Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика создания телесообщения




Симультанность, наглядность, фактичность, документальность, невымышленность материала как определяющие признаки информационных телевизионных жанров

 

Журналистика как явление и как профессия подразделяется на информационную, аналитическую и документально-художественную. Это три способа освоения жизненного материала, проявляющиеся в трех группах жанров. Вне системы жанров наша профессия не существует. Серьезное представление о жанрах — свидетельство профессиональной квалификации журналиста.

Жанр справедливо называют памятью культуры. В чем причина сохранения старой формы в новом явлении? Почему первые автомобили походили на конные экипажи, а электрические люстры — на люстры свечные? Вероятно, причина состоит в общности функций — автомобиль так же служит перевозке людей, как и конный экипаж, а люстра — освещению, независимо от источника света. Значение функции не менее существенно и в духовной жизни. Телевидение, возникшее как электронный способ распространения звукозрительных образов реального мира на расстояние и ставшее новым средством массового общения, восприняло функции, методы и формы творчества своих предшественников — печати и радиовещания, значительно обогатив их со временем.

Журналистика, как уже отмечалось, не только творчество (зачастую не столько), но и сфера политической деятельности. Прямая, но чаще скрытая политическая детерминированность обусловлена интересами реальных владельцев СМИ, будь то газета, журнал, радио и телестудия. Ими могут быть и государство, и партия, финансовая группа или даже отдельная личность. Проявляется такая зависимость в программной политике, в перспективном и текущем планировании, в верстке реальной каждодневной программы. Но программа — это некая целостная содержательная форма, которая как мозаичное панно складывается из отдельных, и также целостных, фрагментов. Каждый из них выполняет свою функцию, каждый наделен определенными признаками и качествами. То есть, иначе говоря, принадлежит к тому или иному жанру.

Теоретические основания для определения жанра, его признаков следует искать в искусствоведении и литературоведении, откуда понятие «жанр» пришло в теорию журналистики. Условимся, что под жанром мы будем понимать исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающий рядом относительно устойчивых признаков.

В основу жанрового деления положена не только уже упоминавшаяся нами мера типизации. Здесь учитывается также способ отражения реальной действительности, функциональные особенности тех или иных передач, их частей, тематическое своеобразие, технические условия создания телепроизведения.

Таким образом, все разнообразие телевизионной продукции можно классифицировать по ряду формальных признаков. Это позволяет выделить определенное количество жанров, что важно не столько для теоретического осмысления проблем телевизионной журналистики, сколько для практической деятельности телевизионных журналистов. Ведь в адекватном понимании жанровой природы заложены возможности и наиболее полной реализации мастерства, и выполнения редакционного задания.

Сама теория жанров, отличающаяся чрезвычайной сложностью, многоаспектностью, находится в постоянном процессе развития, видоизменяясь вместе с живой и изменчивой практикой. Становление и развитие, возникновение новых и отмирание старых жанров — процесс исторически неизбежный. Практика нашего телевидения убеждает в несостоятельности раз и навсегда данной, застывшей жанровой схемы. У нас на глазах появляются формы, которым не отыскать аналогий не только в газетах или радио, но и в телевидении прошлых лет. Диффузия жанров характерна для публицистики в целом, но особенно очевидна именно в телевизионной публицистике — в силу не столько новизны телевидения как рода журналистики, сколько благодаря огромному богатству языка — движущихся зрительных образов, сопровождаемых звуком. На стыке жанров, на их сломе подчас точнее отражаются сложные жизненные отношения, драматические коллизии нашего времени.

Телевидение развивалось, идя по пути освоения традиционных жанров. Затем — их преломления согласно своей изобразительно-выразительной природе, а также особенностям отношений с телевизионной аудиторией. Поэтому в ТВ-программе стали в равной степени привычными как репортажи или интервью, так и экранные игры, конкурсы или ток-шоу (также модификация жанра интервью).

Но сколь бы сложной ни была конструкция телевизионной передачи, в ее основании всегда можно обнаружить устойчивые жанровые признаки.

К информационным жанрам относят оперативные устные сообщения, видеосюжеты, короткие интервью и репортажи; к аналитическим — то, что в практике часто называют «передача». Здесь можно выделить видеокорреспонденцию, беседу, комментарий, обозрение, дискуссию, пресс-конференцию, ток-шоу. Художественная документалистика включает в себя зарисовки, очерки, эссе, фельетоны, памфлеты.

