Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Некоторые тренинговые упражнения.




Темы семинарских занятий «Игровые методы обучения и воспитания»

Тема. 6. Игровые технологии в дошкольном возрасте

Вопросы к обсуждению:

1. Психологические особенности детской игры.

2. Использование ТРИЗ-технологии в детском саду.

3. Интеллектуально-познавательная игра как средство развития познавательной активности ребенка.

4. Использование творческих, ролевых, дидактических игр с дошкольниками.

Практическая часть Развивающие игры для дошкольников.

Работа на занятии.

1. Проведение и анализ игры «Перевирание сказки». Анализ способов создания текста.

2. Проведение и анализ игры «Сказка-сказочка».

3. Проведение и анализ игры «Старая сказка на новый лад».

4. Проведение и анализ игры «Сказка наизнанку».

Приложение №1.

Игра «Перевирание сказки».

        Инструкция. «Вы, конечно, знаете сказку «Красная Шапочка»…

Послушайте, как начал ее рассказывать дедушка из сказки Дж.Родари.

— Жила-была маленькая девочка и звали ее Желтая Шапочка… Не Желтая, а Красная! Ах, да! Красная Шапочка… Мама позвала ее однажды и говорит: «Послушай, Зеленая Шапочка…

— Да нет же, Красная!

— Да, да, красная.

«Пойди к тетушке Диомире и отнеси ей картофельную шелуху…»

        Конечно, он все перепутал. Попробуйте и вы перепутать эту сказку, т.е. рассказать ее, изменив некоторые события и имена героев, а может и самих героев… А остальным надо будет следить за рассказчиком и постоянно поправлять его.

 

Для детей 5 лет.

Курочка Ряба. Теремок. Колобок. Заячья избушка. Гуси-лебеди. Три медведя.

Для детей 6 лет.

Дюймовочка. Буратино. Стойкий Оловянный Солдатик. Вершки и корешки. Лиса и Журавль.

Для старших.

Три истории о Малыше и Карлсоне. Зимовье зверей. Винни-Пух. Рики-Тики-Тави.

 

Игра «Сказка-сказочка».

        Заготавливаются три группы карточек. 1 – имена сказочных героев; 2 – названия волшебных предметов; 3 – перечисление реальных событий.

Например, реальные события (31 карточка): отлучка кого-то их членов семьи, запрет герою, нарушение запрета, выведывание чего-либо, выдача чего-либо, подвох, невольное пособничество, вредительство, недостача, начинающееся противодействие, герой покидает дом, даритель испытывает героя, герой реагирует на действия будущего дарителя, получение волшебного средства, герой прибывает на место поиска, герой и антагонист вступают в борьбу, героя метят, антагонист побежден, беда ликвидируется, возвращение героя, преследование героя, герой спасается от преследования, герой прибывает домой или в другую страну неузнанным, ложный герой предъявляет притязания, герою предложена трудная задача, героя узнают, ложный герой изобличен, герою дают новый облик, враг наказан, герой вступает в брак.

        Игроки вытаскивают из каждой группы по несколько карточек и, соблюдая их последовательность придумывают сказку.

        Ведущий «задает» чудеса и реальные события в определенной последовательности. Нужно придумать сказку с данными характеристиками.

Например. а) Превращение, волшебный плод, великан; б) Нарушение запрета, испытание героя, получение волшебного средства, герою дают новый облик.

 

Игра «Старая сказка на новый лад».

        В игре необходимо анализировать условия и строить сюжет, учитывая условия.

Для детей 4 лет.

«Курочка Ряба» в вашей кухне. «Колобок» в вашей семье.

Для детей 5 лет.

«Теремок» в городе. «Заячья избушка» на Северном Полюсе, где всегда зима. «Гуси-лебеди» в Африке.

Для детей 6 лет.

«Вершки и корешки» в пустыне, где ничего не растет. «Кот в сапогах» в наше время.

Для старших.

«Малыш и Карлсон» в стране летающих людей. «Винни-Пух и Все, Все, Все» в Городе Чиновников.

 

Игра «Сказка наизнанку».

        В игре необходимо уметь подбирать антонимичные сова и конструкции к данным.

Например, вспомним стихотворение «Людоед и Принцесса».

Погода была ужасная, Принцесса была прекрасная.

Днем во втором часу заблудилась Принцесса в лесу…

        Сказка наизнанку будет звучать так.

Погода была прекрасная, Принцесса была ужасная.

Днем во втором часу заблудилась Принцесса в лесу…

Для детей 5 лет.

Колобок. Теремок. Заячья избушка. Три медведя.

Для детей 6 лет.

Лиса и Журавль. Волк и семеро козлят. Красная Шапочка. Дюймовочка.

Тема. 7. Игровыеметодыобучения в младшемшкольном воздасте.

