Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Художественная культура XVII века
Новый период в развитии культуры на пороге Нового времени. Изменение традиционного мировоззрения, перемены в историко-культурном процессе.
Факторы, влияющие на формирование культуры:
1. Иностранная интервенция. 2. Крестьянские войны и восстания. 3. Сложение абсолютизма, завершившего централизацию государства. 4. Юридическое закрепощение крестьян и посадского люда (1649). 5. Образование всероссийского рынка, разрушавшего патриархальный уклад. 6. Возрастание государственной регламентации общественной жизни. 7. Никонианская реформа и раскол церкви. 8. Расширение связей со странами Западной Европы. 9. Завершение истории древнерусской культуры, пронизанной церковным мировоззрением. Обмирщение культуры.
Основные достижения: 1. В науке - изучение и обобщение опыта с целью применения его к жизни. 2. В литературе - формирование светского направления. 3. В архитектуре - сближение облика культовых и гражданских построек. 4. В живописи - разрушение иконографических канонов и появление реалистических тендеций.
1613 - утверждение династии Романовых. Первый царь - Михаил Федорович Романов.
Обучение грамоте в семье.Пособия по домашнему воспитанию и обучению.
1633 - букварь Бурцева, грамматика Смотрицкого
к. XVII в. - букварь К. Истомина, таблица умножения
Появляются средние школы, которые остаются духовными, средневековыми по своему типу: · лютеранская в Немецкой слободе · частная школа боярина Ртищева для молодых дворян. · школа в Кремлевском Чудовом монастыре на средства патриаршего двора · 1665 - школа при Спасском монастыре, которую возглавил Симеон Полоцкий · 1687 - В Донском монастыре открыта Славяно-греко-латинская академия патриархом Макарием, где преподавали братья Лихуды. Ее окончили математик Магницкий, Ломоносов, митрополит Платон. Развитие научных знаний.Сохраняется практический, прикладной характер научных знаний: · в медицине - народное целительство, знания передавались по наследству, обобщали вековой опыт. Закладываются основы государственной медицины, открываются первые аптеки, больницы. Открыта «Школа русских лекарей», первые научные труды. · н. XVII в. - «Старый чертеж» - карта России не сохранилась. · 1627 - «Новый чертеж». · Географические сведения содержались в «поверстных книгах», которые изготавливались в Ямском приказе для ямщиков. · «Сибирский приказ» собирал сведения о Сибири и Дальнем Востоке. Русские землепроходцы: Ерофей Хабаров - Дальний Восток, С. Дежнев и В. Поярков - Сибирь. · конец XVII в. - С. Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири».
Исторические сочинения нового типа: · С. Медведев «Созерцание краткое лет» · «Синопсис» Гизеля - обзор русской истории, единственный учебник по русской истории оставался долгое время. · время заката древней формы исторических произведений - летописей. Появляются последние сочинения этого жанра: «Раскольничья летопись2, «Летопись о многих мятежах», «Сибирские летописи».
Литература · Изменение социального состава читателей привело к новым требованиям в литературе. Новые жанры: светские повести, сказания, сборники научного содержания, сатирические повести («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»), драма, стихи (основоположником рифмованной поэзии был Симеон Полоцкий, продолжили Карион Истомин и Сильвестр Медведев). «Повесть о Горе-Злосчастии». · Анонимные публицистические жанры - «подметные письма». · Жития святых - «Житие Аввакума» - автобиография · Фольклор - сказки волшебные, бытовые, героические, былины, исторические песни о Ермаке и Стеньке Разине · Симеон Полоцкий (вторая пол. XVII в.) - публицист, был монахом, учитель царских детей, сторонник неограниченной монархии. Сочинял стихи и проповеди, публицистика во славу самодержавия, рисовал идеальный облик мудрого монарха. Автор первых поэтических сборников «Вертоград многоцветный», «Рифмологион».
Реформа и раскол в церкви в 1653-1656 гг.провели патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. · Идеологи - Аввакум и Никон. · Никон - исправление ошибок в церковных книгах и обычаях. Ввел крещение тремя перстами, обычай - в вербное воскресенье патриарх въезжает на ослике в Кремль, а царь ведет ослика. · Картина В. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена расколу. Она отстаивала старую веру, подняла руку вверх с двумя перстами.
Архитектура Об архитектуре этого времени говорят: «деревянные сказки и каменные песни». Отход от канонов, сближение культового и гражданского строительства. Главная черта - «дивное узорочье». · Строительство Нового Иерусалима - детище Никона · 1667-1668 - деревянный дворец в Коломенском - вершина деревянного зодчества, «российский Вифлеем» для Алексея Михайловича. Называли «восьмым чудом света». Зодчие Семен Петров и Иван Михайлов. В Коломенском родился Петр I. · Усадьба Измайлово - другая царская вотчина, хозяйство нового типа: механизация, стекольный завод, сад-лабиринт, зверинец, театр · Ростовский Кремль построен в XVII веке.
Шатровые церкви и соборы. Типы композиций разнообразны: шатровые - восьмерик на четверике; ярусные - нарастание уменьшающихся четвериков или восьмериков, многоглавые - Кижи. · Архангельский собор в Нижнем Новгороде · Церковь Покрова в Медведкове - имение князя Пожарского · Успенская "Дивная" церковь в Угличе · Теремной дворец в Кремле - Бажен Огурцов, Ларион Ушаков, Антипа Константинов, Шатурин. · Церковь Ильи Пророка в Ярославле · Шатер над Спасской башней в Кремле - Бажен Огурцов
Новый стиль - московское или нарышкинское барокко в 90-е гг XVII в. · Церковь Троицы в Никитниках · Церковь Рождества в Путинках в Москве · Вознесенская в Великом Устюге · Церковь Покрова в Филях по заказу дяди Петра I Льва Нарышкина в его усадьбе.
Отличительные черты: кокошники, многоярусность, симметрия и равновесие масс, основной композиционные прием: четверик в основании, на нем - восьмерик, выше - второй, завершает барабан с главой. Эффект движения вверх по вертикали. Красный и белый кирпич для отделки, декоративность и нарядность, окна обрамлялись колонками, над карнизами - так называемые «петушиные гребешки» - полосы резных декоративных элементов. Росписи внутри покрывают все поверхности, создают впечатления райского сада.
Гражданская архитектура - дома думного дьяка Аверкия Кириллова, Голицына, Троекурова в Москве, Коробова в Калуге.
Монастырские комплексы: Иосифо-Волоколамский, Спасо-Евфимиев, Новодевичий, Новоиерусалимский, Троице-Сергиева лавра.
Живопись В развитии проходит 2 этапа: первая и вторая половина века. В первой половине века борьба двух школ: · «Годуновская школа» - название происходит потому, что иконы выполнены по заказу Б. Годунова или его родственников. Поддерживают старые монументальные традиции, неукоснительное следование канонам. Икона «Достойно есть». · «Строгановская школа» - усиление эстетического начала: тонкий рисунок, проработка деталей, орнаментация, усиление колорита. Прокопий Чирин, Никифор Савин, Емельян Московитин.
Второй этап - отход от традиций. Становление нового эстетического идеала, освоение гуманистических принципов западного искусства. Стремление к реалистическому воплощению художественного образа. Появляются трактаты по теории искусства. Представители: Симон Ушаков (1626-1686) и Иосиф Владимиров - царские изографы. Главное условие живописи - соответствие правде жизни. Живопись - зеркало, отражающее мир. «Троица» С. Ушакова, икона «Владимирская Богоматерь» или «Насаждение древа Государства Российского», «Спас Нерукотворный» написан с использованием светотеней, с учетом анатомического строения лица.
Вторая половина XVII в. - в живописи интерес к портрету. Нарастание реализма. Появляется первый светский жанр, предшественник портрета - парсуна от искаж. «персона» («Скопин-Шуйский»).
Монументальная живопись переживает последний взлет: росписи ц. Троицы в Никитниках - С. Ушаков и Владимиров ц. Ильи Пророка в Ярославле - Гурий Никитин, Сила Савин со дружиною
Оружейная палата - контроль за деятельностью художников. Художественный центр страны. Мастерская по производству предметов декоративно-прикладного искусства для царского двора: · «Большой наряд» для царя Михаила Федоровича - венец, скипетр, держава. Театр 1672 - Иоганн Готфрид Грегори по поручению царя Алексея Михайловича собрал труппу актеров для постановки пьесы на немецком и русском языках на библейские сюжеты. Инициатор создания театра - боярин А. Матвеев. После смерти царя театр закрыли.
Симеон Полоцкий -основоположник русской драматургии. 1673 - «Балет об Орфее и Эвридике» - рождение русского балета.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 197. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |