Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема № 1: Хозяйственное право и хозяйственное законодательство.




1.Понятие хозяйственного права.

2.Предмет и методы хозяйственного права.

3.Принципы хозяйственного права.

4.Источники хозяйственного права.

5.Хозяйственные правоотношения: понятие, субъекты, объекты и классификация.

 

1.Хозяйственное право в своем развитии прошло четыре этапа.

Первый этап относится к 1920-м годам и связан с развитием двухсекторной теории Петра Ивановича Стучка. Один из секторов, обслуживает частные отношения и должен был основывать свою деятельность на базе ГК, а другой — на базе нового хозяйственного законодательства. По мере развития и усиления социалистического сектора экономики первый вид регулирования должен был уйти с исторической сцены, а второй — укрепиться и стать господствующим. С 1921 г. на факультете советского права МГУ было начато преподавание хозяйственного права, а в 1925 году было создано хозяйственно-правовое отделение, где готовили юрисконсультов для хозяйственных предприятий. Огромный вклад в становление советского Хозяйственного права внесли И. С. Перетерский. В. А. Краснокутский, И. Б. Новицкий, П. И. Стучка, М. М. Агарков, А. Г. Гойхбарг, Д. И. Курский. Благодаря их усилиям в 20-е годы были приняты Гражданский и Земельный кодексы, разработаны проекты Хозяйственного, Торгового, Промышленного, Кооперативного кодексов.

На втором этапе в 1930- е годы следует выделить теорию единого хозяйственного права (Л.Я. Гинцбург, Е.Б. Пашуканис), в рамках которой впервые была высказана идея принятия Хозяйственного кодекса как центра формирования самостоятельной отрасли хозяйственного права. Эта теория исходила из того, что хозяйственное право является особой формой политики пролетарского государства в области организации управления хозяйством и организации хозяйственных связей. В рамках этой теории были разработаны предложения по укреплению законности в хозяйственной деятельности. В 1936 году, теория единого хозяйственного права было объявлено вредительской, а авторы этой теории были объявлены врагами народа, а углубленное научное изучение проблем правового обеспечения социалистической экономики прекратилось до 50-х гг.

Третий этап в развитии отечественной хозяйственно-правовой мысли относиться к 1950-м - 1980 -м гг. когда заново возродились идеи хозяйственного права в противовес дуалистического подхода регулирования экономики с позиций гражданского и административного права. В 60-е XX в. сформировалась новая концепция хозяйственного права, исходившая из единства правового регулирования хозяйственных отношений, складывающихся при осуществлении хозяйственной деятельности (отношений по горизонтали) и возникающих при руководстве экономикой (отношений по вертикали). Эта концепция использовалась при проведении экономической реформы 1965, когда были расширены права государственных предприятий, повышена роль хозяйственных договоров. Такой подход помогал преодолевать узкие рамки действовавших в то время Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик от 8 декабря 1961, которые исходили из безусловного приоритета административного акта над договором.

На базе этой концепции был разработан проект хозяйственного кодекса, основная идея которого состояла в укреплении законности в хозяйственном управлении. Однако партийно-государственный аппарат того времени отверг этот проект, который так и не стал законом. В тоже время развитие науки и возрождение преподавания Хозяйственного права на юридических факультетах было связано с принятым в 1964 году постановлением ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране».

Четвертый этап, который можно обозначить как постсоветский, начался в 1990-х. Переход от плановой экономики к рыночной; придание законного статуса предпринимательской деятельности, многообразие форм собственности, появление различных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, возведение свободы договора в ранг принципов - изменение сложившейся концепции; современная школа ХПП (В.С. Мартемьянов) (неразрывное сочетание публичных и частных интересов в предпринимательстве; единое регулирование всех отношений этой сферы независимо от того, касается это непосредственного ведения хозяйственной деятельности или государственного воздействия на такие отношения. С этого периода в условиях формирования рыночных отношений начинают выделяться самостоятельные школы хозяйственного (предпринимательского) права.

Понятие«хозяйственное право»может рассматриваться в четырех значениях.

Хозяйственное право как система законодательства представляет собой совокупность нормативных актов, регламентирующих хозяйственные отношения с участием юридических и физических лиц.

Хозяйственное право как наука представляет собой систему обобщенных знаний о сущности и закономерностях развития правового регулирования предпринимательской и тесно связанной с ней иной, в т.ч. некоммерческой деятельности, а также государственного регулирования хозяйственной деятельности.

Хозяйственное право как учебная дисциплина изучает основы правового регулирования предпринимательской и связанной с ней деятельности: субъекты, объекты, договорные обязательства, правовую защиту прав предпринимателей и др., а также вырабатывает навыки применения законодательства при решении правовых вопросов, возникающих в деятельности субъектов хозяйствования.

Хозяйственное право как отрасль правапредставляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

Хозяйственное право как отрасль законодательства следует отличать от хозяйственного права как отрасли права. Отрасль права - это совокупность правовых норм, а отрасль законодательства - совокупность нормативных правовых актов.

2.Хозяйственное право имеет свой предмет и метод правового регулирования.

Предметом хозяйственного права – являются общественные отношения, складывающиеся в процессе предпринимательской деятельности, регулируемые нормами хозяйственного права.

Существует три группы отношений, входя­щих в предмет предпринимательского права:

· предпринимательские отношения;

- профессиональная деятельность по производству товаров (работ, услуг) с целью извлечения прибыли;

- отношения по реализации товаров, их доставке, хранению и т.п.;

· некоммерческие, отношения;

- хозяйственная деятельность организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятия, управлению собственности;

· отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

- хозяйственно-правовое регулирование предпринимательской деятельностью;

- государственное воздействие на субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность.

Под методом правового регулирования, понимается совокупность способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета правового регулирования.

Хозяйственное право имеет следующие методы:

1. метод обязательных предписаний - при таком методе одна сторона правового отношения дает другой предписание, обязательное для выполнения.

2. метод автономных решений (метод согласований) - При таком методе субъект хозяйственного права самостоятельно решает тот или иной вопрос, а при вступлении в правовое отношение он делает по согласованию с другим его участником.

3. метод рекомендаций - при его применении одна сторона правового отношения дает другой стороне рекомендацию о порядке ведения предпринимательской деятельности.

В настоящее время государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть прямым и косвенным.

Прямое регулирование бо­лее свойственно административной экономике, и в настоящее время оно сдает свои позиции. Вместе с тем, в правовых актах содержится масса директивных правил в отношении различных аспектов пред­принимательской деятельности. Прямое государственное регулиро­вание можно рассматривать по следующим направлениям:

- установление требований, предъявляемых к предпринима­тельской деятельности;

- введение запретов на те или иные проявления при ее осуществ­лении;

- применение государством санкций и мер ответственности;

- создание хозяйствующих субъектов, их реорганизация и лик­видация (например, унитарных предприятий);

- заключение договоров для обеспечения целевых программ, удовлетворения иных государственных нужд и др.

Вместе с тем, в рыночных условиях хозяйствования приоритет отдается косвенным методам регулированияс применением раз­личных экономических рычагов и стимулов. Косвенное государст­венное регулирование может, как стимулировать те или иные виды предпринимательства (через предоставление льгот при налогообло­жении, кредитовании и т.п.), так и быть направленным на стимулирование осуществления деятельности.

3. Принципы – это та правовая основа, на которой возникают и действуют хозяйственные отношения, формируется права и обязанности участников хозяйственных отношений.

Принципыв праве это, прежде всего юридическая категория, поскольку с ними связывается определенные правовые последствия. Они обуславливают не только содержание, но и форму правоотношений.

Для хозяйственного права характерны следующие принципы:

1. принцип законность. Данный принцип является общим для всех отраслей права и применительно к хозяйственному праву означает, что хозяйственная деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении норм законодательства как субъектами хозяйствования, так и государством.

2. принцип равноправие субъектов хозяйственных правоотношений независимо от уровня, который они занимают в народнохозяйственном комплексе. Согласно ч. 2 ст. 13 Конституции РБ, государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом;

3. принцип поощрения добросовестной конкуренции и защиты от монополизма и недобросовестной конкуренции Данный принцип находит свое отражение в ст. 1029 и 1030 ГК, а также в Законе Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции";

4. принцип экономической свободыв соответствии с ч. 4 ст. 13 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

5. принцип комплексности государственного воздействия на хозяйственные отношения путем сочетания экономических, организационно-административных и политических механизмов, позволяющих направить мотивацию деятельности различных социальных групп на достижение общественно необходимых хозяйственных результатов

4.В системе права Республики Беларусь выделяют такую отрасль права, как хозяйственное право. В системе законодательства хозяйственное право не выделено в отдельный массив правовых норм, регулирующих специфическую отрасль правоотношений. По сути хозяйственное законодательство РБ представляет собою комплекс нормативно-правовых актов и отдельных норм права, входящих в различные отрасли права и законодательства. В данный комплекс входят, прежде всего, нормы гражданского права. Наряду с гражданско-правовой регламентацией хозяйственных правоотношений их регулирование в той или иной мере осуществляется нормами банковского, финансового, земельного, таможенного, жилищного, административного права. Систему хозяйственного законодательства составляют: законы, декреты, указа, Президента РБ, постановления органов высшей гос власти, локальные правовые акты.

Под источниками права:

- в общем, значении понимается государственная воля, выраженная в акте компетентного государственного органа.

- в конкретном значении источниками являются акты, содержащие правовые нормы, регламентирующие общественные отношения.

В зависимости от юридической силы источники ХП можно разделить на:

Конституция Республики Беларусь (закрепляет равенство всех форм собственности)

Кодексы: Гражданский кодекс РБ, Банковский кодекс РБ,

Законы: можно классифицировать по критерию "сфера регулируемой хозяйственной деятельности":

- законы, регулирующие общее состояние определенного вида рынка ("О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции");

- законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке ("О хозяйственных обществах"));

- законы, регулирующие отдельные виды хозяйственной деятельности ("О рекламе");

- законы, определяющие правовой статус субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательской деятельности ("О товарных биржах", "О ценных бумагах и фондовых биржах");

- законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности ("Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации").

Декреты, указы Президента Республики Беларусь: Декрет «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»; Указы «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротстве)».

Постановления правительства РБ: «Об утверждении положения о поставках товаров в РБ», «О Концепции ценообразования в Республике Беларусь» и др.

Нормативные акты республиканских органов государственного управления:Постановления Министерства экономики РБ «Об утверждении инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках РБ»

Значительную роль в правовом регулировании хозяйственной деятельности играют акты Верховного Суда РБ.

- Локальные нормативные правовые акты:приказы, распоряжения, инструкции, договора самих хозяйствующих субъектов.

 

5. Хозяйственные правоотношения это урегулированные нормами хозяйственного права общественные отношения, возникающие при осуществлении коммерческими и некоммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями предпринимательской деятельности, деятельности организационно-имущественного характера, создающей основу для будущей предпринимательской деятельности, а также при государственном регулировании предпринимательской деятельности.

Субъектами хозяйственных правоотношений являются граждане, имеющие статус предпринимателя, юридические лица, а также государство и АТЕ в лице соответствующих органов обладающих определенной компетенцией.

Объектами хозяйственных правоотношений являются:

1. вещи, включая деньги,

2. ценные бумаги,

3. имущество,

4. имущественные права;

5. работы и услуги;

6. собственная деятельность субъекта хозяйствования;

7. неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (право на товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 340.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...