Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Основные этапы эволюции страхового дела в РФ.
Тема 1. Социально-экономическое содержание и значение рынка страховых услуг
Таблица 1. Особенности страховой услуги по сравнению с обычным товаром
Характеристика
| Обычный товар
| Страховая услуга
| 1.Потребительская форма
| Конкретная форма с определенным набором потребительских свойств
| Неосязаемо идеальный продукт, опосредованный договором страхования; полезность подтверждается только в будущем при наступлении определенных событий. Суть страховой услуги – обеспечение уверенности в сохранности собственности и/или компенсации убытков, возникающих в результате реализации риска. Обладание таким продуктом не связано с престижем.
| 2. Спрос и инициатива покупателя
| Существует познавательный и ощутимый спрос, чаще собственная инициатива покупателя
| Спрос существует в принципе – потенциальный покупатель вступит в страховые отношения, когда страховой интерес будет осознан. В большинстве случаев инициатива отсутствует. Потребность в страховании: спрос надо сначала разбудить, создать, чтобы затем его удовлетворить.
| 3. Участие покупателя в формировании свойств товара
| Косвенное, выбирая нужный товар среди конкурирующих
| Прямое участие в формировании набора условий страхования в договоре, приемлемых для каждого из сторон.
| 4. Продажа – это конец или начало взаимоотношений покупателя и продавца
| Продажа – завершение хозяйственного процесса. Он может продолжаться – сопровождение товара (гарантийное обслуживание), но все усилия сосредоточены на товаре.
| Страховая услуга неотделима от ее производителя.
Продажа – начало взаимоотношений покупателя-страхователя и продавца-страховщика, которые длятся до окончания срока страхования. Обслуживание – это персональная опека страхователей через консультирование, оказание помощи в случае ущерба. Возможны дополнительные услуги.
| 5. Оплата
| Товар безусловно оплачивается и потребляется
| Услуга безусловно оплачивается, даже в отсутствии страхового случая (риска). Услуга может материализоваться в денежной форме при наступлении выплаты или принимать вещественную форму (ремонт, замена)
| 6. Процесс потребления стоимости
| Однократное или многократное использование до полного износа
| Принцип возмещения – страхователь должен быть поставлен в такое же финансовое положение после убытка, в каком он был до убытка
|
Основные этапы эволюции страхового дела в РФ.
Этапы развития страхового рынка РФ
| Характеристика основных событий
| I – 1989 -1992 гг.
| Становление страхового рынка: создаются первые негосударственные страховые компании (АСКО, Россия, РОСНО, РЕСО-Гарантия и др.), лицензии им выдавало Министерство финансов РСФСР на основании временного положения о лицензировании. Указ Президента РФ от 10.02.92 г. № 133 «О государственном страховом надзоре Российской Федерации»; Закон «О страховании» от 27.11.92г. №4015-1: дифференцированные требования по абсолютной величине УК для страхования и перестрахования; лицензирование СД – более 3000 СО; ведение Госреестра страховщиков; установление контроля над тарифами; требования к формированию страховых резервов.
| II – 1993-2004 гг.
| Уточнения технического характера: УК дифференцирован по видам страхования как % от страховой премии, но не менее определенной абсолютной величины; определены методы расчета страховых резервов и правила размещения страховых резервов. Департамент страхового надзора Минфина РФ (1996 г.). 3 000 лицензий. В декабре 1997г. Закон «Об организации страхового дела в РФ» - закон прямого действия. Постановление Правительства РФ № 330 от 30 июня 2004 года «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора». Разграничение функции МФ РФ и ФССН. Активное развитие международных контактов. Начало сближения законодательных актов с европейской практикой регулирования СД. Допуск иностранных страховщиков.
| III- 2005-2010 гг.
| Концентрация и централизация страховых капиталов (M&A-сделки, создание страховых групп). Сближение с банковским сектором. Начались процессы интеграции национального страхового рынка в мировое страховое хозяйство. Введение специализации СЖ и «не-жизни».
| IV – 2011-2012 гг.
| За все время работы ФССН было отозвано более 960 страховых лицензий, по состоянию на март 2011 г. 770 страховых организаций.
Внедрение МСФО, ФЗ «О консолидированной отчетности». Требования о раскрытии информации о рисках. ФСФР.
| V – 2013 г. и по настоящее время
| Мегарегулятор финансовых рынков – ЦБ России. Разграничение полномочий ЦБ и Минфина РФ. Системообразующие страховщики. Институт кураторства. Специализированный депозитарий. Институт омбудсменов. Совершенствование технических условий финансовой устойчивости страховщиков.
|
|