Вопросы для обсуждения:

1. Психологические особенности младшего школьника

2. Использование дидактических игр в работе с младшими школьниками.

3. Ролевая игра младших школьников.

4. Практическая часть (ярмарка педагогических идей). Ролевые и дидактические игры для младшего школьника.

Тема 8. Игровые методы обучения и воспитания подростков

Вопросы для обсуждения:

1. В чем отличие организационно-деятельностной игры от других видов игровых методов?

2. Раскройте существенные признаки тренингового метода.

3. Каковы критерии для выделения тренинговых групп?

4. Цели и условия проведения тренинга.

5. Охарактеризуйте метод «Мозгового штурма», в работе с подростками.

6. В чем особенность информационно-коммуникативных игр.

7. Практическая часть.

1.«Мозговой штурм» в работе с подростками

 «Мозговой штурм» – это особая форма коллективной работы по совместной выработке решения. Дает возможность применить на практике усвоенные приемы.

Условия проведения.

КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ. Не существует «идеального» числа участников. Наиболее приемлемым вариантам является число участников от шести до пятнадцати.

ВЕДУЩИЙ. Задача ведущего – направлять ход обсуждения, но не навязывать свою волю. Ведущий формулирует правила:

1. Никаких критических оценок.

2. Можно предлагать все, что угодно и какими бы нелепыми и невероятными ни казались идеи.

3. Предложения должны излагаться кратко – несколько слов вполне достаточно.

4. Делать паузы, чтобы секретарь успевал записывать сказанное.

5. Прислушиваться к словам ведущего.

СЕКРЕТАРЬ. Записывает все подаваемые идеи. Умеет расплывчатым идеям придавать емкую формулировку. Может просить ведущего приостановить обсуждение, чтобы успеть зафиксировать поданные идеи.

Может дополнительно использовать магнитофон, однако, именно секретарь составляет перечень всех идей.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ. Она составляет 20-30 минут. Избегать соблазна продолжать обсуждение, когда оно идет успешно.

ПОДГОТОВКА. Если эта форма работы проводится в первый раз, может оказаться полезным десятиминутная разминка – обсуждение какого-нибудь несложного вопроса.

ПОСЛЕ ОБСУЖДЕНИЯ. Если участники не успели высказать все идеи, можно попросить их подать предложения в письменном виде. Можно раздать копии списка поданных идей, чтобы они дополнили его.

В числе рассматриваемых проблем могут быть такие:

Дизайн денежных знаков.

Насколько необходимы экзамены.

Разработка полезных ископаемых на дне морей.

Выращивание урожая в пустыне.

Обогрев жилого дома.

Преподаватель может предлагать свои собственные темы, связанные с изучаемым предметом.

 

2.Тренинг развития интеллектуальных способностей подростков

Приложение №1.

Некоторые тренинговые упражнения.

«Муха».

Вообразите квадрат, разделенный на 9 клеток. В правом нижнем углу сидит муха. Приказом ее можно перемещать на 1 клетку вверх-вниз, вправо-влево. Ходы делают по очереди, проигрывает тот, после хода которого муха вылетает за пределы поля. Обратные ходы делать запрещено. Через 1-2 круга вводится 3-е измерение. Теперь вместо квадрата – куб из 27 кубиков, а муха – в правом нижнем углу. Затем вводится еще одно усложнение: через каждые три хода нижний слой из 9 кубиков исчезает и появляется сверху. Через некоторое время вводится новое усложнение: 4-е измерение «в плюс - в минус». Возможно дальнейшее усложнение: 5-е измерение «белое - черное».

Командная игра.

Командам раздаются задачи.

Задача №1. Существовало представление, что Земля плоская, стоит на трех китах, а те в свою очередь плавают в море.

§ Докажите ошибочность этого представления, не прибегая к арсеналу современной науки, а всего лишь используя знания того времени.

§ Докажите, что Земля круглая, опять же без применения современных приборов и приспособлений.

Задача №2.

§ Докажите ненаучность астрологии.

§ Сформулируйте те положения астрологии, которые содержат рациональное зерно.

Задача №3.

§ Перечислите слабые стороны демократической формы государственного управления и тоталитарной формы государственного управления.

§ Предложите оригинальную модель государственного управления и устройства.

Время подготовки ответов 15 минут (можно добавить еще 5 минут). Затем проходит обсуждение 1-го вопроса. Каждая команда делает доклад, а остальные должны задать ей по 2 вопроса. Отвечает кто-либо из команды без подготовки. Аналогично происходит обсуждение второй части задачи. Затем начинается процедура оценивания. Каждая команда оценивает доказательства двух других по пятибалльной системе, а затем ответы на вопросы по трехбалльной системе.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 137.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...