Жанр — категория историческая. Причем историзм здесь проявляется не только в отборе и закреплении его качеств (устойчивых признаков). Системы жанров — и это относится именно к журналистике — могут служить своеобразным индикатором эпохи. Так, замечено, что во время ограничения информационных свобод преобладают жанры аналитические, оценочные, назидательные. И напротив, информационная насыщенность, господство репортажа демонстрируют пору свободы слова.

 


 


Методика создания телесообщения

 

Воплощением замысла автора на телеэкране занимается оператор. Для того чтобы работать с ним в согласии, журналист должен знать основные законы съемки:

1) помнить, что в памяти зрителей остается 30 % увиденного и 20 % услышанного;

2) иметь богатый словарный запас;

3) знать основные характеристики телевизионного кадра и т.д. [53, с. 28].

Мы не будем подробно останавливаться на законах, видах и способах телевизионной съемки, а перейдем сразу к ещё одному важнейшему компоненту телевизионной образности - слову.

Телевизионная речь - понятие непростое и неоднозначное. Л.П. Шестеркина обращает внимание на то, что в это понятие входит несколько уровней:

1) прочтение написанного текста;

2) устное произнесение какого-либо сообщения;

3) комментирование изображаемой картины;

4) общение в кадре в рамках интервью, ток-шоу, беседы и т.д. [53, с. 31].

Точность, аргументированность, убедительность, грамотность - необходимые качества тележурналиста.

Сочетание слова и изображения - обязательное условие успешной телевизионной информации. Её проявления обусловлены:

1) говорящим человеком на экране;

2) звучанием живого голоса;

3) появлением видеоряда;

4) предрасположенностью зрителей к восприятию речи;

5) интересом зрителей не только к динамизму событий, но и к динамизму чувств и мыслей [53, с. 31].

В журналистской практике Л.П. Шестеркина выработала общие правила решения словесно-изобразительных задач.

1. Слово должно соответствовать изображению, а изображение - слову.

2. Слово не должно повторять изображение.

3. Слово должно давать понятную информацию для зрителей.

Мы рассматриваем слово с точки зрения речи, воспринимающейся телезрителями в домашней обстановке. В связи с этим возникают требования для тележурналиста, появляющегося в эфире. Эти требования формулируются следующим образом:

1) беседовать со зрителем на данную тему;

2) доверительно обращаться к каждому отдельному гостю телепередачи;

3) уметь импровизировать;

4) уметь пользоваться невербальными средствами общения;

5) не актёрствовать;

6) чувствовать камеру и аудиторию;

7) внешний образ тележурналиста и его манеры не должны отвлекать телезрителя от обсуждаемой проблемы.

Самое главное требование - это грамотность и культура речи телеведущего.

Любая телепередача всегда начинается со слов ведущего, будь то маленький видеосюжет или большой телеочерк. Чтобы работать на телевидении, нужно обладать не только профессиональным мастерством, но и личными качествами, которые помогут добиться успеха.

Опираясь на учебник Л.П. Шестеркиной "Методика телевизионной журналистики", выявим эти проявления личности:

1) умение слышать и слушать своего собеседника;

2) любознательность и интерес к людям;

3) эрудиция;

4) умение заинтересовывать и удивлять собеседника;

5) здравые амбиции и уверенность в себе;

6) искренность с собеседником [53, с. 38-39].

Появление материала для передачи всегда связанно с осмыслением и изучением журналистом выбранной темы и ее мысленным представлением на телеэкране.

Первоначальным основанием для появления любой телепередачи является познавательная деятельность. Предмет познавательной деятельности - ситуация, факты и стоящая за ними проблема. Цель познавательной деятельности - анализ и оценка данной ситуации, её взаимосвязи с окружающей действительностью.

Структура познавательной деятельности представляет собой:

1) накопление и обработку предварительной информации;

2) накопление и обработку сенсационной информации;

3) переход от авторской позиции через авторскую версию к формулированию авторской концепции (авторская позиция - отношение автора к данной проблеме и способам её решениям; авторская версия - основанная на эрудиции тележурналиста и предварительной информации модель будущей авторской концепции; авторская концепция - логически выстроенная и аргументированная мысль будущей программы) [53, с. 39].

Исходя из вышеперечисленных критерий и характеристик, сделаем вывод, что результат познавательной деятельности - это замысел журналиста. В этом заключается основная идея телепередачи и её составляющих элементов, таких, как: тема, проблема, методика исследования, жанровые рамки, круг участников и т.д.

 


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 363.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...