Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Примерный порядок выполнения заданий контрольной работы.




Довгялло, А. В.

Д58  Экономическая теория : практическое пособие по выполнению контрольных работ для студентов неэкономических специальностей факультета безотрывного обучения / А. В. Довгялло, С. Ф. Сатырева ; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель : БелГУТ, 2010. – 51 с.

ISBN 978-985-468-736-6

 

 

Приведены методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Экономическая теория». Даны контрольные вопросы и перечень рекомендуемой литературы.

Разработано в соответствии с новой типовой программой курса экономической теории, утверждённой Министерством образования Республики Беларусь.

Предназначено для студентов неэкономических специальностей заочной формы обучения.

 

 

УДК 330.101

ББК 65.01

 

ISBN 978-985-468-763-6                    © Довгялло А. В., Сатырева С. Ф., 2010
                     © Оформление. УО «БелГУТ», 2010

 


Введение

 

Практика свидетельствует о том, что без глубокого знания экономической теории в настоящее время нельзя компетентно, творчески воспринимать экономическую действительность, разбираться в общественной жизни, эффективно решать задачи хозяйственной практики. Современные реалии требуют приближения курса экономической теории к решаемым проблемам и созидательным задачам национального хозяйства. Изучение курса экономической теории в высшей школе должно обеспечить такой уровень экономических знаний, который позволял бы выпускнику прослеживать логику экономических процессов и явлений, осуществлять их комбинирование в соответствии с поставленной целью, эффективно влиять на ход и тенденции экономического развития и экономической политики государства.

Экономическая теория развивает экономическое мышление студента, умение прогнозировать развитие объективных социально-экономических процессов, выявляет специфику экономики Республики Беларусь и определяет ее место в системе мирохозяйственных связей в контексте глобализации.

Курс экономической теории строится с учетом того, что развитые страны мира переходят к принципиально новым типам техники и технологии, всесторонней демократизации, развитию многообразных форм самоуправления, приоритетности социально-экономических критериев труда и производства, развитию социальных механизмов, регулирующих отношения труда и капитала, росту научного уровня производства и экономическим императивам.

Дисциплина «Экономическая теория» изучается посредством чтения лекций, проведения практических занятий с рассмотрением изучаемых вопросов, а также с самостоятельным ознакомлением с литературными источниками и нормативными документами. Одной из форм самостоятельного изучения дисциплины является выполнение студентами контрольной работы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ № 1 и 2

Контрольная работа по экономической теории представляет собой самостоятельное исследование студентом-заочником материалов по выбранной теме.

Варианты контрольных работ выбираются в соответствии с шифром студенческой зачетной книжки (таблица 1), первая цифра в графе указывает вариант контрольной работы № 1, вторая цифра – вариант контрольной работы № 2.

Т а б л и ц а  1 – Варианты контрольных работ

Последние две цифры шифра Номер варианта Последние две цифры шифра Номер варианта Последние две цифры шифра Номер варианта Последние две цифры шифра Номер варианта Последние две цифры шифра № варианта
01 1, 30 21 21, 10 41 11, 15 61 1, 20 81 21, 29
02 2, 29 22 22, 9 42 12, 14 62 2, 19 82 22, 28
03 3, 28 23 23, 8 43 13, 13 63 3, 18 83 23, 27
04 4, 27 24 24, 7 44 14, 12 64 4, 17 84 24, 26
05 5, 26 25 25, 6 45 15, 11 65 5, 16 85 25, 25
06 6, 25 26 26, 5 46 16, 10 66 6, 15 86 26, 24
07 7, 24 2 27, 4 47 17, 9 67 7, 14 87 27, 23
08 8, 23 28 28, 3 48 18, 8 68 8, 13 88 28, 22
09 9, 22 29 29, 2 49 19, 7 69 9, 12 89 29, 21
10 10, 21 30 30, 1 50 20, 6 70 10, 11 90 30, 20
11 11, 20 31 1, 25 51 21, 5 71 11, 10 91 1, 19
12 12, 19 32 2, 24 52 22, 4 72 12, 9 92 2, 18
13 13, 18 33 3, 23 53 23, 3 73 13, 8 93 3, 17
14 14, 17 34 4, 22 54 24, 2 74 14, 7 94 4, 16
15 15, 16 35 5, 21 55 25, 1 75 15, 6 95 5, 15
16 16, 15 36 6, 20 56 26, 30 76 16, 5 96 6, 14
17 17, 14 37 7, 19 57 27, 29 77 17, 4 97 7, 13
18 18, 13 38 8, 18 58 28, 28 78 18, 3 98 8, 12
19 19, 12 39 9, 17 59 29, 27 79 19, 2 99 9, 11
20 20. 11 40 10, 16 60 30, 26 80 20, 1 100 10, 10

 

Контрольная работа включает теоретическую и практическую части. В теоретической части – вопросы из тем курса, которые должны быть раскрыты в ответе. Изложению теоретических вопросов должно предшествовать ознакомление с рабочей программой курса «Экономическая теория» (приложение А), всестороннее изучение основной и дополнительной литературы по вопросам соответствующих тем. Следует избегать бездумного переписывания учебников. Студент должен самостоятельно формулировать свои мысли, не допускать повторений и противоречий. В практической части представлены задачи невысокой степени сложности, которые охватывают основные темы курса экономической теории. Задачи решаются в соответствии с рекомендациями, данными в их условиях, решение должно быть обосновано логически, подтверждено соответствующими расчетами, формулами, графиками и т. д. Решение задач предполагает более глубокую самостоятельную подготовку студентов.

Работа выполняется в рукописном варианте в ученической тетради, объем работы – 22–24 страницы. При размещении текста следует оставлять на каждой странице поля для замечаний рецензента. Страницы работы нумеруются в нарастающем порядке по всему тексту на полях вверху страницы, цифры – арабские.

На обложке тетради должна быть стандартная наклейка, на которой указываются название университета, название кафедры, название изучаемого предмета, курс и группа студента, шифр студенческой зачетной книжки, номера заданий, фамилия, имя и отчество студента.

Первую страницу следует оставлять чистой для рецензии и замечаний. Если работа по содержанию и оформлению соответствует предъявляемым требованиям, то она допускается к защите без условий. Если в работе неполно рассмотрены вопросы или сделаны незначительные ошибки, то в рецензии делаются замечания. Устранение замечаний оформляется как «Работа над ошибками» или «Дополнения к работе» и выполняется в конце работы после первоначального варианта. Если при выполнении задания сделаны грубые ошибки или неправильно решена задача, то работа к защите не допускается, о чем делается соответствующая запись в рецензии. Повторно присылаемая на проверку работа обязательно должна содержать и первоначальный, и новый вариант.

Работа должна быть написана разборчиво, грамотно, допускаются лишь общепринятые сокращения слов.

В начале контрольной работы приводится содержание с указанием основных разделов работы (теоретический вопрос, задача), а в конце – список используемой литературы, ставится дата написания работы и личная подпись студента.

Список литературы, использованной для написания контрольной работы, должен включать не менее 5 источников. Требования ГОСТа по оформлению литературных источников приведены в приложении Б данного пособия.

При ссылке на источник после упоминания о нем в тексте контрольной работы проставляется в квадратных скобках номер, под которым он числится в списке литературы, и страницы, где размещается используемая информация (цитата, статистический материал, рисунок и т. д.), например [2, с. 27–28].

Все графические иллюстрации должны выполняться карандашом, а обозначения линий и осей – стержнем.

Контрольная работа должна быть сдана на кафедру за две недели до начала сессии или в сроки, установленные деканатом заочной формы обучения.

Работа, выполненная не по своему варианту, возвращается студенту без проверки.

Успешно выполненная и допущенная к защите контрольная работа защищается студентом до начала сессии. При защите контрольной работы студент должен знать содержание работы и ответить на замечания рецензента. Выполнение и защита контрольных работ № 1 и 2 является обязательным условием допуска к экзамену по дисциплине «Экономическая теория» студентов заочной формы обучения.

 

Примерный порядок выполнения заданий контрольной работы.

Теоретический вопрос. Издержки производства. Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издержки. Общие и средние издержки. Предельные издержки. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффекты роста масштабов производства.

При изложении вопроса необходимо:

– рассмотреть издержки производства в краткосрочном периоде;

– дать определение постоянных, переменных и общих издержек;

– изобразить графики кривых FC, VC, TC, дать объяснение конфигураций кривых и их закономерностей;

– дать определение и привести формулы расчета средних и предельных издержек;

– изобразить графики кривых AFC, AVC, ATC, MC, объяснить их конфигурации и взаимосвязи;

– рассмотреть издержки производства в долгосрочном периоде, изобразить их графически;

– объяснить эффект масштаба производства;

– назвать факторы положительного и отрицательного эффектов масштаба производства, дать их характеристику.

ЗадачаФункции спроса и предложения на товар представлены в виде Qd = 10 – P, Qs = –5 + 2P, где P – цена товара, Qd – объем спроса, Qs – объем предложения. Правительство установило фиксированную цену P = 7 ден. ед. за единицу товара. Определить:

а) параметры рыночного равновесия;

б) ситуацию на рынке после введения фиксированной цены, размер товарного дефицита (или излишка).

Оценить ситуацию на рынке, используя графический анализ.

Р е ш е н и е.

1 Задача решается обычным аналитическим способом. В точке равновесия объем спроса равен объему предложения, т. е. Qd = Qs. Для нахождения параметров рыночного равновесия, т. е. равновесной цены (Рe) и равновесного объема (Qe) необходимо решить систему уравнений

 

 

Откуда 10 – P = –5 + 2P; 15 = 3P; P = 5; P = Pe = 5; Pe = 5 ден. ед.

Чтобы найти равновесный объем (Qe), необходимо подставить значение Pe = 5 в любое уравнение, например, в уравнение спроса. Получаем Qd = 10 – 5 = 5; Qd = Qe = 5; Qe = 5 штук.

2 Для графического отображения спроса и предложения будем откладывать по оси абсцисс (по горизонтальной оси) количество товара Q (объем спроса и объем предложения), а по оси ординат (по вертикальной оси) – цену товара (P).

Функция спроса Qd = 10 – P. Строим кривую спроса. Для этого необходимо получить точки пересечения функции спроса с осями координат и через две точки провести прямую линию. Если Qd = 0, то P = 10; если P = 0, то Qd = 10.

Аналогичные действия необходимы для построения функции предложения Qs = –5 + 2P. Точки пересечения с осями координат: если Qs = 0, то P = 2,5; если P = 0, то Qs = –5. Пересечение кривой спроса и кривой предложения происходит в точке с координатами Pe = 5, Qe = 5. Функции спроса и предложения, равновесной цены, равновесного объема и точки равновесия обозначим, соответственно, буквами (D, S, Pe, Qe, E).

3 После установлении государством фиксированной цены товара равной P = 7 ден. ед. объем спроса и объем предложения составят, соответственно,

Qd = 10 – P = 10 – 7 = 3. Qd = 3 штуки.

Qs = –5 + 2P = –5 + 2 · 7 = 9. Qs = 9 штук.

Как видно из расчетов и рисунка (рисунок 1) Q s> Qd, следовательно, на рынке возникает избыток товара, так как при цене выше равновесной производители хотят продавать больше товара, чем хотят купить потребители. Размер избытка QsQd = 9 – 3 = 6 штук.

 

Рисунок 1 – Равновесие на рынке товара и последствие прямого государственного регулирования

 

О т в е т: а) Pe = 5, Qe = 5.

           б) возникает избыток товара, который составляет 6 штук.

 

 

ЗАДАНИЯ ПО ВАРИАНТАМ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 1

В а р и а н т  1

Теоретический вопрос. Предмет экономической теории. Экономика как сфера жизнедеятельности общества. Предмет экономической теории. Функции экономической теории. Экономические цели общества. Структура экономической теории.

 

Задача. На основании данных таблицы начертите кривую безразличия потребителя. Цена порции бананов равна 1,5 ден. ед., цена порции яблок – 1 ден. ед., студент имеет в своем распоряжении только 24 ден. ед. недельного дохода. Начертите соответствующую бюджетную линию и определите, в какой именно комбинации студент купит бананы и яблоки.

 

Количество бананов Количество яблок
16 6
12 8
8 12
4 24

В а р и а н т  2

Теоретический вопрос. Методы экономической теории.Методология исследования экономических процессов. Общий мировоззренческий метод. Общенаучные методы. Метод научной абстракции. Экономическое моделирование. Частные методы исследования. Основные категории и законы экономической теории Позитивная и нормативная экономическая теория.

 

Задача. Кафе требуются разнорабочие. Спрос на труд описывается уравнением L = 10 – 0,2W, где L – число нанятых, W – часовая зарплата. На объявление о найме откликнулись 7 человек. Двое из них готовы работать при оплате не менее 40 ден. ед./ч; двое – не менее 25 ден. ед./ч; двое – не менее 20 ден. ед./ч; один готов на оплату от 15 ден. ед./ч. Определите:

а) сколько разнорабочих будет нанято и при каком уровне оплаты;

б) если государство законодательно устанавливает минимальный уровень часовой оплаты 40 ден. ед./ч, то сколько рабочих наймет кафе в этом случае?

В а р и а н т  3

Теоретический вопрос. История развития экономической теории. Зарождение экономической науки. Меркантилизм. Физиократы. Классическая школа и ее теории. Марксизм. Маржиналистская революция и возникновение неоклассического направления. Кейнсианство и его эволюция. Основные течения экономической мысли ХХ века. Институционализм. Неоконсерватизм.

 

Задача. Заполните таблицу, постройте кривые общего, среднего и предельного доходов и объясните их взаимосвязь.

 

Цена Р Объем выпуска Q Общий доход TR Средний доход AR Предельный доход MR
  2 20    
  4   9  
  6     8
6   48    
   10      –8

 

В а р и а н т  4

Теоретический вопрос. Потребности и их классификация.Понятие потребностей. Производство и потребности. Классификация потребностей. Экономические интересы. Закон возвышения потребностей.

 

Задача. Фирма работает в условиях совершенной конкуренции. Зависимость общих издержек от объема продукции представлена в таблице.

 

Количество продукции, шт. 0 1 2 3 4 5 6
Общие издержки, ден. ед. 12 16 20 28 36 40 44

Если цена производимой продукции равна 9 ден. ед., то какой объем выпуска продукции выберет фирма и какую прибыль она получит?

В а р и а н т  5

Теоретический вопрос. Производство и ресурсы. Ресурсы (факторы производства): их характеристика и классификация. Труд. Земля и невозобновляемые природные ресурсы. Основной и оборотный капитал. Физический и моральный износ основного капитала. Амортизация. Предпринимательская способность. Ограниченность ресурсов.

 

Задача. Функция издержек фирмы-монополиста представлена уравнением TC(Q) = Q2 + 60, функция спроса на продукцию фирмы – уравнением Qd = 30 – 2P. Определите объём производства, цену реализации продукции, объём экономической прибыли (убытков).

В а р и а н т  6

Теоретический вопрос. Экономические блага. Экономические блага: классификация, основные характеристики. Ценность и редкость экономических благ. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ.

 

Задача. На основании данных таблицы определите предельную полезность потребления чая.

Количество чашек чая в день Q, шт. 1 2 3 4 5 6
Общая полезность TU 10 21 29 33 35 36
Предельная полезность MU            

 

Постройте кривую MU.

Объясните характер кривой MU.

Подтверждает ли форма кривой предельной полезности закон спроса?

В а р и а н т  7

Теоретический вопрос. Проблема выбора в экономике. Ограниченность ресурсов и производственные возможности общества. Кривая производственных возможностей (кривая трансформации). Альтернативные (вмененные) издержки. Закон возрастающих альтернативных издержек. Сравнительные преимущества и специализация. Общественное разделение труда.

 

Задача. Если вы поместили в банк 2000 ден. ед., а через год получили 2240 ден. ед., то будет ли эта сделка выгодной при условии, что уровень инфляции составил 16 %? Обоснуйте ответ.

В а р и а н т  8

Теоретический вопрос. Эффективность производства и ее показатели. Понятие эффективности производства. Экономическая и социальная эффективность. Основные показатели экономической эффективности: производительность труда, капиталоотдача, материалоотдача. Пути и факторы повышения эффективности производства.

 

Задача. В таблице содержатся данные об издержках и доходах фирмы при совершенной конкуренции. Рассчитайте соответствующие показатели, заполнив таблицу, если цена товара равна 6 ден. ед.

 

Выпуск продукции Q, шт. Общие издержки ТС, ден. ед. Средние постоянные издержки AFC, ден. ед. Средние переменные издержки AVC, ден. ед. Предельные издержки МС, ден. ед. Общий доход TR, ден. ед. Прибыль (убытки), ден. ед.
0    2          
1 6          
2 10              
3 21          
4 36          
5 55          

 

Определите:

а) какой объем производства выберет фирма;

б) ниже какого уровня должна опуститься цена, чтобы прекратилось производство;

в) чему равны постоянные издержки и предельный доход?

В а р и а н т  9

Теоретический вопрос. Экономическая система общества.Экономическая система общества: понятие, элементы и уровни системы. Малые и большие системы. Типология экономических систем. Традиционная экономика. Классический капитализм. Административно-командная экономика. Смешанная экономика. Экономическая система Республики Беларусь.

 

Задача. Эластичность спроса по доходу для автомобилей равна 1,3. Как изменится величина спроса при увеличении дохода на 25 %.

В а р и а н т 10

Теоретический вопрос. Собственность в экономической системе. Понятие собственности, ее эволюция. Субъекты и объекты собственности. Типы собственности по субъектам и объектам. Интеллектуальная собственность. Экономическая теория прав собственности. Типы и формы собственности в Республике Беларусь. Реформирование собственности: национализация, разгосударствление и приватизация. Реформирование собственности в Республике Беларусь.

 

Задача. На предприятии занято 100 работников, а также имеются 20 механизмов по 500 тыс. ден. ед. каждый и 30 тыс. кг сырья и материалов. С помощью данных ресурсов произведено продукции на сумму 2400 тыс. ден. ед.

Рассчитайте:

а) производительность труда;

б) фондоотдачу;

в) материалоотдачу.

В а р и а н т  11

Теоретический вопрос. Рынок и его сущность. Понятие рынка. Объективные основы формирования рынка. Функции и структура рынка. Классификация и основные характеристики рынков. Позитивные и негативные черты рынка. Рыночная инфраструктура. Сущность конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция.

Задача. Используя данные таблицы, определите:

а) как будут выглядеть на графике кривые спроса и предложения;

б) каковы будут равновесные цена и объем;

в) каким будет рынок (дефицитным или избыточным) при рыночных ценах единицы товара, равных 30 и 75 ден. ед.;

г) каков будет объем продаж при цене 15 ден. ед.;

д) каков будет объем спроса при цене 60 ден. ед.?

 

Цена Р, ден. ед. Объем спроса Qd,  млн шт. Объем предложения Qs,  млн шт.
15 50 10
30 40 20
45 30 30
60 20 40
75 10 50

 

В а р и а н т  12

Теоретический вопрос. Модели рыночной экономики. Модели рыночной экономики. Либеральные модели рынка. Социально ориентированные модели. Национальные модели рыночных систем. Особенности белорусской национальной модели.

 

Задача. Представьте миниэкономику с пятью работниками, каждый из которых может произвести в день либо 5 тортов, либо 4 телевизора.

Изобразите график производственных возможностей такой экономики.

Подсчитайте, сколько тортов могло бы получить общество, если бы оно готово было обходиться без телевизоров.

Как изменится положение кривой производственных возможностей, если производство телевизоров возросло и составило 6 шт. на одного работника, а производство тортов осталось неизменным?

В а р и а н т  13

Теоретический вопрос. Закон спроса. Спрос как элемент рыночного механизма. Закон спроса. Эффект дохода и эффект замещения. Спрос и его факторы Исключения из закона спроса. График функции спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Неценовые факторы спроса.

 

Задача. Перемещаясь по кривой безразличия от 1-го товарного набора ко 2-му, потребитель отказывается от 4 яблок и замещает их 2 грушами. Определите предельную норму замещения яблок грушами и проиллюстрируйте графически.

В а р и а н т  14

Теоретический вопрос. Закон предложения. Предложение как элемент рыночного механизма. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Фактор времени и изменение объема предложения. График функции предложения.

 

Задача. Для производства телевизоров фирма приобрела необходимое оборудование на сумму 10 млн ден. ед., закупила сырье на 900 тыс. ден. ед., электроэнергию – 100 тыс. ден. ед., выплачивает заработную плату работникам, равную 5 млн ден. ед. Производственное здание, оцененное в 8 млн ден. ед., является собственностью фирмы. Рассчитайте сумму внешних и внутренних издержек фирмы.

В а р и а н т  15

Теоретический вопрос. Эластичность спроса. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене и факторы, ее определяющие. Точечная и дуговая эластичность спроса по цене. Перекрестная эластичность. Эластичность спроса по доходу. Кривые Энгеля.

Задача. Суммарный доход фирмы от продаж составляет 2000 тыс. р., затраты на приобретение сырья – 80 тыс. р., на оплату электроэнергии – 30 тыс. р. Стоимость оборудования, принадлежащего фирме, составляет 90 тыс. р., норма амортизации равна 20 %. Рабочим выплачивается заработная плата в размере 300 тыс. р., управленческому персоналу – 320 тыс. р. Фирма выплачивает процент за кредит, равный 150 тыс. р. Фирма располагает незадействованными площадями, которые могла бы сдавать в аренду, получая при этом 400 тыс. р. дохода. Рассчитайте бухгалтерскую и экономическую прибыль фирмы.

В а р и а н т  16

Теоретический вопрос. Эластичность предложения. Эластичность предложения. Факторы, определяющие эластичность предложения. Эластичность предложения в мгновенном, краткосрочном и долгосрочном периодах.

 

Задача. В таблице приведены данные о спросе на продукт монополии и общих издержках. Вычислите общий и предельный доходы, предельные издержки:

 

Величина спроса Q, шт. Цена P, ден. ед. Общие издержки ТС, ден. ед. Общий доход TR, ден. ед. Предельный доход МR, ден. ед. Предельные издержки МС, ден. ед.
1 10 2      
2 9 4      
3 8 7      
4 7 11      
5 6 15      

В а р и а н т  17

Теоретический вопрос. Рыночное равновесие.Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и равновесная цена. Изменение равновесной цены с течением времени. Товарный дефицит и товарные излишки. Государственное регулирование цен и его последствия. Влияние налога на рыночное равновесие.

Задача. Студент имеет 170 ден. ед. и решает сберечь их или потратить. Если он положит деньги в банк, то через год получит 190 ден. ед. Инфляция составляет 14 % в год.

Определите:

а) какова номинальная процентная ставка;

б) какова реальная процентная ставка?

Что вы посоветовали бы студенту?

Как повлияло бы на ваш совет снижение темпа инфляции до 10 % при неизменной номинальной ставке процента?

В а р и а н т  18

Теоретический вопрос. Закон предельной полезности. Понятие рационального потребителя. Общая и предельная полезность. Проблема оценки полезности: кардиналистский и ординалистский подходы. Предельная полезность и кривая спроса. Закон убывающей предельной полезности. Правила максимизации полезности.

Задача. Вы планируете через год купить новый автомобиль, текущая цена которого составляет 25000 тыс. ден. ед. Годовая ставка процента равна 12 %. Ожидаемый уровень инфляции предполагается равным 8 %. Какую сумму денег Вам необходимо положить сегодня в банк, чтобы при указанных условиях Вы смогли через год купить желаемый автомобиль?

В а р и а н т  19

Теоретический вопрос. Кривые безразличия и их свойства.Предпочтения потребителя. Кривые безразличия и их свойства. Карта безразличия. Предельная норма замещения и ее экономический смысл.

 

Задача. Допустим, фирма ежедневно производит 500 ед. продукции, каждая из которых продается по цене 15 тыс. р. Средние переменные издержки составляют 5 тыс. р., средние постоянные издержки – 1,5 тыс. р. Определите общие издержки, валовой (общий) доход и прибыль фирмы.

В а р и а н т  20

Теоретический вопрос. Бюджетное ограничение потребителя. Бюджетное ограничение потребителя. Бюджетная линия и влияние изменений в доходах и ценах на положение линии.

 

Задача. Предположим, что в какой-либо стране (X) производятся только два товара – холодильники и кухонные комбайны. Варианты производственных комбинаций приведены в таблице.

 

Вид продукта

Производственные альтернативы

А B C D E
Холодильники, шт. 10 7 5 2 0
Кухонные комбайны, шт. 0 2 4 6 8

 

Начертите кривую производственных возможностей и определите:

а) альтернативные (вмененные) издержки каждой дополнительной единицы производства кухонных комбайнов;

б) вмененные издержки 8 единиц при производстве кухонных комбайнов.

В а р и а н т  21

Теоретический вопрос. Равновесие потребителя. Положение равновесия потребителя и определение оптимального выбора. Эффект замещения и эффект дохода. Динамика равновесия. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление».

 

Задача. Стоимость основных производственных фондов составляет 2100 млн ден. ед., объем выпускаемой продукции равен 600 млн ден. ед., численность работников – 15 чел., стоимость материальных затрат – 200 млн ден. ед.

Рассчитайте:

а) производительность труда;

б) фондоотдачу;

в) материалоемкость.

 

В а р и а н т  22

Теоретический вопрос. Фирма как субъект хозяйствования.Фирма: ее цели и функции. Организационно-правовые формы фирмы. Формы предпринимательской деятельности. Единоличное владение, партнерства и корпорации.

 

Задача. На основании таблицы определите величину рыночного спроса и рыночного предложения, постройте соответствующий график, показав на нем равновесную цену и равновесный объем выпуска.

 

Цена Р

Величина спроса

потребителей

Величина рыночного спроса

Величина предложения производителей

Величина рыночного предложения
  А В С   А В С  
2 12   2  
4 3 5   3 2 3  
6 1 1 4   4 5 3  
8 3 1   7 5 2  

 

В а р и а н т  23

Теоретический вопрос. Производственная функция фирмы.Факторы производства. Постоянные и переменные факторы производства и их оптимальное сочетание. Закон убывающей производительности факторов производства. Производственная функция фирмы. Изокванта и изокоста и их экономический смысл. Предельная норма технологического замещения факторов производства.

 

Задача. Предположим, кривая спроса на товар представлена уравнением Qd = 32 – 2P, а кривая предложения – Qs = 14 + 4P, где Qd – величина спроса; Qs – величина предложения, шт.; Р – цена, ден. ед. Определите:

а) равновесную цену и равновесный объем, установившиеся на рынке;

б) параметры равновесия, если правительство устанавливает субсидию в размере 3 ден. ед. за шт. Субсидию получает производитель.

В а р и а н т 24

Теоретический вопрос. Издержки фирмы. Понятие издержек и их классификация. Экономические издержки и принцип альтернативных затрат. Явные и неявные издержки. Внешние и внутренние издержки. Возвратные и невозвратные издержки.

 

Задача. Если эластичность спроса по цене на спиртные напитки составляет примерно 0,5, то насколько государство должно повысить цену, чтобы сократить потребление спиртных напитков на 30 %. Допустим, что средняя цена спиртных напитков составляет 10000 ден. ед.

В а р и а н т  25

Теоретический вопрос. Издержки производства. Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издержки. Общие и средние издержки. Предельные издержки. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффекты роста масштабов производства.

Задача. Предположим, что земельный участок продается по цене 360 тыс. ден. ед. При сдаче его в аренду он может принести ренту, равную 48 тыс. ден. ед. в год. Стоит ли покупать этот земельный участок при ставке ссудного процента 12 %?

В а р и а н т  26

Теоретический вопрос. Доход и прибыль фирмы. Понятие дохода. Совокупный, средний и предельный доходы фирмы. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Нормальная прибыль. Функции прибыли. Максимизация прибыли в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

 

Задача. Допустим, что кривая спроса на сахар представлена уравнением Qd = 24 – 2P, кривая предложения – Qs = 8 + 2P, где Qd – величина спроса; Qs – величина предложения, кг; Р – цена, ден. ед.

Определите:

а) равновесную цену и равновесный объем выпуска;

б) как изменится ситуация, если правительство установит верхний предел цен на сахар на уровне 3 ден. ед.?

Изобразите ситуацию графически.

В а р и а н т  27

Теоретический вопрос. Рынки факторов производства и их особенности. Особенности функционирования рынков факторов производства. Спрос и эластичность спроса на факторы производства. Особенности предложения факторов производства. Правило максимизации прибыли. Оптимальное соотношение ресурсов.

 

Задача. Владелец бензоколонки нанимает работников, фонд заработной платы которых составляет 1800 тыс. р. месяц. Имеется помещение, которое является собственностью владельца и которое, при сдаче в аренду могло бы приносить 300 тыс. р. ежемесячного дохода. За оборудование, взятое в аренду, ежемесячно выплачивается арендная плата в сумме 70 тыс. р. Затраты на приобретение сырья составляют 100 тыс. р. в месяц. Владелец бензоколонки сам управляет фирмой, хотя на конкурентном предприятии ему предлагают должность менеджера с окладом в 800 тыс. р. ежемесячно. Определите величину бухгалтерских и экономических издержек.

В а р и а н т  28

Теоретический вопрос. Рынок труда. Рынок труда и особенности его функционирования. Спрос и предложение на рынке труда. Монопсония на рынке труда. Сущность заработной платы. Формы и системы заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата.

 

Задача. Предположим, кривая спроса на товар представлена уравнением Qd = 600 – 100P, а кривая предложения – Qs = 150 + 50P, где Qd – величина спроса; Qs – величина предложения, шт., Р – цена, ден. ед.

Определите:

а) равновесную цену и равновесный объем, установившиеся на рынке;

б) параметры равновесия, если введен налог на товар в размере 1,5 ден. ед. за штуку, который уплачивает производитель.

В а р и а н т  29

Теоретический вопрос. Рынок капитала. Рынок капитала и особенности его функционирования. Понятие ссудного процента. Номинальная и реальная ставка ссудного процента. Инвестиции: виды и источники. Дисконтирование и нормы окупаемости инвестиций.

 

Задача. При увеличении дохода с 350 до 700 ден. ед. спрос на цифровые камеры возрос с 2000 до 4000 шт. в месяц. Определите коэффициент эластичности по доходу и охарактеризуйте цифровую камеру как товар.

В а р и а н т  30

Теоретический вопрос. Рынок земли. Рынок земельных ресурсов. Спрос и предложение на рынке земли. Земельная рента, ее виды. Дифференциальная, абсолютная и монопольная рента. Цена земли.

 

Задача. Вы решаете открыть собственное дело. При этом аренда помещения за год составляет 1200 ден. ед. Кроме того, вам придется отказаться от ежемесячного заработка, равного 200 ден. ед. Ежемесячные переменные затраты равны 220 ден. ед. Определите:

а) чему будут равны общие издержки за год;

б) чему будут равны экономические издержки;

в) стоит ли открывать дело, если прогнозируемый доход через год составит 6000 ден. ед.?

 

ЗАДАНИЯ ПО ВАРИАНТАМ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 2

В а р и а н т  1

Теоретический вопрос. Национальная экономика и ее общая характеристика. Национальная экономика и ее структура. Цели национальной экономики на макроуровне. Система национальных счетов (СНС). Модель кругооборота доходов и продуктов в национальной экономике.

 

Задача. Предположим, что функция потребления имеет вид С = 100 + 0.8DI. Располагаемый доход (DI) равен 500 долларов. Определить:

а) уровень потребления и сбережений;

б) среднюю склонность к потреблению и сбережению;

в) предельную склонность к потреблению и сбережению.

В а р и а н т  2

Теоретический вопрос. Показатели национального объема производства.Валовой внутренний продукт и принципы его расчета. Конечные товары и услуги. Добавленная стоимость. Расчет ВВП по доходам и расходам. Валовой национальный продукт и другие показатели системы национальных счетов. Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП.

Задача. Предположим, что в данном году естественный уровень безработицы составил 5 %, а фактический уровень – 9 %. Пользуясь законом Оукена, определите величину отставания объема ВНП в процентах, приняв коэффициент Оукена равным 2,5. Если номинальный ВНП в том же году равнялся 500 млрд дол., то какой объем продукции был потерян из-за безработицы?

В а р и а н т  3

Теоретический вопрос. Национальное богатство.Национальное богатство, его состав и структура. Проблема оценки национального богатства.

 

Задача. Допустим, две страны имеют одинаковую ресурсную базу. Производственные возможности страны А – 25x либо 50y. Производственные возможности страны B – 10x либо 5y.

Определите:

а) существуют ли абсолютные преимущества у каждой страны;

б) существуют ли сравнительные преимущества;

в) будут ли страны торговать друг с другом?

В а р и а н т  4

Теоретический вопрос. Общее макроэкономическое равновесие (АD АS). Совокупный спрос и совокупное предложение. Функция совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса. Функция совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие в модели AD AS. Изменения в равновесии. Эффект храповика.

 

Задача. В таблице приведены индексы цен:

 

Год Индекс цен, % Темпы инфляции, %
1 100  
2 112  
3 124  
4 130  

 

Определить темпы инфляции для каждого года.

В а р и а н т  5

Теоретический вопрос. Потребление и сбережения в кейнсианской модели. Функция потребления. Автономное потребление. Средняя и предельная склонность к потреблению. Функция сбережений. Средняя и предельная склонность к сбережению. Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений.

 

Задача. В стране У доходы населения за последний год распределены следующим образом:

 

Группы домохозяйств Доля в общей численности населения, % Сумма доходов, млн руб. в год
1-я – беднейшие 20 200
2-я – бедные 20 300
3-я – почти средний класс 20 500
4-я – средний класс 20 1000
5-я – самые богатые 20 2000

 

Правительство страны У считает такое распределение доходов крайне неравномерным и принимает следующие меры: в качестве подоходного налога взимает с пятой группы населения (самых богатых) 30 % их годового дохода и полученную сумму выплачивает в равных долях представителям первой, второй и третьей групп в качестве трансфертов (пенсий, пособий, материальной помощи, субсидий на строительство и т. д.).

Постройте кривую Лоренца для страны У до и после взимания налогов и выплат трансфертов.

В а р и а н т  6

Теоретический вопрос. Инвестиции. Инвестиции, их сущность и источники. Инвестиционный спрос, его структура и факторы. Планируемые и фактические инвестиции. Автономные и индуцированные инвестиции. Влияние инвестиций на объем национального производства. Мультипликатор и акселератор инвестиций.

 

Задача. В данном году бюджетный дефицит составил 2000 тыс. р. Правительство покрывает 20 % его за счет эмиссии денег, а всю остальную часть – за счет выпуска и продажи государственных облигаций. Причем 1/3 часть облигаций будет продана Центральному банку, а 3/4 – населению, предприятиям, коммерческим банкам. Рассчитайте, как изменится предложение денег в стране, если норма обязательных резервов равна 20 %.

В а р и а н т  7

Теоретический вопрос. Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели.Фактические и планируемые расходы. Определение равновесного объема производства методом сопоставления совокупных расходов и доходов и методом сопоставления инвестиций и сбережений. Равновесие и ВВП в условиях полной занятости.

Задача. Используя данные таблицы, определите дефлятор ВВП.

 

Год Номинальный ВВП, млрд дол. Реальный ВВП, млрд дол. Дефлятор ВВП
1985 768,1 3072,4  
1990 1116,8 3602,5  
1995 2942,1 4670,0  
2000 5524,6 5524,6  
2005 6926,9 6240,4  

 

В а р и а н т  8

Теоретический вопрос. Цикличность экономического развития.Цикличность экономического развития как форма проявления макроэкономической нестабильности. Причины и факторы циклического развития. Экономический цикл и его фазы. Кривая экономического роста. Последствия циклических колебаний и антициклическая деятельность государства. Теории экономических циклов.

 

Задача. Приведены следующие показатели национальных счетов некоторой страны (млрд ден. ед.):

 

Показатель Сумма, млрд ден. ед.
Личные потребительские расходы 660
Трансфертные платежи 127
Рента 40
Возмещение потребленного капитала 95
Отчисления на социальное страхование 46
Проценты 20
Доход от собственности 68
Чистый экспорт 2
Дивиденды 3
Заработная плата 642
Косвенные налоги на бизнес 101
Нераспределенные прибыли корпораций 40
Личные налоги 116
Налоги на доходы корпораций 35
Прибыли корпораций 81
Государственные закупки товаров и услуг 233
Чистые частные внутренние инвестиции 57
Личные сбережения 60

 

Рассчитайте:

а) ВНП (по расходам);

б) ВНП (по доходам);

в) чистый национальный продукт (ЧНП);

г) национальный доход (НД);

д) личный доход (ЛД);

е) располагаемый доход (РД).

В а р и а н т  9

Теоретический вопрос. Занятость и безработица. Понятие занятости. Причины и основные типы безработицы. Определение уровня безработицы. Полная занятость. Естественный уровень безработицы. Социальные и экономические последствия безработицы. Закон Оукена. Кривая Филлипса. Активная и пассивная государственная политика занятости. Роль государственной службы занятости.

 

Задача. Функция потребления имеет вид С = 200 + 0,8DI, где С – совокупное потребление, DI – располагаемый доход. Исходя из данного условия, рассчитайте:

а) потребительские расходы и сбережения при каждом уровне дохода;

б) среднюю склонность к потреблению и сбережению;

в) предельную склонность к потреблению и сбережению;

г) пороговый уровень дохода.

Заполните таблицу.

 

DI C S APC APS MPC MPS
800            
900            
1000            
1100            
1200            

В а р и а н т  10

Теоретический вопрос. Инфляция. Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности. Определение и измерение инфляции. Правило «величины 70». Предпосылки инфляции. Внутренние и внешние причины инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек. Виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции. Кривая Филлипса. Антиинфляционная политика государства.

 

Задача. Предельная склонность к сбережению домохозяйствами страны равна 0,45. На сколько возрастет совокупное потребление, если располагаемый доход увеличится на 1000 ден. ед.?

В а р и а н т  11

Теоретический вопрос. Финансовая система государства. Финансовая система и ее элементы. Принципы построения и структура финансовой системы. Финансовые отношения. Функции финансов. Финансовая политика государства.

 

Задача. Если индекс цен в прошлом году был 110, а в текущем году 121, то каким будет уровень инфляции в текущем году? Что означает «правило величины 70»? Сколько времени потребуется для того, чтобы цены удвоились, если инфляция сохранится на уровне а) 2 %; б) 5 % и  в) 10 % в год?

В а р и а н т  12

Теоретический вопрос. Государственный бюджет. Государственный бюджет как центральное звено финансовой системы. Функции государственного бюджета. Доходы и расходы государства. Основные тенденции формирования и расходования бюджетных средств. Дефицит бюджета и государственный долг. Регулирование дефицита бюджета и способы его покрытия.

 

Задача. В базовом году номинальный ВНП составлял 500 млн р. В текущем году дефлятор ВНП удвоился, а реальный ВНП возрос на 40 %. Рассчитайте номинальный ВНП текущего года.

В а р и а н т  13

Теоретический вопрос. Налоговая система.Понятие и функцииналога. Виды налогов. Налоговые ставки. Прямые и косвенные налоги. Налоговая система и ее структура. Принципы налогообложения. Налоговое бремя. Кривая Лаффера.

 

Задача. На основании данных, приведенных в таблице, определите основные денежные агрегаты (М0, М1, М2, М3):

 

Определение денег Абсолютное количество (в млрд р.)
Мелкие срочные вклады 1836
Крупные срочные вклады 835
Чековые вклады 574
Вклады на чековых сберегательных счетах 434
Наличные (металлические и бумажные деньги) 210

В а р и а н т 14

Теоретический вопрос. Финансовая политика государства. Финансовая политика государства и ее инструменты. Политика государственных расходов и ее регулирующая роль. Виды фискальной политики: дискреционная политика, политика встроенных стабилизаторов. Мультипликатор государственных расходов. Налоговый мультипликатор.

 

Задача. Таблица показывает номинальный ВВП и соответствующие индексы ряда лет. Рассчитайте реальный ВВП и уточните в каждом случае, что Вы делаете с номинальным ВВП – инфлируете его или дефлируете.

 

Год Номинальный ВВП, млрд дол. Дефлятор ВВП (1990 г. = 100)
1975 1598,1 43,4
1985 4053,6 83,4
1989 5248,2 95,9
1991 5737,1 104,8
1993 6347,8 109,1

 

В а р и а н т  15

Теоретический вопрос. Деньги и их сущность. Возникновение денег. Сущность и функции денег. Виды денег и их эволюция. Денежные системы. Роль денег в современной экономике.

 

Задача. В таблице приведены данные, отражающие процесс производства шерстяного костюма:

 

Стадия производства Продажная цена материалов или продукции, дол. Добавленная стоимость, дол.
Фирма А, овцеводческая ферма 60  
Фирма Б, шерсте-перерабатывающее предприятие 100  
Фирма В, производитель костюмов 125  
Фирма Г, оптовый продавец костюмов 175  
Фирма Д, розничный продавец одежды 250  

 

Рассчитайте:

а) добавленную стоимость, созданную каждой фирмой;

б) добавленную стоимость (т. е. общий доход);

Объясните разницу между конечными и промежуточными товарами.

В а р и а н т  16

Теоретический вопрос. Денежный рынок. Денежный рынок и его элементы. Спрос на деньги для сделок. Спрос на деньги со стороны активов. Общий спрос на деньги. Предложение денег. Денежная масса. Денежные агрегаты. Равновесие на денежном рынке.

 

Задача. Все население страны составляет 500 тыс. человек, из них: 100 тыс. – дети до 16 лет; 20 тыс. – люди, находящиеся в психиатрических больницах и исправительных учреждениях; 150 тыс. человек – выбыли из состава рабочей силы; 23 тыс. человек – безработные; 10 тыс. человек – рабочие, занятые неполный рабочий день, и ищущие работу.

Определите:

а) величину рабочей силы;

б) официальный уровень безработицы.

В а р и а н т  17

Теоретический вопрос. Денежно-кредитная система.Денежно-кредитная система страны и ее уровни. Центральный банк страны и его роль в экономике. Коммерческие банки. Функции коммерческих банков. Роль банковской системы в предложении денег. Обязательные и избыточные резервы банков. Денежный мультипликатор.

Задача. Допустим, МРС = 2/3. Предположим также, что по сравнению с первоначальным равновесным уровнем дохода инвестиционный спрос возрастет на 100 единиц. На сколько изменится равновесный уровень дохода?

В а р и а н т  18

Теоретический вопрос. Денежно-кредитная политика. Денежно-кредитная политика и ее инструменты. Операции на открытом рынке. Политика учетной ставки. Изменение уровня обязательных резервов. Цели и механизмы денежно-кредитной политики. Политика “дешевых денег” и политика “дорогих денег”.

 

Задача. Фактический ВВП в 2009 г. составил 400 млрд р. при 9 % уровне безработицы. Подсчитайте потери ВВП, если естественный уровень безработицы составляет 5,5 %.

В а р и а н т  19

Теоретический вопрос. Кредит и его сущность. Кредит, его сущность и функции. Принципы кредитования. Формы и виды кредита. Значение кредита в развитии национальной экономики. Создание банками денег.

 

Задача. Функция потребления имеет вид С = 100 + 0,25DI, где С – совокупное потребление, DI – располагаемый доход. Исходя из данного условия, рассчитайте:

а) потребительские расходы и сбережения при каждом данном значении DI;

б) среднюю склонность к потреблению и сбережению;

в) предельную склонность к потреблению и сбережению;

Заполните таблицу.

 

DI C S APC APS MPC MPS
200            
400            
600            
800            
1000            

В а р и а н т  20










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 137.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...