Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 2. Модель эго-состояний




ЯН СТЮАРТ

ВЭНН ДЖОЙНС

СОВРЕМЕННЫЙ

ТРАНЗАКТНЫЙ

АНАЛИЗ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

САНКТ-ПЕРЕТБУРГ

1996
ПРЕДИСЛОВИЕ

В этой книге мы знакомим вас с современной теорией и практикой трансакционного анализа (ТА). Материал представлен таким образом, чтобы он был удобен как при самостоятельном изучении предмета, так и при освоении ТА групповым методом. Для иллюстрации отдельных положений теории приводятся многочисленные примеры. В книге полностью отражена программа «Официального курса ТА 101», имеющего международное значение.

Упражнения. На курсах ТА, наряду с теорией, часто используются различные упражнения. За каждым положением теории следует соответствующее упражнение. Мы считаем, что это наиболее эффек­тивный способ, подкрепляющий знание теории. Чтобы получить максимальную пользу от книги, выполняйте каждое упражнение.

Рекомендуем завести тетрадь, где вы могли бы записывать ответы к упражнениям и другие мысли, которые могут возникнуть при прочтении книги. Это поможет эффективно изучить ТА и использовать полученные знания в жизни.

О чем эта книга. Когда вы прочтете эту книгу и проделаете упражнения, вы, вероятно, узнаете о себе гораздо больше, чем до ее прочтения. Возможно, вы сможете применить полученные знания для того, чтобы изменить свою жизнь в лучшую сторону.

Однако наша книга не может полностью заменить психолога. Если у вас серьезные личные проблемы, рекомендуем обратиться к квалифи­цированному специалисту, который окажет профессиональную помощь. Терапевты ТА рекомендуют своим клиентам изучить ключевые идеи ТА. Но для того, чтобы получить квалификацию практикующего специалиста по ТА, необходимо пройти курс по особой программе и стажировку под руководством специалиста. Необходимо также сдать экзамены в соответствии с требованиями организаций, представляющих ТА.

Наш теоретический подход. Наложенный в книге материал представляет собой совокупность идей, которые широко приняты в современной теории ТА. В базовом учебнике неуместно исследовать области, являющиеся спорными и противоречивыми. Тем не менее современный ТА сильно отличается от ТА десятилетней давности. Некоторые важные концепции, которые в настоящее время являются сутью основного направления ТА, не были известны основоположнику метода Эрику Берну. Поэтому при написании этой книги мы старались познакомить вас с новыми идеями.

Берн хотел, чтобы ТА был доступен всем. Для описания своего мышления он использовал простые слова, но идеи, в них заложенные, являются сложными.

Поскольку в 60-е годы ТА приобрел статус «популярной психо­логии», некоторые авторы, воспользовавшись поверхностной простотой ТА, излагали его в упрощенной манере. Поэтому представление о ТА, как о неглубокой и поверхностной психологии, не удалось поколебать до сих пор. При написании книги «Современный ТА» нашей целью было исправление этого ошибочного мнения. Мы попытались изложить оригинальную теорию ТА, сохраняя ясность и простоту языка. Это в первую очередь касается основы теории ТА — модели эго-состояний. В своей оригинальной работе Берн подчеркивал, что эго-состояния имеют временные рамки: Родитель, Ребенок и Взрослый. Все трем эго-состояниям присуще мышление, чувства и поведение. Целая пропасть разделяет это понимание модели эго-состояний и более поздний упрощенческий подход, который провозглашает следующее: «Взрос­лый — это мышление, Ребенок — чувственное восприятие, Роди­тель — чувство долга». Мы возвращаемся к оригинальной модели эго-состояний Берна, используя ее как основу для объяснения других положений теории.

При иллюстрации примеров используются вымышленные имена. Совпадение с именем конкретного человека чистая случайность.

Иан Стьюарт и Вэнн Джоинс

Июнь, 1987 год.




ЧАСТЬ 1

ВВЕДЕНИЕ В ТА

 

Глава 1. Что такое ТА?

«Трансакционный анализ представляет собой теорию личности и систематическую психотерапию с целью развития и изменения лич­ности». Это определение ТА предложено Международной Ассоциацией Трансакционного Анализа. Фактически современный ТА включает в себя гораздо больше положений, чем приведенное выше определение. Среди психологических подходов Трансакционный анализ уникален по глубине теории и широкому диапазону применения.

Как теория личности ТА показывает, как люди «устроены» психологически. Для этого используется трехчленная модель, известная как модель эго-состояний. Она же помогает понять, как люди выражают свою индивидуальность в поведении.

ТА включает в себя и теорию коммуникации. Эта теория может быть расширена и использована для анализа систем и организаций. В ТА входит теория детского развития. Концепция сценария жизни объясняет, как в детстве происходит образование паттернов нашего поведения. В рамках концепции сценария жизни ТА объясняет, почему мы продолжаем использовать стратегию детского поведения в нашей взрослой жизни даже тогда, когда это приводит к саморазрушительным и болезненным результатам. Таким образом, ТА является и теорией психопатологии.

В области практического применения ТА является системой психотерапии, которая используется при лечении всех типов психо­логических расстройств (начиная от повседневных жизненных проблем и кончая психозами), а также методом при лечении отдельных людей, групп, супружеских пар и семей.

Вне терапевтической области ТА применяется в системе образо­вания, помогая преподавателям и учащимся плодотворно общаться и избегать ненужных конфликтов.

ТА является мощным инструментом при подготовке управленческих кадров и в коммуникационном тренинге, а также при анализе органи­заций и систем. В числе многих других областей ТА используется социальными работниками, религиозными деятелями, полицией, в исправительных учреждениях. ТА может быть применен в любой области, где существует потребность в понимании людей, их взаимо­отношений и общения.

Ключевые идеи ТА. Существует несколько ключевых идей, которые лежат в основе теории ТА. Они призваны разграничить ТА от любой другой психологической системы. В последующих главах мы подробно изложим все эти идеи и проиллюстрируем их примерами. Перейдем к краткому изложению основных положений.

Модель эго-состояний (модель РВД). Основой ТА является модель эго-состояний. Эго-состояние это совокупность связанных друг с другом поведений, мыслей и чувств, как способ проявления нашей личности в данный момент.

Модель описывает три различные эго-состояния.

Если я веду себя, мыслю и чувствую по принципу «здесь и теперь» и реагирую на то, что происходит вокруг меня, используя весь потенциал взрослой личности, то я нахожусь в эго-состоянии Взрослого. Време­нами я могу вести себя, мыслить и чувствовать, копируя одного из моих родителей или других людей, которых я воспринимал как родителей. В этом случае я нахожусь в эго-состоянии Родителя. Иногда я возвращаюсь к поведению, мышлению и чувствам детства. В этом случае я нахожусь в эго-состоянии Ребенка.

Обратите внимание на заглавные буквы. Они используются для обозначения эго-состояния Родителя, Взрослого или Ребенка. Поэтому модель эго-состояний часто называют моделью РВД. Маленькая буква в начале слова указывает на то, что мы имеем в виду реального родителя, взрослого или ребенка.

Когда мы применяем модель эго-состояний для понимания различных аспектов личности, то используем структурный анализ.

Трансакции, поглаживания, структурирование времени. Я могу обратиться к вам из одного из моих трех эго-состояний. В свою очередь, вы можете ответить мне из одного из ваших эго-состояний. Подобный обмен коммуникациями называется трансакцией. Использование модели эго-состояний для анализа последовательных транзакций называется собственно трансакционным анализом. При обмене трансакциями я сигнализирую о том, что признаю вас, а вы возвращаете это признание. В языке ТА любой акт признания называется поглаживанием. Люди нуждаются в поглаживаниях для поддержания своего физического и психологического здоровья. Когда они обмениваются трансакциями в группах и парах, то проводят свое время по-разному, что можно классифицировать и проанализировать. Это — анализ структурирования времени.

Сценарий жизни. В детстве каждый из нас пишет свой собственный сценарий жизни. В нем есть начало, середина и конец. Основной сюжет мы пишем в раннем детстве до того, как научились говорить. Позднее лишь добавляем детали к нашему сценарию. К семи годам сценарий в основном написан, а в юношеском возрасте мы можем его пересмотреть. Будучи взрослыми, мы обычно не осознаем, что написали для себя сценарий жизни. Тем не менее в точности ему следуем. Без осознания этого факта мы устраиваем нашу жизнь таким образом, что движемся к той финальной сцене, которую определили в детстве. Такой неосоз­наваемый сценарий жизни известен в ТА как сценарий жизни.

Наряду с моделью эго-состояний концепция сценария жизни является краеугольным камнем ТА. Она особенно важна в психо­терапевтической деятельности. При анализе сценария мы используем концепцию сценария жизни для понимания того, как люди могут неосознанно создавать себе проблемы и как они решают их.

Игнорирование, искажение, симбиоз. Маленький ребенок прини­мает решение написать жизненный сценарий потому, что он представляет собой наилучшую стратегию для выживания и существования в часто кажущемся ему враждебном мире. В эго-состоянии Ребенка мы можем продолжать считать, что любая угроза нашему детскому представлению о мире — это угроза удовлетворению наших потребностей или даже существованию. Таким образом, мы можем иногда искажать восприятие реальности с тем, чтобы оно вписывалось в наш сценарий. Это называется искажением. Для сохранения жизненного сценария мы, будучи взрослыми, можем иногда вступать во взаимоотношения, которые повторяют отношения с нашими родителями в детском возрасте. Причем делаем это неосознанно. В такой ситуации один из партнеров в этих взаимоотношениях играет роль Родителя и Взрослого, а другой — Ребенка, так что у них вместо шести имеется лишь три эго-состояния. Подобные взаимоотношения называются симбиозом.

Рэкет, марки и игры. В детстве мы замечаем, что в нашей семье одни чувства поощряются, а другие запрещаются. Для получения поглаживаний нужно использовать только разрешенные нам чувства. Это решение принимается неосознанно. При проигрывании нашего сценария во взрослой жизни мы продолжаем скрывать подлинные чувства, замещая их теми, которые разрешались нам в детском возрасте. Эти замещающие чувства называются рэкетными (ложными). Если мы испытываем рэкетное чувство, но не выражаем его, то в этом случае мы собираем марки. Игра — это повторяющаяся последовательность трансакций, в результате которой обе стороны испытывают рэкетные чувства. Игра всегда включает в себя переключение — момент, когда игроки чувствуют, что произошло нечто непредвиденное и неприятное. Люди играют в игры, не осознавая того, что они делают.

Автономия. Для реализации полного потенциала взрослых людей нам необходимо модернизировать стратегии поведения в жизни, которые мы приняли, будучи детьми. Когда мы обнаруживаем, что эти стратегии более не работают, нужно заменить их на новые. В терминах ТА это означает, что нам необходимо выйти из сценария и достигнуть автономии.

Техника ТА должна помочь людям достигнуть автономии, основ­ными компонентами которой являются осознание, спонтанность и способность к интимности. При этом автономия предполагает также умение решать различные проблемы, используя все ресурсы взрослой личности.

Философия ТА.ТА базируется на нескольких философских посылках, которые включают в себя высказывания о людях, жизни и целях ее изменения.

Этими философскими посылками являются: все люди — ОК (о-кэй); каждый человек обладает способностью думать; все люди определяют свою судьбу, и эти решения могут быть изменены. Из этих посылок вытекают следующие два основных практических принципа ТА: контрактный метод; открытая коммуникация.

Все люди — ОК. Самый главный принцип ТА заключается в том, что все люди — ОК. Это означает: ты и я, мы оба имеем ценность, значение и достоинство как люди. Я принимаю себя таким, какой я есть, а тебя — таким, какой ты есть. Этот принцип скорее говорит о сути человека, нежели о его поведении. Временами мне может не нравиться то, что ты делаешь, однако я всегда принимаю тебя таким, какой ты есть. Как человека я воспринимаю тебя ОК, хотя твое поведение может и не быть ОК. Я не подстраиваюсь под тебя, а ты не подстраиваешься под меня. Как люди мы находимся на одном уровне. Это верно, даже если мы обладаем разными достоинствами. Это верно и тогда, когда мы отличаемся по расе, возрасту и религиозным убеждениям.

Каждый человек обладает способностью думать. Следовательно, на нас лежит ответственность за принятие решений о том, что мы хотим от жизни. В конечном счете жизнь каждого человека зависит от принятого им решения.

Модель принятия решения. Ты и я — ОК. Иногда наше поведение может быть не ОК. В этом случае мы следуем стратегиям, которые выработали в детском возрасте. Они являлись в детстве наилучшим способом для выживания и достижения того, что мы хотим от мира, который мог казаться нам враждебным. Взрослыми мы иногда продолжаем следовать этим паттернам и придерживаемся их даже тогда, когда они являются неэффективными.

Когда мы были маленькими детьми, наши родители не могли заставить нас развиваться в каком-то одном направлении. Они, конечно, могли оказывать на нас сильное давление. Однако мы сами принимали решение, подчиниться ли этому давлению, либо восстать против него или игнорировать. Та же модель поведения свойственна и взрослым. Другие люди («окружение») не могут заставить нас чувствовать или вести себя каким-то определенным образом. Они способны оказывать на нас сильное давление, но мы сами принимаем решение, подчиниться или нет. Именно мы несем ответственность за наши чувства и поведение. Всегда, когда мы принимаем решение, то можем его впоследствии изменить. Это справедливо для тех решений, которые мы приняли ранее о себе и об окружающем нас мире. Если некоторые из этих детских решений приводят к нежелательным последствиям для нас как взрослых людей, то мы можем их изменить и сформировать другие, более благоприятные.

Итак, люди изменяются. Мы меняемся не просто потому, что понимаем наши старые паттерны поведения, но и благодаря активному принятию решений к изменению этих паттернов. Осуществляемые нами изменения могут оказаться адекватными и устойчивыми.

Контрактный метод. Если вы специалист по ТА, а я — ваш клиент, то мы несем взаимную ответственность за те изменения, которые хотим осуществить. Данный метод исходит из того, что ты и я находимся в равном положении: ты не обязан делать что-либо для меня и я не жду от тебя этого. Поскольку мы оба принимаем участие в процессе изменения, нам необходимо четко представлять себе долю участия каждого в этой задаче, поэтому мы заключаем контракт. Он определяет долю ответственности, которую берет на себя каждая сторона. Как клиент я говорю о том, что хочу изменить и что собираюсь сделать для этого. Ты, как специалист, подтверждаешь свое желание работать со мной для достижения этой цели и обязуешься использовать свои лучшие профессиональные навыки, заявляя о том, какую компенсацию ты хочешь получить за свою работу.

Открытая коммуникация. Эрик Берн настаивал на том, чтобы как клиент, так и терапевт обладали полной информацией относительно того, что происходит в их совместной работе. Это вытекает из основной посылки ТА о том, что все люди ОК и каждый человек способен самостоятельно думать. В практике ТА записи терапевта доступны для клиента. Для облегчения общения специалиста и клиента положения ТА излагаются на доступном языке. Вместо слов, имеющих латинское и древнегреческое происхождение, принятых в некоторых психоло­гических школах, в ТА используются хорошо известные всем слова: Родитель, Взрослый, Ребенок, игра, сценарий, поглаживание.

Некоторые полагают, что подобный язык ТА свидетельствует о поверхностном мышлении, однако они ошибаются. Несмотря на простой язык, ТА представляет собой тщательно разработанную и обоснованную теорию.



ЧАСТЬ II

ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ.

МОДЕЛЬ ЭГО-СОСТОЯНИЙ

 

Глава 2. Модель эго-состояний

Вспомните последние двадцать четыре часа своей жизни. Были ли в течение этого времени моменты, в которые вы поступали, думали и чувствовали так же, как тогда, когда были ребенком? Были ли случаи, когда вы вели себя, думали и чувствовали так же, как тогда, когда давным-давно копировали своих родителей или других людей, которые были для вас родителями? И наконец были ли случаи, когда ваше поведение, мысли и чувства стали прямым реагированием «здесь и теперь» на происходящее вокруг вас в тот момент? Тогда вы вели себя как взрослый.

Упражнение. А теперь напишите по одному примеру на каждый из этих трех способов своего поведения, мыслей и чувств за последние сутки.

Вы только что закончили первое упражнение по использованию модели эго-состояний, рассмотрев три различных способа существования в этом мире. Каждый из них складывается из набора поведений, мыслей и чувств. Когда я веду себя, мыслю и чувствую как ребенок, то нахожусь в эго-состоянии Ребенка. Когда я веду себя, мыслю и чувствую так же, как тогда, когда копировал родителей или лиц, их заменявших (парентальных фигур), то нахожусь в эго-состояний Родителя. А когда я веду себя, мыслю и чувствую таким образом, что это является прямым реагированием «здесь и теперь» на события, происходящие вокруг меня, используя все свои способности как взрослого человека, то я нахожусь в эго-состоянии Взрослого.

В практике ТА часто просто говорят, что я в Ребенке, в Родителе или во Взрослом. Объединив вместе эти три эго-состояния, мы получаем трехчленную модель эго-состояний личности, которая является основой теории ТА. Модель традиционно изображается тремя соприка­сающимися друг с другом окружностями (см. рис. 2.1).

Рис. 2.1. Структурная диаграмма первого порядка: модель эго-состояний

 

Так как три эго-состояния часто обозначаются по их начальным буквам, то сама модель соответственно называется моделью РВД. Это простое графическое изображение, в котором три эго-состояния не подразделяются на более мелкие элементы, называется структурной диаграммой первого порядка. В четвертой главе мы познакомимся с более подробной диаграммой второго порядка. Процесс анализа личности в терминах эго-состояний называется структурным анализом.

Примеры изменения эго-состояний. Джейн ведет машину по дороге с сильным движением. Она постоянно наблюдает за положением и скоростью окружающих ее машин и следит за дорожными знаками. Она управляет автомашиной, реагируя «здесь и теперь» на то, что происходит вокруг нее. Джейн находится в эго-состоянии Взрослого. Внезапно другой водитель обгоняет Джейн и резко вклинивается впереди ее машины. В течение доли секунды Джейн испытывает страх от того, что произойдет столкновение. Она бросает взгляд на зеркало заднего вида и замечает, что дорога позади автомобиля свободна, снижает скорость, чтобы избежать столкновения. Все это время она находилась в эго-состояний Взрослого. Ее чувство страха соответствовало реагированию на опасность по принципу «здесь и теперь», помогая ей быстро реагировать, чтобы избежать столкновения.

Когда другой водитель, обогнав ее, пропадает вдали, Джейн качает головой и неодобрительно сжимает губы. Поворачиваясь к своему пассажиру, она говорит: «Таких водителей и близко нельзя подпускать к машине». В этот момент Джейн перешла в эго-состояние Родителя. В детстве она часто ездила рядом с отцом в машине, наблюдала за ним и слышала, как он неодобрительно высказывался по поводу ошибок других водителей, качая при этом головой и сжимая губы.

Минуту спустя Джейн сворачивает с дороги и останавливается у своего офиса. Она смотрит на часы и понимает, что опоздала на важную встречу со своим боссом. Она падает духом и какое-то мгновение испытывает чувство шока. Сейчас Джейн перешла в эго-состояние Ребенка, так как вспомнила свои давние ощущения, когда опаздывала в школу и испытывала страх от того, что ее может наказать учитель. Ее чувство шока является реакцией на эти старые воспоминания, а не на то, что случилось с ней сейчас как со взрослым человеком. В этот момент Джейн не осознает, что она проигрывает свое детство. Если бы вы спросили ее, напоминает ли эта ситуация какое-либо событие в ее детстве, она, возможно, вспомнит давнюю сцену в классе. И наоборот, может быть, она похоронила эти болезненные воспоминания так глубоко в своей памяти, что будет не способна их сразу же вспомнить. Для этого ей, возможно, потребуется длительное время и даже нужно будет пройти курс терапии, если она захочет воскресить эти воспоминания в своей памяти.

Когда Джейн сейчас вновь переживает свои детские чувства и мысли, она ведет себя так же, как и много лет назад, будучи школьницей. Ее сердце колотится, а глаза широко раскрыты. Затем через некоторое время Джейн говорит себе: «Минутку! Чего собственно я боюсь? Мой босс — умный мужчина. Он поймет, почему я опоздала. Во всяком случае мы компенсируем потерянное время, поработав немного во время перерыва». Джейн снова возвратилась в свое эго-состояние Взрослого. Она улыбается и смеется. Ее смех — это смех взрослой женщины, он отличается от нервного хихиканья испуганного ребенка.

Упражнение. Прежде чем продолжить чтение, вернитесь к вашим примерам, когда вы находились в последние двадцать четыре часа в эго-состояниях Ребенка, Родителя и Взрослого.

Эго-состояние ребенка. Подумайте о каждом случае, когда вы находились в эго-состоянии Ребенка. Запишите, какие чувства вы испытывали и о чем думали. Часто к мыслям Ребенка можно довольно легко подойти, спросив себя: «Что я думал о себе?». Отметьте, что вы думали о себе, о других людях и вообще о мире. Наконец, вспомните, как вы себя вели, когда были в Ребенке. Наилучшим способом для этого является проигрывание себя в Ребенке, глядя в зеркало. Возможно, вам удастся вспомнить, какие события в прошлом вы проигрывали. Сколько вам было лет в каждом из этих случаев?

Эго-состояние родителя. Аналогичным образом запишите чувства, мысли и поведение для каждого случая, когда вы находились в эго-состоянии Родителя. И снова проиграйте это событие, если хотите. Часто к мыслям Родителя легче всего подойти, спросив себя: «Что «говорят» во мне мать и отец?». Или другие родственники: тетя, дядя, дедушка? Проверьте, чтобы в тех случаях, когда вы были в Родителе, вы копировали бы поведение, мысли и чувства ваших родителей. Вам, вероятно, будет легко определить того человека, которого вы копировали в каждом отдельном случае.

Эго-состояние взрослого. Запишите набор связанных друг с другом поведений, мыслей и чувств для случая, когда вы были во Взрослом. Для того, чтобы отличить Взрослого от Ребенка или Родителя, спросите себя: «Соответствует ли это поведение, мысли и чувства взрослому подходу к ситуации, происходящей в данный момент?». Если да, то это реакция Взрослого.

Возможно, вы обнаружите, что в случаях, когда вы были во Взрослом, то могли отметить свое поведение и мысли, но не чувства. Будучи во Взрослом, большую часть времени мы находимся в реальной действительности «здесь и теперь», не испытывая чувств, но все же иногда переживаем и эмоции.

Как отличить чувства Взрослого от чувств Ребенка? Чувства Взрослого соответствуют реагированию на конкретную ситуацию. Вспомните момент испуга Джейн, когда машина резко вклинилась впереди ее машины. Эмоции Джейн обострили ее реакцию и помогли избежать аварии.

Если раньше вы не знали об эго-состояниях, то, возможно, будете сомневаться в том, какие из отмеченных вами поведений, мыслей и чувств свойственны Взрослому, а какие Ребенку или Родителю. Если это так, то не волнуйтесь. По мере дальнейшего чтения и выполнения упражнений у вас будет много возможностей развить в себе это важное умение — различать эго-состояния. Для здоровой и сбалансированной личности необходимы все три эго-состояния. Нам нужен Взрослый для решения проблем «здесь и теперь», что позволяет нам компетентно и эффективно решать жизненные вопросы. Для того чтобы уверенно чувствовать себя в обществе, нам необходим набор правил, которые содержатся в эго-состоянии Родителя. В эго-состоянии Ребенка мы получаем доступ к спонтанности и интуиции, тем чувствам, которыми обладали в детском возрасте.

Определение эго-состояний. Эрик Берн определяет эго-состояние как определенный паттерн чувств и переживаний, непосредственно связанный с определенным паттерном поведения.

Уточним, что он подразумевал под этим определением.

Во-первых, Берн говорит о том, что каждому эго-состоянию присущи определенные чувства и переживания. Например, когда Джейн поняла, что опаздывает на встречу, она испытала чувство страха перед наказанием из воспоминаний своего детства. Когда она думала об этом, ее охватило чувство паники. Если бы вы спросили Джейн, что она пережила в этот момент, она бы подтвердила, что вспомнила свое детство и испытала вновь детские эмоции. Память Джейн о ее детских переживаниях и связанные с ними чувства классифицируются как принадлежащие к эго-состоянию Джейн Ребенка.

Затем Берн предполагает, что каждому эго-состоянию присуще определенное поведение. Если бы я наблюдал за Джейн некоторое время, то подтвердил бы, что она проигрывает три отдельных набора поведенческих сигналов. Один набор соответствует ее эго-состоянию Взрослого, другой — Родителя, третий — Ребенка. Сигналы, опреде­ляющие каждый набор, проявляются последовательно. Между этими наборами имеется четкое и последовательное различие. Например, когда глаза Джейн широко открыты, можно предугадать, что она в этот момент испытывает учащенное сердцебиение. Эти сигналы образуют часть набора, который определяет эго-состояние Джейн Ребенка. Если бы я наблюдал за Джейн в течение некоторого времени, то смог бы записать весь диапазон других поведений, которые также принадлежат к этому набору. Например, Джейн могла бы наклонить голову в одну сторону и начать качать ногой, ее голос мог бы быть высоким и вибрирующим.

Можно отметить и другие сигналы поведений, характеризующие эго-состояния Взрослого и Родителя Джейн.

Вернемся к определению Берна эго-состояния и остановимся на словах «непосредственно связанный с...». Берн говорит о том, что, когда я соприкасаюсь с чувствами и переживаниями, определяющими какое-то эго-состояние, мое поведение будет соответствовать этому же эго-состоянию. Например, когда Джейн переживает свои детские воспоми­нания об опоздании в школу и испытывает чувство паники, как в детстве, она также будет проигрывать набор поведений детства. Поведения непосредственно связаны с чувствами и переживаниями (мыслями) и вместе они образуют эго-состояние Джейн Ребенка.

Суть модели эго-состоянии заключается в том, что она позволяет устанавливать надежную связь между поведением, мыслями и чувствами. Если я показываю последовательный набор поведений, характери­зующих мое эго-состояние Ребенка, то можно с уверенностью пред­положить, что я также проигрываю переживания и чувства из моего детства. Если я изменяю свое поведение и начинаю проигрывать сигналы, свойственные моему эго-состоянию Взрослого, то вы, соответственно, можете предположить, что мои мысли и чувства являются мыслями и чувствами взрослого человека, реагирующего на «здесь и теперь». Если я внешне показываю поведения, которые скопировал у своих родителей, то буду внутренне проигрывать мысли и чувства, которые также заимствовал у них.

Упражнение. Вновь вернитесь к записанным вами примерам, когда вы в течение последних двадцати четырех часов находились в эго-состояниях Ребенка, Родителя и Взрослого. Проверьте, действительно ли мысли и чувства, отмеченные вами для эго-состояния Ребенка, были свойственны вам в детстве. То же проследите для вашего поведения в эго-состоянии Ребенка.

Проанализируйте также поведения, мысли и чувства для ваших эго-состояний Родителя и Взрослого. Сравните данные трех наборов поведений, мыслей и чувств, присущие вашим эго-состояниям Ребенка, Родителя и Взрослого. Проверьте, имеется ли четкое различие между этими тремя наборами.

Действительно ли существуют различия между эго-состояниями?Выполнив упражнения этой главы, вы имели возможность проверить, связаны ли ваши поведения, чувства и мысли друг с другом, как это утверждает модель эго-состояний. Однако можно ли доказать, что эта модель применима к людям?

Для сбора доказательств нам необходимо использовать методы наблюдения за людьми, позволяющие как можно меньше зависеть от сложившихся стереотипов. Необходимо проанализировать результаты таким образом, чтобы мы имели возможность судить, случайны они или нет. Выбрав соответствующие методы наблюдения и анализа, следует использовать их для ответа на два вопроса: 1. Показывают ли люди три последовательных и четко различающихся набора поведений, соответствующих данному определению трех эго-состояний? 2. Коррелируют ли отмечаемые человеком мысли и чувства с набором поведенческих штампов, что следует из модели?

В настоящее время многочисленные данные, собранные путем наблюдений, позволяют нам положительно ответить на два этих вопроса, однако настоящая работа не ставит своей целью подробное описание этих исследований.

Эго-состояния и суперэго, эго, ид.Трехчленное деление личности в модели эго-состояний напоминает нам о другой известной трехчленной модели. Зигмунд Фрейд предположил существование трех «психических органов»: суперэго, эго и ид. Очевидно, что эти две модели схожи. На первый взгляд, Родитель похож на оценивающее суперэго, которое «наблюдает, приказывает; исправляет и угрожает». Взрослый имеет схожие черты с оценивающим реальность эго, а Ребенок, похоже, напоминает ид, вместилище нецензируемых инстинктов и желаний.

Сходство между двумя моделями не удивительно, если мы будем иметь в виду тот факт, что Берн готовился стать фрейдистским психоаналитиком. Некоторые авторы, однако, пошли дальше и предположили, что Родитель, Взрослый и Ребенок Берна являются лишь упрощенными вариантами психических органов Фрейда. В этом их ошибка. В своих ранних работах Берн доказывает различия между его моделью и моделью Фрейда. Первое и самое главное: каждое эго-состояние Родителя, Взрослого и Ребенка — определяется в терминах наблюдаемых поведенческих штампов. Для сравнения — суперэго, эго и ид — чисто теоретические концепции. Когда вы смотрите и слушаете меня, то не можете сделать вывод о том, нахожусь ли я «в моем суперэго» или нет. Однако путем наблюдения можно сделать вывод о том, в каком из трех эго-состояний я нахожусь.

Далее, эго-состояния связаны с людьми специфическими приз­наками, в то время как психические органы Фрейда являются обоб­щенными понятиями. Когда какой-либо человек находится в эго-состоянии Родителя, он ведет себя не просто как вообще свойственно родителю — он проигрывает поведение, мысли и чувства одного из своих родителей. В Ребенке он будет не просто вести себя по-детски. Он будет воспроизводить поведение, которому следовал в своем детстве вместе с сопровождающими его чувствами и мыслями.

Каждое эго-состояние Родителя, Взрослого и Ребенка будет включать в себя влияния суперэго, эго и ид. Берн отмечал, что находящийся в Родителе человек будет воспроизводить «все поведение, включая запреты, мышление, и... импульсы» его родителя. Подобным образом эго-состояния Взрослого и Ребенка также включают в себя свои собственные запреты, мышление и импульсы.

Берн поднялся над моделью Фрейда, приняв идеи Пола Федерна об эго-состояниях, т.е. отдельных состояниях, в которых эго проявляется в данный момент. В дальнейшем он классифицировал их в три поведенчески наблюдаемые эго-состояния, назвав их Родителем, Взрослым и Ребенком.

Модель Фрейда и модель эго-состояний не являются полностью тождественными друг другу, в то же самое время они не противоречат друг другу. Они просто представляют собой различные способы описания личности.

Эго-состояния— названия, а не вещи.Эго-состояние используется для описания набора связанных друг с другом чувств, мыслей и поведений. Поэтому можно сказать, что Родитель, Взрослый и Ребенок являются не вещами, а названиями.

В практике ТА об эго-состояниях часто говорят так, как будто бы мы ими обладаем. Можно услышать следующие высказывания: «Мой Ребенок хочет повеселиться» или «У тебя сильный Взрослый». Проблема подобного употребления слов заключается в том, что мы можем скатиться до признания за эго-состояниями их некоего собственного независимого существования, отдельного от человека, о котором мы говорим. Конечно же, это не так. Дело не в том, что «мой Ребенок» хочет повеселиться. Я хочу повеселиться и, когда я хочу этого, то, возможно, нахожусь в эго-состоянии Ребенка. Дело не в том, что «у меня сильный Взрослый». Скорее всего, я обладаю хорошей способностью делать все так, что это обычно ассоциируется с эго-состоянием Взрослого, как, например, тестирование реальности и оценка вероятности.

В этой книге мы избегаем употребления эго-состояний в смысле вещей и предлагаем вам делать то же самое.

Сверхупрощенная модель.После того, как книга Э. Берна «Игры, в которые играют люди» стала бестселлером в середине шестидесятых годов, ТА стал частью «популярной психологии». Некоторые авторы и специалисты ТА пошли по пути коммерческого успеха и исказили оригинальные идеи Берна. Они делали упор на наиболее понятных разделах ТА и опускали те аспекты, которые требовали глубокого размышления и пристального наблюдения. Именно в этот период и появилась сверхупрощенная версия модели эго-состояний. Эта упрощенная модель все еще продолжает существовать. Именно она лежит в основе бесконечного взаимного непонимания среди сторонников ТА и специалистов из других областей.

Кратко рассмотрим сверхупрощенную модель. Мы не советуем вам ее использовать. Останавливаемся на ней лишь потому, что вы, возможно, столкнетесь с ней в некоторых ранних работах по ТА.

О чем говорит сверхупрощенная модель? Она просто утверждает: «Когда я мыслю, я во Взрослом. Когда я чувствую, я в Ребенке. Когда я делаю оценочные суждения, я в Родителе». Вот и все! Неудивительно, что специалисты из других областей, услышав об этой модели как основе ТА, спрашивают в замешательстве: «И это все?».

Познакомившись в этой главе с тем, что на самом деле представляет из себя модель эго-состояний, вы, возможно, усомнитесь в том, есть ли вообще сходство между сверхупрощенной и подлинной моделью. Сходство есть. Сверхупрощенная модель предлагает некоторые типичные моменты каждого эго-состояния, опуская другие важные характеристики модели. Рассмотрим крупицы правды в сверхупрощенной модели. Известно, что когда я в эго-состоянии Взрослого, то реагирую на «здесь и теперь», используя все возможности взрослого человека. Обычно они подразу­мевают какой-то способ решения проблем. Я склонен ощущать себя думающим. Если я перейду в Ребенка, то стану проигрывать поведения, чувства и мысли из моего детства. Дети, особенно маленькие, оценивают мир в основном с позиции чувств. Следовательно, когда я в Ребенке, то буду по большей части ощущать себя чувствующим. Когда я в Родителе, то копирую поведения, мысли и чувства своих родителей или парентальных фигур. Большую часть времени в Родителе я буду поступать так, как они, т.е. решать, что следует делать.

Таким образом, сверхупрощенная модель дает нам основы для определения наших эго-состояний: во Взрослом я буду часто думать, в Ребенке — часто чувствовать, а в Родителе — часто делать оценочные суждения.

Однако эти элементы не позволяют нам полностью описать каждое отдельное эго-состояние. Сверхупрощенная модель не учитывает того, что я могу и думать, и чувствовать, и делать оценочные суждения в любом из трех эго-состояний. Более серьезная ошибка сверхупрощенной модели заключается в том, что она ничего не говорит о временных рамках эго-состояний. Берн подчеркивал, что Родитель и Ребенок являются эхом прошлого. В Ребенке я проигрываю поведения, мысли и чувства моего детства. В эго-состоянии Родителя я проигрываю поведения, мысли и чувства, которые перенял в прошлом у моих родителей или парентальных фигур. Лишь во Взрослом я реагирую на ситуацию со всем моим настоящим потенциалом взрослой личности.

Этим кратким изложением заканчиваем разбор сверхупрощенной модели. С этого момента в нашей книге мы придерживаемся ориги­нальной трактовки модели эго-состояний Берна.

 

Глава 3.Функциональный анализ эго-состояний

В этой и следующей главе рассмотрим более подробные варианты модели эго-состояний, которые анализируют эго-состояния в терминах структуры или функции.

Структурная модель показывает, что из себя представляет каждое эго-состояние. Функциональная делит эго-состояния на части, чтобы показать, как мы их используем:

структура = «что» = содержание; функция = «как» = процесс.

Функциональная модель более понятна, поэтому рассмотрим ее в первую очередь (см. рис. 3.1).

 

Рис. 3.1. Функциональный анализ эго-состояний

Адаптивный Ребенок и Свободный Ребенок.Представьте себе, что я нахожусь в эго-состоянии Ребенка. Я поступаю, думаю и чувствую, как в детстве. Когда я был ребенком, то в течение длительного времени адаптировался к требованиям родителей или парентальных фигур. Для того чтобы нормально жить, я научился быть вежливым с соседями, хотя, возможно, они мне не очень-то и нравились. Когда я хотел высморкаться, то пользовался носовым платком, а не рукавом, хотя рукавом было удобнее. Очень рано в жизни я понял, что отцу больше нравлюсь спокойным, поэтому, когда он был поблизости, я вел себя тихо. Матери нравилось, когда я смеялся, и не нравилось, когда плакал и сердился. Поэтому, когда я был с матерью, то большую часть времени смеялся, даже тогда, когда мне было грустно и хотелось плакать или когда я сердился и хотел накричать на нее.

Теперь, будучи взрослым, я часто проигрываю эти способы поведения, которым следовал в детстве, чтобы оправдать ожидания родителей. Когда я поступаю подобным образом, то нахожусь в части Адаптивного Ребенка моего эго-состояния Ребенка.

В детстве были случаи, когда я восставал против этих правил и ожиданий, которые мои родители, возможно, навязывали мне. Когда отец поворачивался спиной, я корчил рожи маленькой соседской девочке. А иногда, когда оставался один, я хорошенько сморкался в рукав просто потому, что мне надоело пользоваться носовым платком. Временами мне было так плохо от того, что надо постоянно смеяться в присутствии матери, что я хмурился весь день. Когда я поступал подобным образом, то восставал против правил моих родителей. Вместо того, чтобы адаптироваться к их ожиданиям, я старался изо всех сил сделать все наоборот.

Во взрослой жизни я иногда продолжаю восставать подобным образом. Часто могу и не осознавать, что мое поведение является бунтом. Когда босс дает мне трудную работу, я могу обнаружить, что у меня нет времени, чтобы закончить работу в срок. На самом деле у меня ровно столько же времени, сколько и у других: двадцать четыре часа в сутки. Говоря боссу о том, что не выполнил задания, я, возможно, испытываю необъяснимое удовлетворение: «Вот так-то!». В четыре года я испытывал подобное чувство бунтарского удовлетворения, когда мать не могла заставить меня съесть последнюю ложку каши. Бунтуя подобным образом, я все еще следую детским правилам. Следовательно, все еще нахожусь в эго-состоянии Адаптивного Ребенка.

Некоторые ранние авторы ТА изображали бунтарство отдельным эго-состоянием, которое они называли Бунтующим Ребенком. В современных источниках также можно встретиться с этим термином. В нашей книге мы будем рассматривать бунт как часть набора поведений Адаптивного Ребенка.

Иногда в детстве я поступал вопреки родительским требованиям. В этом случае не адаптировался к ожиданиям родителей и не бунтовал против них. Я просто вел себя так, как хотел. Когда моя кошка сдохла, я плакал, потому что расстроился. Когда моя маленькая сестренка толкнула меня, я рассердился и тоже толкнул ее. Когда я, уже взрослым человеком, нахожусь в эго-состоянии Ребенка, то иногда веду себя так же свободно, как в детстве. В этом случае я нахожусь в части Свободного Ребенка моего эго-состояния Ребенка. Иногда для описания этой части эго-состояния используется термин Естественный Ребенок.

Таким образом, функциональная модель эго-состояния Ребенка подразделяется на Адаптивного и Свободного Ребенка (см. рис. 3.1).

Позитивный и негативный Адаптивный Ребенок. Будучи взрослыми, мы все много времени находимся в Адаптивном Ребенке, следуя тысячам правил о том, как жить и быть принятым в этом мире. В повседневной жизни мы сознательно не задумываемся об этих правилах: прежде чем перейти улицу, я смотрю налево и направо, поступая так, как советовал мне отец и учитель, когда я впервые самостоятельно пошел в школу. Когда во время обеда я прошу овощей, то говорю «пожалуйста». В детстве меня приучили к этому и я усвоил истину о том, что иначе люди могут посчитать меня невоспитанным и оставить без овощей. В подобных случаях поведение нашего Адап­тивного Ребенка работает на нас. Поэтому мы часто без труда достигаем желаемого для себя и других людей, сохраняя большое количество умственной энергии. Вообразите, что было бы, если бы каждый раз, садясь за стол, надо было бы думать о правилах поведения! Описывая эти способы поведения нашего Адаптивного Ребенка, мы имеем в виду позитивного (или ОК) Адаптивного Ребенка.

И наоборот, мы находимся в негативном (или не ОК) Адаптивном Ребенке, когда проигрываем детские паттерны поведения, которые более не соответствуют нашей взрослой ситуации. Возможно, будучи ребенком, я обнаружил, что самый лучший способ привлечь внимание отца или матери — дуться на них. И сейчас, будучи взрослым, я могу иногда дуться в надежде получить желаемое. В этом случае я не использую свою возможность выбирать, прямо попросив то, чего хочу. Возможно, в детстве я решил, что «высовываться» перед другими людьми небезопасно. Например, меня отшлепала мать за то, что «выставляюсь». Может быть, сверстники дразнили меня, когда я читал стихотворение в классе. И сейчас, будучи взрослым, если меня попросят выступить перед людьми, я могу покраснеть, начать заикаться и мямлить, при этом смущаясь и думая: «Я никудышный оратор!». На самом деле я совершенно свободно могу выступить перед людьми без всякого риска.

Все мы иногда проявляем паттерны поведения негативного Адап­тивного Ребенка. Далее вы узнаете почему. Цель изменения личности в ТА заключается в замене этих старых неэффективных паттернов на новые, которые полностью используют наши возможности выбора как взрослых людей.

Позитивный и негативный Свободный Ребенок. Поведения Свободного Ребенка можно также классифицировать как позитивные (ОК) и негативные (не ОК). Фраза «я в Свободном Ребенке» означает, что я веду себя, не обращая внимания на родительские правила или ограничения. Иногда они могут быть полезными для меня как взрослого человека и поэтому классифицируются как позитивные. Предположим, что в детстве я решил приспособиться к своим родителям, никогда не показывая, что сержусь. Во взрослой жизни я могу, не осознавая этого, следовать той же самой стратегии. Затаив гнев, я буду испытывать напряжение. Однако можно снять этот стресс, выразив свое чувство гнева. Например, ударяя неистово по подушке, я «выплеснул» энергию Свободного Ребенка, которую сдерживал в течение всех этих лет. После этого я, возможно, буду чувствовать себя лучше. Подобным образом многие из нас вступают во взрослую жизнь, продолжая сдерживать невыраженные чувства Ребенка, такие, как грусть, боязнь, потребность в ласке. Когда мы выражаем эти эмоции, то используем позитивное поведение Свободного Ребенка.

В ряде случаев поведение Свободного Ребенка явно негативно. Если я громко икаю на торжественном обеде, то удовлетворяю этим мои нецензурированные желания Ребенка. Однако было бы лучше, если бы я сдержал икоту. В более серьезной ситуации я могу проявить поведение негативного Свободного Ребенка, когда на полной скорости еду на мотоцикле по дороге с очень интенсивным движением, подвергая опасности свою жизнь и жизнь других людей.

Упражнение. Вспомните последние двадцать четыре часа. Отметьте случаи, когда вы были в позитивном Адаптивном Ребенке. Каким было ваше поведение в каждом случае? Можете ли вы вспомнить, какие детские ситуации вы проигрывали? Проделайте то же самое для случаев, когда вы были: в негативном Адаптивном Ребенке; в позитивном Свободном Ребенке; в негативном Свободном Ребенке. За одну минуту напишите слова, которыми, на ваш взгляд, можно описать кого-либо из ваших знакомых в позитивном Адаптивном Ребенке. Проделайте то же самое для описания: негативного Адаптивного Ребенка; позитив­ного Свободного Ребенка; негативного Свободного Ребенка.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 272.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...