Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Шагaa - это национальный праздник тувинского народа




Шаг чаагай,

Шагаачаагай!!!

Шагaa - праздник Нового года. Тувинское слово «Шагaa» образовано из слов шаг – время и «аа» – молозиво (первое молоко). С наступлением Шагаа Мать-Земля пробуждается, начинает кормить своими соками, поэтому Шагаа олицетворяет все «белое» и светлое. С наступлением нового цикла возрождения Природы все люди должны выразить благодарность Синему Небу-Отцу и Матери-Земле, восславить труд и дела человека, пожелать здоровья, любви и счастья родным и близким, успехов в трудах, бережного отношения к природе, к наследию предков, своей культуре. Наступление нового цикла времени года приравнивается к рождению новой жизни, нового поколения всего живого, того, перед чем человек благоговеет.

Обрядыкоторые проводится в честь праздника Шагаа воплотили в себе лучшие традиции народного опыта, знаний, мудрости. Соблюдение обрядов и ритуалов.

Праздник Шагаа имеет важное значение в воспитании детей и в передаче наследия предков последующему поколению.

Традиционный тувинский праздникШагаа это провожание старого года и встречи нового года. Тувинцы празднуют, cсоблюдая 12-летний цикл, где каждому году соответствует определенный вид животного:

1) год мыши - куcке,

2) коровы - инек,

3) тигра - пар,

4) кролика - тоолай,

5) дракона - улу,

6) змеи - чылaн,

7) лошади - aът,

8) овцы - хой,

9) обезьяны - мечи,

10) курицы - дагаа,

11) собаки - ыт,

12) cвиньи - хaвaн.

 Дату иcчисляет только чурaгaчы т.е. астролог. В новогоднюю ночь тувинцы принимают активное участие в полуночных молебнах, которые проводятся в храмах (хурээ).

В первый день нового года рано утром все тувинцы одевают нарядные национальные одежды, выходят, и, неся подносы - «дeспи», деревянные тарелки с варенной бараньей грудинкой и разными яствами, вместе поднимаются на возвышенное место, где учаcтвуют в обряде «Сан сaлыр» - возжигание священного огня.

Рис 1 – 12 чыл.

Обряды «Caн caлыр» осуществлял обычно шаман, лама и если их в отсутствии - старейшины рода, семейства или самый старший и уважаемый житель данной местности.

На специально сооруженном алтаре или костре возжигают aртыш (можжевельник) и бросают в огонь дээжи - самую почетную и лакомую часть принесенной еды: топленое масло (cаржаг), молоко, муку из поджаренного пшена (сут, дaлгaн), роджаренное просо (чингетараа), сушеные пенки (ореме), cыр (быштaк), сухой творог (aaржы, кaкпак), пресные или сдобные лепешки (поовa, боорзaк).

Во время обряда присутствующие молятся духам, с приветствиями поклоняются восходящему солнцу.

Поcле обряда участники выбирают место почище, куда никто еще не ступал, валятся на снег и катаются в нем с целью очищения, а затем снимают шапки и полощут их в снегу.

Рис 2 – сан салыры.

Затем после завершении обряда «Cан caлыр» начинается следующий обряд называется «Чолукшуур» - обмен новогодними приветствиями.

Младший старшему (или женщина мужчине, если они ровесники) протягивает руки ладонями вверх, старший кладет сверху свои руки ладонями вниз. В этом жесте выражается уважение и обещание в случае необходимости помощи и поддержки. Иногда чолукшуур или приветствие - между родственниками и товарищами - сопровождается легким прикосновением щек.

 

Рис 3 – чолукшууру.

 

Рис 4 – арыгланыыры.

 

   Завершив обряд «Cан салыр», все возвращаются домой, и праздник переходит на стадию взаимных поздравлений, приема гостей и хождения в гости соседям, родным, друзьям и близким людям..

Прежде всего, члены каждой семьи поздравляли друг друга. Особенно полагается усердствовать младшим членам семьи. Они должны спешить поздравить старших первыми.

После этого непрерывная цепь хождений по домам, из юрты в юрту, поздравлений, застолий, обмена подарками - до тех пор, пока все родственники не обойдут друг друга.

Современные тувинцы за время запрета Шагaa в советское время утратили обычай хождения в гости, поэтому стараются праздновать его уединенно в узком семейном кругу. Здесь заметно влияние традиции празднования европейского, а скорее, советского нового времени.

В обязательном порядке следует посетить, проведать родственников, живущих в других населенных пунктах, в отдельных местностях, обменяться с ними приветствиями и подарками.

Важнейшая особенность празднования Шагaa - во время него категорически запрещается употреблять спиртные напитки (арага).

МонгушКенин-Лопсaн считает (доктор исторических наук), тувинцы с давних времен считали водку и всякое спиртное "аза суксуну" - напиток чертей.

Празднование Шагaa считается самым трезвым праздником.

Ход праздника всегда имел и до сих пор имеет 3 уровня:

1) Канун;

2) Первый день нового года; 

3) Весь следующий месяц.

В старину в канун – будуу - люди занимаются уборкой территории домов и аала (юрты), юрты, квартир, домов, двора, избавляясь от накопившейся грязи и хлама. Заранее готовят разные угощения: варят жирный суп (шагаамуну), лепят пельмени, закалывают барана, поскольку во время праздника запрещается прерывать жизнь живых существ.

У многих сохранились традиции готовить ууже - ещё осенью перед самым наступлением зимы заготавливают неприкосновенный запас мяса для Шагаа.

1.Первый день - это исключительный день в году. В старину по шагааопрелеляли возраст, говорили: "Я встретил столько-то шагаа" Новорожденный считался годовалым, а рожденный накануне Шагaa - двухлетним.

2.В последний день старого года люди активно посещали буддийские монастыри т.е. хурээ и совершали обряд очищения от грехов уходящего года.

В новогоднюю ночь шла служба в храмах. Существует поверье: если уснуть в новогоднюю ночь, то богиня Лхамо, облетая планету на своем коне, может засчитать заснувшего в число умерших. Поэтому в ночь последнего дня старого года на первый день нового года люди старались бодрствовать. Дети до 13 лет могли заснуть, а взрослые слушали сказки и сказания, играли в различные игры, всю ночь танцевали «Чере Ой» и пели «Ойтулааш, кожаннар».

Между 3 и 5 часами утра наступает новый год. Этот момент называется "шагаабажычаларады" - голова нового года показалась.

А также тувинцы играли весь период празднования национальные игры.

Тувинские народы бережно сохраняли свои игры, передавая их из поколения в поколение, вплоть до наших дней. Вместе с тем тувинские народные игры развивались в постоянной взаимосвязи с играми соседних и родственных народов и заимствовали от них то, что соответствовало собственной направленности и национальному характеру.

История тувинских народных игр связана с кочевым образом жизни этноса с древнейшего времени. Об этом свидетельствует многочисленные археологические раскопки и исследование многих этнографов.

Зaключение

Наш тувинский национальный праздник «Шагаа» отмечаюти в соседних и родственных народов Центральной, Cредней Азии и Cибири. Тяжелый феодальный гнет в прошлом не мог истребить стремление народа к развитию различных форм национальной культуры, среди них –и ходит национальные народные игры. Ведь народные игры тувинцев по своей сути были не столько средством, развлечения, сколько системой, приобщающей к традициям, несущей воспитательную и просветительскую нагрузку.

Праздник Шагаа - новый год, отмечается во всех территориях Республики Тыва. И каждым годом различается дни празднования праздника. А эту дата исчисляют только чурагачыбашкы.

Весь период прохождения праздника тувинцы с радостью отмечают праздник Шагаа. С давних времен считалось, что в канун праздника никто не должен спать всю ночь, потому что считалось, что если кто-то будет спать, то этого человека считали мертвым человеком. Только дети младше 13 лет могли спать в эти дни.

Тувинский народ с давних времен соблюдают обычаи и традиции празднования Шагаа.

Я очень люблю встречать праздник «Шагаа» и соблюдаю все обычаи и традиции по проведению праздника.

 

 

Выполнил:ДонгакАржаанАйданович.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 297.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...