Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Б. Сведения о событиях или действиях, создающих угрозу национальной безопасности РБ.




Как основания для проведения ОРМ могут содержать информацию о таких событиях или действиях, которые не носят характера криминальных, а лишь гипотетически создают угрозу безопасности.

Под событиямимогут рассматриваться реально происходящие или имевшиеся в прошлом факты, обстоятельства, явления, которые могут причинить вред соответствующему виду безопасности или вызвать возможную опасность.

В частности, угрозу безопасности может создавать неуправляемые технологические процессы (например, сбой в работе ядерного реактора) либо действия, самостоятельно не содержащие какой-либо угрозы, но в совокупности с другими действиями или событиями могут ее вызвать. Это, например, отключение электроэнергии от установок, производств, цехов с непрерывным технологическим циклом, на объектах химической отрасли или связанных с эксплуатацией хранением ядерных материалов, отходов, очистных объектов и сооружений и др.

Под угрозой безопасностипонимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам т.е. потребностям, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства.

Осуществление ОРМ используется как одно из эффективных и вспомогательных средств обеспечения безопасности, а также служит целям обеспечения

-   Президента РБ,

-   Национального Собрания

- Правительства РБ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;

- обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики РБ в сфере безопасности;

- содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности РБ

Проведение ОРМ, применительно к обеспечению безопасности носит превентивный, стратегический, глобальный характер.

В. Сведения о лицах, скрывающихся от органов уголовного преследования и суда или уклоняющихся от уголовного наказания

- как самостоятельное основание для проведения ОРМ следует рассматривать в том смысле,

- что ОРО может быть неизвестно о самом факте возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица,

- его сокрытия от правоохранительных органов или уклонении от наказания,

- наличии соответствующего поручения о проведении розыска лица, поскольку такое поручение поступает в территориальный орган по месту совершения преступления.

Тем не менее все иные ОРО, при отсутствии такого поручения вправе и обязаны проводить ОРМ по выявлению указанных лиц и в случае получения соответствующей информации проводить ОРМ на предмет причастности к совершению преступления, а также установления факта уклонения от наказания или сокрытия от уголовного преследования и суда.

Объявление розыска, не связанного с решением задач ОРД, не является основанием для проведения ОРМ.

Г. Сведенья о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

ОРМ по розыску лиц, без вести пропавших,как правило, проводятся по заявлениям родственников, знакомых или должностных лиц. Именно информация, содержащаяся в таких заявлениях, является достаточным основанием, позволяющим судить о самом факте исчезновения человека.

 

Обнаружение неопознанных труповкак основание для проведения ОРМ выступает до решения вопроса о возбуждении уголовного дела, когда имеется необходимость в проведении ОРМ непосредственно на месте обнаружения трупа, при работе по «горячим следам», а также в случае отказа в возбуждении (прекращении) уголовного дела по факту обнаружения трупа в случаях, когда установить личность, неприбегая к ОРМ, не представляется возможным.

 

Поручения и постановления органа уголовного преследования по уголовным делам, находящимся в его производстве.

 

Поручения и постановления органов уголовного преследования и определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, являются самостоятельным основанием для проведения ОРМ в связи с тем, что

- ст. 36 УПК закрепляет право следователя давать обязательные для исполнения поручения и указания о проведении ОРМ,

- в случаях, когда не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя о результатах.

Данное обстоятельство не может сковывать инициативы ОРО, ограничивать их соответствующие права и обязанности,

- поскольку проведение ОРМ, в том числе и в отношении конкретного лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, может выходить за рамки расследуемого дела и касаться обстоятельств, которые возможно установить исключительно оперативным путем,

- т.е. выявить ранее неизвестные преступления либо установить действия, направленные на совершение новых преступлений,

- например, подкупа должностных лиц, запугивания свидетелей и др.

 

Вид и тактику ОРМ, проводимых по поручениям и указаниям следователя, органа дознания, прокурора и суда, определяет должностное лицо ОРО. Оно же несет ответственность за законность и обоснованность проведения соответствующих ОРМ.

Следователь же вправе ставить только задачу, устанавливать сроки выполнения поручений, но не может давать указаний о характере, организации и тактике проводимых в ходе выполнения поручения ОРМ,

 

Под поручением следует рассматривать письменный документ, сходящий от соответствующего должностного лица о производстве ОРМ. Поручение оформляется постановлением дознавателя, следователя, прокурора или определением суда, где кратко излагаются существо дела, подлежащие выяснению обстоятельства, данные о лицах, розыск которых поручается.

 

Устное указание (поручение) следователя, дознавателя, прокурора не является основанием для проведения ОРМ.

 

4. Запросы других органов, осуществляющих ОРД, по основаниям, указанным в настоящей статье.

 

Запрос может направляться в ОРО по месту предполагаемого проведения ОРМ с. учетом их подведомственности и компетенции. При этом важно учитывать, что не все ОРО наделены полномочиями проведения ОРД в полном объеме. Поэтому одни органы дознания вправе направлять поручения в другие органы, наделенные соответствующими полномочиями, в частности, по проведению ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...