Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Д/З ПОНЯТИЕ РЫНОЧНОГО ВЗАИМООТНОШЕНИЯ,




Экономические основы профессиональной деятельности (лек)

 Марина Витальевна Радостева

Экономика: понятие, функции, методы, типология эконом. систем.

Экономика – это:

· Умение вести домохозяйство.

· Система общественных отношений, связанная с хозяйственной деятельностью людей

· Хозсистема, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества при помощи создания жизненных благ

· Как наука, в рамках которой изучаются основные закономерности, которые проявляют себя в процессе хозяйственной деятельности людей.

Зачем мы изучаем экономика:

1. Чтобы понять суть проблем повседневной жизни, во время купли-продажи (инфраструктура, бизнес и др…)

2. Понять, как решить и приступить к выполнению

Что делать экономическая наука:

· Изучает суть хозяйственных явлений и их закономерностей

· Помогает применить оные в повседневной хозяйственной практике для оптимизации ресурсов

· Для предупреждения надвигающихся процессов в области экономики как в бытовых, так и государственных масштабах.

· Для составления плана в соответствии с выявленными

Какова из себя экономическая наука:

1. Её относят к общественно-экономическим наукам (изучения поведения личностей, в единичных и множественных проявлениях, как в жизни, так и в хозяйственной деятельности)

2. Имеет в данный момент математический язык

 

 

Составляющие части экономической науки:

1. Микроэкономика – изучает поведение отдельных хозяйствующих личностей.

2. Мезоэкономика – изучает хозяйственную деятельность регионов, областей, городов, населённых пунктов.

3. Макроэкономика – в межгосударственных масштабах

4. Мировая экономика – в глобальных масштабах

Методы экономики:

1. Анализ (от простого к сложному)

2. Синтез (объединение разных отраслей). Преобразование рыночной цепи

3. Абстракций (исключение каких-либо составных частей из научных рассмотрений)

4. Индукции (логическое движение от частного к общему) и другие.

Эволюция экономических взглядов:

1. Как наука, в смысле что знание образовалось из себя систему в 16-17 веках н. э. (становление капитализма, углубление разделения труда, развитие денежного обращения)

2. Меркантилизм – источник происхождения богатства – торговля. (представители: Т. Мэн, А. Монкретьен)

Классическая школа

· А. Смит: «Исследование о природе и причинах богатствах народов» (1776 год)

· Д. Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения» (1809-1817 гг)

· Основная мысль: труд – источник стоимости

Марксизм

· К. Маркс (1818-1883 гг)

· «Капитал» в 4-х томах, представляет описание особенностей развития капитализма (прибыль, наёмный труд, товар, стоимость и т. д.)

«Экономикс»

· А. Маршалл «Принципы политической экономии» 1890 год.

· Разработал концепцию рыночного равновесия, уравняв спрос и предложение.

Предмет изучения экономики

· Хозяйственная деятельность людей в государствах – в настоящих условиях, которые связаны с экономикой неизбежно

· Современная экономика – наука о формах и методах ведения хозяйства при заданных условиях, с целью улучшить экономическое состояние данного государства/общества.

Уровни потребностей (пирамида Маслоу)

1. Физические (насущные, повседневные)

2. Мирные, плановые (потребность в безопасности, предсказуемости)

3. Общественные (общаться, потребность в людях)

4. Развивательные (Потребность в развитии себя)

5. Проявительные (Потребность в самопроявлении)

Состав экономических ресурсов:

1. Материальные

1) Земля

2) Капитал (собственность)

А) Сочетание средств производства (машины, оборудование, здания, сооружения производственного назначения)

Б) Денежные средства предприятия

Состав экономических ресурсов:

2. Людские ресурсы:

1) Рабочая сила (люди и то, на что они способны)

2) Предпринимательская способность (Управленческие и организационные факторы, необходимые для производства товаров и услуг).

В последние годы в числе экономических ресурсов особое место заняла информация (т. е. информация – это разновидность экономического ресурса, занимающая особое (отдельное) место)

Экономическая система – это определённым образом организованная и функционирующая совокупность экономических процессов.

 

 

Что отличает каждую модель экономических систем:

· Какие формы преобладают и какие виды собственности,

· Какие формы хозяйствования,

· Каково значение рынка и рыночных отношений в модели экономической системы

· Какой характер принимает государственное регулирование экономической жизни в данной модели

Классификация экономических систем

1. Хозяйственная система, основанная на традициях и обычаях (традиционная экономика);

2. Хозяйственная система, основанная на приказах (административная экономика);

3. Рыночная экономика;

4. Смешанная экономика, имеющая дело с рынком, традициями (современная).

Основы теории рынка.

Исторические условия возникновения рынка:

Общественное разделение труда, возникшее с глубокой древности

Отделение скотоводства от земледелия

Выделения ремесла как самостоятельной отрасли

Появление купечества

Экономическая обособленность производителей, которая возникает на базе частной собственности

Свобода предпринимательства

Наличие конкуренции как основы всего рыночного механизма.

Конкуренция – борьба между товаропроизводителями и продавцами за покупателей, ресурсы и т. д., НО это уникальное явление в экономике, дающее возможность создавать новые товары и услуги, минимизировать ресурсы и развивать предпринимательство.

Роль рынка:

Информационная – способ получения информации через установление цен, как для потребителей, так и для производителей. Выражаясь в ценах, информация позволяет ориентироваться в следующем: наполненности/дефицитности рынка по отдельным Т и У; уровне используемых технологий; ассортименте Т, Р., У; качестве производимых товаров и т. д.;

- ускорение процесса движения Т., Р., У;

- инновационная (вносящая новшества);

- санирующая (оздоравливающая) и др.

Классификация рынков.

По объектам купли-продажи;

- по масштабу: национальная, мировой;

- по степени ограничения конкуренции;

- региональный, местный

- рынок «свободной конкуренции»

- по степени соответствия действующему законодательству;

Взаимодействиерынков

· Все рынки связаны между собой инфраструктурой – системой специализированных организаций, обеспечивающих нормальное функционирование всех рынков.

· Транспорт, связь, энергетика, предприятия бытового обслуживания и другие сферы.

· Составляя предприятия обслуживающей сферы, они же и являются самостоятельными субъектами рынка.

Модель товарно-денежного кругооборота

Рынок факторов производства
Рынок товаров и услуг
Государство
Фирмы (предприятия)
Домохозяйства

 

 


Условия существования данной модели

Основы теории рынка.

Д/З ПО ДВУХ ТЕМАМ. НАДО БУДЕТ ЗНАТЬ ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИКА, КАКИЕ МЕТОДЫ ОНА ИСПОЛЬЗУЕТ ДЛЯ ПОЗНАНИЯ, ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ЧТО ИЗ СЕБЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ, ЭВОЛЮЦИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ, КРИТЕРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ, ДОСТОИНСТВА И ИЗЪЯНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ.


ВТОРАЯ ТЕМА: ПОНЯТИЕ РЫНКА. ФУНКЦИИ РЫНКА. МОДЕЛЬ ТОВАРНО-ДЕНЕЖНОГО КРУГООБОРОТА

РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ: СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕИЕ.

СПРОС: ПОНЯТИЕ, ЗАКОН СПРОСА, ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СПРОС.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

 

Рыночный механизм– определённым образом функционирующая совокупность рыночных элементов, соответствующим образом организованный процесс взаимодействия продавцов и покупателей.

Элементы рыночного механизма:

Спрос;

Предложение;

Цена.

Спрос

Представлен на рынке покупателями. Именно они предъявляют различные желания, подкрепляя их платежеспособностью. Спрос определяется полезностью товара (…) или услуги и корректируется на покупательную способность.

Закон спроса – обратная связь между ценой спроса и величиной спроса.

- чем выше цена товара при прочих равных условиях, тем ниже спрос на данный товар. Если цена падает, то спрос на данный товар увеличивается.

Цена спроса – максимальная цена, которую согласен заплатить потребитель при покупке определённого количества товара в определённое время при прочих равных условиях.

Цена – ключевой фактор, влияющий на спрос.

Кроме цены на спрос есть факторы – неценовые факторы.

Следовательно, изменение величины спроса происходит в результате изменения цены товара, изменение же спроса (смещение кривой) зависит от изменения неценовых факторов.

Предложение – результат производственной деятельности людей, выраженный в товарной форме для обмена. В основе его заложена выгода – прибыль.

Точки на кривой предложения показывают величину предложения, которая зависит от цены товара

ЦЕНА на товар – определяющий фактор при формировании предложения.

Закон предложения: чем выше цена товара при прочих равных условиях, тем выше предложение на данный товар. Если цена падает, то предложение на данный товар уменьшается.

 

Закон предложения – это прямая зависимость между ценой товара и величиной предложения.

Чем выше цена товара при прочих равных условиях, тем выше предложение на данный товар. Если цена падает, то предложение на данный товар уменьшается.

Цена предложения – минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынок определённое количество товаров в определённое время при прочих равных условиях.

Рыночное равновесие – состояние экономики, при котором количество запрашиваемого товара при заданной цене на него равно кол-ву данного предлагаемого к реализации товара по соответствующей цене.

Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объём спроса и объём предложения. Рыночное равновесие цены и объём продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.

Д/З ПОНЯТИЕ РЫНОЧНОГО ВЗАИМООТНОШЕНИЯ,

Понятие издержек производства. Их виды.

Взаимосвязь объёмов производства и издержек.

Виды доходов, получаемые производителем. Источники и формы прибыли.

Переменные издержки связаны с затратами

 

Вопросы на семинаре 1:

1. Понятия экономики

2. Методы исследования

3. Экономические потребности (ограничены/нет)

4. Факторы производства (ограничены/нет)

5. Типы экономических систем, достоинства и недостатки


 


 


 




17.03.2017

Общие (валовые) издержки, ТС

· это все издержки на данный момент времени, необходимые для производства того или иного товара.

· чтобы понять, выгодно ли производство дополнительной единицы продукции, надо сравнить между собой последовавшее бы за этим изменение дохода с предельными издержками производства.

Средние полные затраты

затраты предприятия на единицу выпускаемой продукции – ЗП/ЕВП.

Предельные издержки:

- это издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции.

- предприятие не может произвольно изменять пропорции между постоянными и переменными издержками, т. е. нельзя увеличивать количество переменных факторов на единицу постоянного фактора, поскольку в действие вступает закон убывающей отдачи (возрастающих затрат).

График безубыточности

Деление затрат на постоянные и переменные лежит в основе метода, который широко распространен в экономике.

Впервые он был предложен в 1930 г. инженером Уолтером Раутенштраухом как способ планирования, получивший известность под названием графика критического объема производства, или графика безубыточности.

Точка безубыточности – это объём производимой продукции, при котором у фирмы уже нет убытков, но ещё нет прибыли.

[график безубыточности]

Пояснения к графику

· Предположения: отсутствует рост цен на сырьё и материалы за планируемый период;

· Постоянные издержки неизменны лишь в определённом диапазоне продаж или выпуска продукции;

· Переменные издержки на единицу выпускаемой продукции не изменяются при изменении объёма продаж;

· Производство (реализация) происходят равномерно.

Аналитический метод:

Вкр(ТчкБзУбтч)=ПостоянныеИздержки/(Цена-Перемен.Издержки)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 160.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...