Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОЩУЩЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ЕДИНСТВА




Важные уроки Рамадана

Аллах Высочайший сказал: "Месяц рамадан, в который ниспослан был Коран в руководство для людей и как разъяснение прямого пути и различения, - и вот, кто из вас застает этот месяц, пусть проводит его в посту…". Сура Аль-Бакара 2:185

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

"Ислам основан на пяти (столпах): свидетельство о том, что никто не имеет права на поклонение, кроме Аллаха и, что Мухаммад - посланник Аллаха, установление молитвы, выплата закята, совершение хаджа к Дому, и пост в месяце Рамадан".1

Он (мир ему и благословение Аллаха) также сказал:

"Пришел к вам Рамадан, благословенный месяц, в котором Аллах возложил на вас обязательство - поститься. Во время него врата рая - открыты, и врата ада - закрыты, и шайтаны - скованы. В нем - ночь (ляйляту-ль-кадр), которая лучше тысячи месяцев. Тот, кто лишен его блага, - истинно лишен".2

Из многих важных уроков поста - следующие:

ДОСТИЖЕНИЕ ТАКЪУА

Пост был узаконен, чтобы мы могли достичь такъуа (богобоязненности), как сказал Всевышний Аллах: "O те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кто был до вас, - может быть, вы будете богобоязненны!". Сура Аль-Бакара 2:183

Тальк ибн Хабиб (ум. 100 г.х., да помилует его Аллах) сказал: "Когда возникает фитна (испытание и несчастье), гасят ее с помощью такъуа". Его спросили о том, что есть такъуа, и он ответил: "Такъуа - действие в покорности Аллаху, на основе света (т.е. иман, вера) от Аллаха, в надежде на милосердие Аллаха. И такъуа - оставление деяний неповиновения Аллаху, на основе света от Аллаха, из страха перед Аллахом".3

"Это - одно из лучших определений такъуа. Потому что каждое действие имеет как отправную точку, так и цель. И действие не рассматривается как повиновение, или приближение к Аллаху, если оно не исходит от чистого имана (веры в Аллаха). Таким образом, чистый иман, а не обычай, желания, поиск похвалы или известности, стремление к ним, является отправной точкой действия. А цель состоит в том, чтобы получить награду Аллаха и достичь Его довольства".4 Пост - средство достижения такъуа, так как он помогает удержать человека от многих грехов, к которым склонен каждый. Поэтому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Пост - щит, которым раб защищает себя от Огня".5 Мы должны спросить себя, после каждого дня поста: Сделал ли нас пост более богобоязненным и покорным Аллаху? Помог ли он нам удалиться от грехов и неповиновения?

ПОИСК ПРИБЛИЖЕНИЯ К АЛЛАХУ

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

"Аллах сказал: "Кто бы ни выказывал вражду к моему приближенному (другу), Я буду в войне с ним. Не приближается Мой раб ко Мне ничем более любимым Мне, чем предписанными обязательствами, которые Я возложил на него. Мой раб продолжает приближаться ко Мне необязательными делами (т.е. посредством совершения их), пока Я не полюблю его".6

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

"Тот, кто достиг месяца Рамадан и не получил прощения своих грехов, входя в Огонь, то Аллах отдалит его".7

Приближение к Аллаху в этом благословленном месяце, достигается в первую очередь совершением предписанных обязательств; а также чтением Корана и размышлением над его смыслом, увеличением милостыни, обращениям с ду'а (мольба) к Аллаху, участием в молитве таравих, поиском ляйляту-ль-кадр (ночь могущества и предопределения), ночи, которая лучше, чем тысяча месяцев, посещением собраний знания, и усердием в тех деяниях, которые приближают сердце к Аллаху и к получению Его прощения. Степень нашего усердия в этом благословенном месяце должна быть большей, чем в любом другом месяце, из-за превосходства и наград, которые Аллаха поместил в нем. Также из великих средств приближения к Аллаху в этом месяце - совершение и'тикаф (уединение в мечети для поклонения Аллаху) тем, у кого есть возможность.

Ибн Аль-Кайим (ум. 751 г.х., да помилует его Аллах) сказал: "Аллах также предписал и'тикаф, цель которого в том, чтобы сердце стало полностью занятым Аллахом, Всевышним, собралось на Нем одном, и удалилось от забот мира сотворенного. Сердце должно быть поглощено только Аллахом Совершенным так, что любовь к Нему, поминание Его и обращение к Нему вытеснила все заботы и тревоги сердца, чтобы человек стал способен преодолеть их. Таким образом, все его внимание - Аллаху, и все его мысли направлены на поминание Его и размышления о том, как достигнуть Его довольства и о том, что приблизит к Нему, что приведет к тому, что он будет доволен с Аллахом, вместо людей. Это, в свою очередь, подготовит его к пребыванию в мире с одним Аллахом, в день одиночества в могиле, когда не будет никого, кто даст успокоение, никого, кто дарует утешение, кроме Него. И это - великая цель и'тикафа".8

ПРИОБРЕТЕНИЕ ТЕРПЕНИЯ

Имам Ахмад ибн Ханбаль (ум. 241 г.х., да помилует его Аллах) сказал: "Аллах упомянул сабр (терпение) в более чем девяноста местах Своей Книги".9

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Месяц терпения, и три дня каждого месяца - время для поста".10

Ибн 'Абду-ль-Барр (ум. 464 г.х., да помилует его Аллах) сказал: ""Месяц терпения" - это месяц Рамадан... Пост называется терпением, потому что он ограничивает душу от еды, питья, супружеских отношений и полового влечения".11

Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "О, молодежь! Тот из вас, кто имеет возможность жениться, пусть сделает это; поскольку это удерживает взоры (от созерцания запретного) и защищают члены (от совершения запретного). А тот, кто не имеет такой возможности, пусть постится, ибо это будет щитом для него".12

Пост - средство приучения к сдержанности и терпению. Посредством терпения мы можем усилить нашу решимость поклоняться Одному Аллаху, искренно, а также справляться с взлетами и падениями этой жизни. Например, посредством терпения мы достигаем способности совершать наши молитвы спокойно и размеренно, не впадая в поспешность, словно птица, клюющая землю! Через терпение мы способны ограничить свои души от жадности и скупости и, таким образом, давать часть своего избыточного имущества в закят (обязательная милостыня). Через терпение мы способны подчинить неумеренные порывы души, и, таким образом, выносить испытания и затруднения хаджа, не теряя спокойствия и не показывая дурной нрав. Подобно этому, через терпение мы способны твердо стоять и усердствовать в джихаде против неверующих, лицемеров и еретиков, противостоя их постоянным атакам, не дрогнув, не отчаиваясь и не впадая в поспешность и нетерпение при первых признаках затруднений. Аллах Всевышний сказал:

…A если будет среди вас сотня терпеливая, то они победят двести, а если будет среди вас тысяча, то они победят две тысячи с дозволения Аллаха: ведь Аллах - с терпеливыми!

Сура Аль-Анфаль 8:65-66

Таким образом, после знания и терпения не остается ничего, кроме страстей и безудержных эмоций, криков и пустых лозунгов, речей, которые не укрепляют, а наоборот ослабляют, и деяний, которые не строят, а напротив - уничтожают! В этом месяце, мы должны стремиться развивать стойкую решимость - совершать дела повиновения, и украшаться терпением, веруя в высказывание нашего Посланника (мир ему и благословение Аллаха): "И знай, что победа приходит с терпением, помощь - с несчастьем, и успех - с затруднением".13

ВОСПИТАНИЕ ХОРОШИХ МАНЕР

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Если человек не отказывается от лжи в речах и делах, то Аллах Всемогущий и Великий не нуждается в том, чтобы он оставлял пищу и питье".14

Он (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: "Пост - не просто воздержание от еды и питья. Это также воздержание от невежественной и непристойной речи. Если кто-либо оскорбляет или ведет себя по отношению к вам невежественно, то говорите: "Я постящийся, я постящийся".15

Эти повествования указывают на важность правдивости и благих манер. Таким образом, этот благословенный месяц учит нас не только воздержанию от пищи и питья, но и также воздержанию от высказываний и деяний, которые могут быть причиной вреда людям и нарушения их прав. Так как Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал, описывая истинного верующего: "Мусульманин - тот, от языка и рук которого в безопасности другие мусульмане".16 Поэтому каждый из нас обязан исследовать недостатки своего характера, а затем стремиться улучшить его, беря в пример характер последнего из пророков и посланников, и их вождя, Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Стараясь достичь того, о чем он упомянул в своем высказывании: "Я обещаю дом в раю тому, кто оставит препирательство, даже если он прав; и дом в центре рая тому, кто откажется от лжи, даже в шутке; и дом на вершине рая тому, кто сделает свой характер благим".17 Избегая притеснения, бесстыдства, неприязни к мусульманам, злословия, клеветнических слухов, передачи сплетен, и других видов лжи, мы можем спастись от утраты награды за свой пост, поскольку посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Может быть так, что постящийся человек, не получит ничего от своего поста, кроме голода и жажды".18

ОЩУЩЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ЕДИНСТВА

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Постись, когда они постятся, и разговляйся, когда они разговляются, и приноси жертву тогда, когда они приносят жертву".19

Имам Ат-Тирмизи (ум. 275 г.х., да помилует его Аллах) сказал: "Один из людей знания пояснил этот хадис, следующим образом: "Его смысл - поститься и разговляться вместе с джама'атом (общиной) и большинством людей".20

Таким образом, в этом благословенном месяце мы можем крепче проникнуться ощущением единения и единства Уммы, благодаря нашему совместному посту и разговению. Мы также можем глубже прочувствовать положение мусульман и затруднения, которые они испытывают, потому что: "Во время поста мусульманин чувствует и испытывает то, что чувствуют его нуждающиеся и голодные братья и сестры, вынужденные обходиться без еды и питья на протяжении многих дней. Как это происходит сегодня со многими из мусульман в Африке".21 Действительно, единство мусульман, их помощь и содействие друг другу, является одним из великих принципов, на которых построена религия Ислама, как сказал Всевышний Аллах: "Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь". [Сура Али 'Имран 3:103]. Аллах Всевышний также сказал: "A верующие мужчины и верующие женщины, они - друзья одни другим". [Сура Ат-Тауба 9:71]

Шейху-ль-Ислам Ибн Таймийа (ум. 728 г.х., да помилует его Аллах) сказал: "Благосостояние людей не будет полным, ни в этом мире, ни в грядущем, кроме как с иджтима' (коллективность), та'авун (взаимовыгодное сотрудничество) и танассур (взаимопомощь). Взаимовыгодное сотрудничество, чтобы обеспечить прибыль, а взаимопомощь, чтобы отразить вред. По этой причине сказано, что человек является социальным по своей природе".22

Таким образом, мы видим, что Ислам придает великую важность объединению сердец и поощряет иджтима'. Это отражается не только в посте в месяце Рамадан, но также и в других делах поклонения. Например, нам было приказано Пророком (мир ему и благословение Аллаха) - совершать пять ежедневных молитв - коллективно, потому что это в двадцать семь раз больше по награде, чем молитва в одиночестве.23 Подобно этому коллективный дух демонстрируется во время хаджа. Даже в достижении знания и изучении его, наибольшие благословения дарованы коллективным собраниям, поскольку посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Не собираются люди вместе в доме из домов Аллаха (т.е. в мечети), читая Книгу Аллаха и изучая ее между собой, чтобы не спускалось на них спокойствие, милость не облекала их, ангелы не окружали их, а Аллах не упоминал о них тем, кто с Ним".24 Подобно этому, даже в наших ежедневных делах, таких как еда, Ислам преподает нам коллективность. Так, когда некоторые из сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) сказали ему: "О, посланник Аллаха! Мы едим, но не удовлетворяемся". Он сказал: "Может быть вы едите раздельно?" Они ответили: "Да!" Тогда он сказал: "Ешьте все вместе и помяните имя Аллаха. Будет тогда благословение для вас в этом".25 Воистину, даже в этикете собрания демонстрируется дух коллективности. Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) встретил сподвижников, которые сидели отдельными группами, он сказал им: "Почему я вижу вас сидящими раздельно!"26 Точно так же Абу Са'ляба Аль-Хушани (да будет доволен им Аллах) сказал: "Всякий раз, когда люди располагались лагерем, они разделялись по холмам и лощинам. Поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Поистине, ваше разбредание по горам и лощинам - от шайтана". После этого, всякий раз, когда они располагались лагерем, они держались очень близко друг к другу, до такой степени, что говорили: "Если бы над ними распростерли ткань, то она покрыла бы их всех".27

Поэтому Рамадан - время для того, чтобы усилить наше ощущение единства и братства, и нашей общей приверженности Аллаху и Его религии. И нет сомнения, что ощущение этого единства требует, чтобы: "Все мы работали вместе, как предписано Исламом, как искренние братья, не ради хизбийа (фанатичная партийность), не из сектантства, но чтобы понять, что несет пользу исламской Умме".28 Мы должны в течение Рамадана изучить себя и спросить: "Какова моя роль?", ведь каждый из нас имеет роль, в помощи этой Умме, в восстановлении ее чести, и возвращении Умме ее единства, силы и победы, которая обещана ей. Также мы должны поразмыслить над своим собственным характером и делами, и спросить: Помогают ли они процессу единения и братства, или в действительности они - только вред и помеха этому?

Мы просим Аллаха даровать нам способность улучшить себя в течение этого благословенного месяца, и не быть из тех, кто удален от Его милосердия и прощения. Поистине, Он - Слышащий и Отвечающий на мольбы Своих рабов!

1 Сахих: передано Аль-Бухари (1/48) и Муслимом (№ 16), от Ибн 'Умара (да будет доволен им Аллах).

 

2 Сахих: передано Ан-Ниса'и (№ 1992), от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах). Заверено Аль-Албани в Тахриджу-ль-Мишкат (№ 1962).

 

3 Передано Ибн Аль-Мубараком в Китабу-з-Зухд (с. 473) и Ибн Абу Шайбой в его книге Китабу-ль-Иман (№ 99).

 

4 Ибн Аль-Кайим, Рисаляту-т-табукийа (с. 26).

 

5 Хасан: передано Ахмадом (3/241), от Джабира (да будет доволен им Аллах). Заверено Аль-Албани в Сахиху-т-Таргиб (№ 970).

 

6 Сахих: передано Аль-Бухари (11/48I) от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах).

 

7 Сахих: передано Ахмадом (2/246) и Аль-Байхаки (4/204), от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах). Заверено 'Али Хасаном Аль-Халяби в Сифату-с-Сауми-н-Наби, с. 24.

 

8 Ибн Аль-Кайим, Заду-ль-Ма'ад (2/87).

 

9 Передано Ибн Аль-Кайимом в Мадариджу-с-саликин (2/152).

 

10 Передано Ахмадом (2/163) и Ан-Ниса'и (1/327), от Абу Хурайры. Заверено Аль-Албани в Ирва'у-ль-Галиль (4/99).

 

11 Ат-Тамхид (19/61) Аль-хафиза Ибн 'Абду-ль-Барра.

 

12 Сахих: передано Аль-Бухари (123) и Муслимом (№ 123), от Ибн Мас'уда (да будет доволен им Аллах).

 

13 Сахих: передано Ахмадом (1/203) и Ат-Табарани в Аль-Кабире (11/100), от Ибна 'Аббаса (да будет доволен им Аллах). Заверено Салимом Аль-Хиляли в Ас-Сабру-ль-Джамиль, с. 43.

 

14 Сахих: передано Аль-Бухари (4/99), от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах).

 

15 Сахих: передано Ибн Хузаймой (№ 1996) и Аль-Хакимом (1/130), который подтвердил достоверность. См. Сахиху-т-Таргиб (№ 1075).

 

16 Передано Аль-Бухари (I/53) и Муслимом (№ 40), от 'Амра ибн Аль-'Аса (да будет доволен им Аллах).

 

17 Сахих: передано Абу Даудом (№ 4800) и Аль-Байхаки (10/249), от Абу Умама (да будет доволен им Аллах). Заверено Аль-Албани в Ас-Сахиха (№ 273).

 

18 Сахих: передано Ахмадом (2/441) и Ибн Маджа (I/539), от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах). Заверено в Сахиху-т-Таргиб (№ 1076).

 

19 Сахих: передано Ат-Тирмизи (№ 693), от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах). Заверено Аль-Албани в Ас-Сахиха (№ 224).

 

20 Джами'у-т-Тирмизи (3/311).

 

21 Из речи 'Абду-ль-'Азиза ибн База, см. Маджму'у=ль-фатауа уа-ль-макаляту-ль-мутанавви'а (5/211).

 

22 Ибн Таймийа, Аль-Хисба фи-ль-Ислам, с. 9.

 

23 См. достоверный хадис, переданный Аль-Бухари (2/109) и Муслимом (№ 650), от Ибн 'Умара (да будет доволен им Аллах).

 

24 Сахих: передано Муслимом (№ 339), от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах).

 

25 Хасан: передано Абу Даудом (№ 3764), от Уахши ибн Харб (да будет доволен им Аллах). Заверено Аль-хафизом Аль-'Ираки в Тахриджу-ль-ихьйа (2/4).

 

26 Сахих: передано Муслимом (№ 331), от Ибн Джабира Самура (да будет доволен им Аллах).

 

27 Сахих: передано Абу Даудом (1/409) и Ибн Хиббаном (№ 1664). Аль-Албани подтвердил достоверность в Тахриджу-ль-Мишкат (№ 3914).

 

28 Насиру-д-Дин Аль-Албани, Су'аль уа-ль-Джаваб хайля фикхи-ль-уаки', с. 24.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 159.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...