Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рычаги государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Украины




ТЕМА 12. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задачи и содержание плана внешнеэкономической деятельности

Рычаги государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Украины

Задачи и содержание плана внешнеэкономической деятельности

Международный обмен товарами и услугами, относится к наиболее древним формам внешнеэкономической деятельнос­ти, которыми являются также движение капитала, междуна­родная миграция рабочей силы и международные валютные отношения.

Основные показатели внешнеэкономической деятельности, которые рассчитываются в программе экономического и соци­ального развития Украины, характеризуют результаты экспорт­но-импортных операций, операций с доходами, текущими трансфертами, финансовых операций и операций с капиталом. К основным относятся такие показатели:

- внешнеторговый оборот;

- экспорт товаров и услуг;

- импорт товаров и услуг;

- сальдо экспорта-импорта;

- сальдо текущих операций;

- доходы;

- трансферты;

- прямые внешние инвестиции;

- портфельные внешние инвестиции;

- государственный внешний долг;

- удельный вес государственного внешнего долга в ВВП;

- выплаты по внешним долгам.

Объемы внешнеэкономического оборота, т.е. его составляю­щие — экспорт и импорт товаров и услуг — определяются ме­тодом прямых расчетов в зависимости от прогноза спроса на украинский экспорт или на основе существующих зависимос­тей объемов экспорта и импорта от изменения факторных по­казателей.

Динамика и структура экспорта.В основу прогноза динамики и структуры экспорта закладываются производствен­ные возможности страны и спрос на ее продукцию на мировых рынках.

Показатели экспорта в процессе разработки программы экономического и социального развития Украины определяются с помощью упрощенных методических подходов» основанных на экстраполяционных моделях и экспертных оценках.

Динамика и структура импортаопределяется прежде все­го потребностями производства и потребления, конкурентоспо­собностью местных и импортируемых товаров, а также тамо­женными ограничениями и изменениями валютных курсов.

При разработке программы показатели импорта определяют­ся на основе экстраполяционных моделей и экспертных оценок,

В плане развития внешнеэкономической деятельности определяются номенклатура и объемы основных товаров, направ­ленные на изменение товарной и географической структуры экспорта и импорта.

Платежный и торговый балансы. Платежный баланс — это категория, в которой в стоимостном выражении отражают­ся внешнеэкономические отношения страны с миром. Такой баланс наиболее полно (количественно и качественно) отража­ет масштабы, структуру и характер внешнеэкономических опе­раций государства, его участие в мировом хозяйстве.

Платежный баланс— это соотношение суммы поступлений, полученных страной из-за границы, и суммы осуществленных ею зарубежных платежей за определенный отрезок времени (год, квартал, месяц). Платежный баланс включает торговый ба­ланс; платежи и поступления за услуги; некоммерческие плате­жи; доходы от зарубежных инвестиций; движение долгосрочно­го и краткосрочного капиталов и валютных резервов.

Элементы платежного баланса делят на три группы.

1. Часть платежного баланса, отражающая экспорт и им­порт, называется торговым балансом государства.К этой группе относится преобладающая сумма платежей, осуществ­ляемых по внешним платежным обязательствам,

Если экспорт превышает импорт, то торговый баланс счита­ется положительным (или активным), а если импорт превышает экспорт, — отрицательным (или пассивным). Кроме того, в первом разделе платежного баланса отражается торговля услуга­ми (туризм, услуги связи, содержание военных баз за границей).

2. Баланс услуг и некоммерческих платежейэто платежи и поступления за пользование зарубежным транспортом, рас­четы за страхование, оплата почтово-телеграфных услуг, комис­сионных операций, туризма, культурного обмена, частных пере­водов (заработной платы, наследства, стипендий, пенсий), содержание дипломатических и торговых представительств, до­ходы от инвестиций (проценты и дивиденды), платежи за ли­цензии, техническую помощь, гонорары, использование изобре­тений и военные затраты за границей.

Торговый баланс и баланс услуг и некоммерческих плате­жей образуют баланс (счет) текущих операций (текущий пла­тежный баланс), в котором отражаются процесс учета товаров и услуг, а также односторонние разовые платежи.

8. Баланс движения капиталов (счет операций с капита­лом)отражает куплю-продажу зарубежных активов, получение долго- и краткосрочных займов. Средства, предоставленные дру­гим странам или зарубежным предприятиям, считаются как от­ток капитала, а займы, полученные от других стран, — как приток. В этом разделе выделяются операции, не связанные с коммерческой деятельностью. Они служат средством уравнове­шивания сальдо платежного баланса, например, уменьшение его дефицита. С этой целью используются продажа золота, привле­чение новых кредитов, отсрочка платежей за кредиты, получен­ные ранее, и выплаты процентов за их использование. Пере­численные операции преследуют цель улучшить состояние платежного баланса и потому выделяются в отдельный раздел.

Баланс движения капиталов фиксирует поступление в Украину из других стран инвестиций и кредитов и такое же дви­жение капиталов за границу. Они могут использоваться для при­обретения материальных или финансовых активов. Балансы те­кущих операций и движения капиталов тесно взаимосвязаны.

Платежные балансы не могут быть несбалансированными, так как все три — счет текущих операций, счет капиталов, расчет с официальными международными резервами — в сум­ме должны равняться нулю, Когда говорят о дефиците платеж­ного баланса, подразумевают баланс счетов текущих операций и движения капиталов.

Внешний долгопределяется на основе заключенных соглашений и договоров с международными финансовыми организациями (МВФ, Мировой банк) и другими кредиторами, Валовой объем внешнего долга на соответствующую дату рассчитывает­ся как сумма принятых резидентами конкретной страны перед нерезидентами, но не погашенных договорных обязательств по уплате основной суммы долга, включая проценты.

Обслуживание внешнего долга определяется: условиями договоров и зависит от процентных ставок, сроков уплаты процен­тов, состояния выполнения обязательств перед кредиторами и яр. Показатели внешнего долга определяются, как правило, в конвертируемой валюте (долларах США).

Рычаги государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Украины

Уровень внешнеэкономической деятельности Украины дол­жен быть таким, чтобы объемы экспорта и импорта товаров и услуг отвечали стратегическим интересам государства и были экономически выгодны для отечественных производителей, а отчисления в государственный валютный фонд обеспечивали покрытие общегосударственных потребностей и уплату внут­реннего и внешнего долга Украины,

Развитие экспорта является основным источником поступ­ления капитала в Украину, а потому государство должно уде­лять ему особое внимание.

К наиболее влиятельным инструментам внешнеэкономичес­кой деятельности относятся государственные таможенные та­рифные системы.

Различают фискальные и протекционистские таможенные пошлины.Цель фискальных таможенных пошлин — обеспечить поступление денежных средств в бюджет. Протекционистские таможенные пошлины используются для защиты отечественного товаропроизводителя от иностранных конкурентов.

Размер таможенной пошлины зависит от страны. Антидемпинговые таможенные пошлины используются при налогообло­жении товаров, которые продаются по более низким ценам, нежели их стоимость. Наказывающие таможенные пошлины носят дискриминационный характер и приводят к обострению отношений между странами. Таможенный тариф — это систематизированный список товаров с указанием размера таможен­ной пошлины, которой они облагаются.

Основными формами количественных ограничений являют­ся квотированиеи лицензирование.Квотирование — это раз­решение на ввоз зарубежных товаров лишь определенного ко­личества и в определенный период. Лицензированиеозначает, что импортер или экспортер должен получить от государствен­ного органа специальное разрешение (лицензию) на ввоз или вывоз товаров,

Импортные налетвводятся для повышения цены товаров. К широко применяемым государствами (кроме таможенной по­шлины) импортным налогам относятся: импортные депозиты, административные начисления, предельные и прочие взыска­ния с импорта,

Вместе с тем государство осуществляет определенные мероприятия для поддержки экспорта, в частности прямые и непрямые субсидирования, предоставление государственных экспортных кредитов. В случае увеличения дефицита торгового баланса государство, стимулируя экспорт и уменьшая импорт, способствует сокращению товарного дефицита.

Одним из наиболее важных элементов валютного регулиро­вания является валютный курснациональной денежной еди­ницы.

Организация международной торговли играет существенную роль в решении центрального вопроса экономической жизни: что вырабатывать, сколько и для кого. Частичный ответ на этот вопрос уже был дан.

Внешнеэкономическая деятельность предусматривает сотрудничество стран, значительно различающихся национальной стоимостью продукции, состоянием платежных балансов, фи­нансово-бюджетных и денежно-кредитных систем. Конкретные формы и способы государственного регулирования применяют­ся в процессе осуществления внешнеэкономической политики. Основными типами внешнеэкономической политики являются протекционизм и политика свободной торговли.

Политика свободной торговлипредусматривает ликвидацию любых преград относительно доступа в государство зарубежных товаров. Но на практике никогда не удавалось проводить поли­тику свободной торговли. Сторонниками этой политики явля­ются страны, способные побеждать в конкурентной борьбе.

Благодаря свободной торговле, основанной на принципе сопоставимых затрат, мировая экономика может достичь эффек­тивного использования ресурсов и более высокого уровня бла­госостояния. Вопреки доказательствам в пользу свободной международной торговли сегодня все еще существует практи­ка протекционизма.

К протекционистским относятся следующие мероприятия:

- государство широко использует систему протекционистских таможенных пошлин, призванных защитить отечественных товаропроизводителей, а также обеспечить бюджет дополнительными поступлениями;

- введение квот на импорт;

- нетарифные барьеры, в частности система лицензирования (требования от импортера получения лицензий), запрет импорта определенных товаров.

Важным рычагом государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является также регулирование международной миграции рабочей силы, т.е. передвижение трудоспособного населения, обусловленное экономическими причинами,

Статус иностранных работников устанавливается государ­ством и, как правило, согласовывается с нормативными акта­ми Международной организации труда, а также закрепляется региональными или двухсторонними соглашениями.

Контрольные вопросы

1. Динамика, товарная и географическая структура экспорта.

2. Динамика, товарная и географическая структура импорта.

3. Внешнеторговый баланс.

Дефицит платежного баланса.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 101.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...