Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Таким образом, счет 99 полностью закрывается в конце года и не может иметь остатка.




Финансовый результат от обычных видов деятельности в бухгалтерском учете

Виды деятельности, которые закреплены учредительной документацией, можно отнести к обычным. Для учета финансовых результатов предназначен счет 90. «Обычные» доходы и расходы удобнее вести на открытых к нему субсчетах:

  • 1 — «Выручка».
  • 2 — «Себестоимость продаж».
  • 3 — «НДС» (с продаж или «исходящий» НДС).
  • 4 — «Акцизы».
  • 9 — «Прибыль/убыток от продаж». Именно на этом субсчете сводится заключительный итог учета финансовых результатов.

Учет финансовых результатов от обычных видов деятельности организации можно представить следующими бухгалтерскими записями:

  • Дт 62 Кт 90.1 — начислена выручка от продаж;
  • Дт 90.3 Кт 68 — начислен НДС;
  • Дт 90.2 Кт 20 (41, 43, 44) — отражена себестоимость продукции, работ или услуг.

Как определить, получило предприятие прибыль или убыток? Для этого нужно суммарные обороты по дебету счетов 90.2, 90.3, 90.4 сопоставить с оборотом по кредиту 90.1. Если кредит счета 90.1 больше оборотов по дебету, то предприятие может отразить прибыль: Дт 90.9 Кт 99. Если же результат противоположный, то говорят о полученном убытке: Дт 99 Кт 90.9. Отметим, что в конце отчетного периода на счете 90 не должно быть остатка.

Бухгалтерский учет финансовых результатов от прочих видов деятельности организации

Если доходы и расходы невозможно отнести к обычной деятельности, то в этом случае для них предусмотрено понятие «Прочие виды деятельности». Перечень прочих доходов состоит из:

  • доходов от предоставления имущества в аренду;
  • финансовой выгоды по ценным бумагам и другим вложениям;
  • выручки от реализации собственных активов (к примеру, основных фондов, нематериальных активов);
  • безвозмездных экономических выгод;
  • причитающихся штрафов, пени и неустоек, а также возмещения причиненного ущерба;
  • положительных курсовых разниц;
  • списанной кредиторской задолженности после окончания срока давности;
  • инвентаризационных излишков и т. д.

Аналогичен доходам и список прочих расходов:

  • себестоимость и затраты, отнесенные к продаже активов;
  • НДС по реализационным операциям;
  • возмещение ущерба сторонним контрагентам;
  • штрафы, пеня и неустойки, предназначенные к уплате;
  • комиссия кредитных компаний за проводимые расчетные операции;
  • дебиторская задолженность после прекращения срока давности;
  • отрицательные курсовые разницы;
  • экономические выгоды по полученным кредитам и займам и другие.

Для учета финансовых результатов по прочей деятельности утвержден счет 91 «Прочие доходы и расходы». К нему, в отличие от счета 90, достаточно открыть всего 3 субсчета:

  • 1 — «Прочие доходы»;
  • 2 — «Прочие расходы»;
  • 9 — «Сальдо прочих доходов и расходов».

Кредит счета 91.1 отражает доходную часть прочей деятельности. Он может быть в корреспонденции с различными счетами (зависит от источника дохода):

  • Дт 62 (76) Кт 91.1 — начислена арендная плата;
  • Дт 62 (76) Кт 91.1 — начислена выручка от продажи активов (например, основных средств, нематериальных активов);
  • Дт 62 (76) Кт 91.1 — начислены дивиденды, проценты и прочие доходы по ценным бумагам, а также от участия в уставных капиталах сторонних компаний;
  • Дт 66 (67) Кт 91.1 — начислены проценты по выданным ранее долгосрочным и краткосрочным кредитам и займам;
  • Дт 98 Кт 91.1 — отражен доход от имущества, полученного на безвозмездной основе;
  • Дт 60 (62, 76) Кт 91.1 — списана кредиторская задолженность с истекшим сроком давности;
  • Дт 52, 57 Кт 91.1 — выявлена положительная курсовая разница при продаже валюты;
  • Дт 63 Кт 91.1 — сумма резерва по сомнительным долгам включена в состав прочих доходов;
  • Дт 50, 10, 41, 43 Кт 91.1 — выявлены излишки по результатам проведенной инвентаризации.

А дебет счета 91.2 предназначен для отражения расходных операций:

  • Дт 91.2 Кт 01.2 — списана остаточная стоимость основных средств, предназначенных для продажи;
  • Дт 91.2 Кт 04.2 — списана остаточная стоимость нематериальных активов, предназначенных для реализации;
  • Дт 91.2 Кт 10 — списана себестоимость материалов, предназначенных для продажи;
  • Дт 91.2 Кт 68 — начислен НДС с операций по реализации основных средств, нематериальных активов и материалов;
  • Дт 91.2 Кт 66 (67) — начислены проценты по полученным краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам;
  • Дт 91.2 Кт 60 (62, 76) — списана дебиторская задолженность с истекшим сроком давности;
  • Дт 91.2 Кт 76 — начислена комиссия банка за проведение расчетных операций;
  • Дт 91.2 Кт 52, 57 — отражена отрицательная курсовая разница.

Смысл расчета итогового финансового результата полностью аналогичен счету 90:

  • Дт 91.9 Кт 99 — отражена прибыль по прочим операциям;
  • Дт 99 Кт 91.9 — получен убыток по прочим видам деятельности.

Как и счет 90, счет 91 предполагает отсутствие остатка на нем.

Как определить конечный финансовый результат?

С учетом финансовых результатов по обычным и прочим видам деятельности мы разобрались. Но как определить общий финансовый результат в целом по предприятию? Для начала определимся, из чего он состоит.

Окончательный финансовый результат включает в себя:

  • финансовый результат, полученный по обычной деятельности;
  • финансовый результат, выявленный от прочей деятельности;
  • чрезвычайные доходы и расходы;
  • начисление налога на прибыль.

Итог учета финансового результата по обычной деятельностиотражается:

  • Дт 90.9 Кт 99 — прибыль;
  • Дт 99 Кт 90.9 — убыток.

Сальдо учета финансового результата по прочей деятельностивыглядит следующим образом:

  • Дт 91.9 Кт 99 — отражена прибыль по прочим операциям;
  • Дт 99 Кт 91.9 — получен убыток по прочим видам деятельности.

Чрезвычайные доходы и расходы включают в себя суммы, возникшие в связи с обстоятельствами, которые невозможно предусмотреть, например, в результате стихийных бедствий, катастроф, пожаров, аварий, опасных природных явлений и т. д.

Такие доходы и расходы могут быть отражены следующими бухгалтерскими записями:

  • Дт 99 Кт 01.2, 10, 41, 43 — списана остаточная стоимость основных средств, материалов, товаров и готовой продукции, которые пострадали в результате чрезвычайной ситуации, к примеру, при пожаре на складах предприятия;
  • Дт 10 Кт 99 — оприходованы пригодные для дальнейшего применения материалы, оставшиеся после поврежденных основных средств, товаров, готовой продукции;
  • Дт 76 Кт 99 — отражены суммы страхового возмещения по уничтоженному имуществу в случае, если оно было застраховано.

Налог на прибыль обязаны начислять и уплачивать российские и иностранные компании, которые ведут свою деятельность в пределах территории нашей страны и применяющие общий налоговый режим. Он отражается следующей записью на бухгалтерских счетах:

Дт 99 Кт 68.4 — начислен налог на прибыль, который предназначен для перечисления в бюджетную систему РФ.

Весь финансовый год сальдо прибылей и убытков по счетам 90 и 91, суммы чрезвычайных доходов и расходов, а также начисленного налога на прибыль накапливаются на счете 99. В конце каждого года определяется итог учета финансовых результатов и составляются заключительные записи при помощи счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»:

  • Дт 99 Кт 84 — получена чистая прибыль.
  • Дт 84 Кт 99 — отражен убыток финансового года.

Таким образом, счет 99 полностью закрывается в конце года и не может иметь остатка.

18. Сущность, значение и функции баланса.

Бухгалтерский баланс представляет собой способ экономической группировки имущества хозяйствующего субъекта по составу и источникам его образования в денежной оценке на определенную дату (на первое число месяца, квартала или год).                                         Бухгалтерский баланс (обобщение текущей учетной информации) как элемент метода БУ завершает процедуру обработки бухгалтерских данных, обобщая их в форме отчетных показателей, характеризующих финансовое состояние экономического субъекта. Данные бухгалтерского баланса выступают источником информации для анализа и оценки эффективности функционирования хозяйствующего субъекта в рамках его производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, на основе которого заинтересованные пользователи получают возможность принимать управленческие решения в отношении такого хозяйствующего субъекта, а также определять его платежеспособность и финансовую устойчивость.                                                                   Бухгалтерский баланс является основной формой бухгалтерской отчетности организации. Для отражения состава имущества и источников его образования он делится на 2 части (равны между собой): актив и пассив.

Функции баланса. На основании информации, содержащейся в балансе, можно перечислить основные целевые функции, которые выполняет бухгалтерский баланс в хозяйственной жизни организации.

1. Баланс знакомит руководителей, менеджеров и собственников организации с ее имущественным состоянием (какое, сколько, в каком состоянии, соотношение собственных и заемных средств и т.п.)

2. По балансу определяется платежеспособность организации.

3. В балансе содержатся сведения об экономическом потенциале организации (запас недвижимых ценностей, оборотных средств)

4. Баланс отражает информацию о конечном результате хозяйственной жизни организации в истекшем периоде (нераспределенная прибыль или убыток).

5. По данным баланса строится оперативное финансовое планирование и управление, которые являются неотъемлемой частью контроля за движением потоков ценностей организации.

 

19. Строение и структура бухгалтерского баланса.

Бухгалтерский баланс является основной формой бухгалтерской отчетности организации. Для отражения состава имущества и источников его образования он делится на 2 части: актив и пассив.

Актив – это часть бух. баланса, в которой отражается имущество организации по его составу (ОС, НМА, запасы, дебиторская задолженность и др.).

Пассив – это часть бух. баланса, в которой отражаются источники образования имущества организации (уставный капитал, добавочный капитал, средства нераспределенной прибыли, кредиторская задолженность)                                                     Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, т.к. в них отражается одно и тоже имущество в двух группировках: по составу (актив) и источникам образования (пассив).                                                                                                                                 Статья баланса. Основным элементом баланса является статья, представляющая собой обобщенный показатель экономически однородного вида ценностей (средств), основные средства, касса. расчетный счет и др. - активная статья, и их источников - уставный капитал, задолженность перед персоналом организации, задолженность перед бюджетом и др. - пассивная статья.                                                                                Группы баланса. Балансовые статьи обобщаются в группы: запасы (готовая продукция и товары, сырье и материалы, и другие аналогичные ценности и т.д.), денежные средства (касса, расчетные счета, валютные счета, прочие денежные средства), а группы - в разделы, что облегчает обозрение и анализ информации, содержащейся в бухгалтерском балансе.                                                                                                            Принципы группировки по разделам.Группировка балансовых статей в группы и разделы подчиняется определенному принципу, положенному в основу экономической классификации хозяйственных средств и их источников:

  • по их функциональной роли в процессе производства;
  • по скорости оборачиваемости средств;
  • по способам переноса стоимости на произведенный продукт;
  • назначению и формам использования средств.

 

Раздел Группа статей Статьи

АКТИВ

1. Внеоборотные активы

Нематериальные активы Патенты, лицензии, торговые знаки, знаки обслуживания, иные аналогичные права, интеллектуальная собственность. Организационные расходы. Деловая репутация организации
Основные средства Земельные участки и объекты природопользования Здания, машины, оборудование и другие основные средства Незавершенное строительство
Доходные вложения в материальные ценности Имущество для передачи в лизинг Имущество, предоставляемое по договору проката
Финансовые вложения Инвестиции в дочерние общества Инвестиции в зависимые общества Инвестиции в другие организации Займы, предоставляемые организациям на срок более 12 месяцев Прочие финансовые вложения

2. Оборотные активы

Запасы Сырье, материалы и аналогичные ценности Затраты в незавершенном производстве Готовая продукция, товары для перепродажи и товары отгруженные Расходы будущих периодов
Начисленный НДС на остаток имущества  
Дебиторская задолженность Покупатели и заказчики Векселя к получению Задолженность дочерних и зависимых обществ Задолженность участников (учредителей) о взносам в уставный капитал Авансы выданные Прочие дебиторы
Финансовые вложения Займы, предоставленные организациями на срок не менее 12 месяцев Прочие финансовые вложения
Денежные средства Расчетные счета Валютные счета Прочие денежные средства
БАЛАНС    

ПАССИВ

3. Капитал и резервы

Уставный капитал  
Добавочный капитал  
Резервный капитал Резервы, образованные в соответствии с законодательством Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами
Целевое финансирование  
Нераспределенная прибыль прошлых лет (отчетного года)  
Непокрытый убыток прошлых лет (отчетного года)  

4. Долгосрочные обязательства

Заемные средства и кредиты Кредиты, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты Займы, подлежащие погашению в течение 1 2 месяцев после отчетной даты
Прочие пассивы  

5.Краткосрочные обязательства

Заемные средства и кредиты Кредиты, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты Займы, подлежащие погашению в течение 1 2 месяцев после отчетной даты
Кредиторская задолженность Поставщики и подрядчики Векселя к уплате Задолженность перед дочерним и и зависимыми обществами Задолженность перед персоналом организации Задолженность перед бюджетом и социальными фондами Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов Авансы полученные Прочие кредиторы
Доходы будущих периодов  
Резервы предстоящих расходов и платежей  
БАЛАНС    

Равенство актива и пассива. По своей сущности бухгалтерский баланс является способом уравновешивания обеих совокупностей показателей о состоянии хозяйственных средств. Сумма актива равна сумме пассива Равенство итогов актива и пассива объясняется тем, что в нем средства организации отражаются в двух плоскостях: в активе - по видам и составу, размещение в пассиве – по источникам формирования средств организации и таким образом, всегда соблюдается равенство сумм левой и правой сторон баланса. Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой бухгалтерского баланса.

20. Виды балансов и их классификация.

Значимость учетной информации, представленной в балансе, определяется возможностью дать исчерпывающий анализ финансовой устойчивости организации на определенный период. Эта возможность возрастает с учетом четкого представления самой природы исследуемых балансов, познание которой раскрывает их классификация.

При рассмотрении бухгалтерских балансов в первую очередь следует классифицировать их на статические и динамические.                                                                     Статические балансы формируются на основе моментальных показателей, рассчитанных на определенную дату.                                                                                 Динамические балансы отражают данные об имуществе экономического субъекта и источниках его образования не только по моментальным показателям, но и в движении - в виде интервальных показателей (оборотов за отчетный период). Примерами динамического баланса могут служить шахматный оборотный баланс и оборотная ведомость.

1. По времени составления:

-вступительные- составляются на момент образования организации. Они определяют сумму ценностей, с которыми организация начинает свою деятельность

-текущие- оставляются периодически в течение всего времени существования организации:

а) начальный (входящий) - на начало года

б) промежуточный - квартальный

в) заключительный (исходящий) - на конец года

-санируемые- составляют в тех случаях, когда организация приближается к банкротству, оказывается закредитованнойили, когда организации – должники неплатежеспособны, или экономические условия повлияли на снижение темпов оборачиваемости оборотных средств. Организации в этих случаях могут объявить о банкротстве (ликвидируются) или договориться с кредиторами об отсрочке, которая может быть представлена только после анализа баланса. Для этого составляется санирующий баланс до окончания отчетного периода. этот баланс отличается от промежуточного, т. к. некоторые статьи подвергаются проверке и уценке, если будет установлено, что отраженные суммы не отвечают действительным.

-ликвидационные-составляются при ликвидации организации в течение всего периода ликвидации в виде: вступительного ликвидационного баланса, промежуточного ликвидационного баланса и заключительного ликвидационного баланса

-разделительныебалансы составляются в момент разделения организации на несколько новых более мелких или передача одной, или нескольких структурных единиц данной организации другой. В последнем случае баланс часто называют передаточным.

-объединительныебалансы составляются при объединении (слиянии) нескольких организаций в одну или при присоединении одной или нескольких структурных единиц к данной организации.

2. По источникам составления:

-инвентарные- составляются только на основании инвентаря (описи) средств и источников на существовавшей ранее имущественной основе или при изменении хозяйствующим субъектом своей формы. Например, превращение его из государственного в акционерное

-книжныйбаланс - составляется на основе только книжных записей - данных текущего бухгалтерского учета без предварительной проверки путем инвентаризации

-генеральныйбаланс составляют на основании учетных записей и данных инвентаризации, которая уточняет остатки средств и повышает тем самым реальность баланса.

3. По объему информации:

-единичные- отражают деятельность только одной организации. Составляются на основании текущего учета.

-сводныебалансы - получают путем механического сложения сумм, числящихся на статях нескольких единичных балансов

-консолидированныйбаланс составляет организация, если она имеет дочерние или зависимые общества. Баланс получают также путем механического сложения сумм, числящихся на статьях балансов дочерних (зависимых) обществ, но с корректировкой взаимозачетов (их исключение в целях повторного подсчета).

4. По характеру деятельности:

-основной- деятельности, соответствующей профилю организации, ее уставу

-неосновной- все прочие виды деятельности - (обслуживающие ЖКХ, производство) транспортное хозяйство, подсобное хозяйство

По формам собственности

- государственных организаций, акционерных обществ, общественных организаций, хозяйственного товарищества, совместных и т. д.

6. По объекту отражения:

-самостоятельныебалансы составляют организации, являющиеся юридическими лицами. Баланс включает в себя показатели отдельных балансов филиалов, подразделений, представительств, функционирующих внутри юридического лица

-отдельныебалансы составляют структурные подразделения организации. Под отдельным балансом понимается система показателей, формируемая подразделением организации и отражающая его имущественное и финансовое положение на отчетную дату для нужд управления организации

7. По способу очистки:

-баланс-брутто- это баланс, включающий регулирующие статьи (амортизацию основных средств, нематериальных активов, оценочных резервов)

-баланс-нетто- это баланс, из которого исключены регулирующие статьи Исключение из баланса регулирующих статей называется «очисткой».

8. По содержанию:

-пробныйбаланс исторически был первым, представляющим собой опись дебетовых и кредитовых оборотов. Равенство их итогов подтверждало правильность разности фактов хозяйственной жизни по счетам бухгалтерского учета

-оборотныйбаланс, именуемый в настоящее время оборотной ведомостью; позволяет выявить равенство оборотов и конечных остатков

-сальдовыйбаланс - остатки по счетам (дебетовые и кредитовые) и их равенство

9. По времени составления:

-провизорныйбаланс предполагает расчет баланса в конце месяца. Например, 28 марта необходимо получить баланс на 1ое апреля. Для этого используются учетные данные с 1го по 28ое марта, а за 29, 30, 31ое марта исчисляются ожидаемые данные. Такой баланс позволяет сделать его инструментом управления хозяйственными процессами

-перспективныйбаланс составляется на будущие периоды, показатели которого исчисляются статистическими методами или экспертным путем. Однако он не всегда соответствует потенциальным возможностям организации

-директивныйбаланс составляется на основе перспективного баланса, который может показать оптимальную структуру использования ресурсов организации.

