Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Посягательства на право членов семьи на воспитание, заботу и обязательную финансовую поддержку




 

К группе преступлений, нарушающих право несовершеннолетнего на воспитание, заботу и обязательную финансовую поддержку, относятся три деяния: незаконное усыновление (удочерение) (ст. 154), злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей и нетрудоспособных родителей (ст. 157).

Норма об ответственности за незаконное усыновление (удочерение) была криминализировано относительно недавно. В 1995 г. Федеральным законом от 10 февраля 1995 г. № 28-ФЗ Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. был дополнен ст. 1629 в которой предусматривалась ответственность за незаконную деятельность по усыновлению детей, совершенную в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение. Необходимая с точки зрения общей превенции преступлений, эта правовая норма страдала, тем не менее существенными недостатками, основные из которых могут быть сведены к следующему:

1) законодатель ошибочно, без достаточных оснований, поместил рассматриваемую норму в Главу 6 «Хозяйственные преступления», поскольку общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления хозяйственной деятельности, нисколько не страдают в результате незаконного усыновления;

2) неоправданно было также ограничение объективной стороны преступления только незаконным усыновлением, что оставляло за рамками законодательной регламентации незаконные удочерение, попечительство и требовало расширительного толкования уголовного закона;

3) введение в число обязательных признаков состава незаконного усыновления административной преюдиции не отвечало требованиям принципа законности, так как повторное совершение административного проступка свидетельствовало о некоторой антисоциальной направленности личности виновного, но никак не о повышении степени общественной опасности самого деяния, правовая природа которого не менялась от количества повторений:

4) использование формулировки «такое же нарушение» ставило вопрос о возможности квалификации по ст. 1629 УК РСФСР однородных действий по усыновлению, решение которого было весьма затруднено.

Вероятно, эти факторы служили некоторым основанием чрезвычайно малого количества уголовных дел, возбужденных по ст. 1629 УК РСФСР. Однако их количество не возросло и после принятия нового УК РФ 1996 г.

Статья 154 УК РФ говорит о незаконном усыновлении (удочерении), передаче детей под опеку, попечительство и на воспитание в приемные семьи. Поэтому прежде чем анализировать уголовно-правовые аспекты этих явлений, требуется уяснение их цивилистического и семейно-правового содержания.

Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, согласно ст. 124 СК РФ является их усыновление. Принципиальные основы данного института определены международным правом. Так, ст. 20 Конвенции о правах ребенка установила:

«1. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего Змеиного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством

2. Государства-участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком

3. Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, "кафала" по исламскому праву, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».

Конкретизация этих положений проводится в ст. 21:

«Государства-участники, которые признали и (или) разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, и они:

a) обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями, которые определяют в соответствии с применимыми законом и процедурами и на основе всей относящейся к делу и достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и что, если требуется, заинтересованные лица дали свое осознанное согласие на усыновление на основе такой консультации, которая может быть необходимой;

b) признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным;

c) обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны;

d) принимают все необходимые меры с целью обеспечения того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод связанным с этим лицам;

е) содействуют в необходимых случаях достижению целей на-стояшсй статьи путем заключения двусторонних и многосторонних договоренностей или соглашений и стремятся на этой основе обеспечить, чтобы устройство ребенка в другой стране осуществлялось компетентными властями или органами»

Специфика межгосударственного усыновления определена Конвенцией о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления (Гаага. 29 мая 1993 r.), которая также устанавливает, что «усыновление производится только в интересах ребенка и с уважением его или се основных права» (ст. 1) Требования к межгосударственному усыновлению закреплены в ст. 4 Конвенции, которая гласит:

«Усыновление, подпадающее под действие настоящей Конвенции, может иметь место только в том случае, когда компетентными властями государства происхождения

a) установлено, что ребенок может быть усыновлен;

b) определено, после надлежащего рассмотрения возможностей устройства ребенка в государстве происхождения, что межгосударственное усыновление наилучшим образом отвечает интересам ребенка.

c) приняты меры к обеспечению того, чтобы

1) лица, учреждения и власти, чье согласие необходимо для усыновления, были надлежащим образом информированы о возможных последствиях их согласия, и с ними проведены консультации о том, поведет ли усыновление к прекращению юридической связи между ребенком и его или ее государством происхождения.

2) такие лица, учреждения и власти дали свое согласие свободно, в надлежащей правовой форме и в письменном виде.

3) вышеупомянутое согласие не было получено с помощью какого бы то ни было платежа или компенсации и не отозвано, и

4) согласие матери, если это необходимо, было дано только после рождения ребенка, и

d) обеспечило, принимая во внимание возраст и степень зрелости ребенка, что:

1) он или она надлежаще информированы о последствиях его или ее согласия на усыновление, в тех случаях, когда такое согласие требуется,

2) учтены желание и мнение ребенка,

3) согласие ребенка на усыновление, если оно требуется, дано свободно, в надлежащей правовой форме и в письменном виде, и

4) такое согласие не было полнено с помощью какого бы то ни было платежа или компенсации»

При этом ст. 5 устанавливает:

«Усыновление, регулируемое настоящей Конвенцией, может состояться в том случае, когда властями принимающего государства:

a) определено, что потенциальные усыновители заслуживают доверия и обладают соответствующими качествами,

b) гарантировано, что с потенциальными усыновителями проведены необходимые консультации, и

c) установлено, что ребенку позволено или будет позволено постоянно проживать в данном государстве»

Требования международных правовых актов учтены и в национальном законодательстве, в Главе 19 Семейного кодекса РФ.

Детально же процедура усыновления урегулирована Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г № 275, Правилами постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами и лицами без гражданства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г № 275[22], Положением о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2000 г. № 268[23].

Согласно этим документам усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых умерли, неизвестны, судом признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими, пршнаны судом недееспособными, лишены судом родительских прав, дали в установленном порядке согласие та усыновление, по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

Усыновление найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, может быть осуществлено в установленном законодательством Российской Федерации порядке при наличии соответствующего акта, выданного органами внутренних дел.

Усыновление ребенка, оставленного в родильном доме (отделении) или ином лечебно-профилактическом учреждении, может быть осуществлено в установленном законодательством Российской Федерации порядке при наличии соответствующего акта, составленного администрацией учреждения, в котором был оставлен ребенок.

Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением

1) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

2) супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах.

4) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на него законом;

5) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

6) лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;

7) лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

8) лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;

9) лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Процедура усыновления включает в себя несколько этапов.

· обращение граждан РФ, желающих усыновить ребенка, в орган опеки и попечительства с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями.

· обследование органом опеки и попечительства условий жизни лиц. желающих усыновить ребенка, и выдача требуемого заключения.

· постановка на учет граждан в качестве кандидатов в усыновители,

· предоставление кандидатам информации о детях, знакомство с детьми.

· обращение в суд с просьбой об установщики усыновления конкретного ребенка.

· принятие решения судом в порядке, определяемом гражданским процессуальным законодательством

Права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в силу решения суда об установлении усыновления.

Специфика усыновления детей, являющихся гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства, гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами РФ состоит в следующем:

1) оно допускается лишь в случае, если не представилось возможности передать детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории России, либо родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников;

2) дети могут быть переданы на усыновление по истечении 3 месяцев со дня поступления сведений о них в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

3) первоначальное обращение происходит в орган исполнительной власти субъекта РФ, на который возложена работа по устройству детей на воспитание в семьи;

4) дня усыновления ребенка - гражданина РФ, проживающего за пределами РФ, требуется согласие соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его родители проживали до выезда за пределы РФ, либо разрешение Министерства образования РФ, если ребенок или его родители никогда не проживали на территории РФ.

Полагаем, что повышенная общественная опасность незаконной деятельности по межгосударственному усыновлению, объясняемая вывозом детей за пределы Российской Федерации, потерей национального генофонда, осложнением межгосударственных отношений, должна найти отражение в УК РФ в виде соответствующего квалифицирующего признака незаконного усыновления.

Наряду с незаконным усыновлением ст. 154 УК предусматривает ответственность за незаконные действия по передаче детей под опеку и попечительство Опека и попечительство в соответствии со ст. 123 СК РФ также являются формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей[24].

Опека и попечительство устанавливаются над детьми в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство — над детьми в возрасте от 14 до 18 лет в течение месяца со дня, когда стало известно о необходимости установления опеки или попечительства.

Согласно ст. 146 СК РФ, ст. 35 ГК РФ опекунами и попечителями могут быть только совершеннолетние дееспособные граждане, обладающие соответствующими нравственными и иными личными качествами, способные к выполнению опекунских обязанностей. Не допускается поручение опеки и попечительства лицам, лишенным родительских прав, больным хроническим алкоголизмом или наркоманией, отстраненным ранее от выполнения обязанностей опекуна или попечителя, ограниченным в родительских правах, бывшим усыновителям (если усыновление было отменено по их вине), а также яйцам, которые по состоянию здоровья не могут выполнять обязанности по воспитанию ребенка.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, на которые возложены обязанности по выявлению лиц, оставшихся без попечения родителей, установлению над ними опеки или попечительства и надзору за деятельностью опекунов и попечителей.

Следующим видом действий, которые могут составлять объективную сторону деяния, указанного в ст. 154 УК, являются незаконные действия по передаче детей на воспитание в приемные семьи Правовые основы данного института определены Главой 21 СК РФ и Положением о приемной семье, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г № 829[25].

На воспитание в приемную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей сироты, родители которых неизвестны, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены либо не способны лично осуществлять их содержание и воспитание по состоянию здоровья.

К приемным родителям Положение и ст. 153 СК РФ предъявляет такие же требования, что и к опекунам и попечителям. Более того, приемные родители по отношению к приемным детям обладают правами опекуна (попечителя) Однако, если опекуны и попечители исполняют свои обязанности безвозмездно, для приемных родителей предусмотрена система оплаты их труда.

Порядок устройства детей на воспитание в приемную семью включает в себя:

1) обращение лиц, желающих взять ребенка в семью, в орган опеки и попечительства с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями;

2) обследование условий жизни лиц, желающих взять ребенка в семью, и составление соответствующего заключения органом опеки и попечительства;

3) подбор ребенка, знакомство с ним;

4) заявление лиц, желающих взять ребенка в семью, в орган опеки и попечительства с просьбой о передаче конкретного ребенка;

5) заключение договора о передаче ребенка в приемную семью на воспитание.

В договоре должны быть оговорены такие условия, как срок, на который ребенок помещается в семью, условия его содержания, воспитания, образования, права и обязанности приемных родителей, обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемной семье, основания и последствия прекращения договора.

Исследование правовых документов, регламентирующих деятельность по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, свидетельствует, что все возможности формы такого устройства призваны, в первую очередь, обеспечить интересы детей. В связи с этим логично утверждать, что преступлением против несовершеннолетнего должно быть признано такое незаконное усыновление, которое эти интересы нарушает.

Анализ же диспозиции ст. 154 УК РФ показывает, что законодатель не признает последствий конструктивным признаком данного состава преступления. Однако, принимая во внимание тот факт, что родовым объектом незаконного усыновления (удочерения) выступают интересы несовершеннолетних, их нормальное нравственное, физическое и социальное развитие, следовало бы сконструировать анализируемый состав по типу материального, где последствием указать вред, причиненный интересам несовершеннолетнего. В противном случае, например, если государственный служащий, ответственный за соблюдение правил усыновления (удочерения), за плату нарушает эти правила, но в интересах несовершеннолетнего усыновляемого, вряд ли обоснованным будет считать, что он совершил преступление против несовершеннолетних, так как в результате его действий страдают только интересы службы. Объект преступления выполняет в данном случае важную разграничительную функцию, в связи с чем его определение представляется весьма важным.

Некоторые авторы признают в качестве объекта незаконного усыновления (удочерения) интересы семьи, относя это преступление к соответствующей классификационной группе[26]. Однако это не совсем так. Во-первых, необходимо уяснить, о какой семье идет речь. Согласно документам, анализируемым ранее, интересы родительской семьи несовершеннолетнего при незаконном усыновлении (удочерении) не нарушаются, поскольку се либо вовсе нет. либо она не выполняет своих социальных функций. Если новая приемная семья успешно и правильно реализует свои обязанности по воспитанию и развитию несовершеннолетнего, если он сам чувствует себя в новой семье защищенным, то разрушение этой семьи в результате аннулировании акта усыновления (удочерения) в связи с его незаконностью, безусловно, нарушает наряду с интересами несовершеннолетнего и интересы благополучия приемной семьи. Однако, как мы указали ранее, случаи незаконного усыновления, не причинившие вред несовершеннолетнему вообще не стоит рассматривать в качестве преступления, предусмотренного ст. 154 УК. Если же незаконное усыновление (удочерение) не сопровождается улучшением статуса несовершеннолетнего в новой семье и изначально не преследовало подобной цели, то распад данной семьи не нарушает интересов семейного благополучия, поскольку такового и не было. В любой ситуации вред причиняется несовершеннолетнему, его праву на особую защиту, общественные отношения, по поводу обеспечения которого и являются основным объектом данного преступления.

Объективная сторона анализируемого преступления в законе описана понятием «действия». Но следует заметить, что незаконное усыновление (удочерение) возможно и в форме бездействия затягивание сроков процедуры, ненадлежащая проверка необходимых документов и др., что не снижает степень общественной опасности деяния, в связи с чем, требуется уточнение формулировок закона. Мы не можем воспользоваться термином «деятельность», известным УК РСФСР, так как она предполагает определенную систематичность, связанность составляющих ее деяний, а потому наиболее оптимальным представляется использование традиционной для бланкетной диспозиции формулы - «нарушение правил», поскольку порядок усыновления (удочерения), передачи детей под опеку (попечительство), в приемные семьи регулируется соответствующими нормативно-правовыми актами[27].

Данные «действия» согласно ст. 154 УК могут иметь две разновидности

а) неоднократные действия независимо от их мотивов,

б) однократные действия, совершенные из корыстных побуждений.

Анализируя первую из них, мы должны заметить следующее Уголовный закон (ст. 16) понимает под неоднократностью совершение двух и более, как правило, тождественных (но возможно, и однородных) преступлений. Само же по себе нарушение правил усыновления (удочерения) преступлением не является. Если же трактовать неоднократность более широко, в общеупотребительном смысле, как повторное совершение любого деяния, то получается, что преступлением признается повторное нарушение правил усыновления (удочерения), не являющееся преступлением, т. е. повторное совершение дисциплинарного проступка. Это еще больший абсурд, чем административная преюдиция, поскольку не только не свидетельствует об изменении степени общественной опасности деяния, но и не служит подтверждением асоциальной направленности лица, которое ни разу не привлекалось к правовой ответственности. В силу вышесказанного мы считаем, что признак неоднократности подлежит исключению из диспозиции ст. 154 УК РФ.

Предлагаемое изменение позволяет привлекать к ответственности по ст. 154 УК лиц, виновных даже в однократном нарушении правил усыновления, повлекшем причинение вреда интересам ребенка Изложенная выше характеристика правил позволяет предположить и возможные преступные их нарушения. К их числу можно отнести.

— становление усыновления в отношении ребенка, не подлежащего усыновлению,

— признание усыновителями лиц, не имеющих права быть усыновителями,

— составление фальшивого акта по результатам обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка,

— усыновление ребенка, достигшего 10-летнего возраста, без его согласия, когда оно должно было быть получено,

— усыновление ребенка при отсутствии согласия его родителей на усыновление,

— получение согласия родителей ребенка на усыновление за вознаграждение до или после рождения ребенка.

— предоставление иностранным усыновителям информации о ребенке до истечения 3 месяцев со дня поступления сведений о нем в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей,

— установление (разрешение) межгосударственного усыновления без выяснения возможности усыновления ребенка внутри страны или родственниками,

— усыновление ребенка без согласия органов опеки и попечительства,

— уклонение от постановки на учет усыновленного ребенка в консульское учреждение РФ при межгосударственном усыновлении.

— аккредитация в РФ иностранных органов и организаций по усыновлению при отсутствии законных оснований.

— другие нарушения

В силу бланкетности диспозиции ст. 154 УК при квалификации действий виновного должны быть точно указаны пункт и (или) статья нарушенных им нормативных документов.

Как было указано, поведение виновного должно повлечь за собой последствия в виде причинения вреда интересам ребенка. Таковыми последствиями следует считать

— психические, душевные страдания и переживания ребенка,

— лишение ребенка гражданства РФ,

— нарушение права ребенка на свободу мнений и суждений,

— нарушение права ребенка на сохранение семейных связей.

— пребывание ребенка в социально-неблагополучной среде,

— следующие за усыновлением различные формы эксплуатации ребенка,

— любое другое игнорирование его прав и отсутствие заботы о нем.

Предлагаемая трансформация конструкции состава незаконного усыновления повлечет за собой и изменение характеристики его субъективной стороны. В настоящее время, анализируемое преступление может быть совершено только умышленно. Умысел при этом не подразделяется на прямой и косвенный и состоит в осознании виновным общественной опасности совершаемого нарушения правил усыновления (удочерения), передачи детей под опеку, попечительство, на воспитание в приемные семьи. При отсутствии неоднократности действий обязательным признаком субъективной стороны станут корыстные побуждения. Содержание корысти известно. Но как нам представляется, корысть не единственный побудительный мотив нарушения указанных правил. Это могут быть и известные ст. 153, 155 низменные побуждения (месть, например). Учитывая это, а также критику самих низменных побуждений, полагаем возможным при описании факультативных признаков субъективной стороны указать не только на корыстную, но и на иную личную заинтересованность. В случае изменения конструкции объективной стороны указание на мотив также будет свидетельством умышленного характера преступления, но умысел при этом может быть как прямым, так и косвенным[28].

Особое место в структуре состава незаконного усыновления занимает субъект.

Признаки субъекта преступления в ст. 154 УК не указаны, что дает основание некоторым ученым рассматривать в качестве такового любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Согласно данной позиции субъектом преступления могут выступать как частные граждане, к примеру, создавшие «фирму» по оформлению передачи детей на воспитание, так и работники администраций, отделов ЗАГСа и т. д., не выполняющие своих профессиональных обязанностей. Однако это не совсем так. Учитывая, что корыстный мотив является обязательным признаком состава, а также то. что инициативная деятельность граждан в области усыновления (удочерения) не создает юридических последствий, т с не влечет возникновения прав и обязанностей у усыновителей и усыновляемых, мы полагаем возможным рассматривать ее как частный случай совершения сделок по завладению — передаче несовершеннолетнего, т. е. как преступление, предусмотренное ст. 1271 УК РФ. Когда же незаконным усыновлением (удочерением) занимаются лица, представляющие государство, в чьи профессиональные, должностные обязанности входит совершение действий по усыновлению (удочерению), то именно в данном случае, в результате необоснованного возникновения правоотношений между усыновителем и усыновляемым, углубления содержания вины, а также за счет причинения вреда дополнительному объекту — интересам государственной власти и службы возрастает степень общественной опасности преступления, которое правомерно рассматривать в качестве незаконного усыновления (удочерения). В связи с этим предлагаем считать субъект преступления в ст. 154 специальным и понимать под ним лицо, ответственное за соблюдение правил усыновления (удочерения)[29].

Изложенное понимание сущности незаконного усыновления позволяет решать и некоторые сложные случаи квалификации преступлений.

1. В ситуации, когда субъектом незаконного усыновления выступает должностное лицо, дополнительная квалификация его действий по ст. 285, 303, 305 будет излишней, все содеянное охватывается ст. 154 УК.

2. Если кандидат в усыновители для установления незаконного усыновления «подкупает» соответствующее должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, он несет ответственность по ст. 204 или 291 и за подстрекательство к незаконному усыновлению

3. Если кандидат в усыновители для установления усыновления подделывает какие-либо официальные документы, он при наличии условий несет ответственность по ст. 327 УК.

4. Если нарушение правил усыновления сопровождалось служебным подлогом или халатным отношением к службе, виновный несет ответственность по ст. 154 и 292 или ст.293 УК

Анализируя проблемы криминализации незаконного усыновления, следует обратить внимание на необходимость конструирования квалифицированного состава данного преступления Подобная попытка была предпринята Государственной Думой РФ 19 ноября 1999 г., когда ею во втором чтении был единогласно принят проект Федерального закона о внесении изменений в ст. 154 УК. Проект предусмотрел выделение в ст. 154 части второй с такими квалифицирующими признаками, как неоднократность и совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Отметим, что усиление ответственности за незаконное усыновление в составе группы лиц по предварительному сговору или организованной группы оправдано и необходимо.

В качестве квалифицированного следует предусмотреть и состав незаконного усыновления, сопряженного с вывозом ребенка за границу или невозвращение его из-за границы.

Проведенное исследование преступления позволяет нам предложить собственную редакцию статьи 154 УК РФ, изложив диспозицию статьи в следующей редакции: «1. Нарушение правил усыновления (удочерения) детей, передачи их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенное из корыстных побуждений лицом, ответственным за их соблюдение, и причинившим вред интересам лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста,-...

2. То же деяние:

а) совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) сопряженное с вывозом ребенка за границу или невозвращением его из-за границы,-…»

Охрана интересов семьи в Российской Федерации провозглашена на конституционном уровне как одно из важнейших прав человека и гражданина. По смыслу статьи 17 Конституции РФ государство исходит из того, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а в соответствии со статьей 38 Конституции РФ материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства. Таким образом, статья 38 Конституции РФ расценивает заботу о детях как равное право и обязанность родителей. Одновременно часть 3 статьи 38 требует от трудоспособных детей, достигших 18 лет, осуществлять заботу о нетрудоспособных родителях. Данные конституционные нормы реализуются в ряде статей Семейного кодекса РФ, вступившего в силу с 1 марта 1996 года[30]. В частности, статья 124 Семейного кодекса РФ регламентирует вопросы усыновления, удочерения ребенка. Статья 139 СК РФ направлена на обеспечение тайны усыновления; статья 63 СК РФ регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей; статья 65 СК РФ регламентирует осуществление родительских прав; статья 150 СК РФ определяет круг прав и обязанностей опекуна (попечителя) ребенка; статья 71 СК РФ - последствия лишения родительских прав.

Также СК РФ определяет обязанности по содержанию членов семьи (алименты). В частности, глава 13 предусматривает алиментные обязательства родителей и детей, глава 14 - алиментные обязательства супругов и бывших супругов, глава 15 - алиментные обязательства других членов семьи, глава 17 - порядок уплаты и взыскания алиментов. Такое внимание законодателя к семье объясняется тем, что семья является не только союзом для деторождения, но и решает другие задачи, в том числе социально-экономические[31].

Уголовный кодекс 1996 года содержит главу 20, объединяющую уголовно-правовые нормы, направленные на защиту семьи и несовершеннолетних. В частях 1 и 2 статьи 157 УК РФ предусмотрены два самостоятельных состава преступления, имеющие одинаковые признаки объективной и субъективной стороны. Различаются они по кругу потерпевших и по субъектам преступления, которые в этих составах как бы меняются местами.

Потерпевшие от деяний, описанных в части 1 статьи 157 УК РФ, - несовершеннолетние дети или нетрудоспособные совершеннолетние дети, а субъекты преступления - родители. В части 2 статьи 157 УК РФ потерпевшие - нетрудоспособные родители, а субъекты преступления - совершеннолетние трудоспособные дети.

Объективную сторону указанных деяний составляет злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание потерпевших. Из совокупности алиментных обязательств, регламентируемых Семейным кодексом (родителей и детей; супругов и бывших супругов; других членов семьи - братьев и сестер, дедушки, бабушки и внуков; воспитанников и фактических воспитателей, пасынков, падчериц и отчима, мачехи), статья 157 УК РФ имеет в виду алиментные обязательства лишь родителей перед детьми и детей перед родителями (глава 13 Семейного кодекса). Уклонение от выполнения обязательств, сторонами которых являются иные упомянутые выше лица (главы 14 и 15 Семейного кодекса), остается вне правого регулирования.

Согласно статьям 80 и 85 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а также нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. В соответствии со статьей 87 Семейного кодекса РФ трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

В случае если средства на содержание обязанными лицами не представляются добровольно, они взыскиваются по решению суда и подлежат уплате ежемесячно в размере, установленном решением суда.

Наличие решения суда, вступившего в законную силу, - обязательное условие применения статьи 157 УК РФ. Если выплата алиментов предусмотрена нотариально удостоверенным соглашением сторон (статья 99 Семейного кодекса РФ) либо постановлением суда о взыскании алиментов до вынесения судом решения (статья 108 Семейного кодекса РФ), уголовная ответственность за злостное уклонение от исполнения соглашения и постановления исключается.

Под уклонением практика понимает прямой отказ от уплаты присужденных судом алиментов, а также иные формы уклонения - сокрытие лицом своего действительного заработка, смена места работы или места жительства с целью избежать удержаний по исполнительному листу и многое другое[32].

Преступлением признается лишь такое уклонение от уплаты по решению суда алиментов, которое характеризуется злостностью, то есть продолжительностью (систематичностью) неуплаты - свыше шести месяцев, либо упорным нежеланием исполнять решения суда, несмотря на соответствующие предупреждения, повторность совершения аналогичного преступления, розыском лица, обязанного выплачивать алименты (ввиду сокрытия им своего местонахождения).

Злостное уклонение отсутствует, если у лица не было реальной возможности выполнить решение суда (длительная болезнь, систематические задержки выплаты пособия по безработице).

Недопустима общая ссылка в соответствующем правоприменительном акте (приговоре) на то, что уклонение носило злостный характер, так как должно быть указано, в чем конкретно эта злостность выражалась.

Субъектами преступления, предусмотренного частью 1 статьи 157 УК, являются родители. К таковым относятся лица, записанные отцом или матерью в книге записей рождений, в том числе и те, отцовство (материнство) которых установлено в судебном порядке. Ответственность по статье 157 УК РФ могут нести и лица, лишенные родительских прав в судебном порядке, поскольку лишение таких прав не освобождает родителей от обязанности материально содержать ребенка, даже в случае помещения их в государственные учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей.

Во-вторых, субъектами преступления могут быть и усыновители, так как по отношению к усыновленному ребенку они приравниваются в правах и обязанностях к родителям по происхождению (статья 137 Семейного кодекса). Кровные родители при усыновлении (удочерении) ребенка освобождаются от выплаты алиментов и потому субъектами рассматриваемого преступления уже не могут быть[33].

Вместе с тем не охраняется уголовным законом права других членов семьи указанных в гл. 15 Семейного кодекса, что следует признать существенным недостатком действующего законодательства, который требует немедленного устранения.

Алиментные обязательства прекращаются также по достижении ребенком восемнадцати лет или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия, а также при признании судом восстановления трудоспособности или прекращении нуждаемости в помощи получателя алиментов. Однако на общих основаниях решается вопрос об ответственности родителей (усыновителей), злостно уклоняющихся от уплаты по решению суда алиментов и разысканных после достижения ребенком восемнадцатилетнего возраста, кроме случаев, когда истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности.

Субъектами преступления, предусмотренного частью 2 статьи 157 УК РФ, являются совершеннолетние трудоспособные дети. Обязанность указанных лиц содержать своих нетрудоспособных родителей и заботиться о них зафиксирована в статье 87 Семейного кодекса. В данной статье содержится несколько ограничительных условий, важных в плане применения статьи 157 УК РФ. Во-первых, речь идет об обязанности содержать не просто нетрудоспособных, а нуждающихся в помощи, в том числе материальной поддержке, родителей. Этот фактор должен приниматься во внимание судом при вынесении решения о взыскании алиментов. Во-вторых, дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию родителей (нетрудоспособных и нуждающихся в помощи), если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей. В-третьих, дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишенным родительских прав[34].

Субъективная сторона выражается в прямом умысле. Мотивы, как правило, корыстные. Виновный руководствуется намерением избавиться от материальных затрат. Но могут быть и иные мотивы, например месть, неприязненные отношения с бывшей супругой.

Деяния, описанные в частях 1 и 2 статьи 157 УК РФ, относятся к категории преступлений небольшой тяжести.

Ряд федеральных законов прямо или косвенно также решает задачу охраны семьи. Среди них можно выделить Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 г., Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 г. Конкретные положения были разработаны Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. - Национальный план действий в интересах детей. Однако, несмотря на предпринятые шаги, круг негативных явлений требует более активного вмешательства в эту сферу, в том числе уголовно-правовыми средствами.

Некоторые нормы, посвященные взысканию алиментов, содержатся в ряде статей Федерального закона "Об исполнительном производстве"[35]. В частности, статья 7 указанного Закона устанавливает перечень исполнительных документов, среди которых мы можем выделить исполнительные листы, судебные приказы и нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов; статья 66 определяет размер удержаний из заработной платы и иных видов доходов должника при взыскании алиментов.

Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 утверждает перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей[36].

При оценке данных норм заметно влияние на них международно-правовых актов. В соответствии с частью 3 статьи 16 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, семья имеет право на защиту со стороны общества и государства[37]. Аналогичный тезис содержит п. 1 статьи 10 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Пакт ратифицирован Российской Федерацией[38].

Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года, в принципе 6 утверждает: "Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком случае, в атмосфере любви и моральной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные и иные пособия на содержание детей"[39].

Однако стоит отметить, что в настоящее время широкая правовая база не решает многие проблемы семьи, так как она не учитывает кардинальные изменения экономической жизни семьи, правовой культуры и правового сознания населения, значения места и роли семьи в сфере антикриминального воспитания детей[40]. В настоящее время наблюдается низкая рождаемость в большинстве регионов России, растет количество семей с одним ребенком, увеличивается число разводов[41]. Ежегодно рождается детей на 750 тысяч меньше, чем необходимо для воспроизводства населения. С обострением социально-экономических условий жизни общества перечисленные негативные явления в последние десятилетия стремительно обостряются. Наблюдается демографический спад. Растет смертность. В настоящее время в России число умерших почти вдвое превысило число родившихся[42]. Все больше семей планируют только одного ребенка. Большинство супружеских пар отказываются от рождения детей по экономическим причинам. Одновременно растет число гражданских браков. Исследователь И.Н. Туктарова отметила, что "изменение условий жизни привело к изменению в брачно-семейных отношениях: семья - главная и естественная система социальной и биологической защиты ребенка - оказалась в крайне сложной ситуации, на сегодняшний день отмечается процесс снижения потребности в детях, их ценности в понимании современной женщины"[43]. В настоящее время растет число самоубийств среди подростков[44]. Обострилась проблема нравственного климата в семье. Не случайно многие исследователи предлагают дополнить статьи 63, 69 СК РФ положением о том, что родители должны заботиться о половом воспитании детей[45]. Кризис образования привел к тому, что проблема воспитания подрастающего поколения целиком переложена на плечи семьи, а она в современных условиях находится в тяжелом материальном положении и без государственной поддержки не в силах решить эту задачу. Наблюдается крайне негативный процесс, когда семья в целях выживания фактически идет на продажу детей, воспитывает детей в духе криминальных ценностей. Дети вовлекаются в кражи и другие преступления, наркоманию и проституцию[46]. Одновременно растет смертность детей, много детей с отклонениями в психике и другими серьезными заболеваниями. В целом, несмотря на отдельные предпринятые государством шаги, все еще слаба правовая защита семьи. Специалисты также отмечают, что значительная часть проявления насилия в семье связана с нерешенностью ее проблем[47]. В перспективе, если охране семьи и созданию нормальных условий ее не будет уделено должного внимания, населению России грозит резкое вымирание и такая тенденция сохранится надолго.

Все эти факторы не могут не сказаться на росте преступлений, связанных со злостным уклонением от уплаты алиментов. Однако, несмотря на действительность, современное человечество не может отказаться от таких институтов, как семья и брак, иначе неизбежна его гибель и вырождение[48].

При совершенствовании нормативной базы нормального функционирования семьи как ячейки общества следует учитывать, что на семью оказывают влияние нормы семейного, трудового, гражданского, административного законодательства. На защиту семьи направлены нормы права социального обеспечения, законодательства о здравоохранении и образовании. Наиболее полно права семьи урегулированы нормами семейного законодательства. В нем зафиксированы права и обязанности родителей, детей, супругов и других лиц, права нетрудоспособных и нуждающихся членов семьи на получение содержания (алиментов). На взрослых членов семьи возложена обязанность заботиться о физическом и нравственном развитии ребенка. Также СК РФ решены вопросы усыновления, опеки и попечительства, других форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Определенные меры ответственности за невыполнение обязанностей членов семьи содержат статьи семейного законодательства, например лишение родительских прав. Однако в ситуациях, когда уклонение или злоупотребление обязанностями грозит причинением серьезного ущерба либо данный ущерб причиняется фактически, для охраны интересов членов семьи подключаются статьи уголовного закона.

Проведенное исследование преступлений против семьи, позволяет нам предложить собственную редакцию статьи 157 УК РФ, изложив диспозицию статьи в следующей редакции: «1. Злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда или соглашению об уплате алиментов средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, -…

2. Злостное уклонение совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты по решению суда или соглашению об уплате алиментов средств на содержание нетрудоспособных родителей -…

3. Злостное уклонение иных лиц от уплаты по решению суда или соглашения об уплате алиментов средств на содержание -… »

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В переходным к рыночной экономике период, когда возможности государства в поддержке социальной сферы весьма ограничены, необходимо выбирать те приоритеты социальной политики, которые позволят удержать от разрушения основные ценности общества, и сосредоточивать на их реализации и защите основные ресурсы государства. На наш взгляд, одним из таких приоритетов должна стать семья, которая является фундаментальной социальной общностью, воспроизводящей человека духовно и физически.

Гарантом охраны интересов семьи в России выступают, в первую очередь, Конституция и международные нормативные правовые акты. Вместе с тем более детально интересы семьи охраняются отраслевым законодательством. На страже интересов семьи стоит целый ряд отраслей российского национального права, в том числе гражданского, семейного, трудового, административного и др. Но от наиболее опасных видов посягательств интересы российской семьи охраняются нормами уголовного законодательства. Уголовно-правовые средства защиты интересов семьи являются в определенном смысле крайними мерами, к которым государство прибегает тогда, когда оказались неэффективными нормы других отраслей российского права или иные социальные меры, например, экономического, культурного, психологического, педагогического характера. Поэтому применение таких мер должно быть своевременным и достаточным

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации. М. Закон. 1999.- 96 с.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации. М. Росич.2006.-98 с.

3. Семейный кодекс Российской Федерации 1995 года
. М. Кодекс .2001.-76 с.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации ч.1 -3. М. Проспект 2005.- 310 с.

5. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. М. Кодекс. 2005.-126 с.

6. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" (с изм. и доп. от 4 апреля 2002 г.)// Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 11. - Ст.11.

7. Резолюция ООН от 3 декабря 1986 г. № 41/85 "Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях". Сборник международных документов. М. БЕК. 2004.- С.344.

8. Всеобщая декларация прав человека 1948 года // Международное право в документах. Сост. Блатова Н.Т. и Мелков Г.М. - М., 1997. - С. 86.

9. Закон Самарской области от 2 апреля 1998 г. № 2-ГД "Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Самарской области"// Самарский известия. 1998. 11 апреля.

10. Антонян Ю.М., Горшков И.В., Зулкарнеев Р.М., Сапрунов А.Г. Насилие в семье. М., Юристъ. 2000. - С. 256 с.

11. Арутюнян Г.В. Правовое регулирование усыновления в Российской Федерации //Гражданин и право. - 2002. - № 3.- С.24.

12. Бородин С.В. Новое уголовное право России. Учебное пособие. Особенная часть. М. Норма 1997.- 328 с.

13. Беспалов Ю. Судебная защита семейных прав и интересов ребенка// Российская юстиция.- 1996.- № 12.- С.24.

14.  Беспалов Ю.Защита прав несовершеннолетних //Российская юстиция.- 1997.- № 1.- С.45.

15. Виноградова Е.В., Зырянов В.И., Панченко П.И. Краткий курс лекций Уголовное право России Особенная часть. Часть первая Преступления против личности Ставрополь, 1999.- 324 с.

16. Григоровский С. П.Сборник церковных и гражданских законов о браке и разводе, узаконение, усыновление и внебрачные дети. - Спб., 1908.- 632 с.

17. Грудцына Л. Ю. Правовое регулирование охраны и защиты прав несовершеннолетних//Адвокат.- 2005. -№ 8.- С. 27.

18. Добрынин Н. П. О влиянии юного возраста на преступную деятельность по данным русской уголовной статистики // Журнал министерства юстиции. 1898. - №3. - С. 132.

19. Долгушина Н., Ляшенко В. Ребенку не скажешь: жди лучших времен //Российская Федерация сегодня. - 2001. - № 7. - С. 21.

20. Ермаков В. Юстиция обязана защищать права и законные интересы несовершеннолетних//Российская юстиция.-2000.- № 10.- С.45.

21. Есипов В. В. Уголовное право. Часть Особенная. Вып. 1. Преступления. Варшава 1895. – 140 с.

22. Иванов А. Однажды покусившись на тайну... // Честное слово. -1999. -№ 20.- С.7.

23. Карамзин Н. М. История государства Российского / Комментарии Кузнецова А. М. Т. 1-4. Калуга, 1993. – 144 с.

24. Кибальник А. Г., Соломоиенко И. Г. Лекции по уголовному праву. Ставрополь, 2000. – 432 с.

25. Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР / Отв. ред. Северин Ю. Д. - М., Юрлитиздат. 1984.- 512 с.

26. Королев Ю. А., Кузнецова И. М.Домашняя юридическая энциклопедия. Семья. - М., 1997. – 672 с.

27. Красиков А. Н. Преступления против личности: Учеб. пособие для студентов учеб, заведений юр. профиля. - Саратов, 1999. – 322 с.

28. Кустова В.В. Актуальные проблемы установления усыновления в российском праве//Журнал российского права.- 2002. - № 7.- С.134.

29. Минская В. С., Чечель Г. И. Виктимологические факторы и механизм преступного поведения. Иркутск, 1988. – 124 с.

30. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Теория и практика/Под ред. д.ю.н., профессора Мананковой Р.П.. – М.,Волтерс Клувер. 2004.- 322 с.

31. Познышев С. В. Особенная часть русского уголовного права. Сравнительный очерк важнейших отделов Особенной части старого и нового Уложений. 2-е изд., испр. и доп. М , 1909. – 344 с.

32. Полное собрание русских летописей. Лаврентьевская летопись и суздальская летопись по академическому списку. Воспроизведение текста изд. 1926-1928 годов. М,. 1962. – 450 с.

33. Пудовочкин Ю. Е. Ювенальное уголовное право теоретико-методологические и историко-правовые аспекты. М. 2000.- 212 с.

34. Пудовочкин Ю.Е. Ювенальное уголовное право: понятие, структура, источники // Журнал российского права.- 2002.- № 3. - С.19.

35. Рарог А. Усмотрение правоприменителя при квалификации преступлений // Уголовное право. – 2000. - № 1. – С. 42.

36. Российское законодательство X—XX веков.: В 9 т. Т. 1. Законодательство Древней Руси. Отв. ред. Янин В. Л. М., 1984.- 326 с.

37. Российское законодательство Х-ХХ веков. В 9 т.Т. 3. Соборное Уложение 1649 г. Отв. ред. Янин В. Л. - М., 1985.- 412 с.

38. Савельева В. Похищение или подмен ребенка // Советская юстиция. – 1988.- № 7.- С. 28-29.

39. Тихомирова Л.В. Алименты: практическое пособие. – М., Изд. Тихомирова М.Ю. 2004.- 344 с.

40. Туктарова И. Н.Уголовно-правовая охрана несовершеннолетних. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. - Саратов, 2000. - 34 с.

41. Уголовный закон в практике мирового судьи: Научно-практическое пособие / Под ред. к. ю. н„ доц. А.В. Галаховой. М., 2005. – 416 с.

42. Уголовный Кодекс РСФСР редакции 1926 г. Научно-популярный практический комментарий с дополнениями и изменениями по 15 августа 1927 г. / Под ред. Гернета М.Н. и Трайнина А.Н. - М., 1927. – 560 с.

43. Уголовный кодекс РСФСР Научный комментарий Т 2 Особенная часть Учебное пособие / Под ред. Ковалева М. И., Фролова Е. А., Ефимова М. А.- Свердловск. 1962.- 646 с.

44. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. Учебник / Под ред. Здравомыслова Б. В. 2-е изд. Перераб. и доп. М, 2000.- 722 с.

45. Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов / Отв. ред. Козаченко И. Я., Незнамова 3. А., Новоселов Г. П. М., Норма. 2000. – 658 с.

46. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. Учебник / Под ред. Борзенкова Г. Н., Комиссарова В. С. М.,БЕК. 1997. – 924 с.

47. Фотеева Е.В. Семья в современном буржуазном мире. М., Норма. 1998.- 334 с.

48. Чефранова Е. Обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей//Российская юстиция.- 1996.- № 8.- С.11.

 


[1] Конституция РФ. - М.,Закон.1999.

[2] Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст.16.

[3] Собрание законодательства РФ.-1999.- № 26.- Ст. 3177.

[4] Туктарова И. Н.Уголовно-правовая охрана несовершеннолетних. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. - Саратов, 2000. - С. 14.

[5] Савельева В. Похищение или подмен ребенка // Советская юстиция. – 1988.- № 7.- С. 28-29.

[6] Кушпель Е. В.Проблемы и специфика расследования и предупреждения преступлений против семьи и несовершеннолетних. Автореф. дисс..канд. юрид. наук. - Волгоград, 1998. - С. 15.

[7] Лохвицкий А. Указ. раб.- С 490.

[8] Долгушина Н., Ляшенко В. Ребенку не скажешь: жди лучших времен //Российская Федерация сегодня. - 2001. - № 7. - С. 21.

[9] Ветров Н. И. Охрана интересов семьи уголовно-правовыми средствами. - М., 1990. - С. 50.

[10] Рарог А. Усмотрение правоприменителя при квалификации преступлений // Уголовное право. – 2000. - № 1. – С. 42.

[11] Уголовный закон в практике мирового судьи: Научно-практическое пособие / Под ред. к. ю. н„ доц. А.В. Галаховой. М., 2005. - С. 243.

[12] Вестник Образования. - 1997. - № 8. – С.11.

[13] Трудовой кодекс Российской Федерации (официальный текст от 30 декабря 2001 года). Правовые комментарии./Под ред. Маклакова А.А. - М., 2002. - С. 110.

[14] Постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 г. № 719 «Об утверждении Порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка» //Российская газета. 2001. 18 октября.

[15] Российская газета. 1996. 27 января.

[16] Российская газета. 1996. 15 августа.

[17] Российская газета. 2000. 13 апреля.

[18] Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1997. - № 9.- С.2.

[19] Собрание законодательства РФ. - 1996. - №25. -

[20] Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник /Под ред. Разгильдиева Б.Т., Красикова А.Н. Саратов, 1999. - С. 136.

[21] Иванов А. Однажды покусившись на тайну... // Честное слово. -1999. -№ 20.- С.7.

[22] Собрание законодательства РФ. – 2000. - № 15.-Ст. 1590.

[23] Собрание законодательства РФ. – 2000. - № 14.- Ст. 1501.

[24] Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Теория и практика/Под ред. д.ю.н., профессора Мананковой Р.П.. – М.,Волтерс Клувер. 2004.- С. 156.

[25] Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 31. - Ст. 3721.

[26] Новое уголовное право России Особенная часть.- С. 91; Виноградова Е. Б., Зырянов В. Н., Панченко П. Н. Краткий курс лекций Уголовное право России. - С. 68.

[27] Уголовный закон в практике мирового судьи: Научно-практическое пособие/Под ред. к.ю.н., доц. Галаховой А.В. - Норма, 2005.-С. 144.

[28] Кустова В.В. Актуальные проблемы установления усыновления в российском праве//Журнал российского права.- 2002. - № 7.- С.134.

[29] Арутюнян Г.В. Правовое регулирование усыновления в Российской Федерации //Гражданин и право. - 2002. - № 3.- С.24.

[30] Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.

[31] Мананкова Р.П. Правовые проблемы членства в семье. - Томск, 1985. - С. 21.

[32] Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. - М., 1996. - С. 382.

[33] Чефранова Е. Обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей//Российская юстиция.- 1996.- № 8.- С.11.

[34] Тихомирова Л.В. Алименты: практическое пособие. – М., Изд. Тихомирова М.Ю. 2004.- С. 122.

[35] Собрание законодательства РФ. -1996.- № 31.- Ст. 3743.

[36] Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 31. - Ст. 3743.

[37] Всеобщая декларация прав человека 1948 года // Международное право в документах. Сост. Блатова Н.Т. и Мелков Г.М. - М., 1997. - С. 86.

[38] Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 7. - Ст. 659.

[39] Декларация прав ребенка. 20 ноября 1959 г. // Права человека. Основные международные документы: Сборник документов. М., 1990.- С. 24.

[40] Фотеева Е.В. Семья в современном буржуазном мире. М., Норма. 1998.- С. 128.

[41] Ветров Н.И. Охрана интересов семьи уголовно-правовыми средствами. М., 1990.-  С. 7.

[42] Козлов В.В. Демографический кризис: четыре ответа // Коммерсантъ. 2001. 16 февраля.

[43] Туктарова И.Н. Уголовно-правовая охрана несовершеннолетних. Автореф. дисс... канд. юрид. наук. Саратов, 2000. - С. 19.

[44] Ветров Н.И. Охрана интересов семьи уголовно-правовыми средствами. М., 1990. - С. 5.

[45] Трунцевский Ю.В., Сумачев А.В. Права ребенка и секс-индустрия // Государство и право. - 1999. - № 2. - С. 103.

[46] Серебрякова В.А., Зырянов В.Н. Корыстные преступления, совершаемые женщинами. М., 1990. - С. 26.

[47] Антонян Ю.М., Горшков И.В., Зулкарнеев Р.М., Сапрунов А.Г. Насилие в семье. М., Юристъ. 2000. - С. 163.

[48] Фетюхин Ю.М. Институт брака по новому семейному законодательству Российской Федерации. Автореф. дисс... канд. юрид. наук. Волгоград, 2000. - С. 7.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 163.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...