Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Показатели монопольной власти




Тема 2: Особенности коммерческого ценообразования

Вопросы: 2.1. Ценообразование на различных типах рынков

 2.2. Понятие и сущность равновесной цены, ее значение

Понятие эластичности. Значение коэффициентов эластичности

 

Ценообразование на различных типах рынков

 

Для того, чтобы понять все закономерности формирования цены, предпринимателю необходимо осознать, что ценовая политика, которую он будет проводить, целиком и полностью зависит от конкурентной структуры рынка. В этом заключается особенность коммерческого ценообразования. Можно выделить четыре типа рынков, в каждом из которых стоят свои проблемы в области ценообразования.


Рынок «чистой конкуренции»

Рынок чистой конкуренции характеризуется тем, что состоит из мно­жества продавцов и покупателей какого-либо схожего товара. Ни отдель­ный покупатель или продавец не оказывает здесь влияния на уровень те­кущих рыночных цен товара. Продавец не может установить цену выше рыночной, так как покупатели могут свободно приобрести любое необ­ходимое им количество товара по этой рыночной цене. Запрашивать це­пу ниже рыночной также неуместно, поскольку можно продать товар по существующей рыночной цене. Роль маркетинговых исследований, ме­роприятий по разработке товара, политики цен, рекламы, стимулироваия сбыта и прочих мероприятий на рынке чистой конкуренции ограни­чена. Важно отметить, что рыночная цена наиболее объективно выража­ет истинную стоимость товара. Нет рынка — нет и объективной цены. На конкурентном рынке в условиях, когда спрос на товар и предложение товара зависят только от цены, устанавливается равновесная рыночная це­па, соответствующая выравниванию спроса и предложения, т. е. точке пересечения кривых спроса и предложения.

Рынков свободной конкуренции очень немного, в основном это международный рынок некоторых товаров, например, пшеницы, леса, ценных бумаг, руд цветных металлов.

 

 


Рынок монополистической конкуренции

Весьма специфичен рынок монополистической конкуренции, состоящей из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широкой гамме цен. Наличие большого диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить поку­пателям разные варианты товаров. Конкретные изделия могут отличать­ся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Разли­чия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели принимают во внимание разницу в предложениях и готовы платить  разные цены. Чтобы выделиться чем-то, помимо цены товара, продавцы стремятся разработать многообразие предложений для отдельных потребительских сегментов. Широко используют практику присвоения товарам марочных названий, рекламируют товары, используют метод мнимой продажи.

В обстановке монополистической конкуренции фирма формирует цену на производимую ею продукцию, учитывая

‒ структуру потребительского спроса,

‒ цены, устанавливаемые конкурентами,

‒ а также собственные издержки производства.

При монополистической конкуренции фирмы используют разные стратегии ценообразования. Наиболее распространенной стратегией является установление цен по географическому принципу, когда фирма реализует продукцию потребителям в разных частях страны по разным ценам. Причем для этого используют разные варианты определения цены.

 

Олигополия

В условиях олигополии на рынке действует небольшое количество продавцов, достаточно чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Продавцы не могут существенно влиять на уровень цен, а новым претендентам довольно сложно проник­нуть на этот рынок. Поэтому в данном случае конкуренция носит преимущественно неценовой характер.

Неценовая конкуренция основана на привлечении потребителя не с помощью снижения цен, а за счет других факторов: улучшения качества товаров, рекламы, послепродажного тех­нического обслуживания и т. п. Каждый экономист учитывает, что снижение его цены вызовет ответную реакцию других экономистов. Поэтому возросший вследствие пониженной цены спрос распределится между всеми фирмами, и фирме, которая первой понизила цену, доста­нется лишь часть возросшего спроса. А если эта же фирма повысит це­ну, другие фирмы могут и не последовать за ней, и поэтому спрос на ее продукцию может сократиться значительно более резко, чем это про­изошло бы в случае общего повышения цен.

В условиях олигополистической конкуренции применяется множество стратегий ценообразования. Одна из наиболее распространенных — «следование за лидером». Все фирмы в ценообразовании следуют за лидером отрасли, не превышая его уровень цен.

