Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Контракт как составная часть индивидуальной работы со случаем




Тема № 17. Технология индивидуальной работы со случаем

 

1. Общие принципы и подходы к индивидуальной работе со случаем

Индивидуальная работа со случаем является одной из моделей помощи клиенту в трудной жизненной ситуации. Модели индивидуальной работы со случаем претерпевали в XX в. различные изменения и зависели от развития практики и теории социальной работы. Личностно – ориентированная практика социальной работы базируется на различных теориях – это психоаналитическая теория, бихевиоризм, радикальный структурализм, теория социального научения, функционализм и ряд других теорий, которые постоянно находятся в развитии, что влияет на расширение метода индивидуальной работы со случаем. Тем не менее с развитием практики индивидуальной работы постепенно сложились системные черты этого подхода, что позволило исследователям дать следующее определение: «Индивидуальная социальная работа – это деятельность профессиональных социальных работников, основанная на психосоциальных, поведенческих, системных концепциях и имеющая ценности; помогающая индивидам и семьям справиться с интрапсихическими, межличностными, социоэкономическими проблемами и проблемами развития; она реализуется при непосредственном взаимодействии с клиентом в ситуации «лицом к лицу», «один на один»».

Европейские исследователи Пейн и Доминелли предлагают различные модели практики социальной работы объединить вокруг трех теоретических подходов, которые характерны и для индивидуальной работы со случаем.

Рефлективно – терапевтический подход – ему присуще содействие личностному развитию индивида, помощь в самореализации поставленных целей и задач. Процесс взаимодействия между социальным работником и клиентом направлен на обретение клиентом способности изменять свою трудную жизненную ситуацию, преодолевать трудности, модифицировать социальные условия.

Социалистически – коллективистский подход – модель практики социальной работы, при которой обеспечивается сотрудничество с незащищенными группами населения с целью обретения ими самостоятельности, индивидуального благополучия.

Индивидуально – реформистский подход. Согласно данному подходу социальная работа направлена на поддержание стабильности в обществе, социального порядка, где личности гарантированы ее права и свободы в условиях рыночной экономики.

Метод индивидуальной социальной работы, социальная работа с индивидуальным случаем, осуществляется в ситуации «один на один», когда социальный работник решает личностные и социальные проблемы клиента. Типичными индивидуальными проблемами в практике социальной работы являются: эмоциональные проблемы, семейные и личностные кризисы, семейные конфликты, проблемы на производстве и в школе, потеря работы и т. п.

Индивидуальная социальная работа имеет общие и специфические черты, к которым можно отнести особенности работы с клиентом в процессе изменения, интервьюирование, установление контракта, планирование, оценку и другие элементы индивидуального взаимодействия.

Российский исследователь Б. Шапиро на основе сравнительного изучения подходов к работе со случаем предлагает следующую общую модель, которая сложилась в практике социальной работы.

Общая модель индивидуальной работы со случаем

Социальная работа со случаем:
Открытие случая
Определение потребностей клиента
Планирование и контрактирование
Воздействие и оказание услуг, мониторинг
Оценка
Закрытие случая

 

В индивидуальной работе со случаем ситуация «один на один» предполагает определенные специфические отношения между социальным работником и клиентом. В помогающем индивидуальном процессе не только планируется определенная процедура взаимодействий, но и выдвигаются требования к ролям социального работника, определенным знаниям о клиенте. В теории и практике индивидуальной работы со случаем сложились различные подходы к пониманию индивида, который берет на себя роль клиента. В этой связи существуют как статические схемы описания клиента, так и динамические.

Статические схемы описания позволяют социальному работнику собрать как можно больше информации о личности клиента, его социальном окружении, жизненной истории.

Схема описания индивидуальной социальной истории клиента

1.    Идентификация клиента: имя, адрес, возраст, дата рождения, место проживания, религия; семейное положение: сведения о муже, жене, детях, близких родственниках; образование, место работы.

2.    Социальная проблема: трудности в социальной жизни, социальных связях, лица и группы, ослабляющие социальное функционирование, корректирующие деятельность клиента; характер трудностей, отличие характера трудностей группы и клиента;характер современных жалоб, определение ситуационного контекста, ситуационное поведение, случайности и закономерности социального поведения клиента;описание проблемы клиента относительно времени и лиц, групп (дата начала конфликта, его продолжение, длительность, периодичность), причины, объяснения, обвинения сторон;описание поведения, отражение проблем на клиенте, его ролях, статусе, группах, описание функциональных трудностей, отклонение от нормы (неадекватной, нежелательной, неприемлемой); наличие других проблем у клиента: экономических, юридических, медицинских.

Индивидуальность клиента

Индивидуальность – динамическая организация психофизиологических систем индивида, определяющих его поведение и взаимодействие с социальным окружением. В контексте проблем практики социальной работы индивидуальность включает в себя различные аспекты функционирования клиента, оно служит матрицей поиска осознаваемых и неосознаваемых проблем клиента. Принято выделять физическое, интеллектуальное, эмоционально – экспрессивное и социальное функционирование.

Физическое функционирование – в основе анализа – внешние личностные проекции, речь, память, внимание, мышление, поведение как базисные доминанты для осмысления личности клиента в аспектах нормы – патологии.

Отечественный ученый С.А. Будасси в основу интерпретации физического функционирования предлагает следующий подход, определив следующие области проявлений данных феноменов.

1. Общий контакт: поведение, двигательный стиль, направленность общения, особенности речи.

2. Гностическая область: память, внимание, мышление.

3. Эмоциональные проявления (тимосфера): общий эмоциональный настрой, наблюдаемые эмоциональные реакции.

4. Мотивационное управление: общая направленность, возможности целеполагания.

Интеллектуальное функционирование – интеллектуальный уровень развития, информативность, познавательный стиль, креативность, характеристики и отзывы окружающих, ориентации в познании.

Эмоционально – экспрессивное функционирование – темперамент (меланхолик, сангвиник, холерик, флегматик); характерные черты: сензитивность, стеснительность, завистливость, самолюбие, пунктуальность, ригидность, наличие – отсутствие чувства юмора, шизоидность, интровертность – экстравертность; совесть, эмоциональная агрессия – стабильность, эмпатия; директивность, спонтанность, автономность, инициативность; доминирующие эмоциональные реакции, оптимизм, пессимизм, депрессия, ярость, тревожность, страх.

Социальное функционирование:

– интерперсональные образные реакции: присоединение, доверие – недоверие, воспитанность – невоспитанность, приятие – неприятие, симпатии – антипатии, нарциссизм, отчуждение, доминирование, контроль, активность – пассивность, зависимость – независимость;

– социальный статус, ролевые концепты, паттерны поведения: ребенок, муж – жена, родственник, бабушка – дедушка; социоэкономический статус; кризисные индивидуальные жизненные циклы; социальные роли: норма – социальная девиация; компетентность в решении проблем, роли в решении проблем: активный лидер, «гармонизатор», «слуга», «жертва», индивидуальные проблемные ситуации; индивидуальная Я – концепция: самоидентификация, самоприятие, самоуважение, самосознание, социальная и личностная конгруэнтность, самоидентификация нормы, конформизма, девиации, заблуждений, отчуждений и т. д.

Динамическое описание клиента предполагает его взаимодействие с социальным работником. При этом берутся те объективные доминанты, которые объективно присутствуют в индивидуальном взаимодействии как со стороны социального работника, так и клиента.

Однако в процессе индивидуальной работы исходят из того, что клиент имеет не только свои проблемы, но и права. Взяв за основу профессиональные ценности социальной работы, в процессе взаимодействия профессионалы руководствуются следующими принципами:

– клиент индивидуален;

– он имеет право на выражение своих чувств;

– управляемое эмоциональное участие;

– принятие;

– не быть оцененным;

– он имеет право делать самостоятельный выбор и принимать самостоятельные решения;

– клиент имеет право на конфиденциальность. Можно отметить, что помимо того, каких правил необходимо придерживаться, в практике индивидуальной работы формируются определенные принципы, запрещающие социальному работнику в определенных случаях следовать за клиентом, поскольку это будет наносить ему вред, ограничивать степень его самостоятельности. Среди этих правил, как считают практики, можно выделить следующие:

– никогда не помогайте «третьему лицу» – тому, кого вы не видели и с кем не обсуждали сложившуюся ситуацию;

– никогда не верьте, что человек беспомощен (за исключением тех случаев, когда он без сознания);

– не пытайтесь заставить другого человека во что бы то ни стало чувствовать себя лучше;

– не принимайте решения за другого человека и не пытайтесь убедить его сделать предложенный вами выбор.

Контракт как составная часть индивидуальной работы со случаем

Помощь, которую оказывает социальный работник клиенту, несет в себе договорной характер, так как стороны имеют отношения, которые предусматриваются законодательством и имеют финансовую основу. Клиент может иметь право на бесплатное или платное социальное обслуживание, что регламентируется соответствующим законодательством.

Таким образом, правовые основания деятельности социального работника формируют основания для установления контракта с клиентом для реализации адекватной помощи в соответствии с функциями социальной службы. С другой стороны, контракт для клиента несет определенную степень защиты, дает основание для иска в случае нарушения его прав, определяет его место в системе взаимоотношений с социальным работником.

В индивидуальной практике социальной работы принято, что клиент несет ответственность за процесс изменения, как и социальный работник, что он активный участник терапевтического процесса.

Таким образом, социальный контракт в системе взаимодействия социального работника и клиента есть соглашение относительно взаимных обязательств, задач, целей и операциональных процедур, которые должны быть выполнены в процессе терапевтического контракта.

В практике социальной работы выделяют предварительные контракты, их функция – сориентировать клиента к тем видам помощи, которые необходимы, чтобы помочь ему в дальнейшем решить трудную жизненную ситуацию. Исполнение данного контракта определяется конкретными временными пределами, однако здесь также соблюдается принятие взаимных обязательств и обязанностей между сторонами.

Первичные и вторичные контракты основаны на оценке плана взаимодействий, связаны с особенностями случая, оценкой действий и планированием процесса интеракций. При заключении контрактов используют следующие принципы.

– Потребности клиента имеют приоритетное значение, являются основанием для заключения контракта.

– Социальный работник несет ответственность за оказание помощи клиенту. Основанием для оказания помощи и заключения контракта выступают определенные доказательства со стороны клиента, которыми могут быть наличие/отсутствие места жительства, статус, занятость, здоровье, возраст, финансы и т. д.

– Социальный работник несет ответственность за обслуживание, разъяснение возможностей социальных служб в оказании поддержки. Он обязан ознакомить клиента с условиями контракта, относительно задач, которые будут решаться, взаимных обязательств, средств и процедур, времени, необходимого и достаточного для изменения ситуации клиента, а также санкций, которые могут применяться со стороны социальных служб.

– Контракт должен быть сформулирован так, чтобы клиент мог получить достаточно большой выбор средств и ресурсов для достижения своих целей и решения задач, и быть ясным для ограничения выбора касательно тем и проблем, не входящих в функции социальных служб.

– При заключении контракта используют принцип «последовательного структурирования». Он заключается в таком подходе, при котором клиенты постепенно, по мере решения отдельных задач, расширяют область проблем, требующих вмешательства со стороны социального работника. Контракт не только должен отражать специфику работы социальных служб, но и обязан быть достаточно гибок, чтобы приспособиться к непредвиденным обстоятельствам или ситуации клиента или членов его семьи. Некоторые вопросы могут быть сформулированы как гипотетические, требующие исследования в процессе терапевтического контакта.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 531.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...