Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Расчет внутригрупповых дисперсий




ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Таблица определения варианта контрольной работы

Предпоследняя цифра шифра

Последняя цифра личного дела студента

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4
2 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
3 15 16 1 2 3 4 5 6 7 8
4 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2
5 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
6 13 14 15 16 1 2 3 4 5 6
7 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
8 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
9 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4

 

ЗАДАНИЕ 1

Подготовить сообщение на тему «Статистическая оценка социальных процессов, регулируемых государством, в Новосибирской области: …(вариант)», соответствующую своему варианту.

 

1. Статистика населения

2. Статистика экономической активности населения

3. Статистика численности работников и использования рабочего времени

4. Статистическое изучение доходов населения

5. Статистическое изучение расходов и потребления населения

6. Статистика уровня жизни населения

7. Статистика образования населения

8. Статистика рынка жилья и жилищных условий населения

9. Статистика здоровья населения и здравоохранения

10. Статистика культуры и искусства

11. Статистика физической культуры и спорта

12. Статистика санаторно-курортного лечения, туризма и отдыха

13. Статистика науки и инноваций

14. Статистика государственных финансов

15. Статистика национального богатства

16. Система национальных счетов и обобщающих показателей социально-экономического развития   

 

Задание 2

Используя данные какого-либо статистического сборника, рассчитать следующие статистические показатели (цепные и базисные): абсолютный прирост, темп роста, темп прироста; абсолютное значение 1% прироста, а также средние характеристики (средний уровень ряда, средний абсолютный прирост, средний темп роста, средний темп прироста) для характеристики динамики выбранного показателя за последние пять лет. Сделать выводы.

 

Исходную статистическую информацию, используемую для анализа динамических рядов, следует представить в таблице 1 и изобразить графически в виде линейной, столбиковой или других диаграмм, построенных с соблюдением всех правил. Все показатели, кроме средних характеристик, для каждого ряда динамики оформить в таблице 2, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению таблиц. Если прослеживается тенденция развития, и если это возможно, провести экстраполяцию уровней ряда на ближайшие два года.

 

ПРИМЕР.

Имеются данные о численности студентов государственных и негосударственных высших учебных заведений по регионам Российской Федерации на начало года.

Таблица 1

Численность студентов государственных и негосударственных высших учебных заведений

в Центральном Федеральном округе на начало 1996/1997 – 2000/2001 учебного года, тыс. чел. *)

Год 1996/1997 1997/1998 1998/1999 1999/2000 2000/2001
Число студентов 946,2 1025,7 1132,4 1268,5 1489,9

*) Российский статистический ежегодник, 2001, с. 231.

Таблица 2

Показатели анализа динамики численности студентов в Центральном Федеральном округе 

на начало 1996/1997 – 2000/2001 учебного года

Годы

Численность студентов, тыс.чел.

Абсолютный прирост (), тыс.чел.

Темп роста (Тр), %

Темп прироста (Тпр), %

Абсолютное содержание 1% прироста (½1%½), тыс.чел.

Цепная система Базисная система Цепная система Базисная система Цепная система Базисная система
А 1 2 3 4 5 6 7 8
1996/97 946,2 - - - 100,0 - - -
1997/98 1025,7 79,5 79,5 108,4 108,4 8,4 8,4 9,462
1998/99 1132,4 106,7 186,2 110,4 119,7 10,4 19,7 10,257
1999/00 1268,5 136,1 322,3 112,0 134,1 12,0 34,1 11,324
2000/01 1489,9 221,4 543,7 117,5 157,5 17,5 57,5 12,685

 

При цепной системе расчета (ц.с.) каждый уровень ряда (уi) сопоставляется с предыдущим (уi-1), при базисной системе (б.с.) каждый уровень ряда (уi) сопоставляется с одним и тем же (чаще всего с начальным - у1) уровнем.

Например, для 2000/2001 учебного года:

Dу (ц.с.) = 1489,9 – 1268,5 = 221,4 (тыс.чел.);

Dу (б.с.) = 1489,9 – 1268,5 = 221,4 (тыс.чел.);

(%);

(%);

Тпр (ц.с.) = 117,5 – 100 = 17,5 (%) или (%);

Тпр (б.с.) = 157,5 – 100 = 57,5 (%) или (%);

½1%½= 1268,5 : 100 = 12,685 (тыс.чел.).

За весь анализируемый период рассчитываются следующие средние показатели: среднегодовой абсолютный прирост ( ), среднегодовой темп роста ( ), среднегодовой темп прироста ( ), средний уровень ряда ( ):

(тыс. чел.) или

(тыс. чел.);

(%) или

(%);

(%).

Среднегодовая численность студентов ( ) определяется по формуле средней хронологической, так как данный ряд является моментным с равноотстоящими датами (на начало учебного года):

1161,2 (тыс.чел.)

Вывод. За анализируемые годы численность студентов государственных и негосударственных высших учебных заведений в Центральном федеральном округе возросла на 543,7 тыс.чел. (графа 3) или на 57,5% (графа 7). В среднем ежегодно она увеличивалась на 139,5 тыс.чел. или на 12%.

Если эта тенденция развития сохранится, то можно провести экстраполяцию численности студентов на следующие два года с помощью среднегодового абсолютного прироста или среднегодового коэффициента роста ( ):

(тыс. чел.)

(тыс. чел.)

(тыс. чел.)

(тыс. чел.)

Построим линейную диаграмму для численности студентов в Центральном Федеральном округе (табл. 1). На горизонтальной оси (ось абсцисс) откладываем периоды времени (годы), на вертикальной оси (ось ординат) – уровни (численность студентов). Масштаб выбирают таким образом, чтобы графический образ (ломаная линия) находился во всем поле графика. Ось ординат в этом случае прерывают волнистой линией, первое значение численности студентов должно быть равно минимальному значению уровня или чуть меньше его, а последнее значение – либо равно максимальному уровню, либо чуть больше его.

» 100 (тыс.чел.)

Если значения уровней рядов не сильно отличаются, то можно показать их динамику на одном графике, обозначив разным цветом уровни каждого ряда.

Проанализировав исчисленные показатели, следует сделать выводы о характере динамики изучаемого явления (в нашем примере численности студентов по регионам Российской Федерации).

 

 

 


Рис. 1. Численность студентов государственных и негосударственных высших учебных заведений в Центральном федеральном округе на начало 1996/1997 – 2000/2001 учебного года.

 

 


Задание 3

Работа выполняется каждым студентом по соответствующему варианту. Таблицы исходных данных находятся в Приложении.

 

1) Группировка.

Прежде всего, необходимо выделить факторный признак. Затем по его вариантам вычислить число групп и интервал группировки, провести отграничение групп, оформить разработочную таблицу, подсчитать в ней итоговые показатели по группам и в целом (факторному, результативному признакам и число единиц). Далее перенести итоговые показатели по группам и в целом в аналитическую групповую таблицу, в которой подсчитать средние значения всех признаков, относительные характеристики для результативного признака.

В заключение следует сделать выводы о наличии (отсутствии) зависимости и ее направлении.

2) Корреляционно-регрессионный анализ.

На основе имеющихся данных графически установить форму зависимости, определить уравнение регрессии, измерить тесноту связи между варьирующими признаками.

3) Дисперсионный анализ.

Степень зависимости подтвердить расчетом эмпирического корреляционного отношения. С этой целью для результативного признака вычислить дисперсии:

ü общую, используя индивидуальные значения по каждой из тридцати единиц;

ü межгрупповую – по средним групповым показателям конечной аналитической таблицы;

ü внутригрупповые – по индивидуальным и среднему значению в каждой группе (разработочная таблица);

ü среднюю внутригрупповую из внутригрупповых дисперсий.

 Проверить правильность расчетов по правилу сложения дисперсий.

 

ПРИМЕР.

Исследуем зависимость товарооборота от размера торговой площади по данным, приведенным в таблице 3.

 

Группировка

На первом этапе группировки выбирают группировочный признак. При этом выполняют важнейшее требование теории группировок - глубокий теоретический анализ изучаемой совокупности, опирающийся на знание экономических законов развития общества, с целью выделить признаки факторные (влияющие на другие) и результативные (зависящие от изменения факторных). Из множества факторных признаков отбирают основные. По одному или нескольким из них осуществляют группировку.

Для решения задачи (табл. 3) в качестве группировочного признака взята торговая площадь магазинов, т.к. именно данный показатель является факторным.

 

 

Таблица 3

Товарооборот и торговая площадь 20 магазинов

Магазины, № п/п Торговая площадь, кв. м Товарооборот, млн р. Магазины, № п/п Торговая площадь, кв. м Товарооборот, млн р.
А 1 2 А 1 2
1 1350 189 11 1000 65
2 709 71 12 350 27
3 565 56 13 1300 172
4 1130 101 14 420 58
5 1017 109 15 1087 99
6 844 51 16 825 75
7 715 69 17 843 83
8 525 43 18 590 53
9 1097 97 19 1200 121
10 724 67 20 760 77

 

По характеру группировочного признака и степени вариации его в изучаемой совокупности определяют количество групп, размер ин­тервала и границы каждой группы.

Признаки могут быть количественными (выражаются числом) и атрибутивными (выражаются словами). Среди количественных признаков различают дискретные (принимающие только целые значения) и непрерывные (принимающие любые значения, даже дробные).

Выбор некоторых атрибутивных признаков в качестве группировочных предопределяет число групп. Например, группировка населения по полу приводит к образованию двух групп: мужчины и женщины.

Если число групп, на которые должна быть разбита совокупность, не оговорено заранее, рекомендуется использовать формулу Стэрджесса:

,

где п – число групп в группировке;

N – число единиц в совокупности.

Если в основание группировки положен дискретный признак, имеющий множество записей, или непрерывный количественный, то число групп оп­ределяют одновременно с размером интервала.

Интервал очерчивает количественные границы групп. Как правило, он представляет собой разницу между максимальным и минимальным значением признака в каждой группе.

В зависимости от характера распределения совокупности интервалы устанавливаются равными(когда разность между максимальным и минимальным значениями в каждом из интервалов одинакова) или неравными(когда ширина интервала постепенно увеличивается).

Помимо этого интервалы могут быть открытыми(имеется либо верхняя, либо нижняя граница)или закрытыми(имеются и нижняя, и верхняя границы).

Когда совокупность единиц более или менее однородна (вариация по группировочному признаку мала), прибегают к равным интервалам, размер которых ус­танавливают по формуле:

,

где d – размер интервала;

хmaxmin) – максимальное (минимальное) значение группиро­вочного признака в совокупности.

По условию задачи (табл. 1.1) необходимо расчленить совокупность магазинов на пять групп. Следовательно, размер интервала будет равен:

(кв. м).

Для отграничения групп в случае закрытых интервалов нижние границы последующих интервалов следует увеличить на 1 или 0,1.

Определим границы групп. Нижняя граница первой группы рав­на минимальному значению факторного признака в совокупности – 350 (xmin). Верхняя граница первой группы будет равна 550 (xmin + d = 350 + 200 = 550); второй группы соответственно – 750 (550 + 200 = 750), третьей – 950 (750 + 200 = 950), четвертой – 1150 (950 + 200 = 1150), пятой – 1350 (1150 + 200 = 1350).

Отграничим каждую группу магазинов по размеру торговой площади, обозначив ниж­нюю границу каждого следующего интервала числом на единицу большим верхней границы предшествующего интервала. Каждой группе зададим шифр (табл. 4).

 

Таблица 4

Интервалы группировки магазинов по размеру торговой площади

Группы магазинов по размеру торговой площади (кв. м) Шифр группы
350-550 А
551-750 Б
751-950 В
951-1150 Г
1151 и выше Д

 

В соответствии с шифрами перенесем сведения о каждом магазине по группам в разработочную таблицу 5, где отведем графы: номер группы, группы магазинов по размеру торговой площади, номер магазина по порядку (из табл. 3), торговая площадь, товарооборот. Содержание и количество граф определяются по показателям исходной таблицы 3.

В разработочную таблицу сначала вписывают данные первой группы с шифром А. В нее войдут магазины с размером торговой площади от 350 до 550 кв. м. За­тем вводят итоговую строку, в которой по графе «Номер по порядку» подсчитывают число магазинов первой группы, по следующим графам – общий размер торговой площади и общий товарооборот магазинов первой груп­пы. Остальные группы магазинов по размеру торговой площади (кв. м) – 551-750, 751-950, 951-1150, 1151 и выше – в разработочной таблице формируют ана­логично первой, подводя по каждой из них итоги.

 

Таблица 5

Разработочная таблица для группировки магазинов по размеру торговой площади

Номер группы Группы магазинов по размеру торговой площади, кв. м Номер по поряд­ку в табл. 3. Торговая площадь, кв. м Товарооборот, млн р.
А 1 2 3 4

I

350-550

8 525 43
12 350 27
14 420 58

Итого по группе I

3 1295 128

II

551-750

2 709 71
3 565 56
7 715 69
10 724 67
18 590 53

Итого по группе II

5 3303 316

III

751-950

6 844 51
16 825 75
17 843 83
20 760 77

Итого по группе III

4 3272 286

IV

951-1150

4 1130 101
5 1017 109
9 1097 97
11 1000 65
15 1087 99

Итого по группе IV

5 5331 471

V

1151 и выше

1 1350 189
13 1300 172
19 1200 121

Итого по группе V

3 3850 482

Всего по совокупности

20 17051 1683

 

Итоговые данные по каждой группе из таблицы 5  переносим в итоговую групповую таблицу 6, графы 1, 2, 4.

Дополнительно рассчитываем для каждой группы необходимые относительные и средние показатели. Так, средняя торговая площадь одного магазина в первой группе равна частному от деления общей торговой площади в целом по группе на число магазинов в ней  — 428,33 кв. м, средний товарооборот соответственно  — 42,67 млн р. Товарооборот на 1 кв. м торговой площади в первой группе может быть рассчитан путем деления общего товарооборота по группе на общую торговую площадь в ней, либо делением среднего товарооборота по группе на среднюю торговую площадь одного магазина в ней  — 0,0988 млн р./ кв.м (98,8 тыс р./ кв.м).

Расчет по итоговой строке производится аналогичным образом. Так, средняя торговая площадь одного магазина по всей совокупности равна частному от деления общей торговой площади в целом на число всех магазинов — 852,55 кв. м, средний товарооборот соответственно — 84,15 млн р., а товарооборот на 1 кв.м торговой площади — 0,0987 млн р./кв.м.

Таким образом, данные таблицы 6 представляют искомую аналитическую группировку.

По ней можно сделать выводы: с ростом размера торговой площади увеличивается товарооборот в среднем на один магазин. Если в первой группе магазинов с размером торговой площади 350-550 кв. м товарооборот в среднем составлял 42,67 млн р., то в пятой –  с размером торговой площади 1151 кв. м и выше – 160,67 млн р. Следовательно, группировка показала наличие прямой зависимости товарооборота от размера торговой площади и ее направление: с ростом значений факторного признака растут значения результативного признака.

 

Таблица 6

Группировка магазинов по размеру торговой площади

Группы магазинов по размеру торговой площади, кв. м

Число магазинов

Торговая площадь, кв. м

Товарооборот, млн р.

Товарооборот (млн р.) на 1 кв.м торговой площади

в це­лом по группе в среднем на 1 магазин в це­лом по группе в среднем на 1 магазин
А 1 2 3 4 5 6
350-550 3 1295 431,67 128 42,67 0, 0988
551-750 5 3303 660,60 316 63,20 0, 0957
751-950 4 3272 818,00 286 71,50 0, 0874
951-1150 5 5331 1066,20 471 94,20 0, 0884
1151 и выше 3 3850 1283,33 482 160,67 0, 1252
Итого 20 17051 852,55 1683 84,15 0,0987

 

Корреляционный анализ

При рассмотрении вопросов подбора формы связи особое внимание уделяется глубокому теоретическому анализу изучаемого процесса, установлению причинно-следственных связей. Наиболее распространенным приемом выявления формы связи является графическое изображение. При этом по оси X откладывается одна переменная, по оси Y другая. Каждому объекту на графике соответствует точка, координаты которой равняются значениям пары выбранных для анализа переменных.

Графический анализ исходных данных (рис. 2) показывает, корреляционное облако вытянуто по диагонали от левого нижнего угла к правому верхнему, т.е. с увеличением торговой площади растет, как правило, и товарооборот.

Рис. 2. Зависимость товарооборота от торговой площади

 

После того как установлено, что зависимость между признаками есть, нужно установить теоретическую форму связи, т.е. вид математической функции , которая наилучшим образом описывает поведение изучаемого признака.

Форма корреляционного облака допускает, что между рассматриваемыми показателями существует прямолинейная связь.

Уравнение линейной связи в общем виде можно записать так:

.

Это уравнение, выражающее зависимость У от X, называется уравнением регрессии.

Найти уравнение регрессии означает определить параметры а и b. Их оценивают при помощи метода наименьших квадратов, который дает следующую систему нормальных уравнений:

где х – значения факторного признака, в нашем примере размер торговой площади (табл. 1.1, гр. 1);

у – значения результативного признака суммы товарооборота (табл. 1.1, гр. 2);

n – число парных значений факторного и результативного при-
знаков.

Для решения системы линейных уравнений, т.е. определения параметров а и b обычно рекомендуется применять формулы:

и .

Приступая к расчетам åх, åу, åх2, åху, исходные данные предварительно ранжируем (располагаем по возрастанию значений факторного признака товарооборота) и заполняем таблицу 7.

 

Таблица 7

Расчетная таблица параметров уравнения регрессии

Номер предприятия Торговая площадь, кв. м (х) Товарооборот, млн р. (y) х2 ху у2
А 1 2 3 4 5 6
1 1350 189 1822500 255150 145,5014 35721
2 709 71 502681 50339 66,4457 5041
3 565 56 319225 31640 48,6859 3136
4 1130 101 1276900 114130 118,3684 10201
5 1017 109 1034289 110853 104,4319 11881
6 844 51 712336 43044 83,0955 2601
7 715 69 511225 49335 67,1857 4761
8 525 43 275625 22575 43,7527 1849
9 1097 97 1203409 106409 114,2985 9409
10 724 67 524176 48508 68,2957 4489
11 1000 65 1000000 65000 102,3353 4225
12 350 27 122500 9450 22,1696 729
13 1300 172 1690000 223600 139,3348 29584
14 420 58 176400 24360 30,8028 3364
15 1087 99 1181569 107613 113,0651 9801
16 825 75 680625 61875 80,7522 5625
17 843 83 710649 69969 82,9722 6889
18 590 53 348100 31270 51,7692 2809
19 1200 121 1440000 145200 127,0016 14641
20 760 77 577600 58520 72,7356 5929
Итого 17051 1683 16109809 1628840 1683 172685

 

В гр.3 таблицы 7 вносим квадраты переменных х2 (13502, 7092, 5652 и т.д.), в гр.4 произведение Х на У (1350×189; 709×71; и т.д.).

Итоговые показатели граф (14) подставляем в систему нормальных уравнений:

Каждый член первого уравнения умножаем на 852,55 и из второго вычитаем первое:

       

Параметр b = . Подставим его значение в первое уравнение и найдем параметр а:

20а + 0,1233´17051 = 1683

20а + 2102,9308 = 1683

а = .

Уравнение регрессии примет вид:  = -20,9965 + 0,1233х.

Подставляя в него значения х, найдем выровненные или теоретические значения .

Так, при торговой площади 1350 кв.м. (х1) теоретическое значение суммы товарооборота составит: = -20,9965 + 0,1233×1350 = 145,5014. При торговой площади 709 кв.м = -20,9965+ 0,1233×709 = 66,4457 и т.д.

Теоретические значения помещены в таблице 7, гр.5. Сумма выровненных значений должна быть равна сумме фактических значений результативного признака ( ); 1683 = 1683. Если такого равенства нет, то следует проверить правильность всех предшествующих расчетов.

Экономический смысл имеет параметр а – коэффициент регрессии, показывающий на сколько в среднем изменится У при увеличении или уменьшении X на единицу. В рассмотренном примере увеличение торговой площади на 1 кв.м ведет в среднем к росту товарообращения на 0,1233 млн р.

В случае установления линейной зависимости между факторным (x) и результативным (y) признаками для оценки тесноты связи между ними рассчитывают линейный коэффициент корреляции:

.

Линейный коэффициент корреляции может принимать любые значения от 1 до +1. Чем ближе значение этого коэффициента по модулю к 1, тем более тесная связь предполагается между признаками Х и У. Если rху = 0, то это не всегда говорит об отсутствии связи вообще – часто это означает отсутствие линейной связи. В таком случае нужно использовать нелинейные зависимости (уравнение гиперболы, уравнение логарифмической кривой, экспоненциальную зависимость и др.).

Для качественной оценки тесноты связи между признаками используется шкала Чэддока (табл. 8).

 

Таблица 8

Оценка тесноты связи по шкале Чэддока

Значения показателей тесноты связи 0,1 – 0,3 0,3 – 0,5 0,5 – 0,7 0,7 – 0,9 0,9 – 0,99
Характеристика тесноты связи Слабая Умеренная Заметная Высокая Весьма высокая

 

Знак при линейном коэффициенте корреляции указывает направление связи: «+» – прямая связь; «» – обратная связь.

Рассчитаем линейный коэффициент корреляции для рассмотренного примера, для этого воспользуемся данными итоговой строки таблицы 7:

            

Средние квадратические отклонения по признакам Х и У найдем по формулам:

       .

Среднюю величину из квадратов переменных Х рассчитываем, подставив в формулы итоги гр.3,6 таблицы 7:

              

Следовательно, средние квадратические отклонения будут равны:

Линейный коэффициент корреляции составит:

Согласно таблице Чэддока, при  r = 0,8777 зависимость результативного признака от факторного высокая. Следовательно, найденное уравнение регрессии  = -20,9965 + 0,1233х можно использовать для прогноза суммы товарооборота при наличии данных об изменении размера торговой площади.

 


Дисперсионный анализ

На основе данных аналитической группировки можно оценить степень корреляционной связи с помощью эмпирического корреляционного отношения:

,

где  - общая дисперсия;

 - межгрупповая дисперсия.

Расчет дисперсий производится по признаку, который рассматривается в качестве результативного. В данном случае это товарооборот.

Межгрупповую дисперсию рассчитывают по данным аналитической группировки, используя формулу:

где  - средние групповые значения результативного признака;

 - общая средняя для всех групп;

fi - число единиц (в нашем примере предприятий) в группе.

Из табл. 6 выпишем данные в расчетную таблицу межгрупповой дисперсии (табл. 9, гр.1,2).

Данные гр. 1 табл. 9 представляют fi (частота), гр. 2 –  (средний товарооборот в каждой группе). Общий средний товарооборот для всех групп  равен 84,15 млн р. (итоговая строка гр.2, табл. 3.1).

Согласно формуле расчета межгрупповой дисперсии находим частное от деления суммы произведений  на сумму частот : .

Это и есть межгрупповая дисперсия.

 

Таблица 9

Расчетная таблица межгрупповой дисперсии

Группы магазинов по размеру торговой площади, кв. м х Число магазинов в группе  fi Средний товарооборот, млн р. 
А 1 2 3 4 5
350-550 3 42,67 -41,48 1720,5904 5161,7712
551-750 5 63,20 -20,95 438,9025 2194,5125
751-950 4 71,50 -12,65 160,0225 640,0900
951-1150 5 94,20 10,05 101,0025 505,0125
1151 и выше 3 160,67 76,52 5855,3104 17565,931
Итого 20 84,15 - - 26072,3174

 

Далее рассчитаем среднюю из внутригрупповых дисперсий:

,

где - дисперсия признака в i - группе, ;

- среднее значение признака в группе i,

fi - число единиц совокупности, попавших в группу i.

Внутригрупповая дисперсия определяется отдельно для каждой группы. Для расчета внутригрупповых дисперсий выпишем данные из табл.5. (табл.10, гр.А, 1).

Таблица 10

Расчет внутригрупповых дисперсий

Предприятие, номер по порядку Товарооборот,      млн р. (уi) уi - i - )2
А 1 2 3

1. Расчет внутригрупповой дисперсии по I-й группе

8 43 0,3333 0,1111
12 27 -15,6667 245,4444
14 58 15,3333 235,1111
Итого 128 - 480,6667

2. Расчет внутригрупповой дисперсии по II-й группе

2 71 7,8 60,84
3 56 -7,2 51,84
7 69 5,8 33,64
10 67 3,8 14,44
18 53 -10,2 104,04
Итого 316 - 264,8

3. Расчет внутригрупповой дисперсии по III-й группе

6 51 -20,5 420,25
16 75 3,5 12,25
17 83 11,5 132,25
20 77 5,5 30,25
Итого 286 - 595

4. Расчет внутригрупповой дисперсии по IV-й группе

4 101 6,8 46,24
5 109 14,8 219,04
9 97 2,8 7,84
11 65 -29,2 852,64
15 99 4,8 23,04
Итого 471 - 1148,8

5. Расчет внутригрупповой дисперсии по V-й группе

1 189 28,3333 802,7778
13 172 11,3333 128,4444
19 121 -39,6667 1573,4444
Итого 482 - 2504,6667

 

Тогда, внутригрупповая дисперсия по I-й группе определяется как . Результат заносится в графу 1, табл.3.3. Внутригрупповые дисперсии по остальным группам предприятий рассчитываются аналогично первой.

Из всех внутригрупповых дисперсий определяется средняя внутригрупповая дисперсия. На основании данных табл. 11 она будет равна:

.

 

Таблица 11










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 562.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...