На взаимозаменяемую продукцию (бензин) устанавливается единая цена. Если продукция близка по параметрам друг к другу (автомобили), то в ценах возможны некоторые различия. Абсолютное лидерство наступает лишь тогда, когда фирма имеет бесспорные преимущества перед конкурентами либо в объеме выпуска продукции, либо в уровне затрат.

Другая стратегия, используемая в олигополии, — координация действий при установлении цен. Она существует в двух формах:

‒ при принятии соглашения о ценах  -  в некоторых странах заключение соглашения о ценах запрещено законом;

‒ при проведении параллельной ценовой политики  - параллельная ценовая политика — это закамуфлированная координация цен. Она заключается, например, в том, что все компании калькулируют издержки производства по унифицированным статьям, затем, прибавляя определенную норму прибыли, получают цену. Параллельность проявляется, когда под действием рыночных факторов цены всех компаний отрасли меняются в одной и той же пропорции и в одном направлении.


Чистая монополия

В случае чистой монополии продавец обладает очень высокой сте­пенью контроля за ценой. Продавцом может выступать как государст­венная, так и частная регулируемая или нерегулируемая монополия.

Го­сударственная монополия с помощью политики цен может преследовать достижение различных целей. Например, установление цены ниже себе­стоимости сделает товар, имеющий важное значение для покупателей, более доступным. Для сокращения потребления может устанавливаться очень высокая цена. Цена может быть назначена с расчетом покрытия всех издержек или получения хороших доходов.

В случае регулируемой монополии государство разрешает компаниям устанавливать цены на продукцию с учетом некоторых ограничений, обеспечивающие получение "справедливой нормы прибыли", которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости расширять его.

Нерегулируемая монопо­лия сама может назначать любую цену, которую только выдержит рынок.

Однако монополист далеко не всегда запрашивает максимальную цену. В соответствии с законом спроса, если цена возрастает, то величина спроса падает, и, наоборот, при снижении цены величина спроса увели­чивается. Следовательно, если монополист в состоянии сознательно по­вышать цену, то он не в состоянии при этом устанавливать объем спро­са. «Чистый» монополист знает: для того чтобы продать дополнительное количество продукции, необходимо снизить цену. Таким образом, власть монополиста над ценой не абсолютна. С одной стороны, он не желает привлекать конкурентов и стремится быстрее проникнуть на всю глубину рынка, с другой — боится введения государственного регулиро­вания.

Обладая большой свободой в установлении цен, фирма определяет оптимальный уровень цены все же исходя из спроса на свою продукцию (Стратегия множественных цен). Поэтому ценовые стратегии, осуществляемые фирмами, строятся на принципе ценовой дифференциации и дискриминации. Дискриминационные цены существуют в разных формах:

Дифференциация по группам покупателей. Разным группам покупателей один и тот же товар или услуга продается по разным ценам (иногда предоставляется бесплатно).

Дифференциация по варианту товара или услуги. Разные варианты товаров и услуг продают по различным ценам без учета разницы в затратах.

Дифференциация по территории (месту продажи). Товар реализуется в разных местах по разным ценам несмотря на то, что издержки, связанные с доставкой, одинаковы.

Дифференциация по времени. Цены на товары и услуги различны по сезонам, месяцам, дням недели и даже времени суток.

Стратегия множественных цен основана на том, что фирма-монополист в результате анализа кривых спроса каждой группы потребителей назначает для каждой группы максимально высокую цену, какую только готовы заплатить за товар. В некоторых развитых странах эта стратегия запрещена законом.


Показатели монопольной власти

Степень монопольной власти, как это ни странно, можно измерять.

Коэффициент (индекс) Бейна

Коэффициент Бейна показывает экономическую прибыль на одну денежную единицу собственного инвестированного капитала.

— Ре А - бухгалтерская прибыль

— Ре N - норма прибыли

— К - собственный инвестированный капитал


В условиях конкуренциина товарном рынке и эффективного финансового рынка норма экономической прибыли должна быть одинако­вой (нулевой) для различных видов активов. Если норма прибыли на каком-либо рынке (для какого-либо актива) превосходит конкурентную норму, то этот вид инвестирования является предпочтительным, или рынок не свободно конкурентный: существуют причины,  по которым дополнительная доходность инвестиций не уравнивается в долгосроч­ном периоде, а это подразумевает наличие у такой фирмы определенной рыночной власти.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 163.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...