Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Форма промежуточного контроля – Зачет




УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для студентов заочной формы обучения

 

по дисциплине «Экономика образования»

наименование дисциплины (модуля)

 

для направления подготовки (специальности) 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование  

профиль подготовки: «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии», «Образование лиц с нарушениями речи», «Образование детей с задержками психического развития», «Логопедия»

код и наименование направления подготовки (специальности)

 

 

Общая трудоемкость дисциплины   72 часа, 2 зачетные единицы

 

 

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) – 2 зачетные единицы.

Форма текущего контроля в семестре – контрольная работа.

Курсовая работа (курсовой проект) (КР, КП) – нет.

Форма промежуточного контроля в семестре – зачет.

 

 



Краткое содержание дисциплины

Экономика образования

Раздел 1. Экономика образования в системе экономических наук. История развития экономики образования.

1. Сущность образования. Экономика образования как отрасль.

2. Экономика образования как наука.

Раздел 2. Система образования Российской Федерации. Рынок образовательных услуг. Страновые модели рынка образовательных услуг.

1. Система образования и ее основные компоненты.

2. Образовательная услуга: понятие, особенности, классификация.

Раздел 3. Хозяйственный механизм в образовании.

1. Содержание хозяйственного механизма и его особенности.

2. Планирование и прогнозирование как инструменты управления образованием.

Раздел 4. Финансирование образования.

1. Основы бюджетного законодательства.

2. Бюджетное финансирование образовательного учреждения.

Раздел 5. Внебюджетная деятельность образовательных учреждений. Платные услуги в образовательных учреждениях.

1. Понятие внебюджетной деятельности и ее виды.

2. Внебюджетные доходы: классификация, способы распределения и эффективность внебюджетной деятельности.

Раздел 6. Налогообложение в сфере образования.

1. Налогообложение образовательных услуг.

Раздел 7. Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях.

1. Основы организации бухгалтерского учета в образовательных учреждениях.

2. Баланс и План счетов бухгалтерского учета исполнения смет доходов и расходов организаций, состоящих на бюджете.

Раздел 8. Маркетинг образовательных услуг.

1. Сущность и назначение маркетинга. Специфика маркетинга в сфере образования.

2. Рынок образовательных услуг. Сегментация образовательных услуг.

Раздел 9. Эффективность образования. Теория и практика определения эффективности образования.

1. Экономическая эффективность образования.

 

Форма текущего контроля

Контрольная работа №___

В течение первого семестра каждый студент выполняет по дисциплине «Экономика образования» одну контрольную работу в виде реферата.

Рекомендации по определению варианта, перечень тем, методические рекомендации по выполнению работы.

Студент выбирает из предложенных ниже тем рефератов тему по следующему принципу. Если первая буква фамилии студента начинается на букву А, то выбирается первая тема, если первая буква фамилии студента начинается на букву Б, то выбирается тема вторая и т.д.

 

Темы рефератов по дисциплине «История экономики»

1. Экономика образования как наука.

2. История становления и развития науки «экономика образования».

3. Современные общемировые тенденции развития сферы образования.

4. Система образования и ее основные компоненты.

5. Образовательная услуга: понятие, особенности, классификация

6. Страновые модели рынка образовательных услуг.

7. Система управления образованием и ее структура.

8. Менеджмент и его место в управлении учебными заведениями.

9. Методы ценообразования на образовательные услуги.

10. Смета доходов и расходов образовательных учреждений.

11. Ценообразование во внебюджетной деятельности. 

12. Бизнес-план образовательного учреждения.

13. Налоговые льготы для образовательных учреждений.

14. Налоговая проверка образовательных учреждений.

15. Баланс и План счетов бухгалтерского учета исполнения смет доходов и расходов организаций, состоящих на бюджете.

16. Маркетинговая среда образовательного учреждения и ее анализ.

17. Построение стратегии образовательного учреждения.

18. Продвижение образовательных услуг на рынке.

19. Экономическая эффективность образования.

20. Сравнение исследований факторов школьного уровня.

 Методические рекомендации по выполнению контрольной работы в виде реферата

Требования к реферату:

Реферат‒ это самостоятельная письменная работа студента на темы, предложенные преподавателем.

Он должен содержать:

- введение, содержащее постановку проблемы;

- основную часть, содержащую логически последовательное изложение темы (предпосылок и путей решения поставленной проблемы);

- краткие выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме;

- список использованной литературы (указывается только та литература, которой фактически пользовался автор;

- при написании реферата необходимо использовать конкретные материалы конкретного образовательного учреждения гор. Читы, муниципального образования, Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края и др.;

все случаи использования источников ‒ цитаты, сведения, оценки и т.д. ‒ отмечаются ссылками в виде сносок или примечаний с указанием страниц источника).

Объем реферата - 9-10 страниц (до 4 тыс. слов) печатного текста (шрифт Times, размер 12, один интервал). Включение в реферат материалов, не имеющих прямого отношения к теме, служит основанием для признания работы не соответствующей требованиям или существенного снижения общей оценки.

Рефераты оцениваются по следующим критериям:

1. самостоятельность выполнения работы, способность аргументировано защищать основные положения и выводы (+/-);

2. реферат, выполненный несамостоятельно, не засчитывается.

3. соответствие формальным требованиям: структура, наличие списка литературы, сносок, грамотность изложения;

4. способность сформулировать проблему;

5. уровень освоения темы и изложения материала: обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмысливать выявленные факты, логика изложения;

6. четкость и содержательность выводов.

Форма промежуточного контроля – Зачет

Перечень примерных вопросов для подготовки к экзамену в устной (письменной) форме

1. Предмет и методы экономики образования. Основные функции экономики образования.

2. Место экономики образования в системе общественного воспроизводства.

3. Экономические отношения в сфере образования.

4. Отношения собственности и интеллектуальная собственность в сфере образования.

5. Особенности взаимодействия процесса создания, обмена и потребления образовательных услуг.

6. Экономические категории и закономерности в экономике образования.

7. Бесплатные образовательные услуги и необходимость бюджетного финансирования учреждений образования.

8. Формирование и развитие рынка образовательных услуг.

9. Факторы спроса на образовательные услуги и факторы предложения образовательных услуг. Особенности ценообразования на рынке образовательных услуг

10. Принципы и порядок финансирования государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений.

11. Развитие предпринимательской деятельности образовательных учреждений.

12. Коммерциализация деятельности вузов.

13. Понятие системы образования. Структура и функции системы образования.

14. Типы образовательных учреждений.

15. Содержание и особенности хозяйственного механизма сферы образования.

16. Источники формирования финансовой базы образования.

17. Виды расходов учебных заведений. Сметное финансирование.

18. Внебюджетные источники финансирование образовательных учреждений.

19. Основные и оборотные фонды.

20. Воспроизводство знания, информации, рабочей силы в образовательных учреждениях.

21. Труд и его особенности в сфере образования.

22. Экономическое содержание труда в образовании как производительного труда.

23. Заработная плата и ее организация в учебных заведениях.

24. Экономическая природа заработной платы в образовании. Функции заработной платы.

25. Понятие единой тарифной системы (ЕТС).

26. Основные критерии тарификации работников образования.

27. Экономическая эффективность образования. Показатели эффективности.

28. Рациональное использование ресурсов в образовательных учреждениях

29. Соотношение затрат и результатов с позиции потребления образовательных услуг.

30. Инвестирование экономики образования. Источники инвестирования.

31. Взаимосвязь теории «человеческого капитала» и экономического результата инвестиций в образование.

32. Экономической эффективности образования.

33. Пути повышения социально-экономической эффективности образования.

34. Собственность в экономике образования. Экономическая и юридическая стороны собственности.

35. Субъекты и объекты собственности.

36. Отношения присвоения, пользования и распоряжения. Объекты собственности образовательного учреждения.

37. Образовательные учреждения как субъект собственности, его права и ответственность перед собственниками.

38. Типы образовательных учреждений в зависимости от форм собственности.

39. Механизмы и особенности налогообложения в образовании.

40. Налоговое законодательство в образовании. Виды налогов. Ставка налога.

41. Объекты налогообложения в экономике образования. Налоговые льготы.

42. Переход российской системы образования на международные стандарты.

43. Понятие уровневой системы подготовки в высшем образовании.

44. Образовательные субсидии и кредиты.

45. Основные направления экономической политики государства в сфере образования.

46. Модернизация российского образования. Доступность высшего образования.

Контрольная работа выполняется и оформляется в полном соответствии с документом МИ 4.2-5/47-01-2013Общие требования к построению и оформлению учебной текстовой документации. Этот документ размещен на сайте ЗабГУ.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 105.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...