Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сначала внимательно прочитайте заданное предложение и рассмотрите все запятые в нём. Их будет минимум три. Постарайтесь определить, какую функцию выполняет каждый знак препинания.




Цели занятия

Повторить и обобщить знания о словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением.

 Закрепить навыки нахождения  слов и конструкций, грамматически не связанных с членами предложения.

Повторить правила постановки знаков препинания в таких предложениях.

 

Сначала мы повторим с вами все о вводных словах, словосочетаниях, предложениях и вставных конструкциях.

 

1. Вводные слова членами предложения не являются: к ним нельзя задать вопрос от других членов предложения; они осложняют предложение. С их помощью говорящий выражает своё отношение к тому, о чём говорится в предложении. Ср., например: Я, наверное, хорошо сдам экзамен; Я, безусловно, хорошо сдам экзамен. На письме вводные слова выделяются запятыми.

2. Вводные и вставные конструкции не являются частями предложения, а осложняют простое предложение (или сложное). Вводные предложения выражают отношение говорящего к содержанию высказывания, а вставные конструкции содержат добавочные замечания, попутные уточнения. При вводных предложениях ставятся чаще всего запятые, а при вставных — тире или скобки, например: Я, как мне кажется, выучил все правила; В один из зимних вечеров — я лежал на диване с интересным детективом — вдруг раздался звонок, перевернувший впоследствии всю мою жизнь.

3. Вводные слова делятся на разряды.

Значение

Вводные слова и словосочетания

Выражают чувства говорящего (ра­дость, сожаление, удивление и т.д.).

К счастью, к несчастью, по счастью, по не­счастью, к радости, к огорчению, к прискор­бию, к досаде, к сожалению, к удивлению, к ужасу, к стыду, на счастье, на радость, на беду, чего доброго, странное дело, уди­вительное дело, не ровен час, нечего греха таить и др.

Выражают оценку говорящим степени достоверности со­общаемого (уверен­ность, предположе­ние, возможность, неуверенность и т.д.)-

Конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, само со­бой разумеется, бесспорно, действитель­но, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, каза­лось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, правда, не правда ли, в сущно­сти, по существу, по сути, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю и др.

Указывают на связь мыслей, последова­тельность их изло­жения.

Итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, прежде все­го, кроме того, сверх того, стало быть, на­пример, к примеру, главное, таким образом, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и т. д., с одной сторо­ны, с другой стороны, повторяю, подчёрки­ваю и др.

Указывают на приё­мы и способы офор­мления мыслей.

Словом, одним словом, иными словами, дру­гими словами, иначе говоря, коротко го­воря, попросту говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется и др.

Указывают на источ­ник сообщения.

Говорят, сообщают, передают, по сло­вам..., по сведениям..., по сообщению..., по мнению..., по-моему, по-твоему, по-наше­му, по-вашему, на мой взгляд, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать, мол и др.

Слова, обращённые к собеседнику с це­лью привлечь его внимание к сооб­щаемому, внушить определённое отно­шение к излагаемым мыслям.

Видишь(ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, поверьте, послушайте, со­гласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, веришь (ли), пожалуй­ста, помилуйте, заметьте себе, сделайте милость, скажите на милость, если хотите знать и др.

Указывают оценку меры того, о чем го­ворится.

Самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличений и др.

Показывают степень обычности того, о чём говорится.

Бывает, бывало, случается, случалось, по обыкновению, по обычаю и др.

Выражают экспрес­сивность высказы­вания.

По правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будь сказано, надо признаться, сказать по чести, признаться сказать, честно говоря, между нами говоря, между нами будь сказа­но и др.

4. NB! Не являются вводными и не выделяются запятыми следую­щие слова и сочетания слов:

авось, бишь, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, ис­ключительно, именно, иногда, как будто, как бы, как раз, между тем, небось, никак, поистине, почти, поэтому, приблизительно, примерно, притом, причём, просто, решительно, словно, тем не менее, якобы и др. подобные (частицы, наречия).

5. Слова наконец, значит, однако, главным образом в предложении могут функционировать по-разному

Слово является вводным

Слово вводным не является

НАКОНЕЦ

Указывает на связь мыслей, по­рядок их изложения (= и ещё), завершает собой перечисление: Можно, наконец, обратиться за советом к специалисту; Опеку­шин был выходцем из просто­го народа, сперва — самоучка, затем признанный художник и, наконец, академик.

Выполняет функцию обстоятель­ства (= под конец, напоследок, после всего, в результате все­го): Мы поднимались всё выше и наконец достигли вершины; На­конец все дела были завершены. В этом значении возможна ча­стица -то: Наконец добрались до места ночлега (= наконец-то добрались...).

ОДНАКО

Если стоит в середине или в конце предложения: Смотри, однако, будь осторожна; Сколько хло­пот, однако.

Если стоит в начале предложения (части сложного предложения) или связывает однородные чле­ны (в этих случаях имеет значение противительного союза но): Мы не надеялись встретиться, однако встретились; Однако его поведение меня не обидело.

ЗНАЧИТ

Если синонимично словам следо­вательно, стало быть: Солнечные пятна совсем исчезли, значит, солнце уже склонилось за пол­день; Значит, вы не можете се­годня прийти?

Если находится между придаточ­ным и главным предложениями: Если наступит весна, значит, будет тепло.

Если находится между частями бессоюзного сложного предло­жения: Прозвенел звонок, зна­чит, урок кончился.

Если близко по смыслу к слову оз­начает, то является сказуемым: Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нём (Горький). Если стоит между подлежащим и сказуемым, то перед ним ставит­ся тире: Бороться — значит побе­дить.

 

ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ

 

Если служит для выделения ка­кого-либо факта, для выражения его оценки:

Пособие следует исправить и, главным образом, дополнить новым материалом (главным образом = самое главное).

Если имеет значение в первую очередь, больше всего: Он добился успеха главным образом благодаря своему тру­долюбию; Мне нравится в нём главный образом его искрен­ность.

6. К трудным случаям в этом задании относятся такие предложе­ния, в которых вводное слово стоит в середине его, а запятая в ответе будет одна. Когда это происходит?

1. Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота (обособления, уточнения, пояснения, присоединения), то знаком препинания от оборота оно не отделяется; если же вводное слово находится в середине подобного оборота, то оно выделяет­ся запятыми на общих основаниях:

Он погрузился в размышле­ния, видимо производя в уме какие-то расчеты.

Он вспомнил эти слова, воз­можно услышанные в детст­ве.

Он действовал безрассудно, наверное наперекор всем.

Ср.: Он погрузился в размыш­ления, производя, видимо, в уме какие-то расчеты. Ср.: Он вспомнил эти слова, услышанные, возможно, в детстве. Ср.: Он действовал безрассуд­но, наперекор

2. Если вводное слово стоит после противительного союза а и изъ­ять его или переставить невозможно, то вводное слово запятой от союза не отделяется (а значит, а следовательно, а впрочем, а напротив): Расчёты были сделаны наскоро, а следовательно, неточно.

Но: если изъятие или перестановка вводного слова возможны, то запятая ставится и после союза, поскольку он не связан с вводным словом: Вы должны работать энергичнее, а, проще говоря, не лениться.

     

 

КАК ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЕ 10.

В задании чаще всего предлагается указать цифры, обозначающие запятые при вводном слове или предложении. Выполнить это задание на самом деле несложно: предложение с вводным словом уже задано и знаки препинания в нём расставлены. Вам не придётся отграничивать вводные слова от омонимичных им членов предложения.

Сначала внимательно прочитайте заданное предложение и рассмотрите все запятые в нём. Их будет минимум три. Постарайтесь определить, какую функцию выполняет каждый знак препинания.

Если вы видите в предложении одно из слов, перечисленных в таблице разрядов вводных, то выписывайте цифры, обозначающие запятые. Если вводное слово стоит в середине предложения, то цифры будет две, а если в начале или конце предложения, то цифра одна, например:

Там, (1) вверху, (2) светило яркое южное солнце. Должно быть, (3) лучи его припекали так сильно, (4) что трава давно уже высохла. Ответ 3.

NB! Очень часто в предложениях бывают обращения или уточняющие члены предложения (см. предыдущий пример) — не путайте их с вводными.

Иногда вводные слова стоят в середине предложения, а запятыми они выделяются только с одной стороны (то есть в ответе будет лишь одна цифра), например: Он действовал безрассудно, (1) наверное наперекор всем, (2) не думая о последствиях. (Ответ 1)

 А теперь выполняем практические задания. У вас на столах лежат таблицы с разрядами вводных слов и словосочетаний. Можете ими пользоваться при выполнении заданий.

 Задание звучит так: «В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при ввод­ном слове или вводных конструкциях».

 Мальчики,(1) конечно,(2) сделали так,(3) как велела совесть,(4) а совесть — это чувство,(5) помноженное на осознание правоты.

Ответ:   12

— Какая,(1) однако,(2) сила у света,(3) отражённого от осенних лесов! Всё купе как в зареве. И,(4) в частности,(5) ваше лицо. (К. Паустовский)                                            

Ответ: 12

 Когда я училась в шестом классе и продолжала читать, (1) как говорится, (2) запоем, (3) вдруг вычитала где-то, (4) что человек за жизнь может прочесть, (5) кажется, (6) не более 10 тысяч книг.                                        (М. Чудакова)

Ответ: 1256 

 Я сегодня снова встретил солнце на палубе,(1) около четырёх утра. В памяти не удержишь,(2) так в душе останется и,(3) может,(4) в последний час откликнется именно этот восход солнца на Ангаре-реке.                                                                               (А. Приставкин)

Ответ:   34

 Поведение учительницы было,(1) на его взгляд,(2) лишено логики: тащиться в театр,(3) да ещё в неокончившиеся каникулы, (4) с классом?                                       (Г. Щербакова)

Ответ: 12

И,(1) быть может,(2) поэтому я была несправедлива к тебе. Но теперь я хочу,(3) чтобы ты был счастлив,(4) Коля.                    (Р. Фраерман)                                                

Ответ: 12

 Нет,(1) опасный волшебник,(2) разумеется,(3) не стал бы говорить так,(4) и она подошла ближе.                                                                   (А. Грин)

Ответ: 23

Потом,(1) когда у них родились три мальчика и девочка,(2) любимой историей в семье,(3) естественно,(4) был рассказ искателя о Мечте,(5) о Мудреце,(6) о дереве и о концерте,(7) где Мечта реализовалась.

Ответ:   34

 Можно, (1) конечно, (2) подойти, (3) а можно и не подходить, (4) это будет нехорошо,(5) но справедливо...                                                                         (Б. Емельянов)

Ответ:   12

Куда (1) по-вашему (2) ведёт эта тропинка? Мы обещаем всё сделать (3) по-вашему.

Ответ:   12

Жизнь (1) казалось (2) сомкнула круг, и Грину больше не было в ней ни радости, ни разумного занятия. Море (3) казалось (4) бездонным и совершенно чёрным.

Ответ: 12

Человек в порыве (1) к счастью (2) способен совершать чудеса. Он не замечал происходящего и (3) к счастью (4) был всё так же невозмутим.

Ответ:   34

 Крапива (1) конечно (2) жглась (3) однако (4) можно было и издали любоваться её тёмной зеленью.

Ответ:   12

Вдруг (1) двигатель как-то (2) по-особенному (3) захрипел и (4) как показалось (5) простужено закашлялся.

Ответ:   45

— Сынок, (1) давай,(2) иди умойся и ложись. Я к тебе приду,(3)и мы поговорим.

Никогда,(4) наверное,(5) я не чувствовал себя таким защищённым и в такой безопасности.                                                         (Е. Гришковец)

Ответ:   12    

Чуть склонившись,(1) он,(2) казалось,(3) строго и внимательно смотрел на нижний край острова, (4) где стояли матёринские леса,(5) однако теперь их там не было.                                                                          (В. Распутин)

Ответ:   23

Он,(1) казалось,(2) радовался жизни вовсю,(3) каждую минуту,(4) каждую секунду своего бытия.

И всё кажется,(5) что он не исчез с земли,(6) а где-то растёт в лесу,(7) на поляне,(8) шумит всеми листьями и ждёт меня к себе. (Б. Ямпольский)

Ответ:125 

Мусор накапливается из года в год,(1) образуя «культурный» слой. Под этим слоем начинает меняться жизнь организмов,(2) населяющих почву,(3) а значит,(4) и естественные процессы,(5) происходящие в ней.     (М. Канн)                                                                        

Ответ:34

Эта книга также была фантастическая,(1) называлась она «Серебряный шар». В общем,(2) там какие-то люди прилетели на Луну и продвигались к тому месту, (3) где начиналась неведомая часть планеты,(4) потому что Луна повёрнута к нам только одной стороной.

(А. Приставит)

Ответ:   2

И вдруг появился человек,(1) которого,(2) признаюсь,(3) я не разглядел. Не торгуясь,(4) не осматривая каждое полено в отдельности, (5) он заплатил всю назначенную мной сумму, (6) положил дрова в сумку и ушёл прочь.

(А. Приставкин)

Ответ:   23

Не помнишь, (1) у нас была учительница... певица Тра-ля-ля? — Простите,(2) — сказал наконец Бамбус,(3) посмотрев ей в глаза.

Может быть, (4) её палата была на втором этаже?                    (Ю. Яковлев)

Ответ:   4      

Выкрашен он был в коричневую краску и покрыт лаком,(1) который,(2) к общему нашему огорчению,(3) скоро растрескался и облупился благодаря плутовству мастера, (4) пожалевшего масла на краску.                                                                                (Д. Мамин-Сибиряк)

Ответ:   23

Говорят, (1) что у каждого человека в жизни должна быть цель. Мама и папа,(2) когда оставались вдвоём,(3) кажется,(4) ни о чём,(5) кроме моей болезни,(6) не говорили.                                                 (А. Алексин)

Ответ:   34

Холодам,(1) по сути дела,(2) рановато. Дуб стоял,(3) как былинный ратник,(4) суровый и могучий.                                         (Е. Носов)

Ответ: 12

 Предложения с обращениями

Иногда в осложнённых предложениях задание связано с пунктуацией при обращении (требуется написать цифры, обозначающие запятые при обращении). Помните, что обращения, которые осложняют предложение, не являются членом предложения и грамматически не связаны с членами предложения (от них нельзя задать вопрос к обращению).

Обращение — это слово (существительное или прилагательное и причастие в роли существительного в именительном падеже) или словосочетание, называющее того, кому адресована речь. Чаще всего обращение выражено именем собственным и является наименованием лица, к которому обращаются с речью: Саша, ты сегодня поздно придёшь из школы? Основная функция обращения — привлечь внимание собеседника, побудить его слушать обращённую к нему речь.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 172.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...