Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ДЛЯ СТУДЕНТОВ заочного отделения




СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Методические указания

ДЛЯ СТУДЕНТОВ заочного отделения

 

Составитель: канд социол. наук,

доцент О.А. Максимова

 

 

Казань 2013
Задания для контрольной работы

Задание 1. Возьмите в качестве примера любую организацию (реальную или вымышленную), опишите ее название, сферу деятельности. Сформулируйте следующие положения:

ü стратегическое видение и миссия организации;

ü краткосрочные и долгосрочные цели;

 

Задание 2. Рассмотрите ситуацию и ответьте на предложенные вопросы.

Ситуация для анализа.[1]

В конце 1970-х гг. корпорация "Сирс, Робак энд Компани" утратила свою конкурентоспособность и столкнулась с тем, что некоторые наблюдатели назвали "кризисом имиджа марки фирмы". Розничная торговля становилась самостоятельной зрелой отраслью и конкуренция становилась все возрастающей. Покупатели тратили уменьшающуюся часть своего дохода на товары длительного пользования, такие как бытовые приборы и мебель, где "Сирс…" занимала традиционно сильные позиции. Однако "Сирс…" медленно реагировала на необходимость модернизировать ту часть своей деятельности, которая связана с товарами кратковременного пользования. Попытки увеличить продажи путем снижения цен привели к значительному росту объема продаж, но дали снижение прибыли. По словам президента фирмы, "если "Сирс…" хотела выжить, не говоря уже о расширении, то мы должны были шевелиться быстрее. Пришло время оживить нашу торговую базу, улучшить прибыльность и перевести фирму в новые развивающиеся отрасли, где можно было бы воспользоваться ее традиционно сильными сторонами".

Наряду с некоторыми другими изменениями, руководство решило диверсифицировать деятельность фирмы и проникнуть в новые сферы бизнеса. Одним из первых действий, предпринятых для поддержки новых усилий в направлении диверсификации, было создание корпоративного комитета по стратегическому планированию, в состав которого вошли руководители отделов торговли, страхования и недвижимого имущества.

В начале обсуждений были большие разногласия относительно направления будущего развития компании. В то время, как одни руководители считали, что компания должна оставаться в своей традиционной отрасли – розничной торговле, другие хотели расширения деятельности в перспективные быстроразвивающиеся отрасли, например, телесвязь и домашние развлекательные программы. Для выработки стратегии диверсификации, которую большинство членов комитета могли поддержать, комитет разработал систематический процесс изучения мнения экспертов и их оценки. Этот процесс предполагал изучение целых отраслей с целью выявления потенциальных возможностей их роста и прибыли и включал анализ того, как "Сирс…" может внести в новое дело свои специфические сильные элементы – репутацию, маркетинг или финансовую мощь. Комитет определял ориентиры, относящиеся к величине отрасли, потенциальному объему продаж и прибыли, отрезку времени, необходимому, чтобы фирма заняла в данной отрасли конкурентное преимущество. Кроме того, новый бизнес должен был ориентироваться на потребителя и быть таким, в котором имя и репутация "Сирс…" стала бы конкурентным отличительным признаком. И, наконец, этот бизнес должен был быть чем-то, что может осуществляться на общегосударственном уровне при помощи сотен магазинов розничной торговли, расположенных по всей стране.

Эти систематические усилия привели к решению фирмы "Сирс…" сосредоточиться на финансовых услугах для потребителей – то, что сейчас называется "Сирс Файненшл Нетуорк" (Финансовая сеть "Сирс"). "Сирс…" обладала многими признаками организации финансового обслуживания потребителей благодаря своим 26 млн. активных счетов с расчетом по кредитным карточкам и входящей в ее состав фирме "Оллстейт Иншуранс Компани". Усилия комитета привели к приобретению банковской компании и к внедрению хорошо принятой клиентами карточке "Дискавер", при реализации которых использовались каналы сбыта по магазинам.

Вопросы:

1. Как вы считаете, изменила ли "Сирс…" свою миссию?

2. Как ценности членов комитета стратегического планирования повлияли на их отношение к диверсификации?

3. Каковы, по мнению руководства "Сирс…" сильные стороны компании, и как они были использованы в окончательном решении?

4. Какой тип стратегической альтернативы был использован?

5. Насколько правильными были решения руководства при разработке плана выхода фирмы из кризиса? Охарактеризуйте сильные и слабые, на ваш взгляд, решения и действия.

 

Задание 3. Рассмотрите ситуацию и ответьте на поставленные вопросы.

Ситуация для анализа.[2]

Западный банк в США стал испытывать серьезные трудности, выражавшиеся в сокращении числа клиентов и, как следствие, снижении поступающих денежных средств. Приглашенные эксперты отметили, что одной из главных причин этого является отсутствие плана маркетинга и четко разработанной стратегии развития. Президент банка решил добиться существенного улучшения обслуживания клиентов с тем, чтобы достичь увеличения суммы вкладов. Для этого был введен порядок, при котором руководители всех уровней обязаны сначала обсуждать с вышестоящим начальником свои тактические действия и только затем давать конкретные задания подчиненным. Эффективность деятельности работников оценивалась в зависимости от того, насколько успешно они реализовывали на практике поставленные перед ними цели. Этому же подчинялась система стимулирования. Однако результаты всех действий руководства оказались очень скромными.

Опросы работников банка вновь приглашенными экспертами показали, что:

1. Неточной и неясной для сотрудников была формулировка "отличное обслуживание клиентов".

2. Поставленные перед сотрудниками цели были определены неточно и неконкретно.

3. Сотрудники не имели достаточной информации о том, насколько эффективно они работают.

4. Работников зря не привлекают к долгосрочному планированию деятельности банка.

 

Вопросы:

1. В соответствии со схемой процесса стратегического планирования, что банком было выполнено, а что не сделано, но должно быть реализовано? Обоснуйте свой ответ.

2. Насколько правильно была разработана схема стимулирования работников с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспективы?

3. Какой подход к разработке стратегии был использован руководством банка? Почему?

4. Перечислите основные причины, которые, на ваш взгляд, не позволили банку добиться более высоких результатов деятельности.

5. Что в данном примере следует учитывать в современной российской практике? Дайте развернутый ответ.

 

Задание 4. Используя дополнительную литературу, осветите одну из следующих тем:

 

1. Суть современного подхода к понятию "стратегия управления организацией".

2. Миссия как основа существования и эффективного функционирования организации.

3. Миссии коммерческих и некоммерческих организаций: общее и особенное.

4. Факторы, определяющие необходимость стратегического управления. Преимущества стратегического управления по сравнению с "обычным" управлением.

5. Типы рыночных стратегий организации.

6. Факторы, влияющие на формирование той или иной стратегии организации.

7. Роль и место стратегического контроля в стратегическом управлении.

8. Основные составляющие персонал-стратегии организации.

9. Краткосрочные и долгосрочные цели как составляющие плана стратегического развития организации.

10. Факторы, определяющие конкурентное положение организации.

11. Виды стратегических альтернатив.

12. Матрица портфеля деловой активности Бостонской консультативной группы.

13. Стратегии диверсификации.

14. Социальные аспекты формирования и реализации стратегии организации.




ЛИТЕРАТУРА

1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. – М., 1985.

2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – Спб, 1999.

3. Ансофф И. Стратегическое управление. – М., 1989.

4. Байе М. Управленческая экономика и стратегия бизнеса. – М., 1999.

5. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. – М., 1997.

6. Веснин В.Р. Основы менеджмента. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. – М.: Знание, 1996. – Тема 11. Разработка и реализация стратегии организации. (С. 187-205); Тема 13. Внутрифирменное планирование. (С. 220-236).

7. Веснин В.Р. Основы менеджмента. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. – М.: Знание, 1996. (Тема 11. Разработка и реализация стратегии организации; Тема 13. Внутрифирменное планирование).

8. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарика, 2000 (или более ранние издания).

9. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика. – М.: Аспект Пресс, 2002.

10. Карлоф Б. Деловая стратегия. – М.: Экономика, 1991.

11. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. – М., 1998.

12. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент. – М., 2000.

13. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1995. (Раздел "Стратегическое планирование"; Раздел "Планирование реализации стратегии").

14. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. – М., 1986.

15. Семенов Б.Д. Стратегический менеджмент. – Минск, 1994.

16. Стратегическое планирование развития города. Проблемно-тематический сборник. – М., 1999.

17. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1998.

18. Тренев Н.Н. Стратегическое управление. – М., 2000.

19. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 1997. – Глава 4. Стратегическое управление персоналом организации. (С. 151-171).

20. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. – М., 1997.


[1] Источник: Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992. – С. 285-286.

[2] Источник: Уткин Э.А. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов по курсам "Менеджмент", "Маркетинг". – М.: Финансы и статистика, 1997. – С. 43-44.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...