Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Таким образом, дестинации и отдельные достопримечательности культурного наследия могут стать заложниками уникальности, распространяющей «иммунитет» на изменения ожиданий туристов.




Виды культурного туризма и тенденции развития культурного туризма.

Исследования специфики спроса и предложения на туристские поездки с культурными целями на основе анализа иностранных и отечественных источников позволяют сделать вывод о том, что сегодня в международном туризме помимо традиционного культурно-познавательного туризма в практику уже вошли

· этнографический,

· культурно-этнический,

· культурно-религиозный,

· культурно-антропологический,

· культурно-экологический и другие подвиды.(Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме. - Москва - Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2007,480с.)

Следует уточнить специфическое содержание указанных подвидов культурного туризма:

· - культурно-исторический (интерес к истории страны, посещение исторических памятников и памятных мест, тематических лекций по истории и других мероприятий)

· - культурно-событийный (интерес к старинным традиционным или современным постановочным культурным мероприятиям или «событиям» (праздникам, фестивалям) и участие в них);

· - культурно-религиозный (интерес к религии или религиям страны, посещение культовых сооружений, мест паломничества, тематических лекций по религии, знакомство с религиозными обычаями, традициями, ритуалами и обрядами);

· - культурно-археологический (интерес к археологии страны, посещение памятников древности, мест раскопок, участие в археологических экспедициях);

· - культурно-этнографический (интерес к культуре этноса (народа и народности), объектам, предметам и явлениям этнической культуры, быту костюму, языку, фольклору, традициям и обычаям, этническому творчеству);

· - культурно-этнический (посещение родины предков, знакомство с культурным наследием своего исконного народа, этнических заповедных территорий, этнических тематических парков);

· - культурно-антропологический (интерес к представителю этноса в развитии, с точки зрения эволюции; посещение страны с целью знакомства с современной «живой культурой»);

· - культурно-экологический (интерес к взаимодействию природы и культуры, к природно-культурным памятникам, посещение природно-культурных ансамблей, участие в культурно-экологических программах).

 

В зависимости от цели путешествия культурно-познавательный туризм можно разделить на следующие виды:

1.      экскурсионный (познавательный) туризм включает в себя поездки с целью ознакомления с природными и историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, традициями народов в посещаемой стране. Поездка может включать в себя познавательные и рекреационные цели одновременно;

2.      религиозный (поездка по святым местам);

3.      этнографический (целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов);

4.      экологический (объекты туристского показа не только историко-культурные, но и природные достопримечательности).

 

В зависимости от преимущественного использования в качестве базового того или иного культурного ресурса выделяют разнообразные виды культурного туризма:

· туризм наследия,

· экокультурный туризм,

· тематический туризм,

· креативный туризм,

· арт-туризм,

· туризм впечатлений,

· событийный туризм

Туризм наследия (культурно-исторический) обусловлен выраженным интересом туристов к истории и общечеловеческим культурным ценностям. Такой интерес достаточно сильно связан с образовательным уровнем и культурным капиталом туриста, позволяет ему развивать свои идентификационные признаки представителя «культурного» класса.

Он реализует традиционное отношение к культуре как средству просвещения и ориентирован на формальное обучение. Поскольку система современного образования поддерживает эту традиционную парадигму культуры, данный вид туризма сохраняет свои позиции во время путешествий в другие места и страны. Но в последние десятилетия туризм наследия потерял свое лидирующее (а прежде и вовсе исключительное) место в системе культурного туризма.

Туризм наследия, особенно, в своих типичных формах, включая обзорно-ознакомительный туризм, с ярко выраженной базой на ресурсах исторического наследия и экскурсионной формализованной формой познавательной деятельности туриста, имеет определенные проблемы в развитии, которые следует учитывать дестинациям (центрам туризма), в которых он является доминирующим.

Проблемы развития культурного туризма:

1. Потребление продуктов культурно-исторического наследия в туризме происходит относительно быстро, в отличие, скажем, от санаторно-курортных и курортно-рекреационных услуг. Если средняя продолжительность пребывания на курорте составляет 7-10 дней, то даже в наиболее богатых культурным наследием городах, таких как, например, Венеция и Санкт-Петербург, редко превышает2 дня (в Праге, например, 3-4 дня), а в небольших культурноисторическихдестинациях вообще обычно составляет несколько дневных часов.

2. Достопримечательности культурного наследия, как правило, не генерируют повторных посещений.Замечено, что туризм, базирующийся на историческом наследии, похож на коллекционирование: туристы заранее отмечают места и достопримечательности, которые они «должны» увидеть воочию.Попадание в «коллекцию» туристских впечатлений делает излишним повторный визит, дух коллекционирования влечет к другим местам. Пародокс состоит в том, что чем уникальнее ресурсы наследия, тем меньше шансов стимулировать повторные посещения. Это обусловлено трудно разрешимым противоречием между поддержанием уникальности и связанной с ней известности дестинации и возможностью обновления и расширения предложения продуктов культурного наследия на туристском рынке.

Таким образом, дестинации и отдельные достопримечательности культурного наследия могут стать заложниками уникальности, распространяющей «иммунитет» на изменения ожиданий туристов.

 

Табл. 1. Особенности различных видов культурного туризма

 

Вид туризма Временной / Культурный фокус Особенности Типичные достопримечательности/ деятельность туриста
Туризм наследия, или культурно-исторический Прошлое/ Высокая культура. Традиционные бытовая и творческая практика Реализует интерес к прошлому, к признанным культурным ценностям, находящих выражение в аутентичных «памятниках» (исторических, архитектурных, литературных, художественных) и традициях Музеи и центры наследия. Исторические сооружения (замки, крепости и др. здания). Культурные ландшафты (ландшафты поселений, садов, парков, мест, ассоциирующихся с историческими личностями или событиями). Места археологических раскопок. Религиозные центры исооружения. Местные традиции. Традиционные события
Обзорный (культурно-ознакомительный или экскурсионный Прошлое,настоящее/ Высокая культура. Традиционные бытовая и творческая практика Реализует интерес к знакомству с «чужой» культурой для формирования разнообразной картины мира Достопримечательности культурно-исторического наследия. Местные традиции. Традиционные события
Арт-туризм Настоящее/Высокая и популярная культура Реализует интересы к современным процессам в сфере художественного творчества Художественные галереи и выставки Театры и драматические, музыкальные представления. Культурно-креативные кварталы. Фестивали искусств. Музеи и события в сфере современного дизайна и моды. Литературные места. Места съемок фильмов
Событийный культурный туризм Настоящее ипрошлое/ Высокая, популярная, живая культура Реализует интерес куникальным культурным ресурсам, использование которых ограничено жѐсткими временными и пространственными рамками Фестивали искусств. Региональные и местные празднования (карнавалы, религиозные праздники, празднование памятных дат и т.д.). Эстрадные и иные шоу. Премьерные показы. Художественные выставки
Креативный культурный туризм Прошлое, настоящее, будущее/ Высокая, популярная, живая куль тура Реализует интерес к собственному творческому и духовному развитию Собственная созидательная деятельность туриста в творческой сфере (рисование, музицирование, литературное творчество, прикладное искусство, фотоикинотворчество и т.д.) и сфере духовного самосовершенствования (обучения различным духовным практикам) в областях культуры, развитие которых составляют отличительную особенность дестинации
Экокуль-турный туризм Прошлое,настоящее/ Живая культура Реализует интерес вформировании нового культурного опыта в форме деятельного участия восуществлении традиционного уклада жизни места (сохранившегося, реконструированного или современного) Пребывание в местнойсемье. Участие в традиционной досуговой деятельности местного населения. Ведение традиционного уклада жизни на «исторической» ферме
Туризмвпечатлений Прошлое,настоящее/ Высокая, популярная, живая культура Реализует интерес космыслению особенностей культуры места и времени через собственный эмпирический опыт, полученный на основе погружения в предложенные обстоятельства Культурно-креативныекварталы.Интерактивные музейные программы.Местные праздники и фестивали. Исторические реконструкции
Тематический туризм Прошлое,настоящее/ Высокая, популярная,живая культура Реализует интерес кзнакомству с одним из аспектов истории и культуры дестинации. Находит выражение в развитии культурных маршрутов на региональном, межрегиональном и местном уровне Может объединять однотипные и разные по виду культурные ресурсы внутри и вне дестинации, сгруппированные вокруг одной темы

 

В связи с продолжением тенденции сокращения доли туристов, имеющих специализированный интерес к изучению наследия, на туристском рынке будет расширяться предложение популяризированных форм туризма наследия и продуктов:

· обзорно-ознакомительного туризма, который, несмотря на некоторые сдвиги в пользу погружения в атмосферу живой культуры дестинации,по-прежнему базируется на ресурсах культурно-исторического наследия и «прямолинейном» вербально-визуальном способе передачи информации);

· культурных продуктов на базе достопримечательностей, построенных на культурно-историческом материале в развитие явления «постмузейности».

Последнее, в частности, особенно ярко ведет к размыванию границ между культурным наследием и современной культурой и проявляется вшироком спектре интерпретаций и тематической «упаковке» прошлого для «посильного» и доставляющего, прежде всего, удовольствие современному массовому туристу опыта приобщения к культуре.

Отсюда, наблюдается распространение новых типов достопримечательностей на рынке культурного наследия, в большей или меньшей степени обладающих типологическими признаками культурно-исторического туризмааутентичностью объектов посещения и «классической» формой потребления – изучением.

Центры наследия получили популярность и широкое распространение в 80-90-е гг. прошлого столетия, представляют собой форму музея, но в отличие от него, они строятся не вокруг коллекций, а вокруг историко-культурных тем (например, Центр наследия шотландского виски).

Отличия центров наследия от музеев заключается в следующем:

1. Используются аутентичные объекты, но не как самоценности, а как средства конструирования аутентичности представленного аспекта исторического развития и культуры.

2. Более активнее использование инновационных технологий формирования впечатлений на основе развития интерактивности через стимулирование эмоций, чувств, памяти, провоцирующих понимание и осмысление данной культурноисторической темы обычными людьми.

3.Центры наследия часто представляют«обычное» прошлое, связанное с местной ушедшей повседневной культурой. Здесь важным ресурсом формирования впечатлений становится узнавание относительно недавнего прошлого, вызывающее сильную эмоциональную реакцию.

Эти черты хорошо иллюстрирует, в частности, пример социоиндустриального парка Бимиш в Англии, который воссоздает образ жизни типичного шахтерского городка перед Первой мировой войной. Время здесь застыло на 1913 г. Жилые дома и здания общественного пользования (магазины, школа, почта, церковь и т.д.), транспорт, а также используемые для осуществления разнообразной бытовой и трудовой деятельности предметы – подлинные артефакты того периода. Более того, в городке поддерживается «жизнь» того времени: работают магазины, пекарни, кафе, транспорт, в церкви идет «служба» в присутствии «прихожан» в костюмах начала века, демонстрируются технологии обслуживания (в магазинах, банках), можно купить реальные продукты, произведенные по прежним технологиям (кондитерские изделия), услышать популярную музыку того времени, заглянуть в шахтерский дом и познакомиться с бытом рабочих семей и т. д.

Центры наследия занимают промежуточное положение между музеями и тематическими парками, базирующимися на ресурсах наследия, ив отличие от последних могут быть включены в список мест, характерных для туризма наследия.

 

Тематический паркпарк аттракционов или иной предметно-ориентированный парк, деятельность которого подчинена единой теме.

В основе таких парков лежит определённая тема, которой подчинены не только аттракционы, но также анимация, шоу-программы, кафе и рестораны, гостиницы, сувенирные лавки.

Тематические парки. В период с 1990 по 2000 г. численность посетителей таких парков в мире возросла на 80%, и сегодня они наиболее часто посещаемые и доходные туристские достопримечательности. Специалисты предсказывают, что в будущем значительно возрастет число людей, которые будут посвящать посещению таких достопримечательностей весь срок своей поездки.

В США насчитывается порядка 600 тематических парков и им подобных достопримечательностей, в 2005 г. число их посещений составило 335 млн (более половины мирового числа), а доходы – 11,2 млрд долл. США (IAAP – InternationalAssociationofAmusementParksandAttractions).

В Великобритании и Германии эти показатели составляли в 2005 г. соответственно 65 млн и 35 млн посещений.

Парки типа «Мир Диснея»включают «мезееподобные» репрезентации наиболее известных мест со всего мира. Другим примером такого тематического парка может служить «Деревня Назарет» в современном городе Назарет в Израиле, создающая атмосферы места и времени, описанных в библии. Она возникла в результате реконструкции близлежащей деревни первого века и симуляции жизни времен Иисуса Христа на основе воспроизведения архитектуры, ландшафта и повседневного стиля жизни жителей, в том числе путем приглашения актеров для исполнения ролей местных жителей, приготовления типичных кушаний и т.п. В Украине – это «Пирогово», подобная «деревня» недалеко от Байдарских ворот, сейчас носит название «Славянская деревня».

С центрами наследия такие парки связывает тематическое представление культуры и прошлого, а также еще более широкое использование технологий презентации и интерепретации, способных захватывать воображение. Для тематических парков характерным является использование технологии «машины времени», когда с помощью средств воздействия на зрение, слух, ощущения и обоняние посетителей, создается эффект путешествия «назад в прошлое».

Однако, в отличие от центров наследия они используют неаутентичные, симулятивные ресурсы, и основной их функцией является развлечение, стимулирование удовольствия. Это делает их атрибутом современной популярной культуры.

Реконструкции исторических событий – инсценировки известных событий, которые обычно «ставятся» в аутентичных и неаутентичных декорациях исторического места, будь то крепость, улицы исторического городского квартала, место военного сражения или центра наследия или тематического парка). Например, в Нарвской крепости в рамках исторического фестиваля «Нарвская баталия» воссоздается известное событие Русско-шведской войны.

Реконструкции исторических событий могут использоваться как вспомогательный инструмент в рамках музейной практики, «оживляющий» картины прошлого, а могут выступать в качестве самостоятельных культурных достопримечательностей. Для последних характерны:

· неаутентичность используемых средств;

· создание атмосферы события с помощью визуальных, шумовых, обонятельных эффектов;

· игровой характер получения информации о событии;

·  в значительной степени, развлекательный характер.

Интересно выделить категорию самодеятельных реконструкций исторических событий силами членов исторических клубов разных стран, например Бородинской битвы. Для туристов-участников значительный познавательный потенциал реконструкций реализуется в предварительной подготовке «дома» (рис. 2.4).

 

 

Как видно из изложенного выше, одной из заметных тенденций раз-вития туризма наследия становится использование тематической формы его организации, которая приводит к выделению соответствующего вида туризма – тематического туризма.

Тематический туризм.Особенностью тематического туризма является фокусирование восприятия туриста на отличительных характеристи-кахдестинации в рамках знакомства с одним из аспектов ее истории и культуры. Тематический туризм находит выражение в развитии культурных маршрутов.

Культурный маршрут представляет собой совокупность материальных и нематериальных элементов исторических и культурных ресурсов, связанных друг с другом темой и концепцией ее раскрытия в ходе специального маршрута движения.

В список культурных маршрутов, поддерживаемых Советом Европы, входят разно-образные тематические продукты, охватывающие как исторические и легендарные личности в Европе (маршруты, посвященные Моцарту, Дон-Кихоту, например), так и наследие предков европейцев (маршруты, посвященные викингам, кельтам), отдель-ных национальных, конфессиональных и этнических групп (маршруты, посвященные наследию европейских евреев, цыганам), архитектурным стилям (например, архитек-тура военных крепостей в Европе), а также индустриальному наследию, современно-му искусству, событиям и т.д. (по материала сайта Европейского института культурных маршрутов)

Такая форма туризма (как культурный маршрут) создает следующие условия для его развития:

1. Рост возможности интерпретации достопримечательности в соответствии с интересами посетителей, их культурным багажом. Так, для специализированных культурных туристов тематическая компоновка и интерпретация достопримечательностей позволяет более концентрированно попадать в специальные интересы этой группы туристов (например, «Дворцы и парки Санкт-Петербурга»). Например, германский крупный туроператор Studiosus издает каталог для специа-лизированных туристов, который выходит 6 раз в год и размещает предложение тема-тических культурных программ посещений. В то же время для туристов с общими культурными интересами, совершающими, в частности, обзорно-ознакомительные поездки, тематическое представление культурной специфики дестинации может стать связующим культурным звеном между культурой туриста и незнакомой ему культурой дестинации, облегчить ему интерпретацию культурных особенностей посещаемых мест. Например, тематический маршрут в Греции «Подвиги Геракла» использует тему, знакомую большинству туристов, и это создает у последних значимую связь с посещаемыми местами, которые в противном случае, оставили бы их равнодушными.

2. Расширение предложения продуктов для культурного туризма за пределы традиционной «музейно-соборной» формулы, за счет придания привлекательности других видов наследия, таких как индустриальное, литературное, садово-парковое наследие, гастрономические традиции, мифология и мистика мест и т.д., а также за счет комбинирования разнообразных культурных ресурсов (наследия и современной культуры, музеев и событий и т.д.) под «зонтиком» одной темы. За счет разнообразия турпродуктов можно стимулировать повторные поездки в дестинацию.

3.Расширение ареала туристских посещений за счет объединения в тематический культурный маршрут достопримечательностей, которые сами по себе не создают достаточной аттрактивности для туристов, культурных достопримечательностей «второго» и «третьего» плана.

Культурные маршруты как тематические туристские продукты мо-гут иметь разный масштаб: от местного до международного (например, культурный маршрут «Романское искусство в Европе»).

Отметим, что тематический туризм может строиться не только на культурно-историческом материале. Более того, многие популярные сегодня направления тематического туризма, такие как индустриальный и гастрономический туризм, органично смешивают наследие и современность, демонстрируя живое продолжение традиций. Кроме того, тематический туризм может строиться как на стационарной, так и событийной составляющей ресурсной базы дестинации. Так, во многих случаях «тематизация» туристского продукта дестинации базируется на праздновании юбилейных дат, связанных с отдельными местами, людьми или событиями. Например, в Нидерландах Национальная туристская организация разработала серию «тематических» лет, связанных с именами известных худож-ников, таких как Ван Гог, Рембрандт. В 2006 году, объявленном годом Рембрандта, Нидерланды посетило около 1 млн иностранных туристов.

Арт-туризм. На рубеже ХХ ХХI вв. был впервые отмечен сдвиг туристского интереса от достопримечательностей культурно-исторического наследия в сторону арт-туризма – туризма, связанного с доминирующим интересом к текущим процессам в сфере художественного творчества, результатам и процессам современного искусства.

Так, согласно исследованиям культурного туризма в рамках проекта ATLAS по данным за 2001 г. доля в туристской активности посещения музеев прекратила рост с 1997 г., а разного рода памятников сократилась. С другой стороны, посещение худо-жественных галерей, представлений исполнительского искусства и творческих фес-тивалей возросла.

Диапазон достопримечательностей, представляющих интерес для туристов с со-ответствующей мотивацией посещения, весьма широк и включает в себя посещение художественных галерей и выставок, драматических, оперных и балетных спектаклей, поп-концертов, фольклорных фестивалей и уличных представлений, студий художников и мастерских ремесленников, культурно-креативных кварталов и мест, ассоциирующихся с известными литературными произведениями или кинофильмами и т.п.

Многие из перечисленных достопримечательностей посещаются и туристами общекультурных интересов в рамках обзорно-экскурсионного туризма, однако для арт-туристов характерно стремление участия в культурных акциях, знаменующих «событие» в искусстве, будь то определенная выставка современного искусства или премьера оперного спектакля, или концерт в рамках фестиваля, или арт-ярмарка и аукцион. Для таких туристов событийный характер посещения предоставляет возможность острее почувствовать дух творчества, продемонстрировать уровень своей «культурной квалификации» в качестве знатока и ценителя, разбирающегося в нюансах тех или иных видов искусства, и разделить этот опыт с кругом единомышленников. Таким образом, арт-туризм в значительной мере пересекается и «накладывается» на событийный туризм.

Например, выставка-ярмарка «Арт-Манеж» в декабре всегда стано-вится главным художественным событием Москвы. На ней представляет-ся широкий диапазон современного искусства, отражающий самые разно-образные художественные взгляды. Имеющая в своей основе задачу орга-низации коммерческого функционирования искусства, она славится отбо-ром высоко качественных художественных продуктов, противопоставленных безбрежному разнообразию предлагаемого сегодня покупателю товара под маркой изобразительного искусства.

Другой отличительной характеристикой целенаправленных арт-туристов является участие в тематических турах, посвященных отдельным аспектам художественно-творческой жизни дестинации, включая места и достопримечательности, связанные с развитием художественных стилей (скажем, стиль арт-нуво (в привычном нам варианте называемом модерном), в архитектуре, прикладном искусстве, костюме и т. д), литературным и кинотворчеством (реально и ассоциативно), являющихся характер-ной чертой данной дестинации, элементом ее уникальности.

В последние 10-15 лет отмечается рост интереса к посещению мест, связанных с по-пулярными сериалами и кинофильмами. Так, посещаемость замка Алнвик в Англии более чем удвоилось за год с 2001 по 2002 г. после выхода первого фильма о Гарри Потере. Для любителей русской литературы и конкретно Ф.М. Достоевского особой притягательностью пользуются маршруты, связанные с местами действия его романов в Петербурге («Преступление и наказание») и Старой Руссе («Братья Карамазовы»).

Такая форма позволяет туристам более четко реализовать культурные интересы в художественной сфере и оказаться в кругу таких же заинтересованных потребителей.

Кроме того, арт-туризм имеет значительные «пересечения» с эко-культурным, креативным видами культурного туризма и туризмом впе-чатлений.

Событийный культурный туризм.Многие аналитики оценивают современный этап туризма как «эру специальных событий».Международная ассоцицая фестивалей и событий (TheInternationalFestivalsandEventsAssociation) оценивает среднюю посещаемость событийной достопримечательности в выходные дни в 222 тыс. человек. Ежегодное число событий продолжительностью от половины до одного дня составляет от 50 тыс. до 60 тыс., а фестивалей продолжительностью 2 дня и более – около 5 тыс.

Растущее значение событий в туризме связано с двумя основными аспектами его развития: технологическим и имиджевым (рис. 2.5).

Технологический аспект развития событийного туризма базируется на способности событий:

· - организовывать свободное время в наиболее привлекательной для современного туриста форме, в высокой степени обладающей развлекательной и интерактивной44 ценностью, сопровождающейся высокой плотностью живого человеческого общения (hightouch)45 и, как следствие, мощным потенциалом формирования ярких, надолго запоминающихся впечатлений.

· - «структурировать» досуг, предоставляя «информационный сти-мул»46 его организации в пространстве и времени,

· - «оживлять» стационарные культурные достопримечательности.

В технологическом аспекте событийный туризм может рассматри-ваться как сектор отдельных видов культурного туризма, а формирование и использование событий – как инструмент для развития соответствую-щих видов туризма.

Имиджевыйаспект событий состоит в их способности расширения известности дестинации и создания или развития имиджа дестинации.

Широко распространена оценка событий как новых «строителей имиджа», признающая их доминирование над иными характеристиками городов и регионов для наделения его уникальными отличительными чер-тами, ассоциирующимися с данным событием, и идентификации мест как туристских дестинаций47. Так, Канны ассоциируются, прежде всего, со знаменитым кинофестивалем, а Эдинбург, став за последние десятилетия своего рода фестивальной столицей Европы, получил новый имидж цен-тра развития современного искусства, и для значительной части туристов его имидж, основанный на богатом и разнообразном культурно-историческом наследии, ушел на второй план.

Как технологический, так и имиджевый аспекты событийного туризма эффективно создают возможности:

· Сокращать сезонные колебания туристских прибытий и продлеваться туристский сезон.

· Увеличивать число туристов, в том числе за счет повторных посеще-ний49. При этом важно, что туристы, участвующие в культурном событии, тратят больше денег, чем обычный турист, чаще останавливаются в гостиницах и иных средствах размещения и характеризуются более длительным сроком пребывания в дестинации.

Культурный событийный туризм охватывает широкий спектр достопримечательностей, в частности:

· Фестивали искусств и региональные и местные празднования (карнавалы, религиозные праздники, празднование памятных дат, сбора урожая и т.д.).

· Развлекательно-зрелищные события (эстрадные и иные шоу, церемонии вручения наград).

· Рекреационные события, направленные на организацию досуговой деятельности, имеющие в своей основе развлекательные цели, и активно использующие игровую форму вовлечения посетителей. (например, конкурсы «знатоков» в той или иной сфере культурного творчества, рисунков на асфальте, своего рода «массовые мастер-классы» по прак-тическому освоению традиционных ремесел, приготовлению традиционных или национальных блюд и т. п.).

Примеры таких событий многочисленны и весьма разнообразны. К их числу можно, в частности, отнести выставку творческого досуга CREATIVA, проводящуюся в Брюсселе, на которой представлены только экспонаты ручной работы, созданные творческими людьми. CREATIVA отличается от других выставок оригинальностью концепции: «магазин, мастерская, выставка». Изделия можно приобрести, а хозяева, умеющие творчески проводить свободное время, расскажут и покажут, как изготавливают свои маленькие шедевры.

· События в сфере искусства (премьерные показы, художественные выставки и другие культурные события данной сферы).

Как видно из приведенной типологии событий, туризм, обусловленный проведением событий, хорошо «вписывается» в иные виды культурного туризма.

С точки зрения туризма важно, что большая часть специальных событий в культурной сфере исторически возникла и организуется в настоящее время для резидентов, именно они являются основными участниками со-бытия и доминируют в формировании их доходной составляющей.

Но именно этот аспект, с другой стороны, создает привлекательную для туристов возможность, смешавшись с жителями, получить аутентичный опыт соприкосновения с местной культурной жизнью, с традиционными ценностями и бытовой практикой.

Таким образом, участие в культурных событиях предоставляет возможность формирования непосредственных (т.е. базирующихся на собственном эмпирическом опыте участия) впечатлений о культурных особенностях дестинации. Этот факт делает события важным средством туризма впечатлений, сближает последний с событийный туризмом.

Туризм впечатленийвозник как реакция на рост числа туристов, которые ощущают потребность в более активном участии в знакомстве с культурными достопримечательностями на основе вовлечения в процесс восприятии и осмысления культурного материала. Им недостаточно «смотреть и слушать», получать готовую информацию «из вторых рук», они ищут возможность самим формировать значение посещаемых достопримечательностей, используя для этого весь арсенал человеческих возможностей эмпирического восприятия окружающей среды, получая удовольствие от самого процесса. Иначе говоря, получение впечатлений представляет собой интерактивный процесс деятельности туриста и воз-действия на него, а его результатом является осмысление туристского опыта в определенных контекстах жизни самого туриста, оформленное субъективными реакциями, наполненное удовольствием, символическими значениями и эстетическими оценками. Собственное участие туриста в знакомстве с дестинацией и стимулирование эмоционально-чувственной сферы человека создают возможность конструирования уникального и запоминающегося «события» в жизни туриста

В настоящее время отмечается сдвиг от «постановочных» эффектов в пользу более активных практик формирования впечатлений.

Отличительными чертами туризма впечатлений являются:

1. получение более полного и ценного для туриста представления о дес-тинации за счет различных форм участия, в том числе за счет погруже-ния в культурную и социальную жизнь местного сообщества;

2. исследование таких аспектов культурной жизни дестинации, которые выходят за рамки программ массового туризма и/или участие в новых формах туристской активности;

3. развитие компетентности туриста в области личных культурных инте-ресов или формирование новых интересов и требуемых для их реализа-ции навыков через обучающие программы;

4. развитие внутреннего духовного мира и получение «духовной подпитки».

Туризм впечатлений, как видно из подходов к его определению и стратегиям реализации, жестко не связан с разными типами культурных достопримечательностей, и может базироваться на любых из них в разных сочетаниях. Он ориентирован на форму деятельности, фокусируется на интересах и ожиданиях туриста и соответствующих им «удобных» интерпретациях культуры дестинации. Таким образом, туризм впечатлений от-ражает технологический аспект реализации иных видов культурного туризма, и близок, можно сказать, «вбирает» в себя иные виды культурного туризма, такие как тематический, экокультурный и креативный туризм, которые, в определенной мере, конкретизируют отдельные подходы формирования впечатлений, как они здесь понимаются.

Экокультурный туризм. Реализует интерес в формировании нового культурного опыта в форме деятельного участия в осуществлении традиционного уклада жизни места. Связь экокультурного туризма с экологическим туризмом, который включает в себя посещение мест с сохранившиися в первозданном виде следами доисторических и различных исторических эпох, заявленная в самом названии данного вида туризма, определяет в первую очередь его направленность на знакомство с культурно-бытовой традицией, живой культурой давно ушедших времен, представляющей собой историческое наследие. Однако, что в контексте культурного туризма, для туристов представляет интерес и современная живая культура, несущая в себе отпечаток традиций, выражающихся в обычаях, привычках, вкусах и пристрастиях, ритме жизни и распорядке дня и других поведенческих стереотипов в повседневной жизни населения. Из такого подхода вытекает использование двух основных критериев для выделения данного вида туризма:

Использование в качестве культурной достопримечательности живой культуры как наследие и как современное продолжение и воспроизведение традиционного уклада жизни населения определенного места.

Включение деятельного участия туристов через погружение в среду жизнедеятельности и обеспечение непосредственных контактов с жителями – носителями традиций живой культуры.

Экокультурный туризм, таким образом, ориентирован на исследование местного колорита, причем на основе вовлечения в подлинную, настоящую жизнь, а не в ее инсценировку (рис. 2.6).

Расширительное толкование экокультурного туризма позволяет включить в состав типичных мест посещения и пребывания туриста не только тех (будь то дома, фермы, деревни, отдельные кварталы компактного проживания людей), где консервируется образ жизни с прошлых времен (например, в соответствии с этнической, национальной или кон-фессиональной традицией), но и жилых кварталов, общественных мест, популярных для проведения досуга местными жителями, где можно наблюдать современную трансформацию традиций, предоставляющих возможность знакомства с местной музыкой, танцами, кухней, социальными ритуалами, вступать в живое общение с местными жителями, получать языковые, гастрономические и др. навыки и т.д. Кроме того, адекватной формой экокультурного туризма может считаться участие в традиционных местных событиях, обучение местному фольклору, ремеслам и т.п.

Работая в этом направлении развития культурного туризма, департамент туризма Парижа запускает программу в рамках так называемого «туризма участия» – «Париж с парижанами»56, предполагающее привлечение местных жителей как «компаньонов» при знакомстве с «нетуристским» Парижем, с традиционными местами и формами досуга, общении с парижанами в обычных жизненных обстоятельствах, получении языковых навыков и т.д. А лидером использования туристских продуктов такого ро-да являются Багамские острова57. Более 20 лет Министерство туризма этой страны использует программу знакомства туристов с культурой своего народа через непосредственные контакты туристов и местных жите-лей. Туристам подбираются волонтеры близкого возраста, профессии, интересов, которые принимают их у себя дома, ходят с ними вместе в церковь, на семейные праздники, в магазины и школы, на рыбалку и т.д. Подобные туристские программы развиваются и в других городах (Нью-Йорке, Берлине и т.д.).

Креативный культурный туризм.Этот вид туризма связан с растущей жаждой саморазвития и творческого самовыражения современных людей, с активным подходом к своей жизни как проекту по достижению жизненных устремлений.

В контексте культурного туризма креативный туризм может быть определен как вид туризма, который предоставляет туристу возможность развить свой творческий потенциал и достичь духовного совершенствования посредством активного участия в обучающей (для получения и развития навыков) деятельности в областях культуры, развитие которых составляют отличительную особенность дестинации. Последнее замечание оказывается чрезвычайно важным: креативные туристские программыдолжны учитывать и усиливать местные культурные особенности. Это создает для туристов особые причины для выбора туристами данного места для реализации своих специальных интересов. С точки зрения принимающей стороны, важно, что креативные туристы останавливаются на от-носительно более продолжительное время (часто приближающееся и превышающее неделю, в зависимости от длительности курсов и другой обучающей программы). Кроме того, развитие креативного туризма не сопровождается крупными инвестициями в создание дополнительной инфраструктуры (строительством зданий, созданием музеев и т.д.).

Исходя из данного определения, отличительной чертой креативного туризма является собственная созидательная деятельность туриста в двух формах:

Первая касается получения навыков и опыта творческой деятельности (рисование, музицирование, литературное творчество, прикладное искусство, фото- и кинотворчество и т.д.)58. Это может быть, например, тур для фотолюбителей по местам, связанным с автором или сюжетом и героями известных литературных произведений, ассоциирующихся с данным местом, посвященным юбилейной дате писателя; а для любителей танцев – посещение и обучение танцам в местах, где они зародились, например сальсе на Кубе, танго – в Аргентине и т.д.

Вторая связана с поиском духовных ценностей, самопознанием и развитием внутреннего духовного мира человека на основе обучения раз-личным духовным практикам (например, медитации).

Рассмотрение видов культурного туризма позволяет сделать важные выводы. Во-первых, различные виды туризма имеют значительные области «пересечения», что, в определенной мере, обусловливает заметную закономерность: в большинстве случаев дестинации и даже отдельные культурные достопримечательности развивают несколько видов культурного туризма.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...