Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

О 12 статьях против староверов




Двенадцать статей царевны Софьи против защитников старой православной веры.

 

 

"Двенадцать статей царевны Софьи" против защитников старой православной веры. Закон Московского государства, изданный 7 апреля ст. ст. (20 апреля н. ст.) 1685 г. В книге «Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицией императорской Академии наук (1645-1700)». Т. 4 СПб. 1836. № 284. С. 419-422. этот документ идет под названием «Указанные статьи о раскольниках». В народе он получил известность как «Двенадцать статей царевны Софьи».

Предыстория документа

В середине XVII в. царь Алексей Михайлович Романов и расколопатриарх Никон начали Церковную «реформу», в результате которой, все исконное православие принятое святым князем Киевским Владимиром и те кто остался верен отеческой старой православной верераскольничьим Московским собором 1666-1667 гг.были провозглашены еретиками и преданы анафеме. Насильственный перевод всего населения на новый обряд, и создание новой еретической веры, привели русское общество к духовному расколу единого народа. Более того, старообрядцы тайно сохраняли отеческое благочестие святой Руси, организовывали молитвенные собрания верных старой православной вере, строили часовни, скиты, церкви, монастыри и создавали вокруг них многочисленные поселения. Ни церковные прещения, ни заключения в темницы не привели к уничтожению истинной православной веры. Кроме того, старообрядцы стойко стояли за веру своих благочестивых предков. Вели непрерывную проповедь среди населения, исповедуя верность древлеправославию, тем самым показывая обман и ложность никонианской реформы.

 

В 1681-1682 гг. Московский поместный собор никонианской церкви от лица никонианскихархиереев, во главе с патриархом Иоакимом, попросил царя применить гражданские суды для наказания истинных христиан. По мнению никонианствующего патриарха, законы были недостаточно суровы, надо было ввести казнь за старую православную христианскую веру, что и было сделано в 1685 г. — введены пытки за инакомыслие и смертная казнь — сожжение живых людей в срубах. В соответствии с решением никонианского Московского собора 1681-1682 гг. розыском старообрядцев занимались воеводы вместе с местными архиереями, они посылали служилых людей, чтобы приводить древлеправославных христиан в суды, где тех затем пытали и сжигали живыми в срубах.

О 12 статьях против староверов

Великие Государи Цари и Великие Князья Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя Pocии самодержцы, и сестра их Великая Государыня благоверная Царевна София Алексеевна, «указали» и «бояре приговорили», тех кто остался верен отеческой старой православной вере к жестоким наказаниям, начиная от смертной казни в виде сожжения живых людей в срубе (для тех, кто не отказывался от своих убеждений) до пыток, заточения в монастыри, битья батогами, лишения имущества.

По указу от 7 апреля 1685 г. состоящему из «12 статей» были казнены десятки тысяч старообрядцев.

«Двенадцать статей» 1685 г. – беспримерный по своей жестокости закон. Согласно ему, те кто «покорения святой церкви не принесут,... пытать,… жечь в срубе и пепел развеять». Если же они принесут покаяние, то отсылать под строгий надзор в монастыри, откуда не выпускать до самой смерти.

Открыто критикующие церковные реформы, «производящие в народе соблазн», если не покоряться «жечь в срубе». Под пытками раскаявшихся, но потом вновь вернувшихся к старой вере «казнить той же смертию».

Оговоренных в «расколе» пытать на дыбе, а тех, чья вина будет доказана, наказывать кнутом и ссылать.

Если кто из христиан перекрещивал крещеных в новой церкви то их «казнить смертию».

Если кто-то из перекрещивающих раскается, то разрешается исповедать, причастить его а затем все-таки «казнить тою же смертию без всякого милосердия».

 

Крещеных в старой православной вере «если остануться упорными, казнить смертию».

Если кто тайно будет содержать старую веру, того бить кнутом и ссылать в отдаленные места.

Бить кнутом и батогами даже тех, кто окажет хотя какую-нибудь милость древлеправославным христианам: дадут им или поесть, или только испить воды.

Ссылать и бить кнутом и таких людей, у которых староверы только приютились.

«У расколщиков, у кого объявятся дворы, и поместья, и вотчины, и лавки, и иные промыслы и заводы, также и по расколщиках у порутчиков,..» по закону все имущество казненных и сосланных старообрядцев передавалось в царскую казну.

«Двенадцать статей» были составлены при непосредственном участии никонианского Патриарха Иоакима, что позволило историку Ключевскому утверждать: «Усиление карательных мер против старообрядцев нельзя ставить целиком на счет правительства царевны Софьи; то было профессиональное занятие церковных властей, в котором государственному управлению приходилось обыкновенно служить лишь карательным орудием».

 

«Двенадцать статей» царевны Софьи и ее братьев представляли собой заимствования из западных латинских инквизиционных актов, которые внедрялись на Русской земле впервые.

Историк Лев Николаевич Гумилёв называет «Двенадцать статей» одним из самых безжалостных узаконении в русской карательной практике. Он отмечает, что в этом же году Людовик XIV отменил Нантский эдикт о веротерпимости. Историк считает, что в обоих случаях роль подстрекателей выполнили иезуиты [1].

Сергей Александрович Зеньковский считал, что «…двенадцать подробных статей, изданные правительством царевны Софьи и, несомненно, рекомендованые патриархом Иоакимом» [2], привел к массовому бегству старообрядцев из Москвы, Подмосковья и крупных городов, находившихся под строгим контролем. Это привело в конечном итоге к опустению старообрядческой Москвы и переселению старообрядцев в леса, в Поморье, на Керженец, в степи на Дон, в Стародубье, за границу — в Польшу [2]..

Историк Федор Евфимьевич Мельников пишет об этом законе:

«Эти действительно драконовски-немилосердные статьи и их садистское исполнение навели ужас на всю русскую страну. Правительство беспощадно преследовало людей старой веры: повсюду пылали срубы и костры, сжигались сотнями и тысячами невинные жертвы — измученные христиане, вырезали людям старой веры языки за проповедь и просто за исповедание этой веры, рубили им головы, ломали ребра клещами, закапывали живыми в землю по шею, колесовали, четвертовали, выматывали жилы... Тюрьмы, ссыльные монастыри, подземелья и другие каторжные места были переполнены несчастными страдальцами за святую веру древлеправославную. Духовенство и гражданское правительство с дьявольской жестокостью истребляло своих же родных братьев — русских людей — за их верность заветам и преданиям святой Руси и Христовой Церкви. Никому не было пощады: убивали не только мужчин, но и женщин, и даже детей» [3].

 

Писатель и общественный деятель Александр Исаевич Солженицын в послании Третьему Собору Зарубежной Русской Церкви в 1974 г. писал о репрессиях против старообрядцев:

«Я осмелюсь остановить внимание собравшихся еще на другом — дальнем, трехсотлетнем грехе нашей Русской Церкви, я осмеливаюсь полнозвучно повторить это слово — грехе, еще чтоб избегнуть употребить более тяжкое, — грехе, в котором Церковь наша — и весь православный народ! — никогда не раскаялись, а, значит, грехе, тяготевшем над нами в 17-м году, тяготеющем поныне и, по пониманию нашей веры, могущим быть причиною кары Божьей над нами, неизбытой причиною постигших нас бед.

Я имею в виду, конечно, русскую инквизицию: потеснение и разгром устоявшегося древнего благочестия, угнетение и расправу над 12-ю миллионами наших братьев, единоверцев и соотечественников, жестокие пытки для них, вырывание языков, клещи, дыбы, огонь и смерть, лишение храмов, изгнание за тысячи верст и далеко на чужбину — их, никогда не взбунтовавшихся, никогда не поднявших в ответ оружия, стойких, верных древлеправославных христиан, их, кого я не только не назову раскольниками, но даже и старообрядцами остерегусь, ибо и мы, остальные, тотчас выставимся тогда всего лишь новообрядцами» [4].

Чудовищные пытки и мучения вынуждали некоторых христиан отрекаться от святой Христовой веры, что приводило к погибели душевной. Ревностное и беспощадное исполнение церковными и царскими властями кровожадных статей царевны Софьи привело к тому, что во многих местах, где ожидались мучители-никониане с солдатами, христиане заранее обкладывали соломой, обмазывали смолой свои избы, часовни и церкви. Чтобы спастись от нечеловеческих мучений и не предать Бога, при появлении никониан, староверы вынуждены были сжигать себя сами.

Примечания

1. Гумилёв Л. Н. От Руси до России. Москва. Изд. Директ-Медиа. 2010.

2. Зеньковский С. А. Русское Старообрядчество. Москва. 1995. С. 412-413.

3. Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. Барнаул. 1999. С. 112.

4.Солженицын А.И. Из послания Третьему Собору Зарубежной Русской Церкви. 1974.

С.П. Петров.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 260.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...