Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СКВЕРА ИМ. МАЯКОВСКОГО Г.УФА
Бикбулатов Ю.Ф. БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа Научный руководитель канд. биол. наук Исхаков Ф.Ф. mr.yulaman@mail.ru ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СКВЕРА ИМ. МАЯКОВСКОГО Г.УФА Аннотация. В данной работе описывается шумовое загрязнение от транспортного потока на примере сквера Маяковского. Сравнение интенсивности шума по обозначенным точкам. Ключевые слова: шумовое загрязнение, транспортный поток, сквер Маяковского. В южной части столицы Республики Башкортостан г. Уфа располагается Кировский район. В квартале, ограниченном улицами Коммунистическая, Цюрупы, Октябрьской Революции, расположены ряд корпусов ВУЗов (БГПУ им. М.Акмуллы, БиФКфилиал ФГБОУ ВО УралГУФК, Московский институт Гештальта и психодрамы),Спортивно – оздоровительный комплекс «Буревестник», Государственный комитет Республики Башкортостан по делам юстиции, детские сады, жилой комплекс «Уфимский кремль». Интенсивный пассажиропоток, перевозимый автотранспортом, служит основным источником шума в этой части города, это известный факт [1]. В этой связи, представлял интерес, насколько соответствуют экологические условия в сквере Маяковского, тем требованиям санитарных норм, которые должны соблюдаться в местах отдыха. Характеристика сквера.Сквер Маяковского находится у Коммунистической улицы города Уфы, Республики Башкортостан. Возведение сквера началось в 1950-е годы, после того как городская администрация приняла решение об устранении болота, которое располагалось в центре города. Тогда же на дно оврага была положена дренажная труба, а само болото засыпали гравием и землей. На сегодняшний день сквер славится своими высокими березами, елями и кустарниками сирени. Помимо этого в сквере установлено несколько скульптур выполненных из гипса. Не удивительно, что на протяжении последних тридцати-сорока лет этот сквер является любимым местом прогулок многих горожан. [2]. Объект исследования: сквер «Маяковского», расположенный на пересечении улицЦюрупы и Коммунистической. В осенне-зимний период (2017/2018гг) и весной (план) по ул. Цюрупы, Коммунистическая проводили учет количества автотранспортных средств (АТС), а внутри парка, по заложенным пробным площадкам – замеры шума. Согласно санитарным нормам СН 2.2.4./2.1.8.562-96 – допустимый уровень шума на площадках отдыха на территории микрорайонов по эквивалентным (средневзвешенным) показателям установлен LАэкв – 45 дБ и максимальным Lмакс – 60 дБ [3]. Методика исследований. Сбор данных осуществляли натурными исследованиями в осеннее - зимнее время (2017/2018 года) и весной (план) путем подсчета АТС в утренние (7:00 – 9:00), обеденные (12:00 – 14:00) и вечерние (17:00 – 19:00) часы по методическим подходам, прописанных НИИ «Атмосфера» [4], внутри сквера замеры производили шумомером «testo 816-1» [5] согласно принятой схемы (табл. 1). Таблица 1. – Схема измерения уровня шума в сквере «Маяковского»
Результаты исследования. Экспериментальные данные в таблицах и графиках, это усредненные данные по 6-10 повторностям (подходам). Уровень шума определен как средневзвешенные значения (LAэкв). Транспортный поток улиц Цюрупы и Коммунистической в основном представлен легковыми автомобилями и автобусами, что объяснимо тем, что сюда стекаются пассажирские автобусы, перевозимых рабочих и студентов в центр. (табл. 2). Легковых автомобилей по ул. Цюрупы отмечено больше (почти в 2 раза), чем по ул. Коммунистическая, что очевидно, объясняется близостью этой улицы к ул. З. Валиди, который выступает своеобразными «воротами» въезда и выезда (повышенная деловая активность) из города. По легковым АТС и автобусам зимой их количество становится меньше, чем было осенью. Возможно, это связано с трудностями передвижения в медленном темпе из-за снега. Понижение грузовых автомобилей зимой связано с труднопроходимостью больших машин через эти улицы. Таблица 2. – Интенсивность автотранспортного потока, авт/час
Интенсивность движения АТС, естественно, коррелирует уровнем шума, создаваемые ими. Исследования показали , что по мере удаления от обочины дороги в глубь парка, со сторон исследованных улиц, уровень шума осенью в будние и выходные дни падает на 14-16 дБ (рис.1 а, б). а б
Рис. 1. Зависимость затухания уровня шума в сквере со сторон улиц Коммунистическая и Цюрупы в будние (а) и выходные (б) дни осенью Из рисунков видно, что уровень шума превышает нормы на 5-15 дБ на обочине на обоих улицах,соответственно. В выходные дни (б) значения величины шума в парке по сравнении с будними(а) понижается с разницей 1-5 дБ. а б
Рис. 2 Зависимость затухания шума в парке со стороны улиц Коммунистическая и Цюрупы в будние (а) и выходные (б) дни зимы
Уровень шума в зимнее время на обочине обоих дорог превышает нормативы на 7-12 дБ. Наблюдения показали, что уровень шума соответствует нормативным показателям независимо от дней недели от 60 и более метров вглубь парка, которые предписаны площадкам для отдыха. Из рисунков видно что в зимнее время уровень шума больше чем осенью в будние и выходные дни. Это объясняется тем что осенью листья еще не до конца упавшие поступают в виде поглощения шума или барьера против шумового загрязнения от автотранспорта со стороны улиц. Еще одним аргументом является то что в этом году малое количество выпавшего снега который тоже удерживает влияние шума на сквер. Литература 1. Исхаков Ф.Ф. Урбоэкология: учебное пособие / Ф.Ф. Исхаков, А.А. Кулагин, Г.А. Зайцев. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2015. – 223 с. 2. [Электронный ресурс]. – URL: https://studwood.ru/. 3. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы. – Введ. 1996-31-10. № 36. – М.: Минздрав России, 1996. – 8 с. 4. Исхаков Ф.Ф. Оценка воздействия на окружающую среду: лабораторные работы. [Электронный ресурс] /Ф.Ф. Исхаков. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2014. – 92 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/55871. 5. Определение физических параметров окружающей среды: методические указания по проведению практических работ. [Текст] / Сост. Ф.Ф. Исхаков, О.В. Тагирова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2016.– 43 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=55871. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 254. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |