Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Финансовые права и полномочия парламентов




Финансовые права являются наиболее заметной и старой привилегией, или правом парламента, которое было получено в борьбе с королевской властью и с феодальными силами. Финансовые права – это право устанавливать налоги, устанавливать правила выпуска денег, контролировать эмиссию... а также выпускать займы, осуществлять контроль за расходованием государственных денег и т.д. Но олицетворением финансовых прав парламента является право парламента утверждать бюджет страны.

Во всех западных странах проект бюджета разрабатывается правительством. Например, в США этим занимается административно-бюджетное управление, которое находится в системе исполнительной власти и подчинено президенту. В Великобритании Палата Общин утверждает бюджет, подготовленный Кабинетом министров. В любом случае, по проекту бюджета всегда проходят парламентские дебаты, которые носят и экономический, и политический характер, потому что бюджет дает представление о направлениях деятельности страны – ее основных векторах, на которые направлена экономика. Парламентарии рассматривают как доходную, так и расходную части бюджета, и, конечно, стремятся, чтобы эти части были примерно равны, чтобы доходы превышали расходы или, по крайней мере, не были меньше расходов. Бюджетный процесс – это сложный и ответственный процесс, и, может быть, полнота власти парламента максимальным образом и реализуется в сфере утверждения бюджета.

Важной частью финансовых полномочий является не только утверждение бюджета, но и утверждение отчета правительства об исполнении предыдущего бюджета. Это не формальный акт, а очень важное политическое оружие, при помощи которого парламент может влиять на исполнительную власть, поскольку деньги – очень эффективный рычаг воздействия. Если правительство обещало добиться каких-то лучших экономических показателей, внесла в проект бюджета заманчивые для граждан (избирателей) пункты, а затем при отчете выясняется, что эти пункты не реализованы, то оппозиция и, вообще, парламентарии могут привлечь внимание общественности к этому и повлиять на политику правительства, на выбор приоритетов.

Налоговые полномочия

Очень важное место среди финансовых полномочий принадлежит налоговым полномочиям. Налоги – это самая чувствительная часть финансовых прав парламента, потому что налоги платят все и все заинтересованы в том, чтобы, с одной стороны, заплатить налогов меньше, а с другой стороны, получать какую-то поддержку государства за счет налогов. Установление налогов в большинстве стран – исключительная компетенция парламента, и в некоторых случаях это подчеркивается специальными статьями конституции.

Полномочия в области внешней политики

В этой сфере у парламента меньше возможностей, чем у исполнительной власти. Полномочия в области внешней политики – внепарламентские связи и отношения, когда члены парламента общаются с парламентариями других стран, вырабатывают общие точки зрения, выясняют спорные отношения, заседают в различных межпарламентских союзах и ассоциациях и т.д.

Однако наиболее важной стороной этой деятельности является ратификация международных договоров и соглашений. Международные договоры подписывает исполнительная власть в лице главы государства либо главы правительства, но право ратификации и денонсации этих договоров и соглашений очень важный рычаг воздействия на правительство.

К сфере полномочий международных дел и внешней политики относят также вопросы объявления войны и заключения мира. Это очень исключительная сфера, и она, как правило, решается всеми органами: и исполнительной властью, и законодательной. Но окончательную точку в таких конфликтных вопросах ставит парламент, принимая закон либо иной акт о заключении мира, либо об объявлении войны.

Полномочия в сфере формирования государственных органов

Важной частью полномочий парламента являются полномочия в области формирования государственных органов, в сфере назначения либо избрания должностных лиц, либо участие в выборах и назначении должностных лиц. Парламенты в этой области имеют достаточно широкие полномочия. Например, в парламентских республиках (монархиях) парламенты утверждают назначение на должность главы правительства – премьер-министра. В некоторых случаях это считается назначением, в некоторых – избранием. Так или иначе, проводится голосование, и лицо, получившее поддержку парламента, становится во главе исполнительной власти. Таким образом избирается канцлер ФРГ, премьер-министры Италии, Голландии и главы правительства многих других стран.

Конституция Италии также предусматривает избрание Президента парламентом. Статья 83 итальянской конституции предусматривает, что президент Итальянской Республики избирается парламентом на совместном заседании его членов. В выборах участвуют по три делегата от каждой области. Парламент Чехии избирает Президента на совместном заседании обеих палат.

Порядок избрания президента парламентом, естественно, предусмотрен конституциями парламентских республик. Однако есть случаи, когда возможно избрание президента даже в президентской республике при помощи парламента. Так, например, поправки 12-я и 20-я конституции США предусматривают такой вариант, что если ни один из кандидатов в президенты не получит абсолютного большинства голосов выборщиков, то Палата представителей будет избирать президента из 3-х кандидатов по наибольшему числу полученных голосов. А если не будет избран вице-президент, то Сенат будет избирать вице-президента из двух кандидатов. Правда, возможность применения такого порядка представляется достаточно абстрактной и умозрительной, однако американцы на всякий случай подстраховались и предусмотрели это в поправках к конституции.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...