в) одна или две части крупной формы (желательно сонатной);
г) два произведения разнохарактерного содержания (одно-кантиленного характера)
- исполнение гамм (в объеме требований ДМШ);
- чтение с листа (репертуар 4-5 класса ДМШ).
Критерии оценивания
5-балльная
12- балльная
200- балльная
Критерии учебных достижений абитуриентов
1
2
3
4
«неудовлетворительно»
1
100-123
абитуриент демонстрирует навыки и умения на элементарном уровне, отсутствие способностей к исполнению музыки. Перспектива к профессиональному обучению не наблюдается.
2
абитуриент демонстрирует непонимание содержания музыкальных произведений, слабый уровень профессиональной подготовки. Перспектива к професссиональному обучению не наблюдается.
3
абитуриент воспринимает и исполняет музыкальные произведения на примитивном уровне, не раскрывает художественно-образную сферу программы, которую исполняет, демонстрирует слабое владение исполнительскими приемами.
«удовлетворительно»
4
124-132
абитуриент воспринимает и исполняет музыкальные произведения на формальном и поверхностном уровне, не в полной мере раскрывает содержание произведений, не согласовывая исполнительские приемы с музыкальным языком, уровень технической подготовки имеет существенные недостатки.
5
133-141
абитуриент способен воспринимать и исполнять музыкальные произведения на репродуктивном уровне, не обнаруживает индивидуального отношения к исполняемым произведениям, владеет техническими навыками на среднем уровне.
6
142-149
абитуриент имеет достаточную подготовку, демонстрирует склонность к музицированию, имеет перспективу в профессиональном обучении, но исполнительские навыки нуждаются в определенной коррекции.
«хорошо»
7
150-158
абитуриент стабильно исполнил программу, продемонстрировал достаточное владение нужными для дальнейшего профессионального обучения навыками, но при исполнении музыкальных произведений допускает некоторые ошибки.
8
159-167
абитуриент продемонстрировал понимание музыкального языка и художественного содержания произведений, сформированный комплекс исполнительских приемов, но при исполнении программы случались несущественные ошибки.
9
168-175
абитуриент проявил понимание образно-художественного содержания произведения, продемонстрировал хорошие способности и достаточный уровень подготовки, овладел комплексом исполнительских приемов согласно уровню художественных и учебных задач программы.
«отлично»
10
176-184
абитуриент проявил значительные способности к профессиональному обучению, достаточные исполнительские качества, сознательное владение составными исполнительскими навыками, достаточным уровнем технического развития и художественного мышления.
11
185-193
абитуриент владеет достаточным уровнем исполнительских приемов, проявил понимание образно-художественного содержания произведения, продемонстрировал хорошие способности и наклон к музицированию, имеет хороший уровень технического развития и художественного мышления, перспективу развития исполнительских качеств.
12
194-200
абитуриент проявил высокий уровень профессиональной подготовки, исполнил программу повышенной сложности, продемонстрировал в комплексе владение исполнительскими навыками , понимание художественного содержания, жанра и стиля, имеет значительную техническую подготовку, творческую перспективу.
ІІ сессия проверка и оценивания способностей абитуриента по музыкально-теоретическим дисциплинам
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
Абитуриент должен знать теоретический материал в объеме, который необходим для владения прежде всего практическими навыками в построении, разрешении, определении, перечня названий тех или иных музыкальных элементов и т.п.. Кроме того, следует проявить знания в буквенном обозначении нот, названиях октав, темпов и некоторых приемов исполнения (на итальянском языке).
СОЛЬФЕДЖИО
1. Написать одноголосный диктант в объеме периода в мажорной или минорной тональности в размере 2/4, 3/4 или 4/4. Интонационные трудности - скачки, хроматизмы; ритмические - ноты с точкой, шестнадцатые в разных ритмических группах, простые виды синкоп, триоли, паузы. Диктант проиграется 10 раз на протяжении 30 мин.
2. Пение:
а) гаммы мажорные и минорные (3-х видов), старинные диатонические лады до 5 знаков включительно от разных ступеней;
б) интервалы - большие, малые, чистые и диатонические, тритоны с разрешением на ступенях натурального мажора и минора (вверх и вниз);
в) интервалы увеличенные и уменьшенные с разрешением (характерные - ув. 5, ум. 4, ув. 2, ум. 7 и тритоны на ступенях гармоничного мажора и минора);
г) интервалы - чистые, большие, малые, тритоны и характерные интервалы с разрешением - от данного звука;
д) аккорды в тональностях мажора и минора: главные трезвучия и их обращения, уменьшенные трезвучия и увеличенное трезвучие с разрешением, доминантсептаккорд (Д7) и его обращения с разрешением, вводные септаккорды, септаккорд П ступени (П7) с разрешением;
е) аккорды от данного звука (вверх и вниз): мажорные и минорные трезвучия и их обращения; уменьшенное и увеличенное трезвучие; Д7 и его обращение, вводные септаккорды (малый и уменьшенный), септаккорд ІІ ступени (малый минорный).
Слуховой анализ:
а) интервалов в последовательности (4-6);
б) аккордов в последовательности (4);
в) ладов в звукоряде или мелодии.
1. Пение по нотам: мелодии с дирижированием в размерах 2/4, 3/4, 4/4 и 6/8; однотональные с несложными хроматизмами, отклонениями в тональности 1 ст. родства, которые содержат ритмические трудности: ноты с точкой, паузы, залигованные ноты, синкопы, триоли.
Абитуриент должен владеть навыками анализа мелодии (определение ладотональной основы, видов мелодичного движения, ритмических особенностей, структуры и т.п.) и несложных 2-голосных примеров (пение и игра, анализ).
Критерии оценивания
5-балльная
12- балльная
200- балльная
Критерии учебных достижений абитуриентов
1
2
3
4
«неудовлетворительно»
1
100-123
навыки и умения абитуриента на элементарном уровне. Устный ответ абитуриента демонстрирует слабо сформированное музыкальное мышление, отсутствие развитого ладового и гармоничного слуха, чувства метроритма. Письменная работа выполнена не полностью, с большим количеством ошибок, которая свидетельствует об отсутствии обязательных элементарных навыков, развитого ладового и гармоничного слуха, чувство метроритма.
2
абитуриент владеет незначительной частью теоретического материала, обнаруживает небольшое количество умений и навыков; владеет частью специальной музыкальной терминологии. Задания выполняются частично и на низком уровне, который свидетельствует об отсутствии знаний большей части объема материала и определенных навыков. Письменная работа - с большим количеством ошибок, которые свидетельствуют о слабо развитом ладовом и гармоничном слухе, чувстве метроритма и о неудовлетворительном усвоении материала в объеме программы ШЭВ.
3
абитуриент знает часть теоретического материала, применяет ограниченный терминологический и словарный запас, выполняет задания частично, демонстрируя определенную осведомленность, но необходимый объем материала неусвоенный. Письменная работа выполнена полностью, но с большим количеством ошибок; вместе с тем, в ней присутствуют логические фрагменты.
«удовлетворительно»
4
124-132
абитуриент выполняет основные формы работы со средним уровнем качества, но при этом несомненно круг форм работы обрабатывается удовлетворительно, а другие - ниже удовлетворительного уровня. Применение знаний и специальной музыкальной терминологии на практике удовлетворительное. Письменная работа выполнена полностью, но со значительным количеством ошибок.
5
133-141
абитуриент владеет определенными привычками и умениями. Не всегда способен выполнить задачи, которые нуждаются в самостоятельном мышлении; обнаруживает недостаточное знание специальной музыкальной терминологии; словарный запас небогатый. Выполняет все предложенные задания на посредственном уровне. Письменная работа выполнена с ошибками, но есть удачные фрагменты, которые свидетельствуют о потенциальных возможностях абитуриента; вместе с тем крепкие знания и навыки отсутствуют.
6
142-149
абитуриент способен воссоздавать значительную часть музыкально - теоретического материала, но имеет слабо сформированное музыкальное мышление; его изложение материала нуждается в уточнениях и дополнительных вопросах. Абитуриент может выполнять все предложенные формы работы с посредственным уровнем качества. Отдельные формы работы может продемонстрировать на хорошем уровне, но это явление - не постоянное. Письменная работа свидетельствует об умении логически мыслить, но слабо развитый ладовый, гармоничный слух и чувство метроритма предопределяют посредственный уровень работы.
«хорошо»
7
150-158
абитуриент способен воссоздавать музыкально-теоретический материал в полном объеме, но демонстрировать полученные знания и умение на достаточном уровне может не каждый раз. Абитуриент делает интонационные и ритмические ошибки, допускает терминологические ошибки, который свидетельствует о недостаточном усвоении материала. Письменная работа выполнена довольно грамотно, но со значительными содержательными ошибками.
8
159-167
абитуриент воссоздает музыкально-теоретический материал в полном объеме, но имеет стандартное мышление, может лишь репродуцировать полученные знания. Недостаточно владеет специальной музыкальной терминологией. Ответ абитуриента свидетельствует о достаточном усвоении материала, но в выполнении заданий были ошибки, которые абитуриент не замечал. В письменной работе есть 2-3 содержательные ошибки.
9
168-175
абитуриент обнаруживает глубокое усвоение материала, но допускает несущественные неточности в ответах и письменных роботах, которые нуждаются в замечаниях или корректировании. Абитуриент выполняет все формы работы на довольно высоком уровне, но в ответе встречаются ошибки. Письменная работа выполнена хорошо, логически, но в ней есть одна содержательная ошибка.
«отлично»
10
176-184
абитуриент имеет крепкие знания, но допускает неточности в формулировании и специальной музыкальной терминологии. Ответ свидетельствует о целостном усвоении материала, о высоком уровне знаний и привычек, но в ответе встречаются неточности, которые абитуриент исправляет самостоятельно. Письменная работа свидетельствует о высоком музыкальном уровне абитуриента, но в работе есть незначительная ошибка.
11
185-193
абитуриент владеет музыкально-теоретическим материалом в пределах программы, умеет использовать приобретенные знания, умения и способности в новых практических заданиях; демонстрирует знание специальной музыкальной терминологии, ее осознание, умение систематизировать, обобщать, анализировать музыкальные явления; применять приобретенные знания в практической деятельности. Ответ без ошибок, но не имеет мгновенного темпа. Письменная работа выполнена на высоком уровне без ошибок, но с одной неточностью.
12
194-200
абитуриент имеет сознательные знания в пределах программы, способен выполнять задания творчески; свободно и сознательно использует специальную музыкальную терминологию в выводах и обобщениях. Уровень восприятия и ощущения художественного мышления достаточно высокий. Ответ блестящий, в хорошем темпе, свидетельствует об активном и инициативном мышлениях, высоком художественном и слуховом уровне. Письменная работа свидетельствует о нестандартном мышлении абитуриента, высоком уровне знаний и умений. Абитуриент самостоятельно использует приобретенные знания, умения и способности в музыкальной деятельности.
Специализация “ОРКЕСТРОВЫЕ СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ”
ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС
I сессия Исполнение программы на инструменте
Требования к исполнению сольной программы:
Класс скрипки и альта
а) одна гамма в объеме 3- х октав (мажорная и минорная) в воздержанном темпе, в ритмической группировке по 4, 8.12 и 24 звука легато, основные штрихи (мартле, стакато, спікато, сотійє), арпеджио соответственно по 3 и 9 звуков легато;
б) двойные ноты (терции, сексты, октавы в пределах гаммы в 2 октавы);
в) два этюда на разные виды техники;
г) произведение крупной формы (одну-две части концерта или сонаты);
д) две ріхнохарактерні пьесы;
Класс виолончели
а) одна мажорная гамма в 3 октавы (мажорная или минорная) в воздержанном темпе, в ритмической группировке по 4, 8, 12 и 24 звука легато, арпеджио соответственно по 3, 6, 9 легато и двойные ноты (терции, сексты, октавы);
б) два этюда на разные виды техники;
в) произведение крупной формы (одну-две части концерта или сонаты);
г) две разнохарактерные пьесы.
Критерии оценивания
5-балльная
12- балльная
200- балльная
Критерии учебных достижений абитуриентов
1
2
3
4
«неудовлетворительно»
1
100-123
абитуриент демонстрирует навыки и умения на элементарном уровне, отсутствие склонности к исполнению музыки. Перспектива к профессиональному обучению не наблюдается.
2
абитуриент обнаруживает непонимание содержания музыкальных произведений, слабый уровень профессиональной подготовки. Перспектива к профессиональному обучению не наблюдается.
3
абитуриент воспринимает и выполняет музыкальные произведения на примитивном уровне, не раскрывает художественно-образную сферу программы, которую исполняет, демонстрирует слабое владение исполнительскими приемами.
«удовлетворительно»
4
124-132
абитуриент воспринимает и исполняет музыкальные произведения на формальном и поверхностном уровне, не в полной мере раскрывает содержание произведений, не согласовывая исполнительские приемы с музыкальным языком, уровень технической подготовки имеет существенные недостатки.
5
133-141
абитуриент способен воспринимать и исполнять музыкальные произведения на репродуктивном уровне, не обнаруживает индивидуального отношения к исполняемым произведениям, владеет техническими навыками на среднем уровне.
6
142-149
абитуриент имеет достаточную подготовку, демонстрирует склонность к музицированию, имеет перспективу в профессиональном обучении, но исполнительские навыки нуждаются в определенной коррекции.
«хорошо»
7
150-158
абитуриент стабильно исполнил программу, продемонстрировал достаточное владение нужными для дальнейшего профессионального обучения навыками, но при исполнении музыкальных произведений случаются некоторые недостатки.
8
159-167
абитуриент продемонстрировал понимание музыкального языка и художественного содержания произведений, сформированный комплекс исполнительских приемов, но при исполнении программы случались несущественные ошибки.
9
168-175
абитуриент проявил понимание образно-художественного содержания произведения, продемонстрировал хорошие способности и достаточный уровень предыдущей подготовки, овладел комплексом исполнительских навыков согласно уровню художественных и учебных задач программы.
«отлично»
10
176-184
абитуриент проявил значительные способности к профессиональному обучению, достаточные исполнительские качества, сознательное владение составными исполнительскими навыками, достаточным уровнем технического развития и художественного мышления.
11
185-193
абитуриент владеет достаточным уровнем исполнительских приемов, проявил понимание образно-художественного содержания произведения, продемонстрировал хорошие способности и склонность к музицированию, имеет хороший уровень технического развития и художественного мышления, перспективу развития исполнительских качеств.
12
194-200
абитуриент проявил высокий уровень профессиональной подготовки, исполнил программу повышенной сложности, продемонстрировал в комплексе владение исполнительскими приемами, понимание художественного содержания, жанра и стиля, имеет значительную техническую подготовку, творческую перспективу.
ІІ сессия проверка и оценивания способностей абитуриента по музыкально-теоретическим дисциплинам
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
Абитуриент должен знать теоретический материал в объеме, который необходим для владения прежде всего практическими навыками в построении, разрешении, определении, перечня названий тех или иных музыкальных элементов и т.п.. Кроме того, следует проявить знания в буквенном обозначении нот, названиях октав, темпов и некоторых приемов исполнения (на итальянском языке).
СОЛЬФЕДЖИО
1. Написать одноголосный диктант в объеме периода в мажорной или минорной тональности в размере 2/4, 3/4 или 4/4. Интонационные трудности - скачки, хроматизмы; ритмические - ноты с точкой, шестнадцатые в разных ритмических группах, простые виды синкоп, триоли, паузы. Диктант проиграется 10 раз на протяжении 30 мин.
3. Пение:
а) гаммы мажорные и минорные (3-х видов), старинные диатонические лады до 5 знаков включительно от разных ступеней;
б) интервалы - большие, малые, чистые и диатонические, тритоны с разрешением на ступенях натурального мажора и минора (вверх и вниз);
в) интервалы увеличенные и уменьшенные с разрешением (характерные - ув. 5, ум. 4, ув. 2, ум. 7 и тритоны на ступенях гармоничного мажора и минора);
г) интервалы - чистые, большие, малые, тритоны и характерные интервалы с разрешением - от данного звука;
д) аккорды в тональностях мажора и минора: главные трезвучия и их обращения, уменьшенные трезвучия и увеличенное трезвучие с разрешением, доминантсептаккорд (Д7) и его обращения с разрешением, вводные септаккорды, септаккорд П ступени (П7) с разрешением;
е) аккорды от данного звука (вверх и вниз): мажорные и минорные трезвучия и их обращения; уменьшенное и увеличенное трезвучие; Д7 и его обращение, вводные септаккорды (малый и уменьшенный), септаккорд ІІ ступени (малый минорный).
2. Слуховой анализ:
а) интервалов в последовательности (4-6);
б) аккордов в последовательности (4);
в) ладов в звукоряде или мелодии.
3. Пение по нотам: мелодии с дирижированием в размерах 2/4, 3/4, 4/4 и 6/8; однотональные с несложными хроматизмами, отклонениями в тональности 1 ст. родства, которые содержат ритмические трудности: ноты с точкой, паузы, залигованные ноты, синкопы, триоли.
Абитуриент должен владеть навыками анализа мелодии (определение ладотональной основы, видов мелодичного движения, ритмических особенностей, структуры и т.п.) и несложных 2-голосных примеров (пение и игра, анализ).
Критерии оценивания
5-балльная
12- балльная
200- балльная
Критерии учебных достижений абитуриентов
1
2
3
4
«неудовлетворительно»
1
100-123
навыки и умения абитуриента на элементарном уровне. Устный ответ абитуриента демонстрирует слабо сформированное музыкальное мышление, отсутствие развитого ладового и гармоничного слуха, чувства метроритма. Письменная работа выполнена не полностью, с большим количеством ошибок, которая свидетельствует об отсутствии обязательных элементарных привычек, развитого ладового и гармоничного слуха, чувства метроритма.
2
абитуриент владеет незначительной частью теоретического материала, обнаруживает небольшое количество умений и навыков; владеет частью специальной музыкальной терминологии. Задания выполняются частично и на низком уровне, который свидетельствует об отсутствии знаний большей части объема материала и определенных навыков. Письменная работа - с большим количеством ошибок, которые свидетельствуют о слабо развитом ладовом и гармоничном слухе, чувстве метроритма и о неудовлетворительном усвоении материала в объеме программы ШЭВ.
3
абитуриент знает часть теоретического материала, применяет ограниченный терминологический и словарный запас, выполняет задания частично, демонстрируя определенную осведомленность, но необходимый объем материала не усвоен. Письменная работа выполнена полностью, но с большим количеством ошибок; вместе с тем, в ней присутствуют логические фрагменты.
«удовлетворительно»
4
124-132
абитуриент выполняет основные формы работы со средним уровнем качества, но при этом несомненно круг форм работы обрабатывается удовлетворительно, а другие - ниже удовлетворительного уровня. Применение знаний и специальной музыкальной терминологии на практике удовлетворительное. Письменная работа выполнена полностью, но со значительным количеством ошибок.
5
133-141
абитуриент владеет определенными навыками и умениями. Не всегда способен выполнить задания, которые нуждаются в самостоятельном мышлении; обнаруживает недостаточное знание специальной музыкальной терминологии; словарный запас небогатый. Выполняет все предложенные задания на посредственном уровне. Письменная работа выполнена с ошибками, но есть удачные фрагменты, которые свидетельствуют о потенциальных возможностях абитуриента; вместе с тем крепкие знания и навыки отсутствуют.
6
142-149
абитуриент способен воссоздавать значительную часть музыкально - теоретического материала, но имеет слабо сформированное музыкальное мышление; его изложение материала нуждается в уточнениях и дополнительных вопросах. Абитуриент может выполнять все предложенные формы работы с посредственным уровнем качества. Отдельные формы работы может продемонстрировать на хорошем уровне, но это явление - не постоянное. Письменная работа свидетельствует об умении логически мыслить, но слабо развитый ладовый, гармоничный слух и чувство метроритма предопределяют посредственный уровень работы.
«хорошо»
7
150-158
абитуриент способен воссоздавать музыкально-теоретический материал в полном объеме, но демонстрировать полученные знания и умения на достаточном уровне может не каждый раз. Абитуриент делает интонационные и ритмические ошибки, допускает терминологические ошибки, которые свидетельствуют о недостаточном усвоении материала. Письменная работа выполнена довольно грамотно, но со значительными содержательными ошибками.
8
159-167
абитуриент воссоздает музыкально-теоретический материал в полном объеме, но имеет стандартное мышление, может лишь репродуцировать полученные знания. Недостаточно владеет специальной музыкальной терминологией. Ответ абитуриента свидетельствует о достаточном усвоении материала, но при выполнении заданий были ошибки, которые абитуриент не замечал. В письменной работе есть 2-3 содержательные ошибки.
9
168-175
абитуриент обнаруживает глубокое усвоение материала, но допускает несущественные неточности в ответах и письменных работах, которые нуждаются в замечаниях или корректировании. Абитуриент выполняет все формы работы на довольно высоком уровне, но в ответе встречаются ошибки. Письменная работа выполнена хорошо, логически, но в ней есть одна содержательная ошибка.
«отлично»
10
176-184
абитуриент имеет крепкие знания, но допускает неточности в формулировании и специальной музыкальной терминологии. Ответ свидетельствует о целостном усвоении материала, о высоком уровне знаний и навыков, но в ответе встречаются неточности, которые абитуриент исправляет самостоятельно. Письменная работа свидетельствует о высоком музыкальном уровне абитуриента, но в работе есть незначительная ошибка.
11
185-193
абитуриент владеет музыкально-теоретическим материалом в рамках программы, умеет использовать приобретенные знания, умения и способности в новых практических заданиях; демонстрирует знание специальной музыкальной терминологии, ее осознание, умение систематизировать, обобщать, анализировать музыкальные явления; применять полученные знания в практической деятельности. Ответ без ошибок, но не имеет мгновенного темпа. Письменная работа выполнена на высоком уровне без ошибок, но с одной неточностью.
12
194-200
абитуриент имеет сознательные знания в пределах программы, способен выполнять задания творчески; свободно и сознательно использует специальную музыкальную терминологию в выводах и обобщениях. Уровень восприятия и ощущение художественного мышления достаточно высокий. Ответ блестящий, в хорошем темпе, свидетельствует об активном и инициативном мышлении, высоком художественном и слуховом уровне. Письменная работа свидетельствует о нестандартном мышлении абитуриента, высоком уровне знаний и умений. Абитуриент самостоятельно использует приобретенные знания, умения и способности в музыкальной деятельности.
Специализация “ОРКЕСТРОВЫЕ ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ”
ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС
І сессия исполнение программы на инструменте
Требования к исполнению сольной программы:
Духовые инструменты:
а) гаммы до 4 знаков, их трезвучия, Д7, и ум. УП7 в сдержанном темпе, разными штрихами.
б) два этюда разнопланового характера (в медленном и быстром темпах).
в) две разнохарактерные пьесы малой формы (кантиленного и виртуозного характера).
Ударные инструменты
Ксилофон:
а) гаммы до 3 знаков, арпеджио.
б) две пьесы,
в) этюд
Малый барабан
а) тремоло
б) одиночные удары,
в) двойки, тройки, г) два этюда.
Критерии оценивания
5-балльная
12- балльная
200- балльная
Критерии учебных достижений абитуриентов
1
2
3
4
«неудовлетворительно»
1
100-123
абитуриент демонстрирует навыки и умения на элементарном уровне, отсутствие склонности к исполнению музыки. Перспектива к профессиональному обучению не наблюдается.
2
абитуриент обнаруживает непонимание содержания музыкальных произведений, слабый уровень профессиональной подготовки. Перспектива к профессиональному обучению не наблюдается.
3
абитуриент воспринимает и исполняет музыкальные произведения на примитивном уровне, не раскрывает художественно-образную сферу программы, которую исполняет, демонстрирует слабое владение исполнительскими приемами.
«удовлетворительно»
4
124-132
абитуриент воспринимает и исполняет музыкальные произведения на формальном и поверхностном уровне, не в полной мере раскрывает содержание произведений, не согласовывая исполнительские приемы с музыкальным языком, уровень технической подготовки имеет существенные недостатки.
5
133-141
абитуриент способен воспринимать и исполнять музыкальные произведения на репродуктивном уровне, не обнаруживает индивидуального отношения к исполняемым произведениям, владеет техническими навыками на среднем уровне.
6
142-149
абитуриент имеет достаточную подготовку, демонстрирует склонность к музицированию, имеет перспективу в профессиональном обучении, но исполнительские навыки нуждаются в определенной коррекции.
«хорошо»
7
150-158
абитуриент стабильно исполнил программу, продемонстрировал достаточное владение нужными для дальнейшего профессионального обучения навыками, но при исполнении музыкальных произведений случаются некоторые недостатки.
8
159-167
абитуриент продемонстрировал понимание музыкального языка и художественного содержания произведений, сформированный комплекс исполнительских приемов, но при исполнении программы случались несущественные ошибки.
9
168-175
абитуриент проявил понимание образно-художественного содержания произведения, продемонстрировал хорошие способности и достаточный уровень предыдущей подготовки, овладел комплексом исполнительских навыков согласно уровню художественных и учебных задач программы.
«отлично»
10
176-184
абитуриент проявил значительные способности к профессиональному обучению, достаточные исполнительские качества, сознательное владение составными исполнительскими навыками, достаточным уровнем технического развития и художественного мышления.
11
185-193
абитуриент владеет достаточным уровнем исполнительских приемов, проявил понимание образно-художественного содержания произведения, продемонстрировал хорошие способности и склонность к музицированию, имеет хороший уровень технического развития и художественного мышления, перспективу развития исполнительских качеств.
12
194-200
абитуриент проявил высокий уровень профессиональной подготовки, исполнил программу повышенной сложности, продемонстрировал в комплексе владение исполнительскими приемами, понимание художественного содержания, жанра и стиля, имеет значительную техническую подготовку, творческую перспективу.
ІІ сессия проверка и оценивания способностей абитуриента по музыкально-теоретическим дисциплинам
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
Абитуриент должен знать теоретический материал в объеме, который необходим для владения прежде всего практическими навыками в построении, разрешении, определении, перечня названий тех или иных музыкальных элементов и т.п.. Кроме того, следует проявить знания в буквенном обозначении нот, названиях октав, темпов и некоторых приемов исполнения (на итальянском языке).
СОЛЬФЕДЖИО
1. Написать одноголосный диктант в мажорной или минорной тональности в размере 2/4, ¾ або 4/4 на протяжении 30 минут из 10 проигрываний. Ладо-интонационные трудности, сочетания 3-х видов минора, несложные скачки вверх и вниз. Ритмические трудности: ноты с точкой; ритмические группы.
2.Пение:
а) гаммы - мажорную (натуральную и гармоничную) и минорную (з-х видов) до 4-х знаков;
б) отдельных ступеней в тональности и разрешение неустойчивых ступеней;
в) интервалов - чистых, малых и больших в тональностях мажора и минора (натуральных) и от звука вверх и вниз;
г) интервалов - ув. 2 и ум. 7 в гармоничном мажоре и миноре, ув. 4 и ум. 5 в натуральном и гармоничном мажоре и миноре с разрешением. Те же интервалы от звука вверх и вниз с разрешением в тональностях мажора и минора;
д) аккорды - в тональности: трезвучия главных ступеней и их обращения; Д7 и его обращения, вводные септаккорды с разрешением и от звука - мажорное и минорное трезвучия и их обращения; Д7 и его обращения, вводные септаккорды с разрешением в тональностях мажора и минора.
1. Слуховой анализ:
а) мажорных (2 видов) и минорных ( 3-х видов) ладов в звукорядах, тетрахордах;
б) отдельных ступеней в музыкальном ладу;
в) интервалов (по 2-3) из 2-х проигрываний;
г) аккордов (по 2-3) из 2-х проигрываний.
2. Пение по нотам:
Незнакомой мелодии с дирижированием в размере 2/4, ¾ и 4/4. Интонационные и ритмические трудности - соответственно диктанту.
Критерии оценивания
5-балльная
12- балльная
200- балльная
Критерии учебных достижений абитуриентов
1
2
3
4
«неудовлетворительно»
1
100-123
навыки и умения абитуриента на элементарном уровне. Устный ответ абитуриента демонстрирует слабо сформированное музыкальное мышление, отсутствие развитого ладового и гармоничного слуха, чувства метроритма. Письменная работа выполнена не полностью, с большим количеством ошибок, которая свидетельствует об отсутствии обязательных элементарных привычек, развитого ладового и гармоничного слуха, чувства метроритма.
2
абитуриент владеет незначительной частью теоретического материала, обнаруживает небольшое количество умений и навыков; владеет частью специальной музыкальной терминологии. Задания выполняются частично и на низком уровне, который свидетельствует об отсутствии знаний большей части объема материала и определенных навыков. Письменная работа - с большим количеством ошибок, которые свидетельствуют о слабо развитом ладовом и гармоничном слухе, чувстве метроритма и о неудовлетворительном усвоении материала в объеме программы ШЭВ.
3
абитуриент знает часть теоретического материала, применяет ограниченный терминологический и словарный запас, выполняет задания частично, демонстрируя определенную осведомленность, но необходимый объем материала не усвоен. Письменная работа выполнена полностью, но с большим количеством ошибок; вместе с тем, в ней присутствуют логические фрагменты.
«удовлетворительно»
4
124-132
абитуриент выполняет основные формы работы со средним уровнем качества, но при этом несомненно круг форм работы обрабатывается удовлетворительно, а другие - ниже удовлетворительного уровня. Применение знаний и специальной музыкальной терминологии на практике удовлетворительное. Письменная работа выполнена полностью, но со значительным количеством ошибок.
5
133-141
абитуриент владеет определенными навыками и умениями. Не всегда способен выполнить задания, которые нуждаются в самостоятельном мышлении; обнаруживает недостаточное знание специальной музыкальной терминологии; словарный запас небогатый. Выполняет все предложенные задания на посредственном уровне. Письменная работа выполнена с ошибками, но есть удачные фрагменты, которые свидетельствуют о потенциальных возможностях абитуриента; вместе с тем крепкие знания и навыки отсутствуют.
6
142-149
абитуриент способен воссоздавать значительную часть музыкально - теоретического материала, но имеет слабо сформированное музыкальное мышление; его изложение материала нуждается в уточнениях и дополнительных вопросах. Абитуриент может выполнять все предложенные формы работы с посредственным уровнем качества. Отдельные формы работы может продемонстрировать на хорошем уровне, но это явление - не постоянное. Письменная работа свидетельствует об умении логически мыслить, но слабо развитый ладовый, гармоничный слух и чувство метроритма предопределяют посредственный уровень работы.
«хорошо»
7
150-158
абитуриент способен воссоздавать музыкально-теоретический материал в полном объеме, но демонстрировать полученные знания и умения на достаточном уровне может не каждый раз. Абитуриент делает интонационные и ритмические ошибки, допускает терминологические ошибки, которые свидетельствуют о недостаточном усвоении материала. Письменная работа выполнена довольно грамотно, но со значительными содержательными ошибками.
8
159-167
абитуриент воссоздает музыкально-теоретический материал в полном объеме, но имеет стандартное мышление, может лишь репродуцировать полученные знания. Недостаточно владеет специальной музыкальной терминологией. Ответ абитуриента свидетельствует о достаточном усвоении материала, но при выполнении заданий были ошибки, которые абитуриент не замечал. В письменной работе есть 2-3 содержательные ошибки.
9
168-175
абитуриент обнаруживает глубокое усвоение материала, но допускает несущественные неточности в ответах и письменных работах, которые нуждаются в замечаниях или корректировании. Абитуриент выполняет все формы работы на довольно высоком уровне, но в ответе встречаются ошибки. Письменная работа выполнена хорошо, логически, но в ней есть одна содержательная ошибка.
«отлично»
10
176-184
абитуриент имеет крепкие знания, но допускает неточности в формулировании и специальной музыкальной терминологии. Ответ свидетельствует о целостном усвоении материала, о высоком уровне знаний и навыков, но в ответе встречаются неточности, которые абитуриент исправляет самостоятельно. Письменная работа свидетельствует о высоком музыкальном уровне абитуриента, но в работе есть незначительная ошибка.
11
185-193
абитуриент владеет музыкально-теоретическим материалом в рамках программы, умеет использовать приобретенные знания, умения и способности в новых практических заданиях; демонстрирует знание специальной музыкальной терминологии, ее осознание, умение систематизировать, обобщать, анализировать музыкальные явления; применять полученные знания в практической деятельности. Ответ без ошибок, но не имеет мгновенного темпа. Письменная работа выполнена на высоком уровне без ошибок, но с одной неточностью.
12
194-200
абитуриент имеет сознательные знания в пределах программы, способен выполнять задания творчески; свободно и сознательно использует специальную музыкальную терминологию в выводах и обобщениях. Уровень восприятия и ощущение художественного мышления достаточно высокий. Ответ блестящий, в хорошем темпе, свидетельствует об активном и инициативном мышлении, высоком художественном и слуховом уровне. Письменная работа свидетельствует о нестандартном мышлении абитуриента, высоком уровне знаний и умений. Абитуриент самостоятельно использует приобретенные знания, умения и способности в музыкальной деятельности.
Специализация "ИНСТРУМЕНТЫ НАРОДНОГО ОРКЕСТРА"
ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС
І сессия
исполнение программы на инструменте
Требования к исполнению сольной программы:
Класс бандуры
а) одно полифоническое произведение;
б) одно произведение крупной формы;
в) два разных по характеру произведения;
г) два вокальных произведения, разные по характеру.
гаммымажорные и минорные до четырех диезов и трех бемолей правой и левой руками вместе, в сдержанном темпе, ритмическими группировками: 1-1; 1-2; 1-3; 1-4; 1-5; трезвучия главных ступеней тональностей и их обращения; арпеджио малое, большое, ломанное; штрих-стакато; доминантсептаккорд - в тональности Соль мажор.
два этюда на разные виды техники.
Приемы игры : щипок, удар, флажолеты, тремоло одной ноты. Мелизмы : морденты, форшлаги.
Приблизительная программа
Й.С.Бах. Сарабанда си-минор.
/"Взял бы я бандуру", выпуск 10/
Й.С.Бах. Куранта Соль мажор.
/Педагогический репертуар бандуриста. Выпуск 11. Составитель А.Омельченко /
Г.Ф.Сделка. Чакона ре минор.
/Педагогический репертуар бандуриста. Выпуск 11. Составитель А.Омельченко /
К.Мясков. Вариации на тему "Если бы мне ботинки".
/Библиотека бандуриста. Выпуск 15. Составитель С.Баштан. Киев,1960/.
В.Сазонов. Вариации на тему русской народной песни "Метелица".
С.Баштан. Обработка украинской народной песни "И шумит, и гудит".
/Библиотека бандуриста. Выпуск 18. Киев, 1962/
С.Баштан Экспромт.
/Репертуар бандуриста. Выпуск 9/.
Г.Дремлюга. Лирическая песня.
/Взял бы я бандуру". Выпуск 4/.
Класс балалайки
а) одно произведение крупной формы
(ориентировочный уровень сложности)
Г.Сделка. Allegro из Сонаты для скрипки G-dur, 1 ч.
Б.Барчунов .Концерт, ІІ и ІІІ части.
Г.Камалдинов. Сюита и народные темы (4 части).
б) произведение кантиленного характера обработка народной песни
Штрихи : при игре тремоло двойными нотами - стаккато, легато, маркато, арпеджио.
один-два этюда на разные виды техники.
(ориентировочный уровень сложности)
Н.Чайкин. Этюд;
А.Шалов. Этюд -тарантелла;
Ю.Блинов. Сборник "40 этюдов".
Класс домры
а) произведение крупной формы
(ориентировочный уровень сложности)
А.Вивальди Концерт ля минор, ре минор, Соль мажор - 1 ч.;
А.Комаровский Концерты -2,3;
Ф.Зейц Концерт 1,2
б) два разнохарактерных произведения (одно - кантиленного характера, второе- оригинальное или виртуозное)
(ориентировочный уровень сложности)
Л.Боккерини. Менуэт;
К.Бом. Беспрерывное движение;;
Г.Веревка. Лирическая песня;
Г.Верикивский. "Украинская сюита" (одна из 2-х песен);
В.Гомоляка. 10 пьес для скрипки.
Две гаммы (мажорная и минорная) до 3-х знаков в 2 и 3 октавы - разнообразными оттенками, репетиции от 2 до 8 нот включительно; ритмогруппы № 2-8; нот разными штрихами; арпеджио 3-х видов.
два-три этюда на разные виды техники
(ориентировочный уровень сложности)
Г.Шелест, М.Белоконев - Этюды для домры, 5 кл.;
Ф.Вольфарт Этюды для скрипки.
Класс гитары
а) полифоническое произведение
(ориентировочный уровень сложности)
две-три части из сюит Р. де Визе, И.Ропкалли, Х.Пурсел
б) произведение крупной формы
(ориентировочный уровень сложности)
сонаты, сонатины (Ф.Карулли, Ф.Молино и др), рондо, фантазии.
в) две разнохарактерные пьесы
(ориентировочный уровень сложности)
О.Иванов-Крамской. Элегия,Порыв;
А.Храбовский.Прелюд.Ноктюрн и др.
Гаммы в объеме 1-2 октав до 2-х знаков разными ритмическими рисунками (дуоли, триоли, квартоли, квинтоли).
два-три этюда на разные виды техники (сложностью за V кл. ДМШ).
Класс баяна, аккордеона
а) одно полифоническое произведение ( двухголосные инвенции И.С.Баха и др.).
б) одно произведение крупной формы сложностью за V кл. ДМШ (сонатины Кулау, Чимароза, Гайдн, Яшкевич, Дербенко и др.)
в) одно произведение кантиленного характера.
г) одно произведение с элементами виртуозности, построенное на народном мелосе или оригинальный (сложностью за V кл. ДМШ).
Гаммы мажорные на 3-4 октавы основными штрихами из каждого с 3-х рядов правой клавиатуры (двумя руками), терциями (по возможности); минорные гаммы одноголосные (по возможности); арпеджио мажорные, аккорды;
Один-два этюда на разные виды техники.
Критерии оценивания
5-балльная
12- балльная
200- балльная
Критерии учебных достижений абитуриентов
1
2
3
4
«неудовлетворительно»
1
100-123
абитуриент демонстрирует навыки и умения на элементарном уровне, отсутствие способностей к исполнению музыки. Перспектива к профессиональному обучению не наблюдается.
2
абитуриент демонстрирует непонимание содержания музыкальных произведений, слабый уровень профессиональной подготовки. Перспектива к професссиональному обучению не наблюдается.
3
абитуриент воспринимает и исполняет музыкальные произведения на примитивном уровне, не раскрывает художественно-образную сферу программы, которую исполняет, демонстрирует слабое владение исполнительскими приемами.
«удовлетворительно»
4
124-132
абитуриент воспринимает и исполняет музыкальные произведения на формальном и поверхностном уровне, не в полной мере раскрывает содержание произведений, не согласовывая исполнительские приемы с музыкальным языком, уровень технической подготовки имеет существенные недостатки.
5
133-141
абитуриент способен воспринимать и исполнять музыкальные произведения на репродуктивном уровне, не обнаруживает индивидуального отношения к исполняемым произведениям, владеет техническими навыками на среднем уровне.
6
142-149
абитуриент имеет достаточную подготовку, демонстрирует склонность к музицированию, имеет перспективу в профессиональном обучении, но исполнительские навыки нуждаются в определенной коррекции.
«хорошо»
7
150-158
абитуриент стабильно исполнил программу, продемонстрировал достаточное владение нужными для дальнейшего профессионального обучения навыками, но при исполнении музыкальных произведений допускает некоторые ошибки.
8
159-167
абитуриент продемонстрировал понимание музыкального языка и художественного содержания произведений, сформированный комплекс исполнительских приемов, но при исполнении программы случались несущественные ошибки.
9
168-175
абитуриент проявил понимание образно-художественного содержания произведения, продемонстрировал хорошие способности и достаточный уровень подготовки, овладел комплексом исполнительских приемов согласно уровню художественных и учебных задач программы.
«отлично»
10
176-184
абитуриент проявил значительные способности к профессиональному обучению, достаточные исполнительские качества, сознательное владение составными исполнительскими навыками, достаточным уровнем технического развития и художественного мышления.
11
185-193
абитуриент владеет достаточным уровнем исполнительских приемов, проявил понимание образно-художественного содержания произведения, продемонстрировал хорошие способности и наклон к музицированию, имеет хороший уровень технического развития и художественного мышления, перспективу развития исполнительских качеств.
12
194-200
абитуриент проявил высокий уровень профессиональной подготовки, исполнил программу повышенной сложности, продемонстрировал в комплексе владение исполнительскими навыками, понимание художественного содержания, жанра и стиля, имеет значительную техническую подготовку, творческую перспективу.
ІІ сессия проверка и оценивания способностей абитуриента по музыкально-теоретическим дисциплинам
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
Абитуриент должен знать теоретический материал в объеме, который есть необходимым для владения прежде всего практическими навыками в построении, разрешении, определении перечня названий тех или других музыкальных элементов и т.п.. Кроме того, следует проявить осведомленность в буквенном обозначении нот, названиях октав, темпов и некоторых приемов исполнения (на итальянском языке).
СОЛЬФЕДЖИО
1.Написать одноголосный диктант в мажорной или минорной тональности в размере 2/4, 3/4 или 4/4 на протяжении 30 минут из 10 проигрываний. Ладо-интонационные трудности -соединения 3-х видов минора, несложные скачки вверх и вниз. Ритмические трудности: ноты с точкой; ритмические группы.
2. Пение:
а) гаммы - мажорную (натуральную и гармоничную) и минорную (з-х видов) до 4-х знаков;
б) отдельных ступеней в тональности и разрешение неустойчивых ступеней;
в) интервалов - чистых, малых и больших в тональностях мажора и минора (натуральных) и от звука вверх и вниз;
г) интервалов - ув. 2 и ум. 7 в гармоническом мажоре и миноре, ув. 4 и ум. 5 в натуральном и гармоничном мажоре и миноре с решением. Те же интервалы от звука вверх и вниз с разрешением в тональностях мажора и минора;
д) аккорды - в тональности: трезвучия главных ступеней и их обращения; Д7 и его обращения, вводные септаккорды с разрешением и от звука - мажорное и минорное трезвучия и их обращения; Д7 и его обращения, вводные септаккорды с разрешением в тональностях мажора и минора.
3. Слуховой анализ:
а) мажорных (2 видов) и минорных (3-х видов) ладов в звукорядах, тетрахордах;
б) отдельных ступеней в музыкальном порядке;
в) интервалов (по 2-3) из 2-х проигрываний;
г) аккордов (по 2-3) из 2-х проигрываний.
4. Пение по нотам:
Незнакомой мелодии с дирижированием в размере 2/4, 3/4 и 4/4. Интонационные и ритмические трудности - соответственно диктанту.
Критерии оценивания
5-балльная
12- балльная
200- балльная
Критерии учебных достижений абитуриентов
1
2
3
4
«неудовлетворительно»
1
100-123
навыки и умения абитуриента на элементарном уровне. Устный ответ абитуриента демонстрирует слабо сформированное музыкальное мышление, отсутствие развитого ладового и гармоничного слуха, чувства метроритма. Письменная работа выполнена не полностью, с большим количеством ошибок, которая свидетельствует об отсутствии обязательных элементарных навыков, развитого ладового и гармоничного слуха, чувство метроритма.
2
абитуриент владеет незначительной частью теоретического материала, обнаруживает небольшое количество умений и навыков; владеет частью специальной музыкальной терминологии. Задания выполняются частично и на низком уровне, который свидетельствует об отсутствии знаний большей части объема материала и определенных навыков. Письменная работа - с большим количеством ошибок, которые свидетельствуют о слабо развитом ладовом и гармоничном слухе, чувстве метроритма и о неудовлетворительном усвоении материала в объеме программы ШЭВ.
3
абитуриент знает часть теоретического материала, применяет ограниченный терминологический и словарный запас, выполняет задания частично, демонстрируя определенную осведомленность, но необходимый объем материала неусвоенный. Письменная работа выполнена полностью, но с большим количеством ошибок; вместе с тем, в ней присутствуют логические фрагменты.
«удовлетворительно»
4
124-132
абитуриент выполняет основные формы работы со средним уровнем качества, но при этом несомненно круг форм работы обрабатывается удовлетворительно, а другие - ниже удовлетворительного уровня. Применение знаний и специальной музыкальной терминологии на практике удовлетворительное. Письменная работа выполнена полностью, но со значительным количеством ошибок.
5
133-141
абитуриент владеет определенными привычками и умениями. Не всегда способен выполнить задачи, которые нуждаются в самостоятельном мышлении; обнаруживает недостаточное знание специальной музыкальной терминологии; словарный запас небогатый. Выполняет все предложенные задания на посредственном уровне. Письменная работа выполнена с ошибками, но есть удачные фрагменты, которые свидетельствуют о потенциальных возможностях абитуриента; вместе с тем крепкие знания и навыки отсутствуют.
6
142-149
абитуриент способен воссоздавать значительную часть музыкально - теоретического материала, но имеет слабо сформированное музыкальное мышление; его изложение материала нуждается в уточнениях и дополнительных вопросах. Абитуриент может выполнять все предложенные формы работы с посредственным уровнем качества. Отдельные формы работы может продемонстрировать на хорошем уровне, но это явление - не постоянное. Письменная работа свидетельствует об умении логически мыслить, но слабо развитый ладовый, гармоничный слух и чувство метроритма предопределяют посредственный уровень работы.
«хорошо»
7
150-158
абитуриент способен воссоздавать музыкально-теоретический материал в полном объеме, но демонстрировать полученные знания и умение на достаточном уровне может не каждый раз. Абитуриент делает интонационные и ритмические ошибки, допускает терминологические ошибки, который свидетельствует о недостаточном усвоении материала. Письменная работа выполнена довольно грамотно, но со значительными содержательными ошибками.
8
159-167
абитуриент воссоздает музыкально-теоретический материал в полном объеме, но имеет стандартное мышление, может лишь репродуцировать полученные знания. Недостаточно владеет специальной музыкальной терминологией. Ответ абитуриента свидетельствует о достаточном усвоении материала, но в выполнении заданий были ошибки, которые абитуриент не замечал. В письменной работе есть 2-3 содержательные ошибки.
9
168-175
абитуриент обнаруживает глубокое усвоение материала, но допускает несущественные неточности в ответах и письменных роботах, которые нуждаются в замечаниях или корректировании. Абитуриент выполняет все формы работы на довольно высоком уровне, но в ответе встречаются ошибки. Письменная работа выполнена хорошо, логически, но в ней есть одна содержательная ошибка.
«отлично»
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 143.
stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...