Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Социальное и биологическое в развитии и воспитании человека
Глава 1. Предмет и метод советской педагогики (общей и дошкольной)
§ 1. Советская педагогика как наука § 2. Методологические основы советской педагогики § 3. Основные педагогические понятия § 4. Система педагогических наук § 5. Организация педагогического исследования § 6. Методы педагогического исследования § 7. Задачи советской педагогики
Глава 2. Воспитание и развитие личности
§ 1. Социальное и биологическое в развитии и воспитании человека § 2. Единство и взаимодействие воспитания и развития в становлении личности ребенка § 3. Воспитание и возрастные особенности детей
Глава 3. Цель и задачи коммунистического воспитания
§ 1. Учение о цели воспитания в советской педагогике § 2. Всестороннее и гармоническое развитие личности как цель коммунистического воспитания § 3. Основные стороны (задачи) коммунистического воспитания
Глава 4. Система народного образования в СССР
§ 1. Классовый и исторический характер системы народного образования § 2. Принципы системы народного образования в СССР § 3. Дошкольные учреждения в системе народного образования § 4. Второе звено системы народного образования в СССР § 5. Высшее образование — третье звено системы народного образования
Глава 5. Физическое воспитание
§ 1. Физическое воспитание в системе коммунистического воспитания § 2. Содержание и средства физического воспитания дошкольников § 3. Методика физического воспитания в раннем возрасте § 4. Методика физического воспитания детей от 3 до 7 лет
Глава 6. Умственное воспитание
§ 1. Общие основы умственного воспитания § 2. Сенсорное воспитание § 3. Умственное воспитание детей раннего возраста § 4. Умственное воспитание детей дошкольного возраста § 5. Основные средства умственного воспитания дошкольника
Глава 7. Нравственное воспитание
§ 1. Нравственное воспитание в системе коммунистического воспитания § 2. Теоретические основы нравственного воспитания § 3. Принципы нравственного воспитания § 4. Задачи и содержание нравственного воспитания § 5. Методы нравственного воспитания § 6. Нравственное воспитание детей раннего возраста § 7. Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста § 8. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
Глава 8. Трудовое воспитание детей
§ 1. Теоретические основы трудового воспитания § 2. Цель, задачи и средства трудового воспитания подрастающего поколения § 3. Особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста § 4. Трудовое воспитание детей раннего возраста § 5. Задачи и содержание трудового воспитания детей дошкольного возраста § 6. Взаимосвязь средств трудового воспитания в детском саду § 7. Самостоятельный труд детей, формы его организации § 8. Повседневный труд детей, его место в педагогическом процессе детского сада
Глава 9. Эстетическое воспитание
§ 1. Эстетическое воспитание в системе коммунистического воспитания подрастающего поколения § 2. Теоретические основы эстетического воспитания § 3. Принципы эстетического воспитания § 4. Возможности эстетического развития детей и задачи эстетического воспитания в дошкольных учреждениях § 5. Содержание и методы эстетического воспитания § 6. Организация эстетического воспитания в детском саду
Социальное и биологическое в развитии и воспитании человека
"Дошкольная педагогика". Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». Изд-во «Просвещение», М., 1983 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Советская педагогика рассматривает процесс формирования личности, опираясь на марксистско-ленинское учение о единстве биологического и социального в развитии человека при ведущей роли социального. Взаимодействие природного и социального происходит постоянно в ходе исторического и онтогенетического развития личности. Это взаимодействие К. Маркс определяет следующим образом: «Воздействуя... на внешнюю природу и изменяя ее, он (человек.— Ред.) в то же время изменяет свою собственную природу». Иначе говоря, сама природа человека есть продукт истории. В ходе общественной деятельности человек именно изменяет, но не уничтожает в себе природное, биологическое. Человек — высшее творение природы, высшее звено ее эволюции. Как природное существо, он наделен природными жизненными силами, которые «существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений; а с другой стороны, в качестве природного, телесного, чувственного, предметного существа, он, подобно животным и растениям, является страдающим, обусловленным и ограниченным существом, т. е. предметы его влечений существуют вне его, как не зависящие от него предметы...». Чтобы удовлетворить свои потребности, человек вступает в активное взаимодействие с окружающим миром природы и людьми. Активное отношение человека к миру реализуется в его предметной деятельности. Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» показал, как труд вначале в виде примитивных действий, а затем все более сложных операций совместно с другими людьми способствовал развитию сенсорных, мыслительных, речевых способностей, познавательного и преобразующего отношения людей к миру, к себе и другим людям. Предметная деятельность в виде труда, обеспечивая потребности человека, оказала решающее влияние на становление его как социального существа. Общественный характер труда способствовал формированию общественных отношений, которые в свою очередь формировали человека как личность. Личностью человек становится в обществе. К. Маркс писал: «Сущность «особой личности» составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество...». И далее: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений.» Именно способ производства, производственные отношения и на их основе складывающаяся социальная действительность, деятельная духовная жизнь человека определяют содержание его личности. Но люди не являются только пассивным продуктом обстоятельств и воспитания, а благодаря активной творческой деятельности способны преобразовывать окружающую среду и одновременно изменять себя. В. И. Ленин основу личности человека видел в мировоззрении, общественной направленности на революционное преобразование мира. Он писал, что если природная и социальная среда не удовлетворяют человека и человек своими действиями изменяет их, то в процессе революционного мреобразования он изменяется сам. Советская педагогика, исходя из марксистско-ленинского понимания личности, утверждает, что личность развивается как объект и субъект исторического процесса. На протяжении жизни и деятельности в условиях воспитания, в результате усвоения выработанных обществом идей, установок, идеалов, формируются основные свойства и качества человека как личности — система отношений к труду, продуктам труда, к людям, к самой себе. О личности судят по ее целям, мотивам, установкам, которыми она руководствуется, выполняя различные жизненные роли. Развитие личности — сложный процесс, понимание которого опирается на марксистско-ленинскую диалектику. Диалектическая теория развития раскрыта В. И. Лениным. Рассматривая две концепции развития, он подчеркнул их принципиальную разницу. Первая трактует развитие как простое количественное уменьшение или увеличение, как повторение. При этом в тени остается источник развития, отрицаются качественные изменения. Вторая определяет развитие как процесс качественных изменений: «Только она дает ключ к «скачкам», к «перерыву постепенности», к «превращению в противоположность», к уничтожению старого и возникновению нового». При второй концепции акцент делается на борьбу противоположностей как источник развития: «Условие познания всех процессов мира в их «самодвижении», в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей». Развитие человека представляет собой процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности. Природная сторона человека представлена в сложной системе его организма, который развивается и изменяется на протяжении жизни в единстве морфологических и функциональных проявлений различных систем. Развитие это имеет стадиальный (возрастной) характер. Источник социального развития личности скрыт в противоречивом взаимодействии социальных ее сторон, взаимодействии личности и общества. Советская педагогическая наука, опираясь на учение о развитии, вскрывает эти противоречивые взаимодействия и использует их в целях управления формированием личности. Так, противоречие между потребностью ребенка участвовать в жизни людей и возможностями осуществить это стремление приводит к возникновению и развитию игры как деятельности и формированию у детей в процессе игровой деятельности социальных форм поведения, социальных отношений и т. д. Формирование человека как личности социалистического типа «происходит в процессе активного участия в строительстве коммунизма, развития коммунистических начал в экономической и общественной жизни, под воздействием всей системы воспитательной работы партии, государства и общественных организаций...». В формировании личности взаимодействуют три рода факторов: воспитание, социальная среда и наследственные задатки. Воспитание рассматривается советской педагогикой как ведущий фактор. Оно осуществляется в семье, детском саду, школе, в трудовых коллективах и общественных организациях и направлено на организацию жизни, деятельности, общения. Воспитание составляет главную силу социального формирования личности. На формирование личности оказывает большое влияние среда — социальная и природная. Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений создает макро- и микроклимат, определяющий характер деятельности и мировоззрение индивидов, что порождает устойчивое поведение, отношения, настроения, типичные черты характера, без которых немыслима личность. В нашем обществе сложился социалистический образ жизни. Он является существенным фактором в формировании личности социалистического типа. На формирование личности оказывает влияние и природная среда: климатические условия, состояние флоры, фауны, общение с природой. Оберегая и умножая природные богатства, привлекая советских людей к охране животных, растений, водоемов и т. д., социалистическое общество создает широкие возможности для активного общения с природой, которое в свою очередь оказывает всестороннее воздействие на человека. К объективным факторам формирования личности относятся наследственные задатки. Люди наследуют анатомическое строение, физиологическое функционирование, тип обмена веществ в организме, тип нервной системы, величайшую пластичность нервной системы, делающей ее податливой воздействиям окружающей среды, динамизм и скорость нервных реакций. Вместе с этим наследственно обусловлены основные безусловные рефлекторные реакции, физиологические механизмы жизненно важных для организма потребностей н влечений, особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности — задатки. Наука о законах наследственности — генетика — полагает наличие у людей сотни различных задатков — от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, в процессе усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой. К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант,— это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей». Советская педагогика на основе диалектико-материалистического учения и теории единства воспитания и социального формирования личности вскрывает антинародную сущность буржуазных педагогических теорий. В США, Италии, ФРГ нашла распространение педагогика «интегрального гуманизма» (Ж. Маритен, М. Казотти, У. Каннингам и др.). Она призвана обосновывать и разрабатывать религиозное христианское воспитание. Педагогика «интегрального гуманизма» основывается на идеалистической философии неотомизма, рассматривающей человека как единство тела и души, несущей «божественную частицу» в себе самой. Неотомисты считают, что развитие человечества зависит от бога, и сотворение каждой души — это «проявление божественной воли». Индивид, по их мнению, проявляет себя как личность в тех случаях, когда выбирает тот способ действия, который отвечает «желанию бога». Это и определяет борьбу неотомистов за усиление религиозного воспитания, за повышение влияния католического духовенства на детские сады и общеобразовательные школы. Педагогическая теория неотомизма противоречит научному мировоззрению и препятствует развитию личности человека. Наиболее распространенное в капиталистических странах педагогическое направление основывается на философии экзистенциализма (философия существования). Эта философия утверждает изолированность человека от общества. Экзистенциалистическая педагогика рассматривает развитие личности как процесс индивидуального постоянного нравственного самоопределения в выборе решений на основе спонтанно созревающих знаний и умений. Сущность личности глубоко индивидуалистична, в ее развитии ничтожна роль внешнего воздействия. Поэтому педагоги-экзистенциалисты (О. Больнов и др.) считают, что педагогика должна разрабатывать систему индивидуального воспитания, основная задача которой — упражнять подрастающего человека в «самореализации» своей личности. По существу педагогика экзистенциализма отрицает роль общественных условий и воспитания, преувеличивает значение самовоспитания, отрывая его от общественного воспитания. Проникая в повседневную учебно-воспитательную работу дошкольных и школьных учреждений капиталистических стран, педагогические идеи экзистенциализма способствуют воспитанию буржуазно-индивидуалистической направленности личности. Широкое распространение в США имеет педагогика прагматизма и неопрагматизма. Сформулированная еще в начале века в трудах Дьюи (1859—1952), педагогика прагматизма ныне разрабатывается в соответствии с требованиями сегодняшней капиталистической действительности неопрагматистами Т. Брамельдом, Э. Келли, А. Комбсом и др. Воспитание, считают прагматисты, может лишь выявлять и развивать те или иные свойства и способности; в лучшем случае, оно в состоянии несколько видоизменять их, но оно абсолютно не способно формировать новые свойства личности. Прагматическая педагогика в США, ссылаясь на антропологическую общность всех людей, доказывает возможность создания глобального воспитания, независимого от общественного строя. Большое влияние на педагогику в капиталистических странах имеет фрейдизм — психоаналитическое учение австрийского врача Фрейда (1856—1939) и его современных последователей-неофрейдистов. Фрейдисты и неофрейдисты выделяют определяющую роль инстиктивного бессознательного в становлении личности, ее деятельности и определении жизненного пути. Современные неофрейдисты усматривают в сексуальных и агрессивных влечениях источники развития личностных качеств и свойств. Врожденные агрессивные и сексуальные влечения, которые порождают, по их мнению, драматические столкновения человека с окружающей действительностью, якобы фатально предопределяют формирование его внутреннего мира. Придавая решающую роль в развитии личности человека наследственному генотипу, педагоги-фрейдисты считают, что биологические инстинкты и бессознательные импульсы являются источником эгоистических мотивов, которыми дети руководствуются в поведении, вопреки моральным нормам. Биологические инстинкты и бессознательные импульсы нельзя преодолеть, но можно «обмануть», направив в общественно полезное русло. Этот процесс педагогика фрейдизма назвала сублимацией. Основное содержание воспитания и должна составлять такого рода сублимация. Философская ограниченность и научная несостоятельность в раскрытии сложнейшего процесса взаимодействия объективных и субъективных факторов в формировании личности характерна и для одного из современных направлений буржуазной педагогики, представленного теорией Д. Боульби. Являясь разновидностью биологизаторских теорий, она утверждает, что раннее детство, опыт ребенка и формы его поведения фатально определяют становление личности. Д. Боульби — автор распространенной книги «Материнский уход и психическое здоровье» — объясняет характер и свойства личности взрослого человека наличием или отсутствием материнского ухода, активного эмоционального контакта с матерью в раннем детстве. Переоценка и абсолютизация эмоционального материнского общения побуждает сторонников этого направления высказывать протест против общественного дошкольного воспитания и целенаправленного воспитания с раннего возраста. Многие современные буржуазные теории развития личности противоречат истине и жизненной практике. Буржуазная педагогика в капиталистических странах стремится обосновать воспитательно-образовательную политику государственно-монополистического капитала и способствовать сохранению привилегий в развитии личности у представителей господствующего класса.
продолжение книги ...
|