10. По формату:

-двусторонний- актив слева, пассив справа (может быть наоборот)

-односторонний- актив сверху, пассив под активом (возможен обратный порядок)

-разделенный- по центру находится название статей (в порядке счетов, приведенных в плане счетов), а слева и справа от них указываются числовые значения актива и пассива

-сдвоенный- слева приводится название статей, а справа в двух колонках, перечисляются суммы, относящиеся к активу (первая колонка) и пассиву (вторая колонка

-шахматный- матрица, по срокам которой перечисляются статьи актива, а по столбцам - статьи пассива (возможен обратный порядок).

 

21. Влияние хозяйственных операций на бухгалтерский баланс.

При осуществлении хозяйственной жизни в составе хозяйственных средств иих источников, следовательно, в активе и пассиве бухгалтерского баланса происходят изменения, вызываемые непрерывно возобновляемыми хозяйственными процессами. Эти процессы распадаются на отдельные хозяйственные операции. Хозяйственные операции изменяют как величину статей актива баланса, так и статей пассива или тех и других одновременно. При этом изменения могут быть как в сторону увеличения, так и уменьшения. При этом валюта баланса может оставаться без изменения или увеличиваться, или уменьшаться. Перечень изменений баланса под влиянием хозяйственных операций сводится к четырем типам изменений.   

                                  

Типы изменений

Тип изменений Актив (А) Пассив (П) Сумма изменений (С)
I Активный Увеличение одной статьи актива баланса, уменьшение другой на одну и ту же сумму А + С-С = П(1) Не изменяется Валюта баланса остается без изменения
II Пассивный Не изменяется А - П + С - С (2) Увеличение одной статьи пассива баланса, уменьшение другой на одну и ту же сумму Валюта баланса остается без изменения
III Активно-пассивный в сторону увеличения Увеличение одной статьи актива баланса А + С = П + С(3) Увеличение одной статьи пассива баланса Валюта баланса увеличивается на одну и ту же сумму
IV Активно-пассивный в сторону уменьшения Уменьшение одной статьи актива баланса А - С = П - С (4) Уменьшение одной статьи пассива баланса Валюта баланса уменьшается на одну и ту же сумму

Уравнения (1) и (2) не меняет итог баланса, и называются пермутациями. Уравнения (3) и (4) меняют итог баланса и называются модификациями.

Все типы изменений, происходящие под влиянием хозяйственных операций, не нарушают равенства итогов актива и пассива баланса.                                                       Первый тип характеризуется изменением статей актива при неизменной валюте баланса (плюс актив и минус актив на одинаковую сумму). К таким операциям относятся все факты использования материальных запасов в процессе производства; выпуска готовой продукции; ее отгрузки; погашения дебиторской задолженности; получения денежных средств с расчетного счета в кассу организации для выдачи заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности, командировочных и хозяйственных расходов и т.п.

Пример. Для выдачи заработной платы персоналу организации с расчетного счета в кассу поступили наличные деньги в сумме 28 000 тыс. р. При проведении этой операции будут затронуты две статьи актива баланса – «Расчетный счет» и «Касса». По счету «Касса» сумма увеличивается, а по счету «Расчетный счет» уменьшается на равную величину. В результате хозяйственной операции будет сделана запись:

Дтсч. «Касса» – 28 000 тыс. р.
Ктсч. «Расчетный счет» – 28 000 тыс. р.   

Второй тип характеризуется изменением статей пассива при неизменной валюте баланса (плюс пассив и минус пассив на равную сумму). Ко второму типу относятся операции по удержанию налога на доходы с физических лиц; зачисление средств прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, в резервный капитал и т.п.

Пример. На основании протокола собрания учредителей часть чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении организации в сумме 4000 тыс. р., направляется на увеличение резервного капитала. Согласно этой операции, затрагиваются две статьи пассива в третьем разделе баланса – «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» в сторону уменьшения и «Резервный капитал» в сторону увеличения.

В результате проводка будет иметь следующий вид:

Дтсч. «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» – 4000 тыс. р.
Ктсч. «Резервный капитал» – 4000 тыс. р.

Таким образом, хозяйственные операции первого и второго типов не изменяют валюту баланса, так как изменения происходят либо внутри актива, либо внутри пассива.

Третий тип вызывает изменения в статьях актива и пассива в сторону увеличения при равенстве валюты баланса (плюс актив и плюс пассив на одинаковую сумму). К таким операциям относятся начисление заработной платы и премий, отчислений на социальное страхование и обеспечение; платежей по налогам и сборам; расчеты с поставщиками и подрядчиками; начисление амортизации по основным средствам, нематериальным активам и т.п.

Пример. От поставщиков получены и оприходованы на склад организации материалы на сумму 20 000 тыс. р., в результате увеличились статьи актива баланса «Материалы» и пассива баланса «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; валюта баланса также увеличилась на эту сумму. Бухгалтерская проводка будет иметь вид:

Дтсч. «Материалы» – 20 000 тыс. р.
Ктсч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 20 000 тыс. р.

Четвертый тип вызывает изменения в статьях актива и пассива в сторону уменьшения при равенстве валюты баланса (минус актив и минус пассив на равную сумму). К этому типу операций относятся оплата всех видов кредиторской задолженности (работникам организации, государственным органам социального страхования и обеспечения, бюджету, поставщикам, акционерам, арендодателям).

Пример. Выдана из кассы заработная плата персоналу организации в сумме 28 000 тыс. р. В результате этой хозяйственной операции статья актива баланса «Касса» и статья баланса «Расчеты с персоналом по оплате труда» уменьшаются. Валюта баланса также уменьшится на сумму хозяйственной операции. По счетам будут осуществлены следующим записи:

Дтсч. «Расчеты с персоналом по оплате труда» – 28 000 тыс. р.
Ктсч. «Касса» – 28 000 тыс. р.

Таким образом, хозяйственные операции третьего и четвертого типов изменяют одновременно и имущество организации, и источники его формирования (актив и пассив баланса), а также и валюту баланса.

 

22. Капитальное (основное) уравнение.

Мировая практика бухгалтерской работы показала важность теоретических разработок в области балансовых обобщений в виде основного балансового уравнения (капитального уравнения баланса).

Основное балансовое уравнение. Основное балансовое уравнение связано с балансом.

Если обозначим:

А - актив баланса (средства организации);

К - капитал организации;

О - обязательства организации;

П - пассив баланса (источники средств),

то балансовое уравнение выглядит: А = К + О = П

Это уравнение, в котором сумма составных частей актива (имущества) приравнивается к их юридическим источникам образования, называют бухгалтерским (имущественным) балансом.

С точки зрения логики взаимосвязь А = П означает, что:

1. Всякое изменение капитала и обязательств (П) должно исходить из увеличения или уменьшения составных частей актива (имущества).

2. Никакое изменение капитала и обязательств (П) не может иметь место, если изменение частей актива (имущества) состоит лишь в перемещении ценностей, т.е. в простой меновой сделке, например, при получении денежных средств с расчетного счета в кассу или наоборот.

3. Всякое изменение стоимости частей актива (имущества), которое не компенсируется другим изменением, должно вызывать увеличение или уменьшение пассива баланса (П).

4. Обе стороны уравнения всегда должны находится в состоянии равновесия, т.е. баланса.

5. Изменение части капитала организаций (К) прямо противоположно изменению чужого капитала, т.е. внешних обязательств организации (О).

Основное уравнение бухгалтерского учета можно представить в форме, отражающей остаточный принцип в отношении капитала: А - О = К

Отсюда в бухгалтерском учете появляется понятие имущества, освобожденного (очищенного) от долговых обязательств (А - О).

Такое имущество называют чистыми активами (чистым имуществом).

 

23. Статические и динамические балансы.

В теории бухгалтерского учета используют различные подходы к классификации бухгалтерских балансов по их видам. В зависимости от продолжительности периодов, за которые отражены данные в бухгалтерском балансе, все бухгалтерские балансы делятся на две группы: статические и динамические.

Статические балансы составляют на какую-либо дату или при наступлении какого-либо события. В статических балансах бухгалтерскую информацию показывают на заранее установленную или определенную дату, и, следовательно, в таких балансах отражается состояние активов и обязательств организации не в динамике, а как результат деятельности организации за какой-либо период.

К статическим балансам относятся:

Отчетные балансы, составляемые по унифицированным формам. В их число входят годовые и промежуточные (квартальные) балансы. Это наиболее распространённый вид статического баланса.

Сводные и отдельные балансы, которые составляют и представляют в рамках группы взаимосвязанные организации или организации, имеющие филиалы и представительства, дочерние и зависимые общества. Данный вид балансов в определенной степени относится к отчетным, так как сводная бухгалтерская отчетность представляется в порядке и в сроки, установленные для обычной бухгалтерской отчетности. Сводная отчетность составляется и представляется головной организацией. Разновидность сводного баланса - сводно-консолидированный баланс.

Реорганизационные балансы– балансы, составляемые в связи с реорганизацией хозяйственных обществ и товариществ. Разновидностями этого вида балансов являются:

- объединительные балансы, в которых аккумулируется информация о деятельности обществ или товариществ, прошедших реорганизацию в форме объединения;

- разделительные балансы, которые представляют собой два или более балансов, составленных на основе разделения обществ или товариществ, или выделения одних обществ и товариществ из других.

Данные объединительных балансов представляют собой арифметическую сумму данных балансов объединяемых организаций по соответствующим группам имущества и обязательств. Сумма данных по строкам разделительных балансов, как правило, соответствует данным баланса реорганизуемой организации по соответствующим строкам.

Реорганизационные балансы составляют по формам, установленным для отчетных балансов. Разница состоит в причинах и периоде, за который составляются балансы. Необходимость составления реорганизационного баланса обусловлена не требованием законодательных и нормативных документов, а решением общего собрания хозяйственного общества или товарищества (или иного органа, уполномоченного принимать соответствующие решения).

Вступительные балансы, составляются на дату создания организации. Они фиксируют данные о составе и стоимости имущества, а также о состоянии расчетов с учредителями на момент создания организации. Для обществ и товариществ, создаваемых в процессе реорганизации организаций, вступительным балансом является разделительный баланс. Вступительный баланс закрепляет первоначальное финансовое состояние вновь созданной организации. Это не исключает использования данных вступительного баланса для анализаи оценки его показателей в сравнении с данными отчетных балансов, формируемых по истечении очередного отчетного периода.

Динамические балансыпредназначены для отражения изменений показателей в деятельности организации за какой-либо период. Большая часть динамических балансов предназначена для оперативного управления производственной или иной экономической деятельностью организации. Примерами таких балансов являются оборотные ведомости или шахматные оборотные балансы. Информация в таких балансах обобщается ежемесячно. Такой период существенно короче, чем отчётный период для формирования промежуточной отчётности, и поэтому ежемесячное составление балансов может дать более полную и оперативную информацию о движении активов организации и изменениях в состоянии расчётов. Основная цель составления динамических балансов - обеспечение руководства организации информацией для принятия управленческих решений.

К динамическим балансам относятся следующие виды балансов:

Реформационные балансы.Они составляются в конце отчетного года с целью проанализировать реформацию данных об имущественном состоянии организации и её финансовых результатах. При этом некоторые счета бухгалтерского учета подлежат закрытию и по состоянию на начало следующего отчетного периода вступительного остатка не имеют. В процессе реформации баланса составляют как минимум два баланса: до и после реформации.

Ликвидационные балансы составляются в процессе процедуры ликвидации организации. Необходимость составления нескольких последовательных балансов в данном случае обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, на первоначальном этапе необходимо оценить состояние активов и обязательств организации и определить наиболее вероятную величину стоимости активов, которые в процессе ликвидации могут быть переданы кредиторам и участникам организации. Во-вторых, при распределении имущества ликвидируемой организации учитывается очередность погашения обязательств, установленная гражданским законодательством; кроме того, участники организации получают право на свою часть активов только после того, когда удовлетворены требования кредиторов. Таким образом, в процессе ликвидации должно быть сформировано как минимум три баланса: первый – после принятия решения о ликвидации и начале проведения соответствующих процедур, второй – после удовлетворения требований кредиторов и третий – по завершении процедуры ликвидации.

Санируемые балансы составляются в тех случаях, когда финансовые показатели организации свидетельствуют о высокой вероятности наступления банкротства. Первый санируемый баланс составляется, как правило, независимым аудитором или финансовым аналитиком. Последующие санируемые балансы формируют после реализации отдельных мероприятий (или групп мероприятий), направленных на улучшение финансовых показателей и уменьшение риска банкротства.

Рабочие балансы составляют по произвольным формам и используют, чтобы оперативно отслеживать динамику данных о различных сторонах производственной, торговой или управленческой деятельности. К числу таких балансов относятся оборотные балансы и оборотные ведомости, которые могут составляться по всему перечню имущества и обязательств или по отдельным видам взаимосвязанных активов или пассивов.

24. Первичное наблюдение.                                                                                        Первичное наблюдение– это один из важнейших методов бухгалтерского учета. Его цель состоит из подтверждения действительных фактов изменения объектов бухгалтерского учета. Выделяют 2 специфических приема первичного наблюдения: документация и инвентаризация.                                                                                                 Документация- оформление экономического (хозяйственной операции) события документом.Документ- письменное свидетельство с заполнением необходимых реквизитов, придающих ему доказательную юридическую силу. Любой документ должен содержать ряд показателей. Показатели в документе принято называть реквизитом.Реквизит- единая неделимая, строго оговоренная часть документа (наим. док-та, дата составления и др.).                                                                                     Документация используется для отражения результатов первичного наблюдения. Она предполагает фиксацию данных об изменениях средств и их источников. Однако на практике могут быть ошибки не только в оформлении документов, но и недокументированные изменения, поэтому наряду с документацией используется инвентаризация, которая предполагает проверку наличия объектов учета с целью установления фактического наличия активов и пассивов данным бухгалтерского учета.

25. Понятие о бухгалтерских документах, их роль и значение.

Бухгалтерский учет базируется на всей информации об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях организации, и поэтому он является сплошным и непрерывным. Такое системное наблюдение может быть осуществлено только путем регистрации, т.е. путем документации (документирования).

Документация – это первичная регистрация фактов хозяйственной жизни с помощью документов и в местах их совершения. Документация, таким образом, является одной из основных методических приемов бухгалтерского учета. Она является как формой и способом отражения сведений о фактах хозяйственной жизни, так и средством обоснования учетных записей, и источником составления свидетельств (доказательств) для решения различных экономических и правовых вопросов.

Таким образом, обязательным условием отражения фактов хозяйственной жизни в системном бухгалтерском учете является оформление их первичными документами, обладающими определенными характеристиками и отвечающими соответствующим требованиям, предъявляемым к ним (они должны быть достоверными, ясными, объективными и др.).

Документ – это оформление в установленном порядке свидетельства о существовании, совершении в настоящем или будущем факта хозяйственной жизни или письменное доказательство факта. Ни один факт хозяйственной жизни не может быть отражена в бухгалтерском учете на счетах без подтверждения ее соответствующими документами. Нет документа в учете и контроле означает, что нет хозяйственной операции (то есть трансформации факта), нет (не может быть) записей на счетах бухгалтерского учета.

Документы являются основой построения всей системы бухгалтерского учета. Поэтому качество всего бухгалтерского учета в организациях в

значительной мере зависит от качества первичных документов.

Таким образом, носителями первичной исходной информации бухгалтерского учета являются документы. Они составляются на местах и в определенное время свершения хозяйственных операций. В них отражаются или распоряжения на совершение хозяйственных операций, или факт их совершения, или то и другое. Этот процесс в бухгалтерском учете называется документированием хозяйственных операций.

Документы в системе бухгалтерского учета имеют важное практическое, юридическое, контрольно-аналитическое, организационно-управленческое и экономическое значение.

Практическое значение документов в оперативно-хозяйственной деятельности заключается в том, что в них правильно и своевременно регистрируются все распорядительные и исполнительные действия, например, отпуск материальных ценностей со склада в производство, выплата из кассы наличных денег, акцептование счетов поставщиков и перечисление денежных средств с расчетных счетов и др. Документы служат доказательством, подтверждающим поступление и расходование ценностей. Они подтверждают достоверность и обоснованность данных счетов бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, помогают выявлять возможные ошибки в бухгалтерских записях.

Юридическое значение документов заключается в том, что они обеспечивают доказательное обоснование показателей бухгалтерского учета и отчетности, устанавливают ответственность исполнителей за произведенные хозяйственные операции. Документы или данные документов используются в качестве получения аудиторских доказательств для составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта, а также в качестве свидетельств при разрешении хозяйственных и судебных споров, возникающих между организациями или между организацией и органами налогового контроля за налоговые правонарушения и др. Судебные органы и арбитраж признают за документами юридическую силу письменного свидетельства в том случае, когда они составлены своевременно и оформлены надлежащим образом.

Контрольно-аналитическое значение документов заключается в том, что они служат источником контрольных данных при осуществлении внутрихозяйственного контроля за движением имущества с целью установления законности и экономической целесообразности хозяйственных операций. Кроме того, документы являются источником получения аудиторских доказательств для внешних аудиторов при проведении ими как обязательных аудиторских проверок, так и инициативных с целью обоснованного решения целей и задач аудита, обусловленных предметом договора между экономическим субъектом и аудиторской организацией. Документы служат также основанием проведения и источником информации контроля и ревизии, судебно-бухгалтерской экспертизы по определению суда или следственных органов.

Документы имеют важное значение для анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности с целью выявления причин и виновников недостач, потерь материальных и денежных средств, непроизводительных (холостых) расходов, а также выявления внутренних неиспользованных (скрытых) резервов и их мобилизации в производство.

В процессе оформления и обработки документов осуществляется самоконтроль за соблюдением расчетно-платежной и кредитной дисциплины, за экономным и рациональным расходованием материальных и трудовых ресурсов в первичных подразделениях организации.

Организационно-управленческое значение документов заключается в том, что они являются основным поставщиком оперативной информации для принятия организационных и управленческих решений для регулирования технологических процессов и др. с целью повышения эффективности производств. Путем системного использования информации, носителем которой являются бухгалтерские документы, на всех иерархических уровнях управления в организации можно добиваться взаимодействия всех функций управления (учета, планирования, прогнозирования, контроля, анализа, регулирования) и всех систем хозяйственного механизма для достижения намеченных экономических показателей и получения максимума прибыли от данной деятельности.

Экономическое значение документов заключается также в том, что они играют важную роль в укреплении хозяйственного расчета в организации и в ее отдельных центрах ответственности, базирующегося на принципах самоконтроля, самоокупаемости и самофинансирования. Данные первичных документов используются для определения важных экономических и производственных показателей, например, производительности труда, фондоотдачи, материалоотдачи и др. по отдельным видам производства продукции.

Первичный учет - это непрерывное наблюдение (путем документирования) за объектами наблюдения и регистрация сообщений о фактах, связанных с ними, с целью осмысления и познания их содержания. Первичная учетная информация является содержанием первичного учетного документа, оформленного в процессе первичного учета (наблюдения). Первичный учет отдельные специалисты называют «системой первичного учета», что является не совсем обоснованным. Первичный учет представляет собой одну из стадий процесса бухгалтерского учета. Системой же можно считать совокупность документов, взаимосвязанных по признакам происхождения, назначения, вида, сферы деятельности, единых требований по их оформлению.

 

26. Организация документооборота на предприятии.

Документооборот – это движение документов на предприятии с момента их создания или получения до завершения их исполнения и передачи в архив.                                          Организация входящих потоков документов

Это документация, которая создается в других организациях и учреждениях и поступает на предприятие в бумажном или электронном виде: письма, претензии, коммерческие предложения, счета на оплату, акты и тому подобное. В их отношении для эффективного делопроизводства и документооборота необходимо обеспечить:










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 578.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...