XV вв., утверждающий, что создание любой концепции политического развития государства должно быть обосновано историческими источниками.

[43] Лурье Я.С. Две истории Руси XV века: Ранние и поздние, независимые и официальные летописи об образовании Московского государства. СПб., 1994. С. 6–7.

[44] Золотухина Наталья Михайловна – доктор юридических наук, профессор, исследователь политико-правовых воззрений Иосифа Волоцкого и других средневековых идеологов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 149.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...