Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СКВЕРА ИМ. МАЯКОВСКОГО Г.УФА




Бикбулатов Ю.Ф.

БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа

Научный руководитель канд. биол. наук Исхаков Ф.Ф.

mr.yulaman@mail.ru

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

СКВЕРА ИМ. МАЯКОВСКОГО Г.УФА

Аннотация. В данной работе описывается шумовое загрязнение от транспортного потока на примере сквера Маяковского. Сравнение интенсивности шума по обозначенным точкам.

Ключевые слова: шумовое загрязнение, транспортный поток, сквер Маяковского.

В южной части столицы Республики Башкортостан г. Уфа располагается Кировский район. В квартале, ограниченном улицами Коммунистическая, Цюрупы, Октябрьской Революции, расположены ряд корпусов ВУЗов (БГПУ им. М.Акмуллы, БиФКфилиал ФГБОУ ВО УралГУФК, Московский институт Гештальта и психодрамы),Спортивно – оздоровительный комплекс «Буревестник», Государственный комитет Республики Башкортостан по делам юстиции, детские сады, жилой комплекс «Уфимский кремль».

Интенсивный пассажиропоток, перевозимый автотранспортом, служит основным источником шума в этой части города, это известный факт [1]. В этой связи, представлял интерес, насколько соответствуют экологические условия в сквере Маяковского, тем требованиям санитарных норм, которые должны соблюдаться в местах отдыха.

Характеристика сквера.Сквер Маяковского находится у Коммунистической улицы города Уфы, Республики Башкортостан. Возведение сквера началось в 1950-е годы, после того как городская администрация приняла решение об устранении болота, которое располагалось в центре города. Тогда же на дно оврага была положена дренажная труба, а само болото засыпали гравием и землей.

На сегодняшний день сквер славится своими высокими березами, елями и кустарниками сирени. Помимо этого в сквере установлено несколько скульптур выполненных из гипса. Не удивительно, что на протяжении последних тридцати-сорока лет этот сквер является любимым местом прогулок многих горожан. [2].

Объект исследования: сквер «Маяковского», расположенный на пересечении улицЦюрупы и Коммунистической.

В осенне-зимний период (2017/2018гг) и весной (план) по ул. Цюрупы, Коммунистическая проводили учет количества автотранспортных средств (АТС), а внутри парка, по заложенным пробным площадкам – замеры шума. 

Согласно санитарным нормам СН 2.2.4./2.1.8.562-96 – допустимый уровень шума на площадках отдыха на территории микрорайонов по эквивалентным (средневзвешенным) показателям установлен LАэкв – 45 дБ и максимальным Lмакс – 60 дБ [3].

Методика исследований. Сбор данных осуществляли натурными исследованиями в осеннее - зимнее время (2017/2018 года) и весной (план) путем подсчета АТС в утренние (7:00 – 9:00), обеденные (12:00 – 14:00) и вечерние (17:00 – 19:00) часы по методическим подходам, прописанных НИИ «Атмосфера» [4], внутри сквера замеры производили шумомером «testo 816-1» [5] согласно принятой схемы (табл. 1).

Таблица 1. – Схема измерения уровня шума в сквере «Маяковского»

Улица

Расстояние от обочины дороги, м.

Коммунистическая 0 30 60

90

Цюрупы 0 30 60 90 120 150 180

Результаты исследования. Экспериментальные данные в таблицах и

графиках, это усредненные данные по 6-10 повторностям (подходам).

Уровень шума определен как средневзвешенные значения (LAэкв). Транспортный поток улиц Цюрупы и Коммунистической в основном представлен легковыми автомобилями и автобусами, что объяснимо тем, что сюда стекаются пассажирские автобусы, перевозимых рабочих и студентов в центр. (табл. 2).

Легковых автомобилей по ул. Цюрупы отмечено больше (почти в 2 раза), чем по ул. Коммунистическая, что очевидно, объясняется близостью этой улицы к ул. З. Валиди, который выступает своеобразными «воротами» въезда и выезда (повышенная деловая активность) из города.

По легковым АТС и автобусам зимой их количество становится меньше, чем было осенью. Возможно, это связано с трудностями передвижения в медленном темпе из-за снега. Понижение грузовых автомобилей зимой связано с труднопроходимостью больших машин через эти улицы.

Таблица 2. – Интенсивность автотранспортного потока, авт/час

Даты наблюдений

Легковые автомобили Автобусы Грузовые автомобили

ул. Цюрупы

Осень 2063 202 24
Зима 2051 192 23

                           ул. Коммунистическая

Осень 1288 80 19
Зима 1219 74 14

 

Интенсивность движения АТС, естественно, коррелирует уровнем шума, создаваемые ими.

Исследования показали , что по мере удаления от обочины дороги в глубь парка, со сторон исследованных улиц, уровень шума осенью в будние и выходные дни падает на 14-16 дБ (рис.1 а, б).

а б       

 

Рис. 1. Зависимость затухания уровня шума в сквере со сторон улиц Коммунистическая и Цюрупы в будние (а) и выходные (б) дни осенью

Из рисунков видно, что уровень шума превышает нормы на 5-15 дБ на обочине на обоих улицах,соответственно. В выходные дни (б) значения величины шума в парке по сравнении с будними(а) понижается с разницей  1-5 дБ.

а                                                              б    

Рис. 2 Зависимость затухания шума в парке со стороны улиц Коммунистическая и Цюрупы в будние (а) и выходные (б) дни зимы

 

Уровень шума в зимнее время на обочине обоих дорог превышает нормативы на 7-12 дБ. Наблюдения показали, что уровень шума соответствует нормативным показателям независимо от дней недели от 60 и более метров вглубь парка, которые предписаны площадкам для отдыха. Из рисунков видно что в зимнее время уровень шума больше чем осенью в будние и выходные дни. Это объясняется тем что осенью листья еще не до конца упавшие поступают в виде поглощения шума или барьера против шумового загрязнения от автотранспорта со стороны улиц. Еще одним аргументом является то что в этом году малое количество выпавшего снега который тоже удерживает влияние шума на сквер.

Литература

1. Исхаков Ф.Ф. Урбоэкология: учебное пособие / Ф.Ф. Исхаков, А.А. Кулагин, Г.А. Зайцев. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2015. – 223 с.

2. [Электронный ресурс]. – URL: https://studwood.ru/.

3. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы. – Введ. 1996-31-10. № 36. – М.: Минздрав России, 1996. – 8 с.

4. Исхаков Ф.Ф. Оценка воздействия на окружающую среду: лабораторные работы. [Электронный ресурс] /Ф.Ф. Исхаков. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2014. – 92 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/55871.

5. Определение физических параметров окружающей среды: методические указания по проведению практических работ. [Текст] / Сост. Ф.Ф. Исхаков, О.В. Тагирова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2016.– 43 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=55871.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...