Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типовая система обработки масел на судне




 

Привести цилиндровую и циркуляционную систему смазки дизеля, рассказать особенности эксплуатации всех элементов системы.



Тема 2. Показатели качества и технология обработки масел

Лекция 3. масла для вспомогательного оборудования сэу

 

3.1 Масла для редукторных передач

3.2 Пластичные смазки

3.3 Масла для воздушных компрессоров

3.4 Масла для компрессоров холодильных установок

3.5 Масла для гидроприводов

Масла для редукторных передач

 

Трансмиссионные масла представляют собой базовые масла, легированные различными функциональными присадками (депрессорной, противозадирной, противоизносной, антиокислительной, антикоррозионной, противоржавейной, антипенной и др.), и предназначены для применения в узлах трения различных зубчатых редукторах и червячных передачах промышленного оборудования.

Трансмиссионные масла работают в режимах высоких скоростей скольжения, давлений и широком диапазоне температур. Их пусковые свойства и длительная работоспособность должны обеспечиваться в интервале температур от -60 до +150 °С. Поэтому к трансмиссионным маслам предъявляют довольно жесткие требования.

Основные функции трансмиссионных масел:

- предохранение поверхностей трения от износа, заедания, питтинга и других повреждений;

- снижение до минимума потерь энергии на трение;

- отвод тепла от поверхностей трения;

- снижение шума и вибрации зубчатых колес, уменьшение ударных нагрузок;

- масла не должны быть токсичными.

Для обеспечения надежной и длительной работы агрегатов трансмиссий смазочные масла должны обладать определенными характеристиками:

- иметь достаточные противозадирные, противоизносные и противопиттинговые свойства;

- обладать высокой антиокислительной стабильностью;

- иметь хорошие вязкостно-температурные свойства;

- не оказывать коррозионного воздействия на детали трансмиссии;

- иметь хорошие защитные свойства при контакте с водой;

- обладать достаточной совместимостью с резиновыми уплотнениями;

- иметь хорошие антипенные свойства;

- иметь высокую физическую стабильность в условиях длительного хранения.

Классификация трансмиссионных масел. В зависимости от уровня кинематической вязкости при 100 °С трансмиссионные масла разделяют на четыре класса (ГОСТ 17479.2-85).

Таблица 3.1 – Классы трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85

Класс вязкости Кинематическая вязкость при 100 °С, мм2 Температура, при которой динамическая вязкость не более 150 Па∙с, °С, не выше
9 6,00…10,99 -35
12 11,00…13,99 -26
18 14,00…24,99 -18
34 25,00…41,00 -

 

В зависимости от эксплуатационных свойств и возможных областей применения масла отнесены к пяти группам, указанным в таблице 3.2.

Таблица 3.2 – Группы трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85

Группа масел по эксплуатационным свойствам Состав масел Рекомендуемая область применения
1 Минеральные масла без присадок Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температуре масла в объеме до 90 °С
2 Минеральные масла с противоизносными присадками То же, при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла в объеме до 130 °С
3 Минеральные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности Цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С
4 Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности Цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С
5 Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С

По классификации ГОСТ 17479.2-85 масла маркируют по уровню напряженности работы трансмиссии и классу вязкости. Например, в маркировке масла ТМ-5-18 ТМ означает начальные буквы русских слов "трансмиссионное масло", первая цифра - группа масла по эксплуатационным свойствам, вторая цифра - класс вязкости масла.

Для решения вопроса взаимозаменяемости отечественных и зарубежных масел дано примерное соответствие классов вязкости и эксплуатационных групп трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85 классам вязкости по классификации SАЕ и группам по классификации АРI.

Таблица 3.3 – Соответствие* классов вязкости и групп трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85 классификациям SAE J306C и API

Класс вязкости по ГОСТ 17479.2-85 Класс вязкости по SAE J306C Группа по ГОСТ 17479.2-85 Группа по API
9 75W ТМ-1 GL-1
12 80W/85W ТМ-2 GL-2
18 90 ТМ-3 GL-3
34 140 ТМ-4 GL-4
- - ТМ-5 GL-5

* Приблизительное соответствие. Для полного соответствия необходимо проведение целого комплекса испытаний по определенным методикам.

 

Пластичные смазки

 

Назначение смазок. Основное назначение смазок - уменьшение износа поверхностей трения для продления срока службы деталей машин и механизмов. Смазки препятствуют проникновению к поверхностям трения агрессивных жидкостей, газов и паров, а также абразивных частиц (пыли. грязи и т.п.). Почти все смазки выполняют защитные функции, предотвращая коррозию металлических поверхностей. Основные условия и объекты применения смазок:

- открытые и негерметизированные и труднодоступные узлы трения;

- механизмы, расположенные под переменным углом к горизонту;

- узлы трения, где невозможна частая замена смазочного материала;

- переменный скоростной режим эксплуатации машин;

- вынужденный контакт узла трения или защищаемой поверхности с водой либо агрессивными средами;

- условия резко изменяющегося температурного режима;

- герметизация подвижных уплотнений, сальников и резьбовых соединений;

- длительная консервация машин, оборудования, приборов и металлических изделии;

- необходимость упростить конструкцию, уменьшить массу и размер смазываемых устройств.

Свойства смазок. Пластичные смазки представляют собой мазеобразные продукты и по общим свойствам находятся между жидкими маслами и твердыми смазочными материалами.

Вещество пластичных смазок состоит из структурного каркаса, образованного твердыми частицами загустителя (дисперсная фаза - 10…20%) и жидкого минерального или синтетического масла (дисперсионная среда - 80…90%), включенного в ячейки этого твердого каркаса. Основное свойство смазке придают загустители. Особенностью пластичных смазок является обратимость процесса разрушения структурного каркаса: под действием больших нагрузок каркас разрушается и смазка работает как жидкость; при снятии нагрузки каркас мгновенно восстанавливается и смазка вновь приобретает первоначальные свойства. Для каждой смазки существует определенная критическая нагрузка (предел прочности), при достижении которой смазка ведет себя как жидкость. Таким образом, вязкость пластичных смазок в отличие от вязкости жидких масел может изменяться при одной и той же температуре в довольно широких пределах и зависит от скорости перемещения ее слоев относительно друг друга. Температура плавления смазки характеризуется температурой каплепадения.

Классификация смазок. Смазки классифицируют по консистенции, составу и областям применения. По консистенции смазки разделяют на полужидкие, пластичные и твердые. Значение индекса класса консистенции смазки по ГОСТ 5346-78 приведено в таблице 3.4.

Таблица 3.4 – Значение индекса класса консистенции смазки по ГОСТ 5346-78

Пенетрация при 25°С Индекс класса консистенции Пенетрация при 25°С Индекс класса консистенции
400-430 00 175-205 4
355-385 0 130-160 5
310-340 1 85-115 6
265-295 2 ниже 70 7
220-250 3    

За рубежом широко используют международную классификацию, разработанную Национальным Институтом Смазок США (NLGI) по пенетрации (таблица 3.5). В соответствии с ней показатель пенетрации характеризует густоту смазки и выражается целым числом десятых долей миллиметра по шкале пенетрометра. Существует девять категорий - от 000 до 6:

- категория 2 представляет собой консистенцию, которая используется наиболее широко;

- категории 000 и 00 являются полужидкими смазками, использующимися в качестве альтернативы маслам в механизмах и централизованных системах смазки с малым сечением подающих каналов;

- 0 и 1 - категории для применения в главных централизованных системах смазки;

- категории 2 и 3 используются в основном для смазки подшипников;

- категории 4…6 представляют исключительно густые смазки и используются редко за исключением специальных случаев «блоков смазки».

Таблица 3.5 – Классификация смазок по NLGI

ISO 2137 Показатель пенетрации NLGI grade
Очень мягкие 445-475 400-430 000 00
Мягкие 355-385 310-340 0 1
Средней твердости 265-295 220-250 175-205 2 3 4
Твердые 130-160 85-115 5 6

По составу смазки разделяют на четыре группы: мыльные; неорганические, органические и углеводородные.К мыльным загустителям относятся соли натуральных или синтетических жирных кислот, из которых наиболее широко применяются кальциевые, литиевые, натриевые, бариевые, алюминиевые, цинковые и другие соли. К немыльным загустителям относятся твердые углеводороды – парафины, церезины, воски и подобные им продукты.

В зависимости от типа жидкой среды различают смазки на нефтяных и синтетических маслах. По области применения в соответствии с ГОСТ 23258-78 смазки разделяют на антифрикционные, консервационные, уплотнительные, канатные (таблица 3.5).

Таблица 3.6 – Классификация пластичных смазок по ГОСТ 23258-78

Подгруппа Области применения

Антифрикционные (снижение износа и трения сопряженных деталей)

Общего назначений для обычных температур Узлы трения, работающие при температуре до 70 °С
Общего назначения для повышенных температур Узлы трения, работающие при температуре до 110 °С
Многоцелевые Узлы трения, работающие при температуре от -30 до 130 °С в условиях повышенной влажности среды; в достаточно мощных механизмах обеспечивают работоспособность узлов при температуре -40 °С
Термостойкие Узлы трения, работающие при температуое свыше 150 °С
Низкотемпературные Узлы трения, работающие при температуое ниже -40 °С
Противозадирные и противоизносные Подшипники качения при контактных напряжениях 250 кПа и подшипники скольжения при удельных нагрузках более 15 кПа; содержат противозадирные и противоизносные присадки или твердые добавки
Химически стойкие Узлы трения, имеющие контакт с агрессивными средами
Приборные Узлы трения приборов и точных механизмов
Редукторные (трансмиссионные) Зубчатые и винтовые передачи всех видов
Приработочные пасты Сопряжение поверхности с целью облегчения сборки, предотвращения задиров и ускорения приработки
Узкоспециализированные Узлы трения, смазки для которых должны удовлетворять дополнительным требованиям, не предусмотренным в вышеперечисленных подгруппах (прокачиваемость, эмульгируемость, искрогашение и т.д.)
Брикетные Узлы и поверхности скольжения с устройствами для использования смазок в виде брикетов

Консервационные (предотвращение коррозии металлических изделий и механизмов при хранении, транспортирование и эксплуатации)

  Металлические изделия и механизмы всех видов, за исключением стальных канатов и изделий, требующих использования консервационных масел для твердых покрытий

Уплотнительные (герметизация зазоров, облегчение сборки и разборки арматуры сальниковых устройств, резьбовых, разъемных и подвижных соединений, в том числе вакуумных систем)

Арматурные Запорная арматура и сальниковые устройства
Резьбовые Резьбовые соединения
Вакуумные Подвижные и разъемные соединения и уплотнения вакуумных систем

Канатные (предотвращение износа и коррозии стальных канатов)

  Стальные канаты и тросы, органические сердечники стальных канатов

 

Обозначение пластичных смазок. Обозначение пластичны смазок характеризует их назначение, состав и свойства. Обозначение состоит из пяти буквенных и цифровых индексов, которые указывают: группу (подгруппу) в соответствии с назначением смазки; загуститель; рекомендованный (условный) температурный интервал применения; дисперсионную среду; консистенцию смазки.

Рекомендуемый температурный интервал применения смазки обозначают дробью округленно до 10 °С. В числителе указывают уменьшенную в десять раз минимальную температуру (без знака минус), в знаменателе – уменьшенную в десять раз максимальную температуру. (например, индекс 3/12 соответствует температурному диапазону от минус 30 до 120 °С).

Примеры обозначения:

- смазка СКа 2/8-2, где С – смазка общего назначения для обычных температур (солидол); Ка – загущена кальциевым мылом; 2/8 – предназначена для применения при температурах от минус 20 до 80 °С; отсутствие индекса дисперсионной среды – приготовлено на нефтяном масле; 2 - пенетрация 265…296 при 25 °С;

- смазка КТ 6/5 к4, где К – канатная, Т – загущена твердыми углеводородами; 6/5 - предназначена для применения при температурах от минус 60 до 50 °С; к – приготовлена из кремнийорганической жидкости; 4 – пенетрация 175…205 при 25 °С.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 205.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...