Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нарушения лексической сочетаемости




Перечень вопросов к экзамену

1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.

2. Русский литературный язык и языковая норма.

3. Язык как система. Основные уровни языка.

4. Понятие речевой коммуникации, виды речевой деятельности.

5. Текст. Структурно-смысловые признаки.

6. Функционально-смысловые типы речи.

7. Стиль как центральное понятие стилистики. Официально-деловой стиль в ряду функциональных разновидностей современного русского литературного языка.

8. Стилистические ресурсы русского языка.

9. Культура речи как составная часть культуры в целом.

10. Речевая культура общества и речевая культура личности.

11. Критерии оценки культуры речи.

12. Нормированность как главный механизм культуры речи.

13. Уровни культуры речи.

14. Выразительные средства языка.

15. Лингвостилистический анализ текста.

16. Лексикография. Основные типы словарей.

17. Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка, в совершенствовании речевой культуры общества и личности.

18. Культура пользования словарями и справочниками.

19. Библиографическое описание.

20. Лексикология как учение о слове и словарном составе языка.

21. Лексическое значение слова (лексемы) и его компоненты. Типы лексических значений слов.

22. Речевые ошибки, связанные с незнанием значения слова.

23. Паронимия как средство и как власть делового текста. Семантические связи между паронимами.

24. Парономазия, паронимическая аттракция. Стилистические функции парономазии. |

25. Речевая избыточность и недостаточность.

26. Употребление специальной лексики.

27. Лексические ошибки в документоведении.

28. Терминообразование в документоведении. Синтаксический и морфологический

способы.

29. Фразеология и ее стилистические возможности.

30. Канцеляризмы, клише и штампы. Ошибки в употреблении фразеологических оборотов.

31. Словообразование как учение о структуре слов и их образования. Состав слова. Понятие производной и производящей основ.

32. Способы словообразования.

33. Категория рода имени существительного и средства её выражения в русском языке.

34. Род несклоняемых имён существительных.

35. Род склоняемых имён существительных.

36. Род имен существительных в названиях профессий.

37. Стилистическое использование имён существительных.

38. Трудности в употреблении имён существительных, связанные с категорией

рода.

39. Трудности в употреблении имён существительных, связанные с категорией

числа.

40. Варианты падежных окончаний имён существительных.

41. Написание окончаний родительного падежа единственного числа существительных мужского рода II склонения|отмена|. Спряжение фамилий.

42. Особенности образования и употребления форм степеней сравнения имён

прилагательных.

43. Стилистическое использование имён числительных. Обозначение цифровой информации в документах.

44. Особенности использования предлогов в деловых документах.

45. Синтаксис как учение о словосочетании, предложении и сложном синтаксическом целом. Синтаксические нормы.

46. Словосочетание и его виды. Типы связей слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание). Синонимика словосочетаний. Ошибки в согласовании и управлении.

47. Смысловые связи и порядок слов в простом предложении. Согласование сказуемого с подлежащим и второстепенными членами предложения.

48. Устранение ошибок при употреблении однородных членов предложения.

49. Ошибки в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.

50. Параллельные синтаксические конструкции.

51. Стилистическое использование сложных предложений. Основные ошибки в построении и употреблении сложного предложения.

52. Особенности устной деловой речи.

53. Публичная речь и её особенности.

54. Жанры устной речи.

55. Интервью: психолингвистические особенности.

56. Реклама как особый жанр деловой коммуникации.

57. Типологические особенности языка рекламы (аудиореклама, видеореклама,

BTLакции).

58. Типология речевых культур и стилистические особенности речи делового человека.

 

Задания для проведения экзамена

Тема: «Лексика и фразеология».

ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА

Неправильный выбор слова

1. Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова.

1.   Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника.

2.   Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать коммерсантом.

3. Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балюстраде.

4.   Помещики жестоко обращались со своими придворными.

5. Во время интервала между уроками в класс вошел директор школы.

6.   Интерьер нашей улицы очень красивый.

7.   Подруга Ольги ловко драпируется в богатую шаль.

8.   Мой брат, меломан, не переносит ни музыку, ни пение.

9.   Предприятие наладило выпуск товаров, пользующихся большим спросом, поэтому считалось теперь банкротом.

10. Премии получили и конструкторы новых сортов пшеницы.

11. Этот портрет стоит рядом с великолепными образцами в пантеоне мировых достижений портретной живописи.

12. Данный вопрос не входит в нашу миссию.

13. Базаров – молодой человек с захудалым лицом.

14. Стихотворение Симонова «Жди меня» стало бестселлером.

15. Крылов – удобный катализатор добра и зла.

16. Мы испытываем летаргию по прошлому.

17. Свое следующее поприще, я думаю, он сделает в политике.

18. Именно из-за таких регулярных возмездий, которые обрушиваются на головы мужиков, жители деревни испытывают ужас перед помещиком и его бурмистром.

19. Дилемма, поставленная перед коллективом, была успешно выполнена.  20. Летом мы совершили небольшой круиз: сели на поезд и поехали в

Москву.

21. Импорт этой страны составили меховые изделия, вывозимые из нее в

большом количестве.

22. Он медленно перелистывал страницы буклета – путеводителя по дворцу. 23. Если хорошо изучить картографию, можно выиграть в покер много

денег.

24. Правда и только правда – таков имидж писателя.

 

25. Девушка изменила имя Катя на Кармен, считая, что последнее

импонирует ее внешности.

26. Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золоченом амплуа.

27. Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным до

банальности сюжетом.

 

28. Радостное известие привело его в минорное настроение – он готов был

запрыгать от счастья.

29. К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым саквояжем.

30. Наши успехи в экономике привели к заметному регрессу в других

областях.

 

Нарушения лексической сочетаемости

2. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.

1.   Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.

2.   После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.

3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.

4.   Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.

5.   Успехами мы не блестим.

6.   Задача, поставленная перед нами, достигнута.

7.   На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.

8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо.

9.   Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.

10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки.

11. Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.

12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.

13. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.

14. Девушка купила карие чулки.

15. Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова.

16. Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми.

17. Ученики пристально слушали рассказ учителя.

18. Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов.

19. Это произошло глубокой весной.

20. В течение долговременного периода идет оформление документов.

21. Он был мне подлинным другом.

22. В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.

23. Он преклонил голову ей на плечо.

24. Сын склонил колени перед матерью.

25. Эта новость причинила ей удовольствие.

26. С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.

27. Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем.

28. У нее были огромные каштановые глаза.

29. Он испытывал к нему крепкую ненависть.

30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала за близкими.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 280.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...