Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЭТНОМЕТОДОЛОГИИ ГАРОЛЬДА ГАРФИНКЕЛЯ




Содержание

Введение………………………………………………………………………..... 3
1. Биографическая справка основателя этнометодологии……………...... 5
2. Основные идеи этнометодологии Гарольда Гарфинкеля.…..………..... 7
Выводы………………………………………………………………………….. 14
Список литературы……………………………………………………………. 15

Введение

Актуальность работы. Сфера существования человека, а именно то, чем человек живет и как действует в повседневной жизни, интересовала социологов еще с середины ХХ века. Исследования в данной области привели к формированию нового самостоятельного направления в социологии, которое называется социологией повседневности. Развитие данного направления повлекло за собой возникновение этнометодологии, основоположником которого является американский социолог Гарольд Гарфинкель.

Этнометодология изучает методы организации практической повседневной деятельности, характерные для определенного культурного социума. Этнометодологи исследуют то, как люди на основе знания здравого смысла, порой сами, не осознавая того, используют конкретные методы взаимодействия друг с другом, исходя из общепринятых в их культуре моделей поведения. Изучение этнометодологии позволяет понять человека, его поведение в определенного рода ситуациях.

Актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью изучения обыденных действий, бессознательного использования индивидами методов осмысления процесса взаимодействия.

В настоящее время этнометодология находит последователей по всему миру. Появляются новые направления этнометодологии, такие как анализ разговоров (Чарльз Гудвин, Стивен Клейман), исследование социальных институтов (анализ переговоров руководителей (Андерсон, Хьюз)), анализ собеседований при приеме на работу (Баттон).

В России ее изучением занимаются социологи: Ионин Л.Г.(рассматривает развитие этнометодологии), Давыдова И.В. (влияние идей Т. Парсонса и А. Шюца на позицию Г. Гарфинкеля).

Объект изучения- социология повседневности.

Предмет - проблема межличностного отношения.

Целью работы является -  анализ этнометодологии Г. Гарфинкеля.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

¾ изучить биографию основателя направления;

¾ проанализировать основные положения концепции Г. Гарфинкеля.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, синтез, обобщение.

 

 1. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА ОСНОВАТЕЛЯ ЭТНОМЕТОДОЛОГИИ

Гарольд Гарфинкель родился в Ньюарке, Нью-Джерси 29 октября 1917 году в семьееврейских эмигрантов из России. Его отец, Абрам Гарфинкель, был мебельщиком, бизнесмен, занимавшийся продажей домашней утвари семьям иммигрантов. В семье говорили только на идише и по воспоминаниям Гарфинкеля английскому языку он выучился уже в подростковом возрасте.

Отец очень хотел, чтобы сын продолжил его дело и настаивал на постоянном участии Гарольда в своей работе.Отец настаивал на том, чтобы сын включился в торговлю и продолжил его дело. Юный Гарфинкель действительно начал помогать отцу, но параллельно стал учиться в экономическом колледже.

Так получилось, что многие из его учителей только что окончили Колумбийский университет. У них не было практического опыта, но они были сильны в социальных теориях и сумели привить Гарольду интерес к социологии и социальным теориям, он начал посещать занятия по социологии, предназначенных для будущих специалистов в области социальных наук.

По окончании колледжа в 1935 году Гарольд поступает в университет Северной Каролины, где занимается изучением социологии, причем особенно интересна ему теоретическая социология. Гарфинкель защитил магистерскую диссертацию в Университете Северной Каролины в 1942.

В 1942 году Гарфинкель был призван в армию США.Там он занимался подготовкой к танковым сражениям. Но реальных танков на учении задействовано не было - одни муляжи. В этих условиях приходилось вести «борьбу» с представляемой техникой противника. Возможно, здесь впервые на основе уже полученных знаний по социальным наукам и сформировавшегосясоциологического воображения Гарфинкель обратил особое внимание на роль здравого смысла в конкретных методах действий военнослужащих в повседневной армейской жизни, на специфику не осознаваемых своими коллегами моделей взаимодействия.

Между 1946 и 1952 Гарфинкель обучался на кафедре социальных отношений в Гарварде под руководством Т. Парсонса. Однако в то время как Парсонс подчеркивал важность абстрактных теоретических исследований, Гарфинкель больше тяготел к эмпирическим исследованиям, особенно социальным взаимодействиям, которые не осознаются самими участниками. Его интерес подогревался ещё и участием Гарфинкеля в двухгодичном исследовании лидерства в замкнутых пространствах – самолетах и подводных лодках. В 1952 году Гарфинкель защитил докторскую диссертацию в Гарварде. С 1954 по 1987 Гарфинкель являлся профессором Калифорнийского университета. Ушел в отставку в 1987 году.

В 1967 году Гарфинкель опубликовал работу «Исследования по этнометодологии», в которой учитывались новейшие взгляды на развитие социальных систем, связанные с возможным разрушением традиционной рациональности и как следствие – «моральными эффектами» от нарушений стабильных общественных элементов (верований, ценностей, норм).

В своем главном труде н изложил главные этнометодологические концепции. Формированию этих этнометодологических концепций и оформлению этнометодологии как самостоятельного направления в социологии послужило объединение идей Толкотта Парсонса и Альфреда Шюца.Гарфинкель занимается анализом методов, используемых людьми в повседневной жизни для описания и осмысления своей деятельности.

В 1995 году был награждён Американской Социологической Ассоциацией за вклад в развитие социологии.

Стал почетным доктором Ноттингемского Университета в 1996 году.

Официально вышел на пенсию в 1987 году, но оставался заслуженным профессором.

Супругу Гарфинкеля звали Арлин Штейнбак, с которой он познакомился в Гульфпорте, Миссисипи уже после войны и прожил с ней в браке всю свою жизнь.

Умер в Лос-Анджелесе 21-го апреля 2011 года.

 

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЭТНОМЕТОДОЛОГИИ ГАРОЛЬДА ГАРФИНКЕЛЯ

Само название «этнометодология» происходит от слов «этнос» (люди, народ) и методология (наука о правилах, методах) и обозначает «науку, исследующую правила повседневной жизни людей». В этнометодологии речь идет прежде всего не о методах самой науки, а о методах описания и конструирования социальной реальности, которые используются людьми в их повседневной обыденности.

Этнометодология - это изучение методов, которыми люди создают социальный порядок. Это также образ мышления, основанный на изучении принятых на веру и само собой разумеющихся правил повседневного поведения людей. Эти правила определяют, когда и что уместно сказать, где промолчать и т.д.

Этнометодологию иногда называют теорией «социального познания» способов, с помощью которых люди приходят к согласованному поведению.

Гарфинкель различает два уровня социального познания - повседневный опыт и социологическую теорию. Научное знание рассматривается Гарфинкелем как производное от повседневного опыта.

Смысл этой концепции состоит в превращении методов этнографии и социальной антропологии в общую методологию социологических исследований. Речь идет об использовании методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.

Для исследования этнометодологии Гарольд Гарфинкель со своими студентами использовал различные методы и проводил необычные эксперименты, чтобы выявить закономерности в поведении людей.

Одним из методов, которым пользовались социолог и его студенты, был документальныйметод интерпретации. Документальный метод интерпретации - это метод интерпретации событий, заключающейся в поиске шаблонной модели действия в определенной ситуации за счет многообразия проявлений этой ситуации в повседневной жизни. Для того чтобы наглядно показать этот метод в действии, Гарфинкель со своими студентами провел эксперимент. Суть этого эксперимента заключалась в том, что были набраны десять студентов, которым сказали, что в одном отделении психиатрии проводиться исследование по изучению альтернативных психотерапии средств. Каждого из студентов посещал экспериментатор, с которым студенты обсуждали сначала ряд важных, для студента, вопросов, а потом испытуемые должны были задать вопросы так, чтобы экспериментатор мог на них ответить либо «да» либо «нет». Испытуемые задавали вопросы и получали ответ по внутренней связи, а потом записывали на диктофон свои впечатления, при этом экспериментатор не слышал их комментариев. И так каждый студент получил и задал по десять вопросов и ответов.

После проведения этого эксперимента Гарфинкель пришел к тому, что значение документального метода очень велико. Он писал о значении документального метода интерпретации в опросах, когда исследователю необходимо решить, что имел ввиду отвечающий. Также значение документального метода проявляется в написании журнального отчета, когда исследователю нужно, во-первых, конспектировать увиденное событие, а, во-вторых, нужно его конспектировать так, чтобы описываемое событие было тождественным наблюдаемому событию (т.е. чтобы сообщенное наблюдение являлось буквальным примером имевшегося в виду события).

 

В исследовании привычных оснований повседневных действий, то есть в исследовании поведения людей, которые происходят с человеком каждый день, Гарфинкель выявил несколько важных понятий. Естественные события и фоновые ожидания. Естественные события - это такие события, которые обеспечивают возможность узнавания различных повседневных занятий. В естественных событиях присутствуют такие элементы, которые Гарфинкель называет фоновыми ожиданиями. Фоновые ожидания - это черты повседневных событий, благодаря которым эти события представляются индивиду узнаваемыми. То есть фоновые ожидания позволяют индивиду происходящие события узнавать и рассматривать их как знакомые. Для того чтобы выявить эти фоновые ожидания Гарфинкель использует специальный метод. Этот метод заключается в нарушении привычного хода вещей, в изменении привычной структуры взаимодействия, то есть осуществить выполнение особой процедуры, которая называется «гарфинкелингом».

Для выявления фоновых ожиданий был проведен ряд экспериментов. В ходе первого эксперимента студенты Гарфинкеля просили испытуемых уточнять свои обыденные фразы. Этот опыт был направлен на то, чтобы показать, как люди ведут себя в условиях, когда партнер не отвечает некоторым условиям общего понимания, т.е. нарушает устоявшиеся способы межличностных взаимодействий. Суть второго эксперимента заключалась в том, что студенты должны были приходить домой и наблюдать за тем, что происходит дома с позиции постояльца. Смысл этого эксперимента заключался в том, чтобы показать, что если человек начнет воспринимать обычную сцену как такую, в которой для него нет ничего очевидного, он сможет увидеть фоновые ожидания и то, как они связаны с устоявшимися способами межличностных взаимодействий. Гарфинкель пишет, что этот способ наблюдения события хорошо показывает фоновые ожидания, которые во время обычного наблюдения не замечаются. Третий эксперимент, который проводил Гарфинкель со студентами это такой эксперимент, где студентов просили вести себя дома, будто они были постояльцами. Студенты должны были в течение некоторого времени вести себя дома очень вежливо обходительно со своими родными. Нужно было избегать привычного стиля общения и начинать разговор только тогда, когда будут к тебе обращаться. Выяснилось, что многие семьи были удивлены, а порой даже рассержены. Таким необычным поведением студентов. И порой даже пытались найти причину такого поведения одного из членов семьи. А еще пытались «вернуть» все на свои места, то есть пытались изменить все, так как было раньше. Смысл данного эксперимента состоял в том, чтобы увидеть, как начнут вести себя участники действия, когда один из них перестанет отвечать фоновым ожиданием остальных. Следствием нарушения фоновых ожиданий является появление несоответствий в порядке событий повседневной жизни. Гарфинкель пишет, что люди, попавшие в такую ситуацию, будут пытаться нормализовать возникающие несоответствия. Это напоминает процесс игры «Крестики - нолики». По правилам игры каждый из участников должен ставить свой значок (либо крестик либо нолик) в нужную клетку. Но в данном случае правила нарушаются и, например, «нолик» помещен между двумя клетками. Если этот пример интерпретировать в реальность, то второй игрок, наверняка бы попросил поставить значок в нужную клетку, то есть он бы попросил поставить значок правильно. Но если бы порядок не был бы восстановлен, то второй игрок попробовал бы объяснить себе такое поведение его соперника.

Также в качестве примера нарушения фоновых ожиданий можно привести и эксперимент со студентами на вопросы, которых отвечал психиатр. Когда студенты обсуждали свои личные вопросы с психиатром, и он должен был отвечать на вопросы односложно либо «да» либо «нет». Безусловно, такие ответы не могли помочь разрешить ту или иную проблему, но студенты наоборот считали, что они действительно смогли переосмыслить данную проблему и найти на мучившие вопросы ответы. Такого рода эксперименты позволили понять то, что фоновые ожидания могут быть «индексированы», то есть смысл их определяется контекстом ситуации, в которой находится индивид. Студенты, которые участвовали в этом эксперименте, были уверены, что с ними работает настоящий психиатр, и поэтому интерпретировали его ответы в соответствии с ситуацией, в которой они находились. Если же ответы на те же самые вопросы они бы получили в другой ситуации, например, в кругу друзей, то фоновые ожидания, а соответственно и интерпретация, были бы совершенно другими. Гарфинкель приходит к выводу о том, что смысл любого социального действия можно понять только в конкретном контексте.

Эти и еще ряд других экспериментов позволили понять, что с нарушением социального порядка люди пытаются упорядочить свой социальный мир, прибегая к помощи практической рациональности. Также Гарфинкель проводя эти эксперименты, смог доказать, что социальный порядок хрупок и изменчив, и он не может выражаться какими-либо жесткими закономерностями. Именно по этой причине такие эксперименты Гарфинкеля в социологии получили название «кризисные» эксперименты. Такими экспериментами нужно пользоваться очень осторожно, для того чтобы избежать психологических стрессов, из-за нарушения привычного хода вещей и привычных моделей поведения.

Среди социологов эти эксперименты получили название «Гарфинкелинги». Во время или по заключении «гарфинкелингов» подробно фиксировалась удивлённая, возмущённая реакция людей на нестандартное поведение экспериментаторов. Этнометодологические эксперименты «разрывали», «нарушали» повседневную рутину общения, раскрывая ту напряжённую работу, которая производится каждым членом общества для сохранения, восстановления нормального хода жизни.

Со временем то, что было разработано Гарольдом Гарфинкелем, разрастается и приводит к появлению различных направлений. Так как этнометодология - это наука о повседневности и рутинной жизни человека, а как известно повседневность очень разнообразна. Этим и объясняется рост большого количества направлений в этнометодологии.

Самыми распространенными направлениями являются такие направления: изучение контекста социальных институтов; анализ разговоров (Э. Щеглофф, Г. Джефферсон); этнометодологическая герменевтика (А. Блюм, П. Мак-Хью, Р. Уотсон); этнографическое исследование науки и достижения консенсуса в диалогах ученых (К.Д.Кнорр-Цетина, Б.Латур, С.Вулгар); изучения контекста социальных институтов.

Так как этнометодология имеет дело с повседневными, обыденными действиями людей и их практическим мышлением в ходе осущесвения такой деятельности.Начинал Гарфинкель проводить свои эксперименты в случайной обстановке, которая не могла быть определена как социальный институт, например, жилой дом.По истечению некоторого времени исследования повседневной жизни стали проводиться в условиях определенных институтов: полиции, медицинских учреждений, судов и др. смысл проведения этих исследований, заключался в выявлении того, как люди выполняют свои профессиональные задачи и как создаются институты, отвечающие за выполнение данных задач.

Предмет этнометодологии составляют процедуры интерпритации социальных явлений и их научного осмысления, осуществляемого как раскрытие механизмов социальной коммуникации между людьми. Большое значение придается мастерству обычного языка, с помощью которого производится истолкование эмпирических ситуаций повседневной социальной жизни. Этим и должна заниматься, по мнению Гарфинкеля, социология.

Анализ социальных коммуникаций позволяет обнаруживать реальные социальные проблемы. Отталкиваясь от формальных структур языкового общения, повседневного разговора, можно выявлять социальные противоречия. Такой вывод базируется на гипотезе, являющейся одной из базовых для этнометодологии и сформулированной Гарфинкелем изначально: давая рациональные объяснения своим действиям, люди делают эти действия рациональными, внося тем самым в социальную жизнь понятность, объяснимость и упорядоченность.

Гарфинкель выделил идею, что люди взаимодействуют на основе здравого смысла. Причём эти взаимодействия не всегда осознаются и поддаются рефлексии самими действующими индивидами.

По мнению Гарфинкеля, общее понимание индивидами социальной жизни приходит не только извне, через принятие общих культурных норм, оно может конструироваться изнутри. Ключевой постулат этнометодологии: локальное производство социального порядка людьми, обладающими собственной практической рациональностью.

Социальная структура воздействует на сознание индивида через фоновое ожидание, но индивид не ограничивается пассивным восприятием социальной структуры. Он придает ей личностный эмпирический смысл, и в результате воздействует на на неё, перерабатывают, а иногда и существенно деформирует. Рядовой индивид не осознаёт того, что в своей повседневной деятельности становится субъектом социального взаимодействия и творения социальной действительности. По мнению Гарфинкеля, социальная жизнь представляется упорядоченной только потому, что члены общества активно заняты приданием смысла всему тому, что происходит в процессе общения.

Выводы

Анализ этнометодологии Г. Гарфинкеля, позволяет сформулировать некоторые выводы по изучаемой теме:

1. этнометодология имеет дело с повседневными, обыденными действиями людей и их практическим мышлением в ходе осущесвения такой деятельности;

2. давая рациональные объяснения своим действиям, люди делают эти действия рациональными, внося тем самым в социальную жизнь понятность, объяснимость и упорядоченность;

3. люди взаимодействуют на основе здравого смысла;

4. «гарфинкелинги» или эксперименты по вмешательству в привычную жизнь показали, как люди всякий раз активно сопротивлялись, когда их вынуждали подвергнуть сомнению значительное количество самоочевидных рутинных способов действия;

5. социальная структура воздействует на сознание индивида через фоновое ожидание, но индивид не ограничивается пассивным восприятием социальной структуры. Он придает ей личностный эмпирический смысл, и в результате воздействует на неё, перерабатывает, а иногда и существенно деформирует;

6. индексация -  трактовка смысла поведения человека, вытекающая из контекста этого поведения;

7. фоновые ожидания - это черты повседневных событий, благодаря которым эти события представляются индивиду узнаваемыми;

8. этнометодология распалась на несколько течений, в том числе таких; как анализ разговорной речи, этнометодологическая герменевтика, анализ обыденного поведения и другие.

 

Список литературы

 

1. Гарфинкель, Г. Исследование привычных оснований повседневных действий / Пер. с англ. Э. Н. Гусинского и Ю. И. Турчаниновой // Социологическое обозрение. - 2002. Т. 2. - № 1. - С. 42-70.

2. Гарфинкель, Г. Обыденное знание социальных структур: документальный метод интерпретации в профессиональном и непрофессиональном поиске фактов / Пер. с англ. Э. Н. Гусинского и Ю. И. Турчаниновой // Социологическое обозрение. - 2003. Т. 3. - № 1. - С. 3-19.

3. Давыдова, И.В. Формирование этнометодологии: влияние Т. Парсонса и А. Шюца на теоретическую позицию Г. Гарфинкеля / И. В. Давыдова // Социологический журнал. - 2002. - № 1. - С. 115-129.

4. Дж. Ритцер. Современные социологические теории / Дж. Ритцер. - СПб.: Изд-во: Питер, 2002 год. –С. 407-412.

5. Социология [Электронный ресурс]. URL: http://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=678(дата обращения: 27.12.2017)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 1170.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...