Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 2. ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Российской Федерации представляет собой сложную систему — совокупность производств, процессов, материальных устройств по добыче топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), их преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению как первичных ТЭР, так и преобразованных видов энергоносителей. Это касается тепловой и электрической энергии. В состав ТЭК входят взаимодействующие и взаимообусловленные подсистемы: отрасли топливной промышленности (угольная, нефтяная, газовая, сланцевая, торфяная) — добывающая подсистема и электроэнергетика, преобразующая ТЭР в энергоносители. Эти подсистемы тесно связаны с энергомашиностроением, электротехнической, атомной промышленностью и со всеми отраслями — потребителями топлива и энергии. Через гидроэнергетику осуществляется связь ТЭК с водным хозяйством страны. ТЭК — важнейшая структурная составляющая экономики России, один из ключевых факторов роста производительности труда, жизнедеятельности производительных сил и населения страны. Он производит около 30% промышленной продукции России, оказывает существенное влияние на формирование бюджета страны, обеспечивает примерно 50% ее экспортного потенциала. Основные фонды ТЭК составляют третью часть производственных фондов страны. Располагая богатым потенциалом энергетических ресурсов, Россия до 1988 г. систематически наращивала их добычу, доведя ее почти до 15% суммарного производства ТЭР в мире при доле России в населении Земли менее 3%. Однако подушевому потреблению первичных энергоресурсов Россия почти в 1,5 раза отставала от США, имея почти в 2 раза большее энергопотребление на единицу произведенного валового внутреннего продукта. Это было связано со спецификой структуры милитаризованного производства, низкой производительностью общественного труда и с нерациональным энергоиспользованием на фоне низких цен на энергоносители. Развал за последние годы системы управления народным хозяйством без создания эффективной новой системы управления привел к катастрофическому нарушению связей ТЭК России с предприятиями Других отраслей промышленности, особенно в ближнем зарубежье, к распаду централизованной системы материально-технического снабжения ТЭК. Быстрая инфляция, высокие налоги, малые инвестиции дефицит бюджетных ассигнований привели к многократному сокращению вводов новых производственных мощностей и строительных заделов в отраслях ТЭК России. Это вызвало резкий спад добычи нефти, угля, остановило рост и даже снизило добычу природного газа, привело к спаду промышленного производства (см. табл. 2.1). В 1995 г. по сравнению с достигнутыми ранее максимальными уровнями добыча нефти составила только 54%, угля — 52%, природного газа — 92%, производство электроэнергии — 79%. В целом производство первичных энергоресурсов в 1995 и 1996 гг. достигло только около 74 и 73% уровня 1990 г., а их потребление — 78% при уменьшении за последние пять лет валового внутреннего продукта страны до 60%. Уменьшение потребления топлива и энергии за 1991 — 1996 гг., связанное с общим экономическим спадом, на первый взгляд, облегчило задачу энергоснабжения страны, хотя в ряде регионов (Дальний Восток, Забайкалье, Северный Кавказ) в 1995 и 1996 гг. вводились вынужденные энергетические ограничения. Таблица 2.1 Развитие топливно-энергетического комплекса России
Особенность развития ТЭК России в составе СССР и после 1991 г. состоит в перестройке его структуры в направлении повышения доли природного газа с 19% в 1970 г. до 40% в 1990г. и почти до 50% в 1995г.; сокращении за последние 25 лет доли угля с 21 до 14,5%. Доля нефти к 1980 г. возросла до 52%, затем сократилась до 44% в 1985 г., 40% - в 1990 г. и 31% — в 1995 г. (см. табл. 2.2). Структурная и технологическая перестройка ТЭК России связана с сохраняющимся несоответствием в размещении производительных сил и топливно-энергетических ресурсов.
Таблица 2.2 Структура топливно-энергетического комплекса России
Запасы ТЭР России размещены по территории неравномерно: 10 — 12% общих запасов приходится на районы европейской части, 80 — 90% — восточной зоны страны. Сложившаяся диспропорция на протяжении последних десятилетий еще больше усилилась. Потребление ТЭР в районах западной зоны России, где сосредоточен основной промышленный потенциал (80%), составляет более 70%, в то же время по условиям размещения ресурсов добыча (производство) наиболее экономичных видов органического топлива осуществляется за счет восточных районов, надолго которых приходится более 2/3 суммарной добычи ТЭР по стране. Рост добычи ТЭР в малоосвоенных и удаленных районах страны вызвал опережающее развитие инфраструктуры: трубопроводного транспорта, сетевого хозяйства, электроэнергетики, централизованного снабжения теплом парка оборудования в северном исполнении. Транспорт твердого топлива (угля) с востока на запад представляет сложную проблему, так как уже с конца 70-х гг. железная дорога Кузбасс — Урал — Поволжье была на грани своей провозной способности. Потоки природного газа из Западной Сибири в европейскую часть составляют около 500 млрд куб. м. В основном топливопотребляющие мощности сконцентрированы в Центральном, Поволжском, Уральском районах, доля которых составила в 1995 г. около 40% общего потребления ТЭР, а в целом по европейской части России — около 70%. Поэтому вопросы рационального, экономного использования ТЭР, снижения их удельного расхода, лучшего использования вторичных энергоресурсов, сокращения потерь топлива при хранении и транспортировке являются насущными сейчас и в перспективе. Потребности национального хозяйства в топливе и энергии зависят от динамики экономики и от интенсивности энергоснабжения. Высокая энергоемкость российской экономики впервые обнаружила тенденцию к снижению в 1995 пик стабилизации в 1996 г. К сожалению, это пока слабо связано с использованием энергосберегающих технологий и оборудования в критически важной для России сфере. Разработанная в 90-х гг. усилиями представителей заинтересованных министерств и ведомств, научных центров (прежде всего Российской Академии наук) и утвержденная Правительством Российской Федерации в 1995 г. «Энергетическая стратегия России», сохраняя определенную преемственность с энергетическими программами бывшего СССР, коренным образом отличается от них, поскольку исходит из новой геополитической ситуации формирования рыночных отношений в экономике России. Она опирается на методы ситуационного анализа, определяет цели, приоритеты, направления и средства структурной, региональной, технологической политики развития топливно-энергетического комплекса страны, исходя из общих интересов национальной экономики и социальных приоритетов энергоснабжения потребителей. Она ставит целью в перспективе достичь среднеевропейских по уровню потребления и экологической безопасности условий жизни населения, делая упор на комплексный подход к проблемам энергообеспечения регионов России: определение объемов производства с учетом платежеспособного спроса на продукцию и его роста по мере выхода экономики страны из кризиса; инвестиционные программы с акцентом на источники финансирования; ценовая и налоговая политика; разумная приватизация, разгосударствление, изменение в структуре управления; взаимоотношения между Россией и странами СНГ, российскими и иностранными инвесторами; предложения по совершенствованию законодательства и др. В рамках «Энергетической стратегии России» координируются федеральные и региональные общественные и хозяйственные интересы, а предлагаемые количественные оценки имеют обоснованный прогнозный характер. В 1996 г. был принят закон об энергоснабжении, определивший принципы и механизмы энергосберегающей политики: программы производства приборов учета и контроля энергопотребления, конверсионного производства высокоэффективных газотурбинных и парогазовых энергоустановок, региональные программы с социальной ориентацией мероприятий по энергопотреблению и энергоснабжению во всех сферах хозяйства. Ценовая и налоговая политика провозглашена основной, именно она должна определять инвестиционные возможности энергетических компаний и динамику производства топливно-энергетических ресурсов. Крайне жесткая налоговая политика в сочетании с кризисом платежей (размеры неплатежей за топливно-энергетические ресурсы непрерывно росли и в 1996 г. составили десятки триллионов рублей) негативно отразилась на инвестиционных возможностях энергетических компаний и на их заказах смежным, в том числе конверсионным отраслям промышленности. Среднегодовые объемы капиталовложений в ТЭК (см. табл. 2.3) уменьшились в 1991 - 1996 гг. в 2,4 раза по сравнению с периодом 1986 — 1990 гг. В топливно-энергетическом комплексе возник опасный инвестиционный кризис. В нефтяной и угольной промышленности капиталовложений не хватает даже на поддержание достигнутого уровня добычи ТЭР, в электроэнергетике едва компенсируется выбытие действующих мощностей из-за окончания проектного (неоднократно продленного) срока службы оборудования. Только в газовой промышленности идет некоторый прирост производственных фондов. Сегодня состояние и технический уровень действующих мощностей ТЭК оцениваются как критические. В ТЭК исчерпан проектный ресурс: более 50% оборудования угольной промышленности, более 30% газоперекачивающих агрегатов, свыше 50% оборудования в нефтедобыче и более 35% в газовой промышленности. В нефтеперерабатывающей промышленности износ фондов превышает 80%, в ближайшие несколько лет отработает проектный ресурс половина мощностей электростанций страны. Более половины магистральных нефтепроводов эксплуатируется без капитального ремонта дольше 25 — 35 лет, требует реконструкции половина мощностей АЭС. Таблица 2.3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 232. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |