Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Начало жизни. На церковном поприще




Текст к экзаменационному билету № 1

Барин и плотник

Шел плотник между двумя деревнями – Райковой и Адковой. Встретился ему барин, проезжий из другой губернии, и спрашивает:

- Ты, мужик, из какой деревни идешь?

- Из Райковой.

- А я куда еду?

- В Адкову.

- Ах ты, дурак! Ты – мужик, да из Райкова, а я – барин, да в Адкову!.. Слуги, взять его и всыпать ему хорошенько!

Лакей соскочил, схватил плотника и давай его бить; били сильно, а потом уехали.

- Ладно, - думает плотник, - не пройдет это тебе даром.

Узнал мужик, где барин живет, и идет к нему; приходит. А барин любил строиться и строил мызу. Барин не узнал плотника и подрядил его мызу строить. Зовет его плотник в лес бревна выбирать. Барин пошел. Пришли. Плотник ходит по лесу, да обухом по деревьям постукивает, да ухо прикладывает.

- Ты что же это, как узнаешь?

- А ты обойми дерево, приложь ухо, и ты услышишь.

- Да у меня руки не хватают.

- Ну я тебя привяжу.

Привязал плотник барина к дереву, взял вожжи и давай дуть. Дул, дул, барин еле жив остался. А мужик бил да приговаривал:

- Еще тебя, сукина сына, два раза взбучу: не обижай мастерового человека!

Взял барскую коляску и уехал. Барина еле нашли в лесу через три дня, уж при смерти был.

Хворает барин от мужицкого угощения, а плотник переоделся так, что не узнать, и приходит лечить барина. Докладывают барину, что пришел лекарь. Барин обрадовался, а лекарь велел истопить баню. Пошли в баню. Помыл, потер лекарь барина и говорит:

- Ну теперь надо, барин, тебя попарить; только тебе не вытерпеть, надо тебя привязать к скамье.

Барин согласился, и опять плотник вздул барина, да еще по голому телу хуже пришлось.

- Ну еще раз от меня тебе битому быть: не обижай мастерового человека!

Сговорился плотник с братом: велел брату прогнать мимо барского дома на барских лошадях, которых плотник угнал из лесу. Барин увидел в окно и послал всех своих слуг в погоню. Гнали, гнали слуги, вора не догнали, а пока ездили, барин был один дома, плотник пришел к барину и еще раз поколотил его:

- Ну, барин, помни и смотри, что нельзя напрасно обижать мастерового человека!

Наутро барин поехал в город, увидел плотника, спрашивает:

- Мужичок, ведь ты вчерашний!

- Никак нет, мне сорок пять лет, какой же я вчерашний.

 

Карпухин И.Е. Русское устное народное поэтическое творчество: Учебное

пособие. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2003. –  С. 116-117.

 


 

 


Текст к экзаменационному билету № 2

Лирическая народная песня

Уж вы, горы высокие, горы Воробьевские,

Воробьевские горы, подмосковские!

Ничего-то вы, горы, не споро¢дили;

Спороди¢ли вы, горы, сер горюч вы камешек.

Из-под камня бежит речка быстрая;

Подле реченьки стоит част ракитов един куст;

На кусточке сидит млад сизо¢й орел;

Во когтях-то он держит черного ворона;

Уж он бить-то его не бьет, только спрашивает:

«Уж где ты, ворон, ты летал, где, сизый, ты полетывал?»

- Я летал-то, летал по диким по степям по Саратовским.

«Ты кого же, ворон, видал?»

- Видел я чудо чу¢дное – видел тело белое;

Тело белое лежит, не устре¢ляно…

Как никто-то по телу-то не схватится,

Как схватилися об теле да родители…

Прилетали к телу три ласточки.

Как первая ласточка – родная матушка,

Как другая-то ластка – родная сестра,

Как третья-то ластка – молодая жена.

Родная-то матушка сидит у головушки,

Родная-то сестрица сидит на белы¢х грудях,

Молодая жена сидит на резвы¢х ногах.

Родная матушка плачет, – как река течет,

Родна сестрица плачет, – как ручьи весной бежат,

Молода жена плачет, – как роса падет.

Родная матушка плачет до гробовой доски,

Родна сестрица плачет до замужьица,

Молода жена плачет до мила дружка.

 

Русский фольклор: Хрестоматия для высших учебных заведений /

Сост. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – М.: Флинта: Наука, 1998. – С.348-349.

 

 


 

 


Текст к экзаменационному билету № 3

Илья и Соловей

Как у славного у города Чернигова

Нагнано тут силы много множество,

То пехотою никто да не прохаживал,

И на добром коне никто да не проезживал,

Туды серый зверь да не прорыскивал,

Птица черный ворон не пролетывал;

А й у той ли-то у Грязи-то у Черноей,

Да у славноёй у речки у Смородины,

А й у той ли у березы у покляпою,

У того креста у Левонидова

Соловей сидит разбойник Одихмантьев сын.

То как свищет Со¢ловей да по-соловьему,

Как кричит злодей разбойник по-звериному,

То все травушки-муравы уплетаются,

А лазуревы цветки прочь отсыпаются,

Темны лесушки к земле все приклоняются,

А что есть людей, то все мертво¢ лежат.

 

Русский фольклор: Хрестоматия для высших учебных заведений /

Сост. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – М.: Флинта: Наука, 1998. – С. 197-198.

 

 

Текст к экзаменационному билету № 4

Слово о полку Игореве

Слово о походе Игоревом, Игоря,

Сына Святославова, внука Олегова

Не пристало ли нам, братья, начать старыми словами ратных повестей о походе Игоревом, Игоря Святославовича? Начаться же этой песне по былям нашего времени, а не по обычаю Боянову.

Ведь Боян вещий, если кому хотел песнь слагать, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками, ибо помнил он, говорят, давних времен усобицы. Тогда напускал он десять соколов на стаю лебедей, и какую лебедь настигал сокол – та первой и пела песнь старому Ярославу, храброму Мстиславу, зарезавшему Редедю перед полками касожскими, прекрасному Роману Святославичу. А Боян, братья, не десять соколов на стадо лебедей напускал, но свои вещие персты на живые струны возлагал, а они уже сами славу князьям рокотали.

Начнем же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря, который обуздал ум своею доблестью и поострил сердца своего мужеством, преисполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую.

Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, что прикрыло оно все его войско тьмою. И сказал Игорь дружине своей: «Братья и дружина! Лучше убитым быть, чем плененным быть; так сядем, братья, на своих борзых коней, да посмотрим на синий Дон». Страсть князю ум охватила, и желание изведать Дону Великого заслонило ему предзнаменование. «Хочу, – сказал, – копье преломить на границе Поля Половецкого, с вами, русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона». <…>

Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя и поехал по чистому полю. Солнце ему тьмой путь преграждало, ночь стенаниями грозными птиц пробудила, свист звериный поднялся, встрепенулся Див, кличет на вершине дерева, велит прислушаться земле неведомой, Волге и Поморию, и Посулию, и Сурожу, и Корсуню, и тебе, Тмутороканский идол. А половцы непроторенными дорогами устремились к Дону Великому: скрипят телеги в полуночи, словно лебеди встревоженные.

Игорь к Дону войско ведет. Уже гибели его ожидают птицы по дубравам, волки бедой грозят по оврагам, орлы клекотом зверей на кости зовут, лисицы брешут на червленые щиты.

О Русская земля! Уже за холмом ты! <…>

Перевод О.В. Творогова

Русская литература XI-XVIII вв. –

М.: Худож. лит., 1988. – С. 63-65.

 

 

Текст к экзаменационному билету № 5

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

Начало жизни. На церковном поприще

(отрывок)

Рождение же мое в нижегороцких пределех, за Кудмою-рекою, в селе Григорове. Отец ми бысть священник Петр, мати Мария, инока Марфа. Отец мой прилежаше пития хмельнова, мати же моя постница и молитвеница бысть, всегда учаше мя страху Божию. Аз же, некогда видев у соседа скотину умершу, и о той нощи воставше, пред образом плакався довольно о душе своей, поминая смерть, яко и мне умереть; и с тех мест обыкох по вся нощи молитися.

Потом мати моя оводовела, а я осиротел молод и от своих соплеменник во изгнании быхом. Изволила мати меня женить. Аз же пресвятей Богородице молихся, да даст ми жену – помощницу ко спасению. И в том же селе девица, сиротина же, безпрестанно во церковь ходила, имя ей Анастасия. Отец ея был кузнец именем Марко, богат гораздо, а егда умре, после ево вся истощилося. Она же в скудости живяше и моляшесь Богу, да же сочетается за меня совокуплением брачным. И бысть по воли Божии тако.

Таже ин начальник во ино время на мя разсвирипел: прибежав ко мне в дом, бив меня, и у руки, яко пес, огрыз персты. И егда наполнилась гортань ево крови, тогда испустил из зубов своих мою руку и, меня покинув, пошел в дом свой. Аз же, поблагодаря Бога, завертев руку платом, пошел к вечерне. И на пути он же наскочил на меня паки со двема пистольми и запалил ис пистоли, и Божиим мановением на полке порох пыхнул, а пистоль не стрелила. Аз же прилежно идучи молюсь Богу, осенил ево больною рукой и поклонился ему. Он меня лает, а я ему говорю: «Благодать во устнех твоих, Иван Родионович, да будет». Посем двор у меня отнял, а меня выбил, всево ограбя, и на дорогу хлеба не дал.

 

«Житие протопопа Аввакума» и другие сочинения /

Сост., вступ. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. – М.: Сов. Россия, 1991. 

 

 


 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...