Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Рычаги государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Украины
ТЕМА 12. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Задачи и содержание плана внешнеэкономической деятельности Рычаги государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Украины Задачи и содержание плана внешнеэкономической деятельности Международный обмен товарами и услугами, относится к наиболее древним формам внешнеэкономической деятельности, которыми являются также движение капитала, международная миграция рабочей силы и международные валютные отношения. Основные показатели внешнеэкономической деятельности, которые рассчитываются в программе экономического и социального развития Украины, характеризуют результаты экспортно-импортных операций, операций с доходами, текущими трансфертами, финансовых операций и операций с капиталом. К основным относятся такие показатели: - внешнеторговый оборот; - экспорт товаров и услуг; - импорт товаров и услуг; - сальдо экспорта-импорта; - сальдо текущих операций; - доходы; - трансферты; - прямые внешние инвестиции; - портфельные внешние инвестиции; - государственный внешний долг; - удельный вес государственного внешнего долга в ВВП; - выплаты по внешним долгам. Объемы внешнеэкономического оборота, т.е. его составляющие — экспорт и импорт товаров и услуг — определяются методом прямых расчетов в зависимости от прогноза спроса на украинский экспорт или на основе существующих зависимостей объемов экспорта и импорта от изменения факторных показателей. Динамика и структура экспорта.В основу прогноза динамики и структуры экспорта закладываются производственные возможности страны и спрос на ее продукцию на мировых рынках. Показатели экспорта в процессе разработки программы экономического и социального развития Украины определяются с помощью упрощенных методических подходов» основанных на экстраполяционных моделях и экспертных оценках. Динамика и структура импортаопределяется прежде всего потребностями производства и потребления, конкурентоспособностью местных и импортируемых товаров, а также таможенными ограничениями и изменениями валютных курсов. При разработке программы показатели импорта определяются на основе экстраполяционных моделей и экспертных оценок, В плане развития внешнеэкономической деятельности определяются номенклатура и объемы основных товаров, направленные на изменение товарной и географической структуры экспорта и импорта. Платежный и торговый балансы. Платежный баланс — это категория, в которой в стоимостном выражении отражаются внешнеэкономические отношения страны с миром. Такой баланс наиболее полно (количественно и качественно) отражает масштабы, структуру и характер внешнеэкономических операций государства, его участие в мировом хозяйстве. Платежный баланс— это соотношение суммы поступлений, полученных страной из-за границы, и суммы осуществленных ею зарубежных платежей за определенный отрезок времени (год, квартал, месяц). Платежный баланс включает торговый баланс; платежи и поступления за услуги; некоммерческие платежи; доходы от зарубежных инвестиций; движение долгосрочного и краткосрочного капиталов и валютных резервов. Элементы платежного баланса делят на три группы. 1. Часть платежного баланса, отражающая экспорт и импорт, называется торговым балансом государства.К этой группе относится преобладающая сумма платежей, осуществляемых по внешним платежным обязательствам, Если экспорт превышает импорт, то торговый баланс считается положительным (или активным), а если импорт превышает экспорт, — отрицательным (или пассивным). Кроме того, в первом разделе платежного баланса отражается торговля услугами (туризм, услуги связи, содержание военных баз за границей). 2. Баланс услуг и некоммерческих платежей — это платежи и поступления за пользование зарубежным транспортом, расчеты за страхование, оплата почтово-телеграфных услуг, комиссионных операций, туризма, культурного обмена, частных переводов (заработной платы, наследства, стипендий, пенсий), содержание дипломатических и торговых представительств, доходы от инвестиций (проценты и дивиденды), платежи за лицензии, техническую помощь, гонорары, использование изобретений и военные затраты за границей. Торговый баланс и баланс услуг и некоммерческих платежей образуют баланс (счет) текущих операций (текущий платежный баланс), в котором отражаются процесс учета товаров и услуг, а также односторонние разовые платежи. 8. Баланс движения капиталов (счет операций с капиталом)отражает куплю-продажу зарубежных активов, получение долго- и краткосрочных займов. Средства, предоставленные другим странам или зарубежным предприятиям, считаются как отток капитала, а займы, полученные от других стран, — как приток. В этом разделе выделяются операции, не связанные с коммерческой деятельностью. Они служат средством уравновешивания сальдо платежного баланса, например, уменьшение его дефицита. С этой целью используются продажа золота, привлечение новых кредитов, отсрочка платежей за кредиты, полученные ранее, и выплаты процентов за их использование. Перечисленные операции преследуют цель улучшить состояние платежного баланса и потому выделяются в отдельный раздел. Баланс движения капиталов фиксирует поступление в Украину из других стран инвестиций и кредитов и такое же движение капиталов за границу. Они могут использоваться для приобретения материальных или финансовых активов. Балансы текущих операций и движения капиталов тесно взаимосвязаны. Платежные балансы не могут быть несбалансированными, так как все три — счет текущих операций, счет капиталов, расчет с официальными международными резервами — в сумме должны равняться нулю, Когда говорят о дефиците платежного баланса, подразумевают баланс счетов текущих операций и движения капиталов. Внешний долгопределяется на основе заключенных соглашений и договоров с международными финансовыми организациями (МВФ, Мировой банк) и другими кредиторами, Валовой объем внешнего долга на соответствующую дату рассчитывается как сумма принятых резидентами конкретной страны перед нерезидентами, но не погашенных договорных обязательств по уплате основной суммы долга, включая проценты. Обслуживание внешнего долга определяется: условиями договоров и зависит от процентных ставок, сроков уплаты процентов, состояния выполнения обязательств перед кредиторами и яр. Показатели внешнего долга определяются, как правило, в конвертируемой валюте (долларах США). Рычаги государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Украины Уровень внешнеэкономической деятельности Украины должен быть таким, чтобы объемы экспорта и импорта товаров и услуг отвечали стратегическим интересам государства и были экономически выгодны для отечественных производителей, а отчисления в государственный валютный фонд обеспечивали покрытие общегосударственных потребностей и уплату внутреннего и внешнего долга Украины, Развитие экспорта является основным источником поступления капитала в Украину, а потому государство должно уделять ему особое внимание. К наиболее влиятельным инструментам внешнеэкономической деятельности относятся государственные таможенные тарифные системы. Различают фискальные и протекционистские таможенные пошлины.Цель фискальных таможенных пошлин — обеспечить поступление денежных средств в бюджет. Протекционистские таможенные пошлины используются для защиты отечественного товаропроизводителя от иностранных конкурентов. Размер таможенной пошлины зависит от страны. Антидемпинговые таможенные пошлины используются при налогообложении товаров, которые продаются по более низким ценам, нежели их стоимость. Наказывающие таможенные пошлины носят дискриминационный характер и приводят к обострению отношений между странами. Таможенный тариф — это систематизированный список товаров с указанием размера таможенной пошлины, которой они облагаются. Основными формами количественных ограничений являются квотированиеи лицензирование.Квотирование — это разрешение на ввоз зарубежных товаров лишь определенного количества и в определенный период. Лицензированиеозначает, что импортер или экспортер должен получить от государственного органа специальное разрешение (лицензию) на ввоз или вывоз товаров, Импортные налетвводятся для повышения цены товаров. К широко применяемым государствами (кроме таможенной пошлины) импортным налогам относятся: импортные депозиты, административные начисления, предельные и прочие взыскания с импорта, Вместе с тем государство осуществляет определенные мероприятия для поддержки экспорта, в частности прямые и непрямые субсидирования, предоставление государственных экспортных кредитов. В случае увеличения дефицита торгового баланса государство, стимулируя экспорт и уменьшая импорт, способствует сокращению товарного дефицита. Одним из наиболее важных элементов валютного регулирования является валютный курснациональной денежной единицы. Организация международной торговли играет существенную роль в решении центрального вопроса экономической жизни: что вырабатывать, сколько и для кого. Частичный ответ на этот вопрос уже был дан. Внешнеэкономическая деятельность предусматривает сотрудничество стран, значительно различающихся национальной стоимостью продукции, состоянием платежных балансов, финансово-бюджетных и денежно-кредитных систем. Конкретные формы и способы государственного регулирования применяются в процессе осуществления внешнеэкономической политики. Основными типами внешнеэкономической политики являются протекционизм и политика свободной торговли. Политика свободной торговлипредусматривает ликвидацию любых преград относительно доступа в государство зарубежных товаров. Но на практике никогда не удавалось проводить политику свободной торговли. Сторонниками этой политики являются страны, способные побеждать в конкурентной борьбе. Благодаря свободной торговле, основанной на принципе сопоставимых затрат, мировая экономика может достичь эффективного использования ресурсов и более высокого уровня благосостояния. Вопреки доказательствам в пользу свободной международной торговли сегодня все еще существует практика протекционизма. К протекционистским относятся следующие мероприятия: - государство широко использует систему протекционистских таможенных пошлин, призванных защитить отечественных товаропроизводителей, а также обеспечить бюджет дополнительными поступлениями; - введение квот на импорт; - нетарифные барьеры, в частности система лицензирования (требования от импортера получения лицензий), запрет импорта определенных товаров. Важным рычагом государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является также регулирование международной миграции рабочей силы, т.е. передвижение трудоспособного населения, обусловленное экономическими причинами, Статус иностранных работников устанавливается государством и, как правило, согласовывается с нормативными актами Международной организации труда, а также закрепляется региональными или двухсторонними соглашениями. Контрольные вопросы 1. Динамика, товарная и географическая структура экспорта. 2. Динамика, товарная и географическая структура импорта. 3. Внешнеторговый баланс. Дефицит платежного баланса. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 101. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |