Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Внутренняя и внешняя среда предприятия (организации): сущность и характеристика элементов




Тема 10. Предприятие в экономической системе.

10.1 Предприятие: сущность, основные характеристики. Роль предприятий (организаций) в экономической системе. Предприятие как совокупность систем – технологической, экономической, организационной и социальной и их характеристики

10.2 Внутренняя и внешняя среда предприятия (организации): сущность и характеристика элементов

10.3 Классификация предприятий (фирм) и их характеристика (по 7-ми и более признакам). Особенности малого и среднего бизнеса в РФ

10.4 Становление российского предпринимательства в переходной экономике (1990-е гг.): позитивные и негативные результаты, особенности. Характеристика нормативно-правовой базы как основы формирования предпринимательских структур. Характеристика источников финансирования бизнеса в 1990-х гг.

 

Предприятие: сущность, основные характеристики. Роль предприятий (организаций) в экономической системе. Предприятие как совокупность систем – технологической, экономической, организационной и социальной и их характеристики

 

Предприятиям принадлежит главная роль в жизни общества, ибо именно предприятия создают экономические блага необходимые для удовлетворения потребностей людей, общества в целом.

Предприятие является первичным (основным) звеном в народном хозяйстве страны. На предприятии производятся товары, выполняются работы, оказываются услуги; создаются рабочие места, которые обеспечивают занятость трудоспособного населения и потребительский спрос. Предприятие является основным налогоплательщиком, пополняет доходную часть государственного и муниципального бюджетов.

В экономической литературе мы редко встречаем четкое определение понятия «предприятие», а в основополагающих российских нормативных документах фигурирует лишь понятие «организация». Так, в гл.4 «Юридические лица» ГК РФ, в ст. 50 «Коммерческие и некоммерческие организации» отмечается, что «юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации)…»

Предприятия – это особенный, самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей, государственным, муниципальным органом управления, для производства продукции, выполнения работы и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей людей и получения прибыли (доходов).

Предприятие – это обособленное специализированное основное звено экономики, включающее профессиональный коллектив, использующий материальные ресурсы для (изготовления) производства продукции и получения прибыли.

Предприятие является основным звеном экономики, потому что: именно на нем происходит соединение вещественных (средств производства) и личных (работники) факторов производства; создаются товары и услуги.

Цель деятельности предприятия – удовлетворение общественных потребностей (и получение прибыли – для коммерческих организаций).

Основной задачей предприятия является обеспечение стабильного экономического роста.

С юридической точки зрения, предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, выпускающий в качестве юридического лица. Основными признаками предприятия являются (согласно ГК РФ):

1) наличие обособленного имущества, которое может быть в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении;

2) самостоятельная имущественная ответственность, т.е. предприятие, отвечает по своим обязательствам имеющегося у него имуществом;

3) как юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

4) наличие фирменного наименования, отражающего особенности предприятия в рамках его конкурентной среды;

5) наличие «главной» («гербовой») печати, отражающей основную информацию о предприятии (полное наименование и идентификационный налоговый номер);

6) наличие товарного знака (товарной марки), отражающей особенности и являющееся его средством индивидуализации.

Основными субъектами хозяйственной деятельности в рыночной экономике являются: домашние хозяйства, предприятия, государственные учреждения.

Домашние хозяйства (домохозяйства) как экономический образ средней семьи представляют собой условную единицу потребительской сферы с одной стороны, а с другой – владельцев экономических ресурсов.

Предприятия и государственные учреждения являются структурными составляющими второй главной сферы человеческой деятельности в области экономики – сферы деловой активности людей.

Взаимодействуя между собой, основные субъекты хозяйственной деятельности совершают непрерывный кругооборот ресурсов, продуктов, доходов.

Предприятие, будучи субъектом рынка, можно рассматривать как техническую, организационную, экономическую и социальную систему.

Предприятие как техническая система характеризуется специфическим уровнем технического развития, особенностями технологии и организации производства, назначением своей готовой продукции, специфическим оборудованием.

Предприятие как организационная система определяется наличием единого коллектива и единого руководства, что находит свое отражение в общей организационной структуре предприятия.

Предприятие как экономическая система характеризуется уровнем затрат на производство, величиной прибыли, рентабельности, уровнем эффективности производства, общностью экономических результатов работы.

Предприятие всегда специфическая социальная система, которая характеризуется определенным уровнем:

· профессионально-квалификационной подготовки работников;

· социально-психологическим климатом;

· уровнем трудовой дисциплины.

Предприятие – прежде всего социальная единица. Предприятие – это коллектив людей различной квалификации, связанных определенными социально-экономическими отношениями и интересами, а извлечение прибыли служит основой для удовлетворения потребностей (как материальных, так и духовных) всего коллектива.Поэтому важнейшими задачами предприятия являются: выплата персоналу социально справедливой заработной платы, которая обеспечила бы воспроизводство рабочей силы; создание нормальных условий труда и отдыха, возможностей для профессионального роста и т.д.

К характерным особенностям предприятия относятся:

1. Экономическая обособленность. Она проявляется, во-первых, в имущественной обособленности. Во-вторых, предприятие имеет завершенный воспроизводственный цикл: оно мобилизует ресурсы, преобразует их и получает готовый продукт, реализует его и полученную выручку использует вновь для приобретения ресурсов. В-третьих, предприятие имеет самостоятельные экономические интересы. Конечно же, интересы работников и предпринимателей не могут во всем совпадать. Но, вместе с тем, всех их обычно объединяет наличие общего интереса – произвести качественную продукцию, продать ее и получить денежный доход;

2. Технологическая обособленность. Предприятие имеет завершенный технологический цикл производства. Это означает, что его техническая или технологическая "начинка" рассчитана на осуществление технологически завершенного производственного процесса. Его результатом может быть конечный товар или промежуточный продукт, предназначенный для производственного потребления;

3. Юридическая обособленность. Она находит свое выражение в наличии устава предприятия (для отдельных видов предприятий — только учредительного договора), счета в банке, в ведении бухгалтерского баланса, наличии права договорных отношений и найма работников, определенной имущественной ответственности во взаимоотношениях с другими предприятиями и отдельными гражданами. Многие предприятия также стремятся разработать и зарегистрировать свой товарный знак;

4. Участие в общественном разделении труда. Предприятие выступает как специализированный товаропроизводитель и поэтому в своей деятельности испытывает большую зависимость от действий других экономических субъектов. Сбыт продукции и ресурсное обеспечение — это те области деятельности предприятия, в которых оно ощущает свою наибольшую экономическую зависимость от других.

Характеристика предприятия предполагает определение его основных черт. Такими чертами являются:

ü производственно-техническое единство, предполагающее общность процессов производства, капитала, технологии;

ü организационное единство. Предприятие – это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления;

ü экономическое единство, выражающиеся в общности материальных, финансовых, технических ресурсов, а также экономических результатов работы.

 

Внутренняя и внешняя среда предприятия (организации): сущность и характеристика элементов

 

Предприятия, функционирующие в рыночных условиях, не могут существовать вне зависимости от окружающей их внешней среды. На деятельность предприятия (фирмы, организации) воздействуют различные факторы внешней среды.

Внешняя среда – это совокупность факторов, характеризующих окружение, в котором функционирует предприятие (организация).

На микроуровне предприятие (организация) вынуждено приспосабливаться к среде, в которой оно функционирует, чтобы выжить и сохранить на необходимом уровне эффективность производства и конкурентоспособность. В связи с этим представляется необходимым проанализировать возможное влияние факторов внешней среды на деятельность предприятия.


Рисунок 10.1 - Среда функционирования предприятия

 

Внутренняя среда предприятия представляет собой совокупность условий и системы взаимосвязей между подразделениями предприятия, позволяющим ему эффективно реализовать цели своей деятельности.

Внутренняя среда предприятия формируется в зависимости от ее миссии и целей, которые во многом определяются внешней средой. Внешняя среда предприятия включает людей, технику, технологию, информацию, организацию производства и управления.

Несмотря на важность всех составляющих внутренней среды предприятия; само предприятие – это коллектив работающих на нем людей, главное его богатство. От их способностей, образования, квалификации, опыта, отношения к работе, поведения, зависят имидж предприятия, качество продукции, финансовые результаты предприятия.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 130.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...