Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура и содержание дисциплины




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Всероссийский государственный институт кинематографии

Имени С.А.Герасимова»

Кафедра продюсерского мастерства

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ

(раздел 2)

Методические рекомендации для студентов

Заочного отделения факультета продюсерства и экономики

Специальности «Продюсерство»

Разработчик: к. э. н., доцент, Парсаданова Т.Н.

 

 

Москва 2015г.

 


 


Цели освоения дисциплины

- обеспечение необходимых условий, учитывающих индивидуально-личностный потенциал студентов, способствующих развитию их духовных, мыслительных и творческих возможностей, художественно-творческих способностей;

- воспитание познавательного интереса к исследовательской и научно-проектной деятельности в области телевидения.

 

Целями освоения раздела 2 дисциплины  «Техника и технология кино и телевидения» являются:

умение решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

- инициируя творческие идеи художественных и информационных проектов в области телевидения радиовещания уметь выбрать оптимальную технологию, для чего необходимо умение

- выявлять признаки и функции результативности телевидения;

- классифицировать телевидение по способу доставки сигнала, по типу сигнала, по типу организации вещания, по доступности для абонента, по географическому охвату, по природе программных стратегий, по целевой аудитории, по типу собственности, по функции в производственной цепочке, а также классифицировать телевизионную продукцию по жанрам, выявляя особенности их технологий.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

 

1) Знать: технику, технологию и организацию создания кино-, теле-, и видеопродукции; основные технологические инновации в области кино и телевидения; основные направления развития и функционирования кино и телевидения; творческие и производственно-технологические особенности специальных видов съемок; основные элементы построения систем кинематографии и телевидения; разбираться в основных механизмах, приемах, методах создания АВП;

        

2) Уметь: разработать единственно верный и правильный механизм реализации и создания продукта, с учетом последних инноваций в области кино и телевидения, обеспечить производственный процесс необходимой техникой;

        

3) Владеть умением обеспечивать творческий и технологический процессы подготовки съемок, съемки и монтажа фильмов и телепрограмм; представлением о технологии создания того или иного аудиовизуального продукта, с учетом всех внутренних рамочных факторов, а также уметь оценить и предложить наиболее рентабельный путь создания того или иного АВП.

Структура и содержание дисциплины

Тема 1 Характеристика современного телерынка
Тема 2 Виды и жанры телевизионной продукции
Тема 3 Основы телевизионных профессий
Тема 4 Технология производства информационных и познавательных программ
Тема 5 Технология производства ток-шоу
Тема 6 Технология производства сериальной продукции

 

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы:

По программе курса студент должен выполнить письменную контрольную работу, суть которой заключается в выборе (на усмотрение студента) и анализе телевизионного проекта идущего в российском телеэфире.

Для выполнения письменной контрольной работы используется перечень кейсов, а также материалы подобранные самостоятельно.

При выполнении работы должны быть рассмотрены

следующие вопросы:

Описание проекта

Анализ современного телевизионного рынка.

Анализ телевизионных проектов идущих в эфире, а также идентичных по жанру (конкуренты), выбранному студентом.

Необходимо проанализировать зрительские предпочтения (на основании медиаметрических показателей).

На основании медиаметрических показателей по выбранному ТВ проекту и производственного анализа (проведенного самостоятельно студентом) сделать выводы, насколько этот проект успешен с экономической точки зрения, какое место он занимает в эфире, какие функции выполняет, отвечает ли концепции телеканала и на какую аудиторию, с точки зрения студента, рассчитан.

Составление производственного плана.

Письменная контрольная работа, сдаваемая по выполнении, должна структурироваться по разделам:

Определение целей проекта и описание проекта

Маркетинговые исследования

Рыночные исследования

Производственный план.

 

Контрольные вопросы к экзамену:

1. Функциональная система телевидения как СМИ

2. Классификационные характеристики функций

3. Политический признак и функция результативности

4. Информационный признак и функция результативности

5. Социальный признак и функция результативности

6. Психологический признак и функция результативности

7. Основные направления развития телевидения

8. Классификация функций результативности системы телевидения по изготовлению продукции

9. Структура телевизионного вещания

10. Телесети. Программная политика

11. Жанровая политика ТВ каналов

12. Телевидение как часть массовой культуры

13. Телесети. Модели телесетей

14. Характеристика современного телерынка

15. Виды телевизионных программ

16. Жанры телевизионных программ

17. Жанры информационной публицистики.

18. Жанры информационно-аналитической публицистики

19. Исторические аспекты возникновения рейтинга

20. Основные понятия медиаметрии. Методы исследования

21. Образные средства телевидения

22. Критерии оценки телевизионных программ

23. Функциональные обязанности продюсерской группы

24. Функциональные обязанности операторской группы

25. Функциональные обязанности режиссерской группы

26. Функциональные обязанности редактора

27. Функциональные обязанности звукорежиссера

28. Функциональные обязанности художника

29. Декорационное оформление телевизионных проектов

30. Особенности производства телевизионных программ в “виртуальных студиях”

31. Инструмент продвижения телевизионной продукции

32. Этапы разработки телевизионного проекта

33. Принципы программирования

34. Технология производства программ утреннего канала

33. Технология производства ток-шоу

36. Технология производства развлекательных программ

37. Принципы размещения информационных программ в сетке вещания

38. Контрпрограммирование на телевидении

39. Классификация сериальной продукции

40. Технологические отличия в производстве сериальной продукции

41. Технология производства ситкомов и их позиционирование в сетке вещания

42. Технология производства “мыльных опер” и их позиционирование в сетке вещания

43. Модель производства информационных программ

44. Телевидение как услуга

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Для выполнения контрольной работы используются следующие кейсы:

Кейс 1

Существует российская классификация, которой многие руководствуются при анализе телевизионного контента:

- ежедневные новости: «Вести», «Время», «Сегодня вечером» и т. д.;

- информационно-аналитические программы: «Однако» (Первый), «Вести недели» (Россия), «Постскриптум» (ТВЦентр), «Главный герой» (НТВ), «Воскресное время» (Первый) и т. д.;

- юмористические программы: «Прожекторпэрисхилтон» (Первый), «Аншлаг», «В городке» (Россия), «6 кадров» (СТС), «Комедии Клаб» (ТНТ) и т. д.;

- спортивные программы: футбол, хоккей, «Вести» (Спорт);

- развлекательные программы: «Пока все дома» (Первый), «Танцы со звездами» (Россия), «Закрытый показ» (ток-шоу первого канала), «Жди меня «(Первый), «Кто хочет стать миллионером» (Первый);

- детские программы: «Ералаш» (Первый), «Спокойной ночи, малыши» (Россия), мультсериалы и мультипликационные фильмы;

- музыкальные программы – «Субботний вечер. Концерт», «Утренняя почта» (Россия), «Царская ложа» (Культура), «Жизнь прекрасна» (СТС), «Обыск и свидание» (MTV);

- гуманитарные программы: «И снова, здравствуйте» и «Женский взгляд с Оксаной Пушкиной», «Их нравы» (НТВ), «Непутевые заметки», «Здоровье» (Первый);

- социально-политические программы: «Специальный корреспондент» (Россия), «К барьеру», «Максимум», «Русские сенсации» (НТВ), «Человек и закон» (Первый);

- телесериалы;

- кинофильмы.

Телевизионная программа как некая целостная содержательная форма складывается из отдельных фрагментов, каждый из которых выполняет свою функцию, наделен определенными качествами и признаками, то есть принадлежит к тому или иному жанру. В журналистике под жанром принято понимать исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающей рядом относительно устойчивых признаков. И сколь бы сложной ни была конструкция телевизионной программы, в ее основании можно обнаружить устойчивые жанровые признаки.

В университетах журналистику как явление, делят на информационную, аналитическую и документально-художественную. Если говорить об информационных жанрах, то к ним относятся: оперативное устное сообщение, видеосюжеты, короткие интервью и репортажи. К аналитическим - видео-корреспонденция, беседа, комментарий, обозрение, дискуссия, ток-шоу. Художественная документалистика включает в себя зарисовки, очерки, эссе, фельетоны, памфлеты. Но как соотнести с этим американский вариант жанра – фильм недели? Возможно, разумнее исходить из значения французского слова genre и представленную классификацию определить как виды телевизионных программ, которые включают в себя те или иные исторически сложившиеся жанры. И относиться к этому как к процессу, находящемуся в постоянном развитии, как и сама жизнь. На сегодняшний день для классификации видов телевизионных программ необходимо руководствоваться – тематикой, адресностью, формой, функциями. Все это необходимо для понимания идейно-художественного значения проектов.

 

  План проекта. Он имеет много вариантов, но для начала работы над телевизионным проектом достаточно, как минимум, включить в него следующие разделы:

1.Определение целей.

2.Маркетинговый план.

3.Рыночные исследования.

4.Производственный план.

5.Финансовый план.

 

Кейс 2

Определение целей. Перед тем, как заняться описанием первого пункта, необходимо задаться вопросом: зачем это надо? Для самореализации? Для приобщения к модной профессии? Для больших прибылей? Для интересной, красивой жизни и общения со «звездами»? Или для того чтобы нести доброе и вечное в массы?

За ответом на эти и подобные им вопросы, встает философская проблема. Каково Ваше предназначение? Какова Ваша миссия? Какие установки и принципы определяют предназначение и роль проекта в обществе, каковы взаимоотношения с социально-экономическими структурами, которые обобщенно можно охарактеризовать понятием ожидания. Ожидания по отношению к Вам и Ваши ожидания в проявлении спроса на данный проект. Что и для кого производить?

Выявив отношение проекта к одному из видов, определяется: цикловым или разовым он будет, (при этом цикл может быть долговременным или единичным), в какой хронометраж он будет укладываться (для этого необходимо проанализировать программную политику каналов, уже существующие идентичные программы), какова будет его концепция, структура. В данном случае надо помнить, что реклама, являясь основным источником финансирования телевизионных программ, дробит ее на части. При этом она не должна сбивать ритм программы и ослаблять к ней интерес. Необходимо соблюдать законы драматургии и понимать, что продолжительность частей должна быть различной. Когда мы говорим о цикле программ (а для телевидения они предпочтительнее), требуется определить, с какой периодичностью они могут выходить в эфир. Допустим, вы решили делать ток-шоу, но оно может быть в зависимости от концепции ежедневным (будни) или еженедельным, утренним, дневным или вечерним. По типу их можно разделить на социальные, бытовые, гендерные и политические.

При разработке концепции учитывается ряд позиций: тематика программы (бытовые проблемы, политика, социальные вопросы, развлечения, спорт); ведущий - ведущие (особый интерес аудитория проявляет к известным и публичным людям); создание и поддержание конфликта (конфликт, на котором строятся все ток-шоу, может быть внешним и внутренним); резюмирующая часть (зритель должен получить удовлетворение от просмотренной программы, узнать что-то новое, получить полезный совет или просто задуматься над тем или иным вопросом).

 

Кейс № 3.

Маркетинговый план. Каждая телевизионная программа должна быть направлена на определенную аудиторию. И необходимо понять каков будет спрос на Ваш проект, но главное определить нуждается ли потребитель в нем в данный момент или он будет востребован в ближайшей перспективе.

Мы должны определить, у кого и что пользуется большим спросом и чего не хватает – по количеству продаж. Но, в основном, для зрителя телевидение пока бесплатное. А, если ориентироваться на платное ТВ, то телезритель платит за услугу в предоставлении пакета программ, а не за конкретную программу.

Современная телевизионная аудитория не увеличивается, а «расплывается» по каналам. Сейчас идет тенденция деления каналов по тематике. Но не всегда целесообразно такие каналы распространять на большие территориальные пространства. Технологически дорого, а аудитория «узкая». Выгоднее, скорее всего, увеличивать объем тематических программ, которые потом войдут в основу сетевого ТВ. И в таком случае легче будет определить, какой проект покупался лучше и кем - по “кликам”. А пока, спрос на нашу телепродукцию мы оцениваем с помощью медиаметрии – области регулярных исследований аудитории средств массовой информации. Рынок требует информацию для маркетинга. Конечно, важно произвести интересную, качественную телепрограмму, но не менее важно ее успешно продать и главное, с пользой.

Итак, выявив на какой сегмент рассчитан проект, продюсер анализирует, что представлено на рынок для этой части аудитории и каков рейтинг этих проектов, что пользуется большей, а что меньшей популярностью. Чтобы это понять, необходимо выявить, что шло в эфире параллельно с этим проектом на других каналах, определив до этого пары каналов, сопоставимые по доли аудитории и доли конкуренции. Важно учитывать медиапривычки, к которым относятся: предпочтения по проведению свободного времени; наличие телеприемника; погодные условия; уход телеканалов в ниши, что приводит к рассеиванию аудитории; психологические факторы.

Если рассматривать распределение аудитории по дням недели и в течении дня, то оно характеризуется многими факторами. С понедельника по четверг – рабочие дни, поэтому контент, в основном, составляют сериалы по всем основным каналам. Пятница и суббота - дни перед выходными, и зрители ложатся спать позже, поэтому телевидение представляет большое количество развлекательных программ. Время субботнего телепросмотра начинается позже, чем в будни. В воскресенье аудитория старается не засиживаться перед телевизором, поскольку следующий день – рабочий. Важным фактором является сезонность, в летний каникулярный период большинство зрителей уезжает за город (что осложняет медиаметрические исследования) и этим обусловлена политика каналов в отношении повторов.

 

Кейс 4

Рыночные исследования

Говоря о рыночных исследованиях, мы привыкли апеллировать непосредственно к телерынку, структурируя его по принципу вещания, территориального охвата, по статусу. Но, если Вы хотите заниматься производством аудиовизуальной продукции, телевизионными проектами, этого мало, указанная структура – часть информационного рынка. Характеристика рынков содержит все значительные элементы рынка: продаваемые товары, их потребительские свойства, цены, особенности производителей, включая данные об их издержках, намерениях, уровень и характер конкуренции, как производителей, так и потребителей. Эти данные могут быть актуальны, отражая текущую ситуацию, а могут относиться к прошлому.

Информационный рынок - двухчастный. Это рынок ресурсов, на который предстоит выйти в качестве покупателя. В него входят финансовый рынок, рынок рабочей силы, рынок информаций и идей, рынок техники, рекламный рынок. А вторая часть - сам информационный рынок – это та среда, где происходит процесс обмена – продажи и покупки аудиовизуальной продукции.

 

Кейс 5

Производственный план.

Производственный план делается с учетом трех периодов, подготовительного, съемочного, постпродакшн.

1. Сценарий – срок исполнения. Каналы утверждают сценарий и часто требуют переделок. Это необходимо учитывать и по срокам и по оплате труда.

2. Разработка сценария.

3. Разработка и изготовление «шапки» программы, отбивок.

4. Разработка и изготовление декораций. Заказ трибун или переговоры по аренде (если в проекте принимают участие зрители). В варианте информационного проекта подготовка News room (новостная комната оформление и техническая коммутация) куда стекается вся информация и где работают продюсеры, редакторы, ведущие, режиссеры, студийные операторы и звукорежиссеры.

5. Поиск необходимого реквизита, переговоры по аренде реквизита.

6. Написание оригинальной музыки, джинглов.

7. Аренда студий для проведения кастинга, так как он проводится в условиях приближенных к эфирным.

8. Подбор сотрудников.

9. Поиск студий (павильонов) для съемок, если это необходимо по проекту. Дополнительных помещений для хранения декораций, реквизита, костюмов.

10. Заключение договоров с информационными агенствами.

11. Переговоры по обеспечению массовки.

12. Оборудование. Отдельно можно делать технический проект с перечислением необходимого оборудования и определением сроков использования (на основании режиссерской операторской и звукорежиссерской партитур). Для новостного вещания определяется необходимость услуг передачи и монтажа отснятых материалов через сторонние компании – как APTN, EBU и др. (как со стационарных, так и передвижных станций типа FLAY AWAY) или через собственные передающие станции (как стационарные, так и мобильные).

13. Составление календарно постановочного плана с учетом объектов съемки (студия/натура/интерьер), установки/разборки декораций, тракта перед запуском проекта.

Съемочный период представляет собой воплощение в жизнь всех тех планов, которые были определены в подготовительном периоде. Четкое соблюдение сроков.

      Период постпродакшн включает следующие этапы.

       1.Анализ всего отснятого видео и аудиоматериала.

       2. Отсмотр материала.

       3 Монтаж материала. Для новостных проектов используется новая схема: видео, поступившее от съемочных групп, информационных агенств, архива собирается в одном медиа-массиве, построенного на серверах. Весь процесс преобразования данных – монтаж, перекодирование и эфир происходит нелинейно. Любой сотрудник, имеющий полномочия может со своего рабочего места, компьютера управлять материалом, что приводит к значительной экономии времени. Корреспондент “скинув” видео в массив самостоятельно готовит его к эфиру, обращаясь к режиссерам монтажа только в случае необходимости сложных спецэффектов.

        4. Изготовление титров. В новостном вещании титры готовятся по заявке службой художественного оформления. Субтитры накладываются во время эфира.

        5. Озвучание (если оно необходимо).

        6. Сведение звука.

       7. Изготовление копий с учетом эфира в различных часовых поясах

       8. Подготовка всей необходимой документации для эфира.

       9. Систематизация архивных материалов.

 


Нормативная и справочная литература

Закон о СМИ.................................

.Закон о рекламе...............................

а) основная литература:

1. Борецкий Р.А. Осторожно телевидение! / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2002

2. Саруханов В.А. Азбука телевидения. М.,2003

3. Смирнов В.В. Формы вещания. М., 2002

4. Миллерсон Д. Технология телевизионного производства. М., 2004

5. Лукина М. Технология интервью. М., 2003

6. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 2003

7. Средства массовой информации постсоветской России / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2002

8. Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. М., 2002

9. Телевизионная журналистика. Учебник. М., 2002

10. Основы продюсерства. Учебник. М., 2003

11. Соколов А.Г. Монтаж Телевидение Кино Видео. Учебник. М., 2000

12. Браун Дж., Куол У. Эффективный менеджмент на радио и телевидении. М., 2001

13. Розенталь А. Создание кино и видеофильмов. М., 2002

14. Ливер Д., Суэйнсон Г. Свет на ТV основы для профи. М., 2000.

15. Кэрролл В. Новости на TV. M., 2000

16. Оханян Т. Цифровой нелинейный монтаж. M., 2001

17. Парсаданова Т.Н. Телевидение и информация. М. , 2002

18. Кэллисон Кэтрин Продюсирование на телевидении. М., 2008

19. Гуревич С.М. Экономика средств массовой информации. М. 1998

20. Вартанова Е. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003

21. Мастерство продюсера кино и телевидения. М., 2008

22. Профессия продюсер кино и телевидения. М., 2010

23. Телевизионная журналистика. М., 2005

24. Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей. М., 2008

25. Информация и общественное мнение. М., 2010

 

б) дополнительная литература: 1. Журналы: “Звукорежиссер”,

2.“625”,

3.“ТТК”,

4.“Теле Спутник”,

5.“Медиа Профи”,

6.“Радио”

        

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы www.625 –net.ru.....

www..tkt. 625-net.ru

www.VESTI.ru

wwwNTV.ru

www 1 TV.ru.......










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 